Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Детская нейропсихология 4 page
Так при поражениях левого полушария у детей центральное место в структуре этих расстройств занимают нарушения объема слухо-речевои памяти, при поражениях правого полушария — нарушения воспроизведения заданного порядка элементов, а при поражениях гипоталамо-диэнцефальнои области — патологическая тормозимость следов в условиях интерференции Полученные факты хорошо согласуются с данными современной нейроморфологии, которые свидетельствуют о том, что к моменту рождения основные признаки структурной организации мозга уже заложены и после рождения они практически не меняются (В С Кесарев, 1983) Однако, как показали результаты нейропсихо-логических исследовании, мозговая организация психических процессов не остается неизменной в онтогенезе, в ходе которого она претерпевает ряд существенных перестроек С наибольшей отчетливостью возрастная динамика функциональной организации мозга проявилась при анализе механизмов межполушарного взаимодействия Неодинаковый характер этих механизмов у детей и взрослых позволяет объяснить меньшую частоту и меньшую выраженность афазий при поражениях левого полушария в детском возрасте Тот факт, что поражения левого полушария у детей не сопровождаются характерным для взрослых '-эффектом доминантности», т е сопровождаются не билатеральными, а односторонними нарушениями дихотического прослушивания, может служить одним из проявлении недостаточности тех систем связей, которые обеспечивают взаимодействие полушарий по типу «распространяющейся инактивации» (Л Я Билонов, В Л Деглин, 1976) Можно полагать, что именно благодаря тому, что при поражении левого полушария у детей правое полушарие не испытывает тормозящего влияния со стороны патологического очага оно имеет у них больше возможностей для смягчения и компенсации речевых расстройств, чем у взрослых В процессе онтогенеза изменяются механизмы не только межполушарного, но и внутриполушарного взаимодействия Как показали результаты нейропси-хологических исследовании, по характеру нарушений слухо-речевой памяти и по выраженности «эффекта очага» поражения височных и невисочных отделов левого полушария дифференцируются у детей зна-читечьно ботее отчетливо, чем у взрослых Меньшая степень генерализации внутриподушарных эффектов в детском возрасте может свидетельствовать о недостаточности внутриполушарных связей Выявленные различия в механизмах межполушарного и внутриполушарного взаимодействия позволяют объяснить специфику проявления речевых расстройств в детском возрасте и их большую зависимость от объема и внутриполушарного расположения мозгового поражения, чем у взрослых Правомерность такого объяснения строится на допущении о том, что при хорошо развитой системе межполушарного и внутриполушарного взаимодействия, локальная стимуляция, адресованная к определенному участку мозга, вовлекает в ответную реакцию не только близлежащие, но и далеко отстоящие от стимулируемого центра отделы, в том числе и расположенные в другом полушарии мозга Наличие такой системы приводит к широкому распространению тормозящего эффекта, что, с одной стороны, обеспечивает высокую частоту специфических расстройств, а с другой — играет роль отрицательного фактора в динамике их обратного развития У детей, у которых эти связи не явмются еще окончательно сформированными, эффект очагового поражения более ограничен, частота специфических расстройств более низкая, а возможности для восстановления (как за счет «здорового» полушария, так и за счет сохранных структур пораженного полушария) значительно более высокие Предположение о том, что развитие функциональной организации мозга идет в направлении расширения межлолушарных и внутри пол у тарных связей, находит свое подтверждение в данных неироморфо-логических исследовании, согласно которым именно развитие этих связей, а не изменения в соотношении корковых зон, обеспечивают пятикратное увеличение площади поверхности мозга человека от новорожденного до взрослого (В С Кесарев, 1983) По данным электрофизиологических исследовании, сложные перестройки межполушарных и внутриполушарных взаимодействий, происходящие в ходе онтогенетического развития, определяются не только самой структурой психической деятельности, но и изменением отношения к ней (ТПХризман, ВДЕремеева, 1982) В настоящее время с пространственной орга низацией мозга, характером объединения нейронов в микроансамбли, их расположением, отношением друг к другу и к другим ансамблям связываются вес виды индивидуального реагирования (О С Адрианов, 1983) С ней же, по-видимому, могут быть связаны и наиболее существенные различия в функционировании детского и зрелого мозга Изменение мозговой организации психических процессов в ходе онтогенеза находит свое отражение и в неодинаковой роли срединных мозговых структур у детей и взрослых Анализ результатов нейро-психологических исследовании детей с поражениями гипоталсшо-диэнцефальнои об!асти позволил установить сходство наблюдаемых у них расстройств с теми нарушениями психических процессов, которые считаются специфичными длл поражении правого полушария Связь правого полушария с диэниефальным отделом мозга была описана и на взрослых ботьных (В Г Ка менская, Н Н Брагина, Т А Доброхотова, 1976) Однако в отличие от детей, у которых поражения гипоталамо-диэнцефальнои области проявляются как совокупность симптомов, характерных для дисфункции правого по лушария, у взрослых больных, согласно этим авторам, поражения правого полушария сопровождаются совокупностью симптомов, характерных для дисфункции диэнцефальной области, т е это взаимное втия-ние приобретает обратный характер Таким образом, не только взаимосвязь отдечъных психических процессов (Л С Выготский, 1960), но и взаимосвязь отдельных мозговых структур складыва ется в ходе онтогенетического развития Нарушения психических процессов при поражениях гипоталамо-диэнцефальнои области в детском возрасте имели и свои собственные проявления, не наблюдаемые при таких поражениях у взрослых боль ных Феноменология этих нарушении чрезвычайно близка к тем расстройствам, которые считаются специфичными для нарушений межполушарного переноса зрительной информации Наличие таких расстройств при поражениях гипоталамо-диэнцефальнои области позволяет предположить, что в обеспечении межполушарного взаимодействия в детском возрасте важная роль принадлежит комисс>ре Участие передней комиссуры в обеспечении процессов межполушарного взаимодействия неоднократно отмечалось в литературе. На низших ступенях филогенеза эта комиссура является анатомическим субстратом парной деятельности обонятельного анализатора. В ходе филогенетического развития она приобретает новые качественные особенности, становясь анатомическим субстратом межполушарного взаимодействия не только обонятельного, но также слухового и зрительного анализаторов (Дзугаева, 1980). У высших животных передняя комиссура обеспечивает перенос зрительных навыков с одного глаза на другой. После перерезки хиазмы зрительных нервов такой перенос оказывается возможным только при сохранности передней комиссуры (Doty, Overman, 1977). Недавно было открыто, что передняя комиссура принимает участие в переносе зрительной информации и у человека (G.L.Risse, J.E. Le Doux, S.P.Springer, D.H.Wilson, M.S.Gazzaniga, 1977). Предполагается, что в тех случаях, когда перерезка задних отделов мозолистого тела не вызывает характерных для такого повреждения расстройств, перенос зрительной информации осуществляется через переднюю комиссуру. В свете этих данных интерпретация нарушений зрительного восприятия по типу аномии у больных с поражением гипоталамо-диэнцефальной области за счет повреждения передней комиссуры, непосредственно примыкающей к передней стенке III желудочка, является вполне правомерной. Нельзя, конечно, полностью исключить и возможность возникновения этих нарушений за счет заинтересованности задних отделов мозолистого тела. Однако, как отмечалось выше, при непосредственной перерезке этих отделов, проводившейся по поводу удаления артериовенозных аневризм, у детей обычно не возникает характерных для взрослых нарушений межполушарного взаимодействия по типу зрительной аномии. Это позволяет заключить, что анатомический субстрат парной деятельности зрительного анализатора изменяется в ходе онтогенетического развития.