Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изображений у детей с очаговыми поражениями мозга





Анализ полученных нами фактов показал, что на­рушения зрительного предметного гнозиса у детей, так же как и у взрослых больных, возникают только при определенных локализациях патологического про­цесса в мозге. Эти нарушения никогда не наблюда­лись нами при субтенториальных поражениях, но часто имели место при поражениях больших полу­шарий мозга, причем, в за;исимости от локализации очага в правом или левом полушарии структура зрительно-пространственных расстройств у детей была различгой.

При поражениях правого полушария на первый план выступали нарушения узнавания реалистичес­ких предметных изображений и сюжетных картин по типу фрагментарности восприятия и элементов игнорирования левой части зрительного поля.

При поражениях левого полушария нарушения зрительного узнавания обнаруживались, главным образом, при предъявлении схематических, нало­женных и перечеркнутых изображений и носили ха­рактер трудностей выделения «фигуры из фона». Для больных этой группы типичны были оптико-мнсс-тические нарушения в виде забывания названий зрительно предъявляемых предметов и изобра­жений.

 

Таким образом, симптомы зрительных гности­ческих расстройств при односторонних поражениях головного мозга у детей во многом соответствуют опи­санным в литературе нарушениям у взрослых большее (Е.П.Кок, 1967; А.Р.Лурия, 1969).

Анализ частоты и степени выраженности этих нарушений у детей разных возрастных групп пока­зал, что роль правого и левого полушарий в органи­зации процессов предметного восприятия изменяется в онтогенезе (рис. 1, А и 1, Б).

В младшей возрастной группе ведущая роль в ор­ганизации предметного гнозиса принадлежит право­му полушарию: при поражении правого полушария у детей 5—7 лет наблюдаются грубые расстройства зри­тельного восприятия, обнаруживаемые при предъяв­лении даже реалистических изображений, В то же время поражения левого полушария в этом возрасте обычно не приводят к выраженным гностическим дефектам. По мере развития ребенка значение левого полушария в мозговой организации предметного восприятия уве­личивается и у больных старшей возрастной группы (14—16 лет) поражения левого полушария сопровож­даются отчетливыми нарушениями узнавания пред­метных изображений (рис. 1, А). Обратная динамика наблюдается при анализе результатов исследования детей с поражениями правого полушария: частота и выраженность гностических расстройств при локали­зации патологического очага в правом полушарии мозга у детей снижаются с возрастом (рис. 1, Б). Результатом действия этих двух разнонаправленных тенденций яв­ляется изменение мозговой организации зрительного предметного восприятия: отчетливо выступающее до­минирование правого полушария нивелируется с воз­растом, а роль левого полушария увеличивается, так что в старшей возрастной группе детей частота И выра­женность зрительных дефектов при поражении право­го в левого полушарий становятся примерно равными.

Изменение мозговой организации процессов оп­тического предметного гнозиса в онтогенезе обуслов­лено, по-видимому, изменением их психологического строения; с возрастом в структуру перцептивного акта, кроме непосредственных, чисто образных компо­нентов, все в большей степени включаются катего­ризация и вербальный анализ чувственного опыта (Дж.Брунер, 1977; ЛЛ.Венгер, 1969).

При сопоставлении частоты и степени выражен­ности нарушений предметного гнозиса у детей раз­ных возрастных групп обнаружилось, что В процессе

онтогенеза изменяется не только межполушарная, но и внутриполушарная организация зрительного восприятия. У детей 5—7 лет при локализации пато­логического процесса в задних и в передних отделах левого полушария не наблюдается существенных раз­личий в выраженности зрительных дефектов. Но с возрастом происходит четкое увеличение частоты и степени выраженности оптических нарушений при поражении теменно-затылочных отделов левого полушария, в то время как при поражении лобно-височных зон изменения этих показателей являются незначительными. У детей с правополушарной Ло­кализацией очага наблюдается иная закономерность. уже в дошкольном возрасте расстройства предмет­ного гнозиса особенно отчетливы при поражениях задних отделов правого полушария, хотя и пораже­ния лобно-височных областей в 5—7 лет приводят к грубым нарушениям зрительного восприятия. С воз­растом доминирование теменно-затылочных зон пра­вого, также как и левого полушария, становится еще более очевидным

В отличие от взрослых больных, нарушения зри­тельного гнозиса у детей нередко возникают дри поражениях не только кортикальных, но и стволово-диэнцефальных структур мозга. У многих больных этой группы обнаруживаются грубейшие зрительные дефек­ты по типу фрагментарности восприятия предметных изображений, нарушений симультанного гнозиса и недостаточности наглядного контроля. Все эти нару­шения выступают на фоне сохранности речевых и оп-тико-мнестичееких функций- Характер гностических нарушений при поражениях ствол оро-диэнцефальных структур у детей напоминает картину зрительных рас­стройств при поражениях правого полушария. Анализ показателей частоты и выраженности этих расстройств при поражениях стволово-диэнцефальных структур мозга у детей разных возрастных групп показал, что наиболее грубые дефекты зрительного гнозиса имели место у 5—7-летних детей; в более старших возрастных группах наблюдалось снижение этих показателей, и в 14—16 лет поражения этих структур вызывали лишь очень незначительные нарушения предметного восприятия (рис. 1, В).


Полученные результаты позволяют сделать вы­вод о том, что на ранних возрастных этапах стволо-во-диэниефальные структуры мозга принимают участие в обеспечении процессов оптического гно­зиса, но с возрастом ведущая роль в организации

этих процессов переходит к «гностическим» зонам корн больших полушарий.

II. нарушения оптико-конструктивной







Date: 2016-05-13; view: 377; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию