Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детская нейропсихология 6 page






В.В.ЛЕБЕДИНСКИЙ, И.Ф.МАРКОВСКАЯ, К. С.ЛЕБЕДИНСКАЯ, М.Н. ФИШ МАИ, В, Д. ТРУШ КЛИНИКО-НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АНОМАЛИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЯВЛЕНИЯМИ «МИНИМАЛЬНОЙ МОЗГОВОЙ ДИСФУНКЦИИ»1

При разработке принципов и методов клиничес­кого нейропсихологического исследования А.Р.Лурия широко использовал данные нормального детства (1960, 1966, 1979 и др.). Обращение к детству было вполне закономерным, так как сравнительное изу­чение развития и распада дает возможность описать структуру психических процессов и соотнести ее с данными патологии отдельных систем головного мозга.

Указанный принцип исследования был проде­монстрирован А.Р.Лурия, в частности, при анали­зе нарушений письма, обусловленных локальными поражениями мозга (А.Р.Лурия, 1969). Этот анализ включал как описание закономерностей станов­ления психической функции, так и данные о ее рас­паде. Показатели нормального онтогенеза являются одним из важных компонентов построения теории мозговой организации высших психических функ­ций. Не менее важным является распространение принципов и методов клинической нейропсихо­логии на изучение детей с аномалиями психического развития.

Специфика патологии детского возраста заключа­ется в том, что у данного контингента детей наряду с явлениями повреждения, типичными для более по­зднего, постнатального воздействия патогенетических факторов, имеются и разнообразные симптомы недо­развития психических функций, Квалификация этих двух видов нарушений — повреждения или наруше­ния и недоразвития в их отношении к мозговым струк­турам — представляет значительные трудности.

В связи с этим следует рассмотреть некоторые из признаков, позволяющих дифференцировать яв­ления повреждения от явлений недоразвития.

Во-первых, на ранних этапах онтогенеза тенден­цию к повреждению имеют функциональные системы с коротким временным циклом развития, в основном уже сформированные к рождению: это прежде всего подкорковые системы, в том числе подкорковые зве­нья отдельных анализаторных систем. Тенденцию же к недоразвитию под влиянием вредности имеют систе­мы, обладающие более длительным периодом разви­тия (прежде всего под воздействием социальных факторов), морфофизиологическую базу которых со­ставляют сложные третичные поля коры головного мозга.

' А.Р.Лурия и современная психология / Под ред. Е.Д.Хомской, Л.С Цветковой, Б.В.Зейгарник. М.; Изд-во Моск. ун-та, 1982. С.62— 68.

 

Во-вторых, специфическим признаком недораз­вития является его вторичный характер, т.е. недораз­витая функция всегда имеет определенный источник чаще в виде поврежденного базального компонента, имеющего короткий период онтогенетического разви­тия. Другим отличительным признаком вторичного недоразвития является частое присутствие в нем фак­тора культуральной депривации.

С учетом этих соображений мы провели нейро-психологический анализ нарушений психических функций у 100 детей 7—9 лет с так называемой «ми­нимальной мозговой дисфункцией», преимуществен­но связанной с остаточными явлениями поражения ЦНС различного генезиса {внутриутробными, родо­выми и ранними постнатальными, инфекционными, интоксикационными и травматическими вредностя­ми), обучающихся в специальной школе для детей с задержкой психического развития.

Данные неврологического обследования этих де­тей в 83% случаев указывали на органический харак­тер недостаточности нервной системы. При этом в половине наблюдений были выявлены отчетливые признаки очагового поражения ЦНС.

Нейропсихологическое исследование выявило пре­имущественное нарушение систем, имеющих короткий цикл развития. Это прежде всего нарушение тонической основы движений и речевой сензомоторики. Характер нарушений памяти (большее страдание непосредствен­ной, чем смысловой памяти) также можно, по-види­мому, отнести за счет преимущественно подкоркового уровня нарушений. Явления церебрастении, снижение работоспособности, эмоциональная неустойчивость отражали нарушение уровня вегетативно-тонической регуляции.

Вторичные нарушения носили двоякий характер, проявляясь как в недоразвитии отдельных частных пси­хических функций, так и в незрелости произвольных форм поведения.

Сензитивные периоды отдельных высших психи­ческих функций наступали у этих детей с запозданием и проходили в замедленном темпе. К школьному воз­расту наблюдалось недоразвитие тонкой моторики, схемы тела, речевой сензомоторики, фонематического слуха, речевой памяти. Отставание в развитии речи задерживало перестройку на категориальной основе временно-пространственных представлений, а это, в свою очередь, затрудняло усвоение сложных логико-грамматических структур, чтения, письма и счета.


Функциональные системы лобных долей мозга, обеспечивающие регуляцию поведения, страдали, во-первых, в той части, в которой их собственное развитие зависело от нарушенной энергетической основы (явления истощаемости, инертности, им­пульсивности); во-вторых, высшие регуляторные системы задерживались в своем развитии из-за не­доразвития частных психических функций и дефектов речи (речевое программирование, контроль). Соче­тание рсгуляторных и частных нарушений и форми­ровало общую задержку психического развития, которая проявлялась в недоразвитии произвольных форм деятельности.

Клинико-нейропсихологическое исследование позволило выделить две группы детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза.

Первую составили дети, в клинической картине психического состояния которых преобладали черты органического инфантилизма. Эмоционально-волевая незрелость имела очевидный оттенок органической


церебральной недостаточности; пол «живостью» и непосредственностью обнаруживалась легкая эй­фория, под несамостоятельностью — слабость ини­циативы и снижение интереса к деятельности, под «капризностью» — астеническая лабильность настрое­ния и аффекта, В одних случаях речь шла о варианте органического инфантилизма, отнесенном нами к «неустойчивому» типу — с лабильностью эмоций, психомоторной расторможенностью, раздражитель­ностью, повышенной внушаемостью; в других — к «тормозимому» типу (с преобладанием понижен­ного фона настроения, тревожности, ранимости, склонности к тикам, заиканию, другим иеврозопо-добным расстройствам, а также более выраженным церебрастеническим проявлениям).

Нейропсихологическое исследование детей первой группы обнаруживало преимущественно динамический характер нарушений высших психических функций, повышенную истощаемость, недостаточность автома­тизации движений и действий.

Так, при исследовании тонкой моторики ме­тодом проб на динамический праксис трудности автоматизации движений проявлялись и резко усиливались при утомлении. В графических пробах, в том числе в письме, на фоне истощения возни­кал тремор, появлялись макро- и микрография, Фиксация на технической стороне действия приво­дила к нарушению внимания, ошибкам в письме. Легкая недостаточность речевой моторики прояв­лялась в затруднении проговаривания сложных слов. Чтение и счет также были плохо автоматизирова­ны и быстро нарушались при истощении. Наблюда­лись трудности механического запоминания. В то же время при исследовании зрительного гнозиса, кон­структивного праксиса, фонематического слуха яв­ных затруднений не обнаружено.

Регуляторные функции были нарушены в звене контроля. Особенно показательным было выполне­ние конфликтных двигательных заданий типа — по­каз кулака, когда экспериментатор показывает палец и т.п., выполнение которых страдало из-за импуль­сивности, приводящей к ошибочным действиям. Однако при этом дети правильно повторяли инст­рукцию, верно оценивали свои ошибки, Усиление речевого контроля, включение внешних опор при­водили к нормализации действия.


Вторую, более многочисленную группу составили дети, в психическом состоянии которых на первом плане были не признаки незрелости эмоционально-волевой сферы, а аффективные нарушения церебрально-органического характера и энцефалопатические расстройства: церебрастенические и не- врозоподобные, более грубые, чем у детей первой

группы, иногда психопатоподобные, эпилептиформ-ные, апатико-адинамические. Нейропсихологическое исследование детей этой группы также обнаружило более выраженные расстройства. Характер динамических нарушений был иной, чем у детей первой группы: симптомы повышенной лабильности и истошаемости перекрывались инертностью с наличием персевераторных явлений, трудностей переключения. Наряду со стойкими динамическими трудностями наблюдались и первичные нарушения высших психических функций. В пробах на зрительный гнозис отмечалось нарушение восприятия усложненных вариантов предметных изображений, а также букв.

При исследовании тонкой моторики наряду с дина­мическими трудностями, персеверациями наблюдалась тенденция к упрощению программы, т.е. в от­личие от детей первой группы имелись затруднения не только в технической, но и в смысловой организа­ции движений. При исследовании пространственного праксиса часто отмечалась плохая пространственная ориентировка, зеркальность в написании букв. При ис­следовании речевых процессов в большинстве случаев выявлялись недостаточность фонематического слуха и слухо-речевой памяти, негрубые, но стойкие наруше­ния речевой моторики. В ряде наблюдений обращала на себя внимание малая речевая активность с затруд­нениями в построении развернутой фразы.