Результаты проведенных исследований подтвердили представление о том, что в структуре нарушений психических процессов в детском возрасте важная роль принадлежит фактору левшества. Вместе с тем они показали, что наличие левшества далеко не всегда сопровождается системными перестройками, приводящими к изменению мозговой организации психических процессов. У большинства левшей с очаговыми поражениями головного мозга синдромы нарушений психических процессов носили такой же характер, как и у правшей. Атипичное проявление этих синдромов, связанное с аномальным развитием межполушарных взаимоотношений, особенно было характерно при диффузных мозговых поражениях, проявлявшихся уже при рождении либо вскоре после него. В тех случаях, где такие нарушения имели место, они носили характер своеобразных, закономерно связанных друг с другом расстройств, не наблюдаемых при очаговых поражениях мозга. В основе аномального формирования функциональной асимметрии мозга лежат, по-видимому, не только биологические, но и генетические факторы, о чем свидетельствует высокая корреляция таких аномалий с наличием семейного левшества. Таким образом, характер и выраженность нарушений психических процессов, так же как и возможности их обратного развития, варьируют в очень значительных пределах даже при одинаковых по характеру, объему и локализации поражениях головного мозга в детском возрасте. Как всякий дефект, эти поражения влекут за собой радикальную перестройку всей личности, вызывают к жизни новые психические силы и дают им новое направление. Это положение, сформулированное Л.С.Выготским (1960), не только получает подтверждение при анализе результатов нейропсихологических исследований детей с мозговыми поражениями, но и открывает дальнейшие перспективы этих исследований в направлении изучения той роли, которую в структуре нарушений психических процессов при таких поражениях играют социально-психологические факторы. Т.В.АХУТИНА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ Н сир о психологическая диагностика предполагает оценку состояния высших психических функций (ВПФ) у детей и рзрослых. У детей она может применяться для анализа их готовности к школьному обучению, для выявления причин трудностей обучения, как уже проявившихся, так и потенциальных. При этом под трудностями обучения понимается не только школьная неуспеваемость, но и те случаи, когда ребенок успевает, но делает это в ущерб здоровью. За последние годы наметилась отчетливая тенденция ухудшения здоровья детей, поступающих в школу. По данным медиков, здоровье детей становится еще хуже в процессе обучения в школе. Поэтому на повестку дня встал вопрос о разработке и внедрении здоровье-сберегающих технологий обучения. Обучение может быть здоров ье-сберегающим только в том случае, если, во-первых, предъявляемые к ребенку требования соответствуют развитию его высших психических функций, лежат в пределах зоны ближайшего развития ребенка и, во-вторых, если процесс обучения носит развивающий характер, заботливо готовит ребенка к дальнейшему обучению, давая адекватный материал для полноценного развития ВПФ. Соответствие требований имеет две стороны: 1) каковы требования; 2) каково развитие детей. Хотя сообщение посвящено оценке развития детей, но два слова необходимо сказать и о требованиях. К сожалению, программные требования не пересматриваются в соответствии с состоянием здоровья современных школьников. Приведу два примера из начальной школы. Первый: это безотрывное письмо, когда ребенку при написании буквы необходимо иметь в виду не только следующую букву, но иногда и ту, что идет за ней. Несмотря на многочисленные голоса педагогов-практиков, психологов и физиологов вопрос о безотрывном письме до сих пор еще не пересмотрен. Второй пример', нормативы скорости чтения, которые выдвигают на первый план техническую сторону чтения в ущерб содержательной стороне и которые никто не снимает даже в коррекционно-развивающих классах. Возвращаясь к оценке развития детей, можно поставить вопрос о том, почему мы говорим о ней-ропсихологическом подходе к оценке развития ВПФ, в чем состоят его преимущества. 1 Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. М.: Изд-во Мин. общего и проф образования РФ, 1998. С.85—92.Теоретической основой нейропсихологии являются разработанные Л.С.Выготским и А.Р.Лурия принципы социального генеза ВПФ, их системного строения, их динамической организации и локализации (Л. С.Выготский, 1982; А.Р.Лурия, 1969). Если первый принцип разделяется всеми психологами образования, то второй и третий конструктивно разрабатываются именно в нейропсихологии. С точки зрения нейропсихологии недостаточно сказать, что у ребенка имеются трудности письма, дис-графия; необходимо выяснить, как письмо страдает, какой из компонентов функциональной системы письма отстает и делает трудным овладение грамотой. Ответ на этот вопрос позволит правильно нацелить коррекционную помощь. Учет закономерностей формирования ВПФ, их динамической организации и локализации позволит эффективно построить кор-рекционно-развиваюшее обучение. Бурно развивающаяся область современной нейропсихологии — это нейропсихология нормы, или нейропсихология индивидуальных различий (Е.