Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика использования социально-психологического тренинга как средства формирования навыков принятия управленческих решений
Само понятие «тренинг» (от англ. trailung — воспитание, обучение, подготовка) вошло в русский язык лишь в последние десятилетия. До этого примерно в этом же значении у нас использовался термин «тренировка». И сегодня между этими двумя тесно взаимосвязанными понятиями не всегда проводят различие, употребляют их как синонимы. Однако в психологии и ряде других областей науки и практической деятельности термин «тренинг» приобрел свою специфику и обычно связывается не с любыми упражнениями (тренировкой), а лишь с комплексом упражнений, осуществляемых по специальной методике, разработанной на научной основе. Тренинг (в отличие от обычных упражнений и аутотренинга) осуществляется под руководством квалифицированного специалиста. Тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности трудовой (и иной) деятельности [7]. Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются [5]: 1) в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний; 2) для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии. В большей степени уделяют внимание рассмотрению группового тренинга в его втором значении. Социально-психологический тренинг определяется как "область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении". [5]. Групповой психологический тренинг не сводится только к социально-психологическому. Область его применения значительно шире, чем у последнего, и отнюдь не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компетентности. В настоящее время в литературе и практической работе термин "тренинг" трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Расширение границ использования понятия "тренинг" связано, прежде всего, с увеличением диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитие компетентности в общении). Так, целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов. Тренинговые методы находятся на стыке психотерапии, обучения и психокоррекции. Вследствие этого цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов. Разнообразие целей, кроме того, связано с обилием резко различающихся подходов к пониманию тренинга. Вместе с тем, опираясь на мнение известных специалистов, выделим общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы [28]: · исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении; · улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья; · изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми; · развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений; · содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха. Чаще всего рассмотрение тренинговых групп происходит с позиций цели развития самосознания. Трудности оценки эффективности СПТ можно объяснить рядом причин [25]. 1. Развиваясь эмпирически, СПТ вбирал в себя опыт групповой работы, бихевиоральной терапии, методов ускоренного обучения и т. п., что не всегда теоретически обосновывалось. 2. На программы тренинга оказывали воздействие ряд факторов, а именно: психологическая школа разработчиков, культура страны, специфические цели и задачи тренинга и многие другие факторы. Соответственно разные виды тренинга нужно исследовать отдельно. 3. Возникнув из практической необходимости, СПТ давал положительные результаты, однако механизмы их достижения оставались неясными. 4. В соответствии с целями и задачами той или иной формы тренинга участие в СПТ может оказывать разное влияние на человека: может затронуть внутреннюю организацию личности, то есть окажет глубокое воздействие или повлияет лишь на поведение человека. Это вызывает необходимость комплексной оценки эффектов СПТ. 5. Оценка эффективности СПТ осложняется также тем, что оказанное на личность воздействие может проявиться не сразу после тренинга, а через какое-то время. Таким образом, нужна отсроченная оценка эффектов СПТ. 6. Не все происшедшие с участниками СПТ изменения осознаются ими самими, но могут быть определены окружающими их людьми, поэтому самооценка должна быть дополнена групповыми и экспертными оценками эффектов СПТ. 7. Кроме того, эффекты СПТ не обязательно приводят к повышению эффективности профессиональной деятельности, поскольку на использование эффектов тренинга влияют социальные и другие факторы. Таким образом, при оценке эффективности СПТ нужно придерживаться следующих принципов [25]: 1) критерии должны отражать цели, задачи и методы тренинга; 2) критерии должны характеризовать комплекс эффектов, достигаемых с помощью тренинга; 3) измерение эффектов тренинга нужно производить и непосредственно после его проведения, и отсроченно; 4) следует использовать как субъективные оценки участников, так и объективные показатели изменений в поведении и деятельности. Вышеописанные трудности оценки эффективности СПТ так или иначе преодолевались разными исследователями. К примеру, Г. А. Ковалев изучал перцептивные характеристики в процессе СПТ в «группах встреч» с помощью методики СДФ («Семантический дифференциал»). Некоторые социально-перцептивные характеристики, а