Таким образом, у детей второй группы обнару­живалась разнообразная локальная патология. Но при этом недостаточность одних корковых функций со­четалась с сохранностью других.

Нарушения регуляции проявлялись не только в звене контроля, как у детей первой группы, но и в звене программирования. Однако положительный эффект повторения инструкции позволяет связать эти нарушения скорее с сензомоторными речевыми трудностями. Таким образом, можно думать, что у детей второй группы регуляторные корковые сис­темы страдают вторично в связи с недостаточностью речи.

Сопоставление данных клинико-нейропсихоло-гического и электрофизиологического обследования позволило вскрыть некоторые нейрофизиологические механизмы наблюдавшихся различий между двумя исследуемыми группами детей.

У детей первой группы в 60% наблюдений ЭЭГ была в пределах возрастной нормы, в 12% случаев наблюдались признаки «незрелости» электрической активности коры и в остальных случаях (28%) дан­ные ЭЭГ указывали на негрубую заинтересованность мезодиэнцефальных структур, что также могло быть в известной мере обусловлено незрелостью корко­вых тормозных механизмов.

Во второй группе нормальная или пограничная с нормой ЭЭГ была зарегистрирована лишь в 21,4% наблюдений. В остальных случаях были выявлены электроэнцефалографические признаки органическо­го поражения мозга, указывающие либо на очаговое поражение отдельных корковых структур, либо на вы­раженную патологию мезодиэнцефальных образова­ний (43%). Картина «незрелости» ЭЭГ, как правило, сочеталась с наличием либо патологических очаговых изменений электрической активности коры головно­го мозга в височных отделах (преимущественно спра­ва), либо с признаками базально-лобной патологии в виде высокоамплитудного бета-ритма в центральных и лобных отведениях.


Однако визуальный анализ ЭЭГ не дает возмож­ности выявить особенности функциональной орга­низации мозга в покое и во время деятельности. Кроме того, сопоставление данных нейропсихо-логических и электрофизиологических исследований требует, по-видимому, учета многих характеристик ЭЭГ, в том числе и не отражающихся в параметрах, доступных визуальному анализу.

Для выделения ЭЭГ-признаков, позволяющих дифференцировать вышеописанные клинико-нейро-психологические группы детей с задержками пси­хического развития, было проведено исследование множественных спектрально-корреляционныххарак-теристик ЭЭГ, записанных в разных функциональ­ных состояниях: в покое, при общей активации, при направленном внимании и в период интеллектуаль­ной деятельности. Применение этого метода выявило существен­ные различия большинства исследованных парамет­ров ЭЭГ между двумя группами детей.

Как в состоянии покоя, в периоде общей актива­ции, так и при деятельности параметры ЭЭГ детей первой группы были ближе к нормальным показате­лям, чем у детей второй группы. Для второй группы характерны нарушение формирования основного ритма покоя, его нестабильность, низкая когерентность. Осо­бенно велики различия между двумя группами детей в периоде обшей активации и в ситуации направленно­го внимания. В периоде общей активации снижение мощности альфа-ритма, свидетельствующее об уси­лении активности восходящей неспецифической сис­темы, наблюдалось в первой группе детей (как и в норме) и отсутствовало у детей второй группы, что указывает на ослабление у них активационных неспе­цифических влияний на кору. В ситуации направлен­ного внимания изменения ЭЭГ и в первой группе носили локальный характер и характеризовались пре­имущественным включением лобных отделов. Во вто­рой группе изменения параметров ЭЭГ в этой ситуации носили генерализованный характер и имели противо­положную направленность по сравнению с измене­ниями, наблюдаемыми в первой группе. Наибольшие межгрупповые различия наблюдались в динамике функции когерентности в частотном диапазоне альфа-и бета-ритмов в теменно-височных и височно-лобных областях. Снижение когерентности в альфа-диапазоне и нарастание локальной когерентности в бета-диапа­зоне, выявленные как в норме, так и у детей первой группы, отражают смену сканирующих механизмов при изменении функционального состояния мозга. У де­тей второй группы в периоде, требующем направлен­ного внимания, не происходило такого рода изменений когерентности ритмов, что может указывать на изме­нение нейрофизиологических механизмов форми­рования внимания. У детей первой группы следует подчеркнуть различный характер изменений большин­ства параметров ЭЭГ в ситуации общей активации и при направленном внимании. У детей второй группы не отмечалось различий ЭЭГ-показателей между эти­ми двумя состояниями. Разнонаправленность сдвигов ЭЭГ-показателей в этих двух ситуациях может, по-ви­димому, отражать различие функциональной органи­зации активационных изменений. Это различие в формировании новых функциональных систем при из­менении ситуации нарушено у детей второй группы,

