Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изображений у детей с очаговыми поражениями мозга
Анализ полученных нами фактов показал, что нарушения зрительного предметного гнозиса у детей, так же как и у взрослых больных, возникают только при определенных локализациях патологического процесса в мозге. Эти нарушения никогда не наблюдались нами при субтенториальных поражениях, но часто имели место при поражениях больших полушарий мозга, причем, в за;исимости от локализации очага в правом или левом полушарии структура зрительно-пространственных расстройств у детей была различгой. При поражениях правого полушария на первый план выступали нарушения узнавания реалистических предметных изображений и сюжетных картин по типу фрагментарности восприятия и элементов игнорирования левой части зрительного поля. При поражениях левого полушария нарушения зрительного узнавания обнаруживались, главным образом, при предъявлении схематических, наложенных и перечеркнутых изображений и носили характер трудностей выделения «фигуры из фона». Для больных этой группы типичны были оптико-мнсс-тические нарушения в виде забывания названий зрительно предъявляемых предметов и изображений.
Таким образом, симптомы зрительных гностических расстройств при односторонних поражениях головного мозга у детей во многом соответствуют описанным в литературе нарушениям у взрослых большее (Е.П.Кок, 1967; А.Р.Лурия, 1969). Анализ частоты и степени выраженности этих нарушений у детей разных возрастных групп показал, что роль правого и левого полушарий в организации процессов предметного восприятия изменяется в онтогенезе (рис. 1, А и 1, Б). В младшей возрастной группе ведущая роль в организации предметного гнозиса принадлежит правому полушарию: при поражении правого полушария у детей 5—7 лет наблюдаются грубые расстройства зрительного восприятия, обнаруживаемые при предъявлении даже реалистических изображений, В то же время поражения левого полушария в этом возрасте обычно не приводят к выраженным гностическим дефектам. По мере развития ребенка значение левого полушария в мозговой организации предметного восприятия увеличивается и у больных старшей возрастной группы (14—16 лет) поражения левого полушария сопровождаются отчетливыми нарушениями узнавания предметных изображений (рис. 1, А). Обратная динамика наблюдается при анализе результатов исследования детей с поражениями правого полушария: частота и выраженность гностических расстройств при локализации патологического очага в правом полушарии мозга у детей снижаются с возрастом (рис. 1, Б). Результатом действия этих двух разнонаправленных тенденций является изменение мозговой организации зрительного предметного восприятия: отчетливо выступающее доминирование правого полушария нивелируется с возрастом, а роль левого полушария увеличивается, так что в старшей возрастной группе детей частота И выраженность зрительных дефектов при поражении правого в левого полушарий становятся примерно равными. Изменение мозговой организации процессов оптического предметного гнозиса в онтогенезе обусловлено, по-видимому, изменением их психологического строения; с возрастом в структуру перцептивного акта, кроме непосредственных, чисто образных компонентов, все в большей степени включаются категоризация и вербальный анализ чувственного опыта (Дж.Брунер, 1977; ЛЛ.Венгер, 1969). При сопоставлении частоты и степени выраженности нарушений предметного гнозиса у детей разных возрастных групп обнаружилось, что В процессе онтогенеза изменяется не только межполушарная, но и внутриполушарная организация зрительного восприятия. У детей 5—7 лет при локализации патологического процесса в задних и в передних отделах левого полушария не наблюдается существенных различий в выраженности зрительных дефектов. Но с возрастом происходит четкое увеличение частоты и степени выраженности оптических нарушений при поражении теменно-затылочных отделов левого полушария, в то время как при поражении лобно-височных зон изменения этих показателей являются незначительными. У детей с правополушарной Локализацией очага наблюдается иная закономерность. уже в дошкольном возрасте расстройства предметного гнозиса особенно отчетливы при поражениях задних отделов правого полушария, хотя и поражения лобно-височных областей в 5—7 лет приводят к грубым нарушениям зрительного восприятия. С возрастом доминирование теменно-затылочных зон правого, также как и левого полушария, становится еще более очевидным В отличие от взрослых больных, нарушения зрительного гнозиса у детей нередко возникают дри поражениях не только кортикальных, но и стволово-диэнцефальных структур мозга. У многих больных этой группы обнаруживаются грубейшие зрительные дефекты по типу фрагментарности восприятия предметных изображений, нарушений симультанного гнозиса и недостаточности наглядного контроля. Все эти нарушения выступают на фоне сохранности речевых и оп-тико-мнестичееких функций- Характер гностических нарушений при поражениях ствол оро-диэнцефальных структур у детей напоминает картину зрительных расстройств при поражениях правого полушария. Анализ показателей частоты и выраженности этих расстройств при поражениях стволово-диэнцефальных структур мозга у детей разных возрастных групп показал, что наиболее грубые дефекты зрительного гнозиса имели место у 5—7-летних детей; в более старших возрастных группах наблюдалось снижение этих показателей, и в 14—16 лет поражения этих структур вызывали лишь очень незначительные нарушения предметного восприятия (рис. 1, В). Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что на ранних возрастных этапах стволо-во-диэниефальные структуры мозга принимают участие в обеспечении процессов оптического гнозиса, но с возрастом ведущая роль в организации этих процессов переходит к «гностическим» зонам корн больших полушарий. II. нарушения оптико-конструктивной Date: 2016-05-13; view: 377; Нарушение авторских прав |