также некоторые рефлексивные компоненты процесса социальной перцепции изучались в группах интенсивного общения Ю. М. Жуковым и Т. Б. Седовой (1978) с помощью методики Т. Лири и методики межличностной диагностики, разработанной Ю. М. Жуковым и Д. И. Рейманом. М. Форверг рассматривал изменение поведения участников СПТ с применением видеотехники. Эстонские психологи изучали эффективность своего СПТ с помощью опросника Кэттела, методики Люшера, методики на определение изменений в поведении М. Форверга по показателям, связанным с трудом; по оценкам начальников, коллег, инструкторов; по выполнению тестовых упражнений. Л. А. Петровская использовала метод самоотчетов в свободном неформализованном виде [25]. Как видно, представители разных школ — московской, эстонской, немецкой — изучали СПТ своего направления несовпадающими способами, что, видимо, определяется спецификой тренинга каждой школы, ее целями и задачами. Полученные результаты (чаще всего статистически недостоверные) указывают на недостаточную чувствительность выбранных методикдля измерения эффектов СПТ. Кроме того, немногими рассматривался отсроченный эффект СПТ, на важность которого указывал Ю. Н. Емельянов. Сформулируем основные требования, обеспечивающие эффективность обучения руководителей по предложенной системе [5]: 1. Дифференциация контингента обучающихся по отраслям и должностям; 2. Этапность подготовки, с включением: - теоретических занятий (лекционный метод), - практических занятия по выработке умений и навыков (активные методы обучения: деловые игры, социально-психологический тренинг); 3. Комплексность подготовки за счет включения дисциплин по: экономике, маркетингу, менеджменту, психологии личности, социальной психологии групп и общения, психологии управления и организационному поведению и др.; 4. Активность обучающихся, которая обеспечивается: - ограничением численности обучающихся в группе (10-15 чел.); - преобладаниемпрактическихзанятийнадтеоретическими; - использованием игровых и активных методов обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии); - предоставлением обучающимся возможности вносить изменения в программу обучения для удовлетворения их интересов, решения производственных или личных проблем участников; - повышением ответственности обучающихся за процесс обучения, что обусловливается в свою очередь повышением мотивации к обучению; 5. Интенсивность обучения, которая достигается благодаря использованию [5]: - закономерностей групповой динамики; - элементов функциональной музыки, аутогенной тренировки, психологических приемов для снятия эмоционального напряжения, чувства усталости (например, спортивные паузы); - чередования методических приемов через 1,5-2 часа; - заинтересованности в обучении (возможность решить личные и производственные проблемы); 6. Комплексность воздействия на обучающихся, которая обеспечивается воздействием на различные уровни функционирования психики: - когнитивный уровень: получение новых знаний, информации о себе, о других людях, о более конструктивных способах и методах управленческой деятельности; - эмоциональный уровень: переживания по поводу собственной несостоятельности в некоторых аспектах деятельности, приобретение эмоционального опыта в группе коллег, осознание эмоциональных переживаний, повышение самоконтроля эмоций, достижение спонтанности, естественности в эмоциональных проявлениях и др.; - поведенческий уровень: тренировка, экспериментирование, приобретение новых приемов и способов поведения, их закрепление; - личностный уровень: коррекция отношений к себе, к другим людям, изменение установок, личностных особенностей, мешающих эффективному общению, оптимальной деятельности; 7. Разнообразие методологических подходов и методических приемов предполагает использование [31]: - лекций; - социально-психологического тренинга; - деловых игр; - различных форм групповых дискуссий; - групповых форм принятия решений; - Балинтовских сессий для решения проблем; - групповой личностно-ориентированной психотерапии/ психокоррекции; - тренинга сензитивности; - фуппанализа; - психодрамы; - психорисунка; - психогимнастики; - индивидуальных консультаций; D психоанализа; - психодиагностики; - аутогенной тренировки и др.; 8. Гибкость, подразумевающая изменение программы обучения с учетом различных факторов [5]: - возможностей организации (финансовые, временные и другие ресурсы); - контингента обучающихся; - текущих проблем, стратегии организации; - ожиданий, интересов и потребностей обучающихся. Высокая эффективность обучения руководителей с использованием такого подхода по специально разработанной программе была уже доказана. Итак, тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности трудовой (и иной) деятельности. Труд руководителя независимо от его уровня (низшее, среднее или высшее звено), требует, с одной стороны, профессиональной компетентности: знаний и умений в своей сфере деятельности; а с другой стороны – социально-психологической компетентности: знаний в области психологии личности, коллектива, обшения, управления и умений понимать себя, других людей, межличностные отношения и ситуации; умений исполь-вать средства общения, прогнозировать развитие межличностных ношений, ситуаций. Социально-психологическая компетент-кть — основа для развития управленческих умений [28]. Говоря о социально-психологической комтентности руководителя следует учитывать ряд аспектов. 