Д.Хом-ская и др.. 1997). В основе ее лежит представление о неравномерности развития ВПФ в норме. Из опыта всем известно, что у одного человека (взрослого или ребенка) хорошо развиты зрительное восприятие и память, а у другого — слуховые процессы, у третьего — тактильные. Эти различия возникают неслучайно. Формирование мозговых систем и функциональных ансамблей мозга — длительный процесс, который обуславливается взаимодействием биологических (органических) и социальных (средовых) факторов, вероятностными механизмами самоорганизации мозговых систем (М. И Johnson, 1997). В связи с этим формирование каких-то групп функций идет более благополучно, других — менее, что в результате ведет к неравномерности развития отдельных компонентов ВПФ. Как отмечает известный нейрофизиолог Н.В.Дубровинская, «значительная межиндивидуальная вариабельность представляет собой не случайное и нежелательное отклонение от среднего нормативного уровня, а закономерное явле^ ие, выгодное для популяции в целом. Это разные, а не «плохие» и «хорошие» варианты нормы» (1996, с.26). Исследования нейропсихологов (Т.В.Ахутина и др., 1996; Т.В.Ахутина, 1998) позволили подтвердить следующие положения: 1) норма характеризуется неравномерностью 2) наблюдаемые диссоциации функций отража 3) норма отличается от не-нормы прежде всего Отставание в развитии некоторого функционального компонента выглядит как его частичное выпадение на фоне остальных, причем первичное отставание влечет за собой вторичные изменения и компенсаторные перестройки (удачные и ложные). Такой комплексный характер актуального развития вызывает потребность в синдромном анализе, принципиально сходном с анализом, применяемым в клинике локальных поражений мозга. Какие компоненты ВПФ выделяются при ней-ропсихологическом обследовании ребенка? Это очень важный вопрос, от которого зависят и подбор методик обследования и их трактовка. Например, на сегодня существует множество методик определения готовности к школе. В «Справочнике для практического психолога...» (1998) 25 наименований, но это лишь верхушка айсберга. Каков необходимый и достаточный в практических целях набор особенностей ребенка, который мы должны выявить? Нейропсихология позволит ответить на этот вопрос. Функциональный анализ ВПФ, например, письма под диктовку, может быть проведен в терминах операции — в состав письма входят первичное слуховое восприятие, кратковременное слуховое запоминание, фонематический анализ и т.д. Но анализ может быть проведен и в терминах более крупных единиц — можно сказать, что в состав письма входят операции по переработке слуховой информации, кинестетический, зрительной и зрительно-пространственной, серийной организации движений, программированию и контролю, избирательной активации. При таком делении в один функциональный компонент входят близкие по органическому и функциональному генезу и топике операции, имеющие единый принцип работы — «фактор», по А.Р.Лурия. Задачам описания состояния ВПФ, прогноза их развития и трудностей обучения, задачам выработки стратегии коррекционной помощи отвечает диагноз в терминах функциональных компонентов. Набор этих компонентов, как и методики их обследования, взятые из традиционной батареи А.Р.Лурия и адаптированной для детей 6—7 лет в лаборатории нейропсихологии МГУ, представлены в табл. 1. Важно подчеркнуть, что для выявления структуры трудностей ребенка, а именно того, что отстает первично, а что возникает вторично в силу системных связей, очень важно динамическое прослеживание состояния ВПФ ребенка. В ходе обучения, в динамике системные дисфункции оказываются более податливыми, тогда как первично отстающие звенья труднее поддаются коррекции. Динамическое прослеживание осуществляется через полный и выборочный повтор нсйропсихоло-гического обследования, а главное, через методы «следящей диагностики» (Н.М.Пылаева, 1995, 1996, 1998). Так, нейропсихологический анализ ошибок на письме (какие ошибки сохраняются, какие уходят) является существенным подспорьем для нейропси-холога (А.Р.Лурия, 1950). Он позволит ему найти общий язык с учителем и логопедом. Приведем примеры. Для детей с трудностями программирования и контроля, с несформированной произвольностью действий характерны трудности включения в задания, трудности концентрации, поддержания и переключения внимания — они дают импульсивные ответы, не доводят до конца ориентировку в задании, легко отвлекаются или, наоборот, с трудом переключаются на другое задание. В письме этих детей мы увидим инертное повторение элементов букв, слогов, слов; антиципации (предвосхищение) букв, например, вместо поплавок — поклавок\ слипание слов, например, вместо на ели лежит— наелшежит. Невозможность распределить внимание ведет к большому числу орфографических ошибок. Число ошибок, как правило, вырастает к концу задания — на утомлении. Иные особенности можно обнаружить у детей со зрительно-пространственными трудностями, когда страдает «целостная» стратегия восприятия Таблица 1 Батарея тестов для обследования детей 6—7 лет