что проявлялось в трудности формирования направленного внимания. В период интеллектуальной деятельности (при решении в уме арифметических задач) изменения электрофизиологических показателей происходили более дифференцированно В этот период в известной мере сглаживались межгрупповые различия ЭЭГ-параметров. Обе группы детей с задержкой психического развития отличались от здоровых сверст-ников менее активным включением в деятельность теменно-лобных отделов левого полушария и большими,чем в норме, изменениями электрофизиологических показателей в правом полушарии, особенно в лобных отделах, где сдвиги ряда параметров имел;; иную, чем в норме, направленность. Эти данные могут свидетель ствовать о том, что в период интеллектуальной деятельности у детей с задержкой психического развития происходит формирование иных по сравнению с нормой функциональных систем, с преимущественным вовлечением лобных отделов именно правого полушария Различия в динамике параметров ЭЭГ между группами детей с задержкой психического развития в этот период носят преимущественно не качественный, a количественный характер. I

Таким образом, применение спектрально-корреляционного анализа ЭЭГ позволило выявить существенные различия между двумя группами детей с задержками психического развития, выделенных при клинико-нейропсихологическом обследовании.

Исследование ЭЭГ в различных функциональных состояниях позволило показать разный характер формирования функциональных систем в период общей активации, внимания и интеллектуальной деятельности, что в значительной мере коррелировало с особенностями познавательной деятельности детей. I

На примере данного исследования мы пытались показать, какое место занимает нейропсихологический анализ высших психических функций в комплексе клинических и нейрофизиологических методов изучения аномалий развития у детей Нсйропсихологическос исследование позволяет вскрыть более ' детально особенности протекания различных форм психической деятельности, а нейрофизиологическое изучение — уточнить связь различных показателей биоэлектрической активности мозга с системными нарушениями психических процессов.


Н.К.КОРСАКОВА, Ю.В.МИКАДЗЕ, Е.Ю.БАЛАШОВА НЕУСПЕВАЮЩИЕ ДЕТИ: НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ1

Заканчивая книгу, хотелось бы не только еще раз вернуться к ее основным моментам, но и попы­таться сформулировать ряд вытекающих из изложен­ного материала общих и частных положений.

Главная цель книги состояла в том, чтобы чита­тели (педагоги, воспитатели, психологи) получили представление об особенностях развития различных познавательных функций в младшем школьном воз­расте. Вес ракурсы столь широкой и сложной проб­лемы вряд ли возможно осветить в рамках одной работы. Поэтому был выбран особый аспект анали­за: рассмотрение познавательной сферы школьника с позиций нейролсихологического подхода. Такой подход основывается на представлениях о сложном системном психологическом строении познаватель­ных функций и о специфическом вкладе различных мозговых зон в их реализацию.

Необходимо отметить, что в течение долгого времени в поле зрения специалистов, занимающихся возрастной, педагогической, клинической психоло­гией, дефектологией и т.п. оказывались чаше всего аномалии психического развития, связанные с вы­раженной мозговой патологией. Между тем нейро-психологическая диагностика открывает широкие возможности для понимания принципиальных за­кономерностей связи мозга и психики в рамках нор­мального онтогенеза, для исследования мозговых детерминант индивидуальных различий и отклоне­ний разной степени выраженности в темпе и уровне развития той или иной функции. Решение этих за­дач невозможно без опоры на разработанные естест­венными науками и психологией представления о морфогенезе моз'-э, о временных параметрах скла­дывания функциональных систем психики, о взаи­мосвязи биологических и социальных факторов в развитии ребенка.

Особенно важной представляется нейропсихологическая диагностика учащихся младших классов, испытывающих трудности при освоении программы общеобразовательной школы, в сопоставлении с теми детьми, которые успешно справляются с учебой. В работе мы постарались рассказать об основных еоретических предпосылках такой диагностики, о принципах построения и конкретных методах обследования учащихся. Были представлены результаты

сравнительного нейропсихологического исследования произвольных движений, акустического гнозиса, слухо-речевой памяти, зрительного внимания,

1 Корсакова И.К., МикадзеЮ.В., Балашова Е.Ю. Неус­певающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Рос-педагенство, 1997. 0,118—120.