1. Руководитель: включает знание, понимание и осознание себя (своих свойств личности, мотивов, особенностей поведения, способностей, возможностей и т. д.). 2. Подчиненный: включает понимание своих подчиненных (их особенностей характера, поведения, мотивов, способностей, возможностей и т. д.). 3. Группа: включает знание, понимание и осознание групповых процессов, закономерностей, феноменов, динамических и структурных характеристик группы подчиненных. 4. Коммуникация: включает знание, понимание и осознание процессов взаимодействия руководителя с отдельными подчиненными; между подчиненными. 5. Взаимодействие с группой: включает знание, понимание и осознание способов коммуникации, воздействия на группу подчиненных для достижения целей организации. 6. Прогнозирование: включает знание, понимание и осознание влияния собственного стиля, способов коммуникации на отдельного подчиненного или на группу подчиненных. 7. Применение: использование всех полученных знаний, умений в своей управленческой деятельности при решении конкретных задач управления персоналом в целях достижения целей организации [28]. В основе формирования, развития и совершенствования социально-психологической компетентности лежат программы тренинга руководящих кадров, подготовки и переподготовки руководителей. Возможные программы тренинга могут быть направлены на три условных уровня: 1) уровень психических процессов, 2) уровень межличностных взаимодействий, 3) внутриличностный уровень [5]. Каждый уровень в свою очередь может быть разбит на высший и низший подуровни. На основании подобной классификации мы получаем следующие уровни или виды тренинга. Первый уровень СПТ: «Психические процессы» Этот уровень, или вид, тренинга направлен на развитие когнитивных психических процессов: внимания, памяти, восприятия, представления, воображения, мышления, а также эмоций. На низшем подуровне можно осуществлять: - психодиагностику; - некоторое развитие элементарных сенсорных, перцептивных процессов и сенсомоторных реакций; - теоретическое изучение сущности процессов ощущения, восприятия, внимания, памяти, их механизмов и свойств; - раскрытие индивидуальных потенциалов в освоении новых приемов получения сенсорной информации из окружающей среды и из собственного тела; - изучение мнемических приемов запоминания информации и т. д. На высшем подуровне представляется целесообразным развитие представления, воображения, мышления. К этому уровню можно отнести и развитие креативности, хотя, строго говоря, на способность к творчеству влияют и личностные особенности. Поэтому развитие креативности включает и внутриличностный уровень тренинга. Если креативность личности руководителя блокируется межличностными проблемами, то программа должна включать межличностный уровень тренинга [42]. Обучение должно охватывать три основные сферы психики человека: - когнитивную: получение знаний на теоретическом уровне; - эмоциональную: человек лучше запоминает ту информацию, которая переживается эмоционально, пропускается через себя, что невозможно без затрагивания мотивационной сферы человека; - поведенческую: освоение новых поведенческих паттернов, реакций. Деление процесса обучения на три компонента, хотя и довольно условное, применялось в разрабатываемых нами программах. В качестве методик обучения на первом уровне могут быть использованы различные психотехнические упражнения. Этот уровень подготовки руководителей представляется очень важным для управленческой деятельности. Здесь открываются колоссальные резервы человеческой психики, не использованные ранее возможности. Обучение на первом уровне должно проходить с преобладанием активных методов на основе психологического тренинга в небольшой группе (10—12 человек) втечение 3—5 дней интенсивной работы (6—8 часов) в расчете на каждую программу. Исходя из целей обучения, программы могут быть комбинированными, включать низший и высший уровни [42]. На успешность тренинга когнитивной сферы руководителей будет влиять эмоциональный фон. Это, во-первых, атмосфера в группе, позволяющая чувствовать себя в безопасности. Во-вторых, внутриличностное эмоциональное состояние участников. Известно, что зависимость между интеллектом (который измерялся с помощью 1Q) и тревожностью носит характер инвентированной U-образной кривой. Это означает, что для высокой эффективности интеллектуальной деятельности достаточно среднего уровня тревоги или напряжения. Слишком слабое или избыточное напряжение будет блокировать деятельность интеллекта. Вот почему так важно создавать комфортные условия для тренинга, снимать излишнее внутреннее напряжение у участников. Развитие когнитивной сферы, таким образом, не может идти в отрыве от развития эмоциональной сферы [35]. В связи с этим добавляются такие задачи развития эмоциональной сферы, как: - осознание переживаемых актуальных