(Т.В.Ахутина, Э.В.Золотарева, 1997). У этих детей в письме отмечаются: 1} сложности в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки; 2) трудности удержания строки — наклон строки при письме без линеек и даже с линейками; 3) разный наклон и высота букв; 4) замены рукописных букв печатными, а также замены букв, близких по написанию (по зрительномуи двигательному образу) — «Шасснаяработа», «калсж» — колхозный; 5) зеркальность в написании букв — С ->Э, смешение б и д, див, У и Ч, 3 и Е; 6) незапоминание целостного зрительного образа слов, даже постоянно повторяющихся (Упражнение, Чпрожнение, Клееная робота);
7) пропуск и замена гласных, даже ударных (Тровка, Я сгодяхдла): 8) изменение порядка (по ртрпе— по тропе); 9) тенденция к фонетическому письму (ручйи, радсно, строедца); 10) слитное написание знаменательных и служебных слов или отдельное написание приставок из- за несформированности целостного образа слова. В заключение отметим еще один важный путь верификации нейропсихического диагноза — кор-рекционное обучение. Вслед за Л.С.Выготским и А.РЛурия, развитием их идей в работах П.Я.Гальперина (1959) и Л.С,Цветковой (1972), наша основная стратегия развития и коррекции ВПФ ребенка состоит в выращивании ела 455 бого звена при опоре на сохранные звенья в процессе специально организованного социального взаимодействия. Это диктуется следующими особенностями подхода к коррекционно-развивающему методу. 1. Взаимодействие психолога (педагога) и ребенка строится в соответствии с закономерностями процесса интериоризации: от совместных развернутых действий по внешней программе к самостоятельным свернутым действиям ребенка по интериоризированной программе. 2. В ходе взаимодействия взрослый сначала берет на себя выполнение функций слабого звена, а затем постепенно передает их ребенку, выстраивая задания от простого к сложному относительно слабого звена. 3. Взаимодействие может достичь своих целей лишь при эмоциональной вовлеченности ребенка в совместную деятельность, поскольку «аффект есть альфа и омега, начальное и конечное звено, пролог и эпилог всякого психического развития» (Л С.Выготский, 1984, с.297). На этой основе были разработаны, в частности, методы развития и коррекции функций программирования и контроля — опыт работы по методике и сама методика представлены в ряде публикаций (Т.В.Ахутина, Н.М.Пылаева, Л.В.Яблокова, 1995; Н.М.Пылаева, Т,В.Ахутина, 1997 и др.). Если построенное на основе нейролсихологичес-кого диагноза (с учетом указанных принципов) специально направленное коррекц ион но-развивающее обучение будет более успешным, чем обще-развивающее обучение, это будет свидетельством правильности постановки диагноза. Н.Г.МАНЕЛИС НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Актуальность проблемы диагностики и коррекции детей с отклонениями в развитии не вызывает сомнения. Разнообразие форм дизонтогенеза и порождающих их причин требует использования множества диагностических процедур, с помощью которых можно оценить уровень актуального развития ребенка, его эмоционально-личностную сферу, родительско-детские отношения и пр. Важные задачи диагностики — оценка особенностей мозговой организации психических функций и выявление первичного дефекта, лежащего в основе нарушений развития. Последнее позволяет выбрать те коррекционные мероприятия, мишенью которых выступает источник отклонений в развитии. Один из наиболее информативных и полностью адекватных поставленной задаче методов исследования — нейропсихологический, в последнее время он становится все более популярным при работе с проблемными детьми. Использование любого метода, направленного на диагностику отклонений, требует знания особенностей выполнения тестов нормальными детьми с учетом их возраста. К сожалению, работ, посвященных нейро-психологическому исследованию здоровых детей в разные возрастные периоды, явно недостаточно. Это значительно обесценивает результаты обследования, направленного на диагностику отклонений в развитии. Знание закономерностей нормального нейроткихо-логического онтогенеза позволит не только количественно, но и качественно оценить особенности развития в каждом конкретном случае. Несомненно, нейропсихологический метод исследования имеет некоторые ограничения при использовании, прежде всего связанные с возрастом. Поскольку одним из непременных условий нейро-психологического подхода является синдромный анализ, полноценное его использование возможно, только начиная с 4—5-летнего возраста. В то же время нейропсихологический подход к развитию ребенка на более ранних возрастных этапах представляет безусловный интерес и, по-видимому, может быть реализован. Знания, накопленные такими дисциплинами, как нейрофизиология, анатомия, детская психология и пр., в принципе могут быть интерпретированы с точки зрения мозговой организации психических функций, т.е. в рамках нейропсихоло-гической парадигмы. Задача настоящей работы — исследование нейро-психологических закономерностей нормального развития детей с рождения до 10 лет, Как известно, структурно-функциональная организация мозга новорожденного является незрелой и претерпевает значительные изменения вплоть до 18-летнего возраста. К этому моменту окончательно 1 Школа здоровья. 1999. Т. 6. № 1. С.8— 24.
формируются основные принципы функционирования мозга, которые можно охарактеризовать следующим образом: • ведущая роль коры в обеспечении психических функций; • внутриполушарная специфичность и взаимодействие отделов внутри полушарий; • асимметрия полушарий; • межполушарное взаимодействие, обеспечиваемое в основном мозолистым телом. В свою очередь для состояния мозга на момент рождения характерно: • незрелость коры, при значительной сформированности подкорковых структур; • слабо выраженная система вертикальных и горизонтальных связей внутри полушарий; • относительная (по сравнению с мозгом взрослого) эквипотенциальность полушарий; • незрелость мозолистого тела, являющегося основной комиссурой, связывающей полушария у взрослого человека. В ходе онтогенеза должны произойти изменения, приводящие к такой структур но-функциональной организации мозга, которая характерна для взрослого человека. Усложнение уровней функциональной организации мозга протекает в определенной хронологической последовательности, подчиняющейся закону гетерохронии, согласно которому структуры и соответственно функции формируются не одновременно. Принцип гетерохронии применим ко всему нейроон-тогенезу и наиболее изучен в отношении созревания коры больших полушарий. Так, результаты морфологических исследований выявили, что в первые годы постнатального онтогенеза наиболее интенсивно развивается система вертикальных связей, обеспечивающая взаимодействие коры с подкорковыми структурами. К 5—6 годам усложняется система связей по горизонтали. В разные сроки достигают зрелого уровня проекционные и ассоциативные зоны коры. Наиболее длительное время формируется нейронный аппарат в лобных отделах мозга (Д.Л.Фарбер (ред.) и др., 1990). Более позднее созревание ассоциативных отделов мозга (теменно-височно-затылочные и лобные структуры) по сравнению с проекционными (затылочные, височные и теменные) было продемонстрировано в многочисленных нейрофизиологических и нейропси-хологических исследованиях (Э.Г.Симерницкая, 1985; Д,А.Фарбер и др., 1998). Значительно меньше изучен процесс формирования полушарной специализации. С одной стороны, накоплено множество фактов, свидетельствующих о неравнозначности полушарий уже на момент рождения. Это подтверждается результатами морфологических исследований, показавшими асимметрию полушарий даже у плода, а также данными экспериментальных исследований младенцев, в которых изучались вызванные потенциалы в ответ на различные стимулы (Д.А.Фарбер (ред.) и др., 1990). С другой — многочисленные клинические наблюдения указывают на билатеральную представленность речи у детей младшего возраста, что, в частности, подтверждает мысль о том, что процесс специализации полушарий не заканчивается к моменту рожд.ъния(Э,Г,Симерниц-кая, 1985; J,Wada, 1977). Результаты исследований детей методом дихотического прослушивания свидетельствуют о достаточно поздних сроках установления доминантности левого полушария по речи, правого — в отношении невербальных стимулов. По данным разных авторов, эти сроки колеблются от 4—5 до 12— 13лет (Э.Г.Симерницкая, 1978идр.). В этой связи возникают следующие вопросы: Date: 2016-05-13; view: 372; Нарушение авторских прав |