счетных операций, речи, пространственных пред­ставлений у успевающих и неуспевающих школьни­ков 7-8, 9-10, 11-12 лет,

Специальный раздел работы был посвящен опи­санию процедуры и результатов тестирования слухо-речевой, зрительной и моторной памяти с помощью специально разработанного методического комплекса «Диакор» у успевающих детей 7, 8, 9, 10 лет и у их ровесников, отнесенных к «группе риска». Этот раздел представлен в книге более детально, поскольку имен­но на модели памяти достаточно отчетливо просматри­ваются особенности других познавательных функций, интеллектуально-мнестической сферы психики в це­лом, а также степень морфологического и функцио­нального развития различных зон мозга.

Хотелось бы подчеркнуть, что выбор и исполь­зование различных диагностических нейропсихо-логических методик при работе с неуспевающими школьниками осуществляется обязательно с учетом конкретных задач, стоящих перед учителем и пси­хологом. Именно характер педагогического запроса во многом определяет стратегию и тактику нейро-психологической диагностики в каждом индиви­дуальном случае.

Результаты нейропсихологической диагностики показывают, что среди учащихся младших классов общеобразовательных школ значительно число де­тей, у которых трудности в обучении прямо или кос­венно связаны с наличием минимальных мозговых дисфункций. Варианты отклонений в развитии по­знавательных функций многообразны и определя­ются тем, в каких зонах и системах мозга имеют место изменения нормального морфогенеза. Тем не менее очень важно подчеркнуть, что нейропсихологичес-кая диагностика в случаях подобных отклонений не должна становиться некоей фатальной гипердиаг­ностикой, особенно в прогностическом отношении, когда определяются перспективы обучаемости ре­бенка в школе. Пластичность развивающегося мозга, удивительная способность психики ребенка к внут­ри- и межфункциональным перестройкам способ­ствует тому, что дефицитарность того или иного аспекта познавательной сферы оказывается преодо­лимой с помощью специальных коррекционных пси­холого-педагогических воздействий.

Вместе с тем, возможности коррекции откло­нений в развитии познавательных функций зависят от своевременности нейропсихологической квали­фикации имеющегося дефицита. Самые младшие дети, с которыми работали мы, — это дети 7-ми лет, обучающиеся в 1 или 2 классе. Поскольку к мо­менту нейропсихологическ-^го обследования они уже проучились определенное время в школе, трудности в обучении проявились у некоторых из них с доста­точной отчетливостью. По-видимому, целесообразна более ранняя диагностика, непосредственно пред­шествующая началу обучения. В этом случае можно выявить составляющие психических функций как сложившиеся у ребенка к началу обучения, так и запаздывающие в своем развитии, определить соот­ношение сильных и слабых звеньев в познавательных процессах, сформулировать прогноз успеваемости. Своевременная ранняя диагностика и профилакти­ка трудностей в обучении поможет предотвратить складывание и закрепление у детей стихийных, не всегда адекватных способов компенсации недоста­точно сформированных познавательных функций,

Нейропсихологический подход к исследованию познавательных функций в младшем школьном воз-


расте (и его значение для выявления причин школь­ной неуспеваемости) было бы ошибочно считать универсальным и самодостаточным. Несмотря на широкие возможности синдромного анализа в опре­делении причин, характера и степени выраженности дефицитарности и на значительную прогностичес­кую ценность результатов, нейропсихологическое обследование все-таки фиксирует состояние позна­вательных функций в определенный момент време­ни Это придает известную «статичность» полученной картине, тогда как в реальности психика ребенка постоянно развивается. Тем не менее, в комплекс­ности, многомерности, динамичности нейропси хологического подхода заложена принципиальная возможность его применения к индивидуальной ди­агностике ребенка в динамике его развития в рам­ках лонгитюдного подхода

Предложенный в книге ракурс сравнительного нейропсихологического анализа особенностей позна­вательных функций у успевающих и неуспевающих младших школьников может оказаться перспектив­ным для понимания закономерностей отношений между характером морфо- и функциогенеза мозга и таким базисным психологическим образованием, как «зона ближайшего развития» ребенка.