чувств, эмоций, - снятие излишнего эмоционального напряжения, - изменение собственного эмоционального состояния и др. Для достижения перечисленных задач можно использовать элементы аутогенной тренировки; функциональную музыку; упражнения, базирующиеся на гештальт-психологии [5]. Второй уровень СПТ: «Межличностный» На наш взгляд, межличностный уровень тренинга в основном должен затрагивать сферу общения, взаимодействия руководителя с разными людьми, группами. На низшем подуровне решаются следующие задачи: - развитие умений более разнообразного проявления эмоциональных реакций; - самодиагностика и контроль эмоциональной сферы; - «считывание» информации об эмоциональном состоянии, переживании собеседника (собеседников) по невербальным проявлениям; - установление контакта, поддержание его в процессе общения с одним собеседником, с группой; - освоение приемов общения в эмоционально насыщенной или конфликтной ситуации, снижение эмоционального напряжения у собеседника; - овладение техниками нерефлексивного слушания; - изучение приемов получения информации, техник активного слушания, - обучение приемам передачи информации; - обучение способам конструктивного спора, аргументирования своей точки зрения и убеждения собеседника. Высший подуровень предполагает, что можно повысить сензитивность к межличностным отношениям: - научиться более глубоко понимать других людей, их эмоциональные переживания, их мотивы, интересы, потребности и ценности; - научиться осознавать собственные эмоции, чувства, возникающие по отношению к другим людям; - адекватновосприниматьдругихлюдейисамогосебявсфере общения; - приобретать навыки адекватного реагирования, поведения в условиях общения; - научиться прогнозировать развитие межличностных отношений [30]. В обучении межличностный уровень основывается на активных методах: на социально-психологическом тренинге общения, тренинге активного слушания или тренинге коммуникативных навыков; на тренинге сензитивности с элементами психогимнастики, психодрамы, психорисунка; на группанализе. Этот уровень включает также управленческую часть, где решаются задачи овладения [5]: - навыками публичного выступления, самопрезентации; - стратегиями и навыками ведения групповых дискуссий по решению проблемы; - различными методами группового решения проблем, к которым относятся Балинтовский метод, мозговой штурм, дискуссия с разделением функций и др.; - стратегиями и техниками разрешения конфликтных ситуаций; - стратегиями и техниками ведения переговоров; - стратегиями и способами мотивирования; - стратегиями и приемами использования власти; О стратегиями и приемами поощрения, похвалы; - стратегиями и приемами конструктивной критики. Перечисленные задачи выполняются с помощью социально-психологического тренинга по специально разработанным программам, деловых игр в условиях малой группы. Группы лучше комплектовать с учетом должностного уровня, с тем чтобы они были гомогенными по этому параметру и гетерогенными по половому и возрастному признакам. На этом уровне обучения могут помочь и существенно улучшить качество занятий видеомагнитофон, специально оборудованная комната. Особые требования к ведущему возникают в связи с расширением круга задач. Ожидается, что ведущий является специалистом в области группанализа и менеджмента одновременно. Важен и опыт работы в группах в рамках групповой психотерапии или тренинга сензитивности. Отсутствие необходимых знаний, опыта и квалификации у ведущего приведет к снижению эффективности тренинга межличностного уровня [30]. Третий уровень СПТ: «Внутриличностный» Включает задачи, касающиеся личности руководителя. Некоторые из этих задач в той или иной мере уже рассматривались на предыдущих уровнях. Низший подуровень включает следующие аспекты: - выяснение или прояснение руководителем мотивов собственной деятельности, выбора профессии; - самодиагностику и саморегулирование эмоционального состояния; - достижение адекватного восприятие себя, позитивного отношения к себе; - определение уровня самооценки, притязаний; - достижение адекватного уровня самооценки и др. На высшем подуровне производится коррекция поведенческих реакций, стереотипов, личностных особенностей эмоционального реагирования, общения с людьми; анализ внутренних личностных проблем, конфликтов и осознание причин возникновения некоторых соматических расстройств и др. Основными методами работы с руководителями на этом уровне можно считать тренинг сензитивности и тренинг личностного роста, а также работу в группаналитически ориентированной группе (для здоровых). На групповых сессиях можно использовать психогимнастику, психодраму, психорисунок и групповую дискуссию в свободной форме, а также другие техники. Очень эффективна работа в малых группах. Возможны варианты интенсивной (5 дней по 8 часов) и более продолжительной программы (по 1,5 часа в течение 2-3-месяцев и более, до 1-2 лет). Для повышения эффективности тренинга руководителей на внутриличностном уровне ведущему необходимы знания основ теории психоанализа, группанализа и опыт работы в рамках этих теорий [21]. Date: 2016-05-23; view: 1023; Нарушение авторских прав |