Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Теоретические основы реализации молодежной политики





СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы реализации молодежной политики в организации

1.1 Понятие, цели, задачи и принципы молодежной политики

1.2 Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации

1.3 Особенности реализации молодежной политики в крупных российских компаниях

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ на примере ПАО «СБЕРБАНК РФ»

2.1 Общая характеристика ПАО «Сбербанк РФ»

2.2 Анализ проблем в сфере молодежной политики в ПАО «Сбербанк РФ»

 

ГЛАВА 3. Разработка проекта по совершенствованию МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ в ПАО «СБЕРБАНК РФ»

3.1 Разработка документационного обеспечения процесса адаптации персонала

3.2 Разработка основных положений корпоративной культуры

3.3 Совершенствование методов адаптации персонала, применяемых в организации

Заключение

Список использованных источников

 

 

Введение

 

Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Актуальность данной работы в том, что в связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 10 - 25-летние жители страны станут основным трудовым ресурсом России, их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований.

Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Результаты исследований показывают, что молодежь в целом аполитична. Эта ситуация еще более усиливает актуальность исследования.

Молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.

Реализация молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие и поддержку молодежных и детских общественных объединений, движений и инициатив. Она отражает стратегическую линию, как государства, так и отдельных регионов на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Реализация молодежной политики на муниципальном уровне - системный процесс, призванный оказывать влияние на молодежь в контексте целого ряда факторов: воспитание, образование, здравоохранение, досуг, занятость и т.д. В этот процесс в качестве активной стороны вовлечено целое множество отраслевых и территориальных институтов.

Цель данной дипломной работы - раскрыть специфику работы с молодежью на примере ПАО «Сбербанк РФ».

Задачи, поставленные в процессе исследования:

1. Дать определение феномену «молодежная политика»

2. Изучить современные направления молодежной политики в РФ и Нижегородской области

3. Провести анализ реализации молодежной политики в ПАО «Сбербанк РФ».

4. Разработать мероприятия по совершенствованию молодежной политики в ПАО «Сбербанк РФ».

Предмет исследования – молодежная политика и система работы с молодежью.

Объект исследования – ПАО «Сбербанк РФ».

В результате исследования были разработаны рекомендации по совершенствованию молодежной политики в организации.

 

Глава 1. Теоретические основы реализации молодежной политики

 

1.1 Понятие, цели, задачи и принципы молодежной политики

 

В последние годы в России возросло внимание общественности к проблемам молодежи, проведены мероприятия по оказанию ей практической помощи в социализации. Однако пока не создано условий для осуществления долговременной‏ᅠᅟ эффективной‏ᅠᅟ молодежной‏ᅠᅟ политики,‏ᅠᅟ а‏ᅠᅟ влияние‏ᅠᅟ государства‏ᅠᅟ на‏ᅠᅟ ситуацию‏ᅠᅟ не‏ᅠᅟ носит‏ᅠᅟ системного‏ᅠᅟ характера.‏ᅠᅟ Нынешнее‏ᅠᅟ положение‏ᅠᅟ большей‏ᅠᅟ части‏ᅠᅟ молодых‏ᅠᅟ россиян‏ᅠᅟ вызывает‏ᅠᅟ серьезную‏ᅠᅟ тревогу.‏ᅠᅟ Продолжающееся‏ᅠᅟ социальное‏ᅠᅟ расслоение‏ᅠᅟ в‏ᅠᅟ молодежной‏ᅠᅟ среде,‏ᅠᅟ трудности‏ᅠᅟ с‏ᅠᅟ трудоустройством‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ получением‏ᅠᅟ достойной‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ хорошо‏ᅠᅟ оплачиваемой‏ᅠᅟ работы,‏ᅠᅟ утеря‏ᅠᅟ равных‏ᅠᅟ шансов‏ᅠᅟ на‏ᅠᅟ получение‏ᅠᅟ образовательных,‏ᅠᅟ медицинских,‏ᅠᅟ социально-бытовых‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ других‏ᅠᅟ социальных‏ᅠᅟ услуг,‏ᅠᅟ возрастающее