ОЛ.КРАСОВСКАЯ О НАРУШЕНИЯХ ЗРИТЕЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ ОЧАГОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ*

Современные представления о психологическом строении и мозговых механизмах высших психических функций складывались в нейропсихологии прежде все­го на основе анализа нарушений этих функций у взрос­лых больных. Однако структура психических функций, их системные взаимоотношения и мозговая организа­ция изменяются в процессе онтогенеза. Это положе­ние, впервые получившее широкое развитие в трудах Л.С.Выготского (I960), объясняет тот факт, что поражение одной и той же зоны мозга у взрослого и у ребенка может иметь совершенно различную клини­ческую картину и динамику восстановления нару­шенных психических процессов. Так, известно, что поражение так называемых «речевых зон» левого полушария мозга у взрослых больных сопровождается афазией, в то время как в детском возрасте даже массивные поражения этих зон могут протекать без каких-либо дефектов речи, кроме того, у детей спе­цифические речевые нарушения нередко возникают при поражений правого полушария (О. L.Zangwill, 1960). Эти факты свидетельствуют о различной мозговой орга­низации речевой системы у детей и взрослых.

Представляет интерес изучение вопроса о том, в какой мере представления о неодинаковой моз­говой организации психических функций у детей и взрослых могут быть отнесены и к перцептивным процессам. Мы попытались обсудить это на основе нейропсихологичсского анализа зрительно-перцеп­тивных функций у детей с локальной патологией головного мозга.

Первые исследования в области патологии оп­тического восприятия при очаговых поражениях мозга в детском возрасте показали, что характер зри­тельных дефектов у детей зависит от стороны по­ражения мозга к, в целом, оказывается сходным с соответствующими нарушениями у взрослых боль­ных. Это прежде всего относится к таким расстрой­ствам зрительного гнозиса и оптико-конструктивной деятельности, которые характерны для поражений правого полушария мозга (М.Э.Порк, Э.Г.Симерниц-кая, 1974).

Наша задача состояла в более детальном иссле­довании этих нарушений- Применялись стандартные нейропсихологические методы, подробное описание которых дано А.Р.Лурия (1969). Остановимся на анализе нарушений зрительного предметного вос­приятия и оптико-конструктивных функций. Резуль­таты исследования этих двух различно зрительно афферентированных видов деятельности будут пред­ставлены раздельно. При предварительной апроба-

1 Проблемы медицинской психологии / Под ред А.Н.Леонтьеза, Е.Д Хомской, Е.Ю.Артемьевой. М,: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 17— 87.

 

ции применяемых нами методик на группе здоро­вых детей была установлена доступность всех пред­лагаемых заданий.

С целью количественного определения выражен­ности зрительных гностических нарушений степень выраженности дефектов оптического предметного восприятия оценивалась в баллах от I до 5, в за­висимости от того, насколько успешно больной ре­бенок справлялся с узнаванием изображений разной степени сложности (реалистические, перечеркнутые, наложенные друг на друга фигуры и сюжетные кар­тины). При исследовании оптико-конструктивной деятельности использовались пробы на выполнение различных видов рисунка (самостоятельный рисунок, копирование с образца, дорисовывание начатого изображения). Оценка степени выраженности нару­шений рисунка проводилась также по 5-ти-балль-ной системе, в зависимости от степени сохранности копируемого или воспроизводимого по памяти структурного образа объекта.

Были проанализированы результаты нейропси-хологического исследования зрительного восприятия и о пти ко-конструктивной деятельности у 192 боль­ных в возрасте от 5 до 16 лет с различными очаговы­ми поражениями мозга. У 79 детей патологический процесс локализовался в левом полушарии; у 62 — в правом полушарии мозга; у 39 — были диагностиро­ваны поражения стволово-диэнцефальных структур мозга (опухоли III желудочка, хиазмально-селляр-ной области и др.) и у 12 — имело место субтенто-риальное расположение очага (опухоли мозжечка и IV желудочка).

Все исследованные больные были разделены на четыре возрастные группы: I — дошкольный возраст (5—7 лет), II — младший школьный возраст (8—10 лет), III — средний школьный возраст (11—13 лет) и IV — старший школьный возраст (14—16 лет). Анализ результатов проводился отдельно для каждой из ука­занных возрастных групп.

I. нарушения восприятия предметных







Date: 2016-05-13; view: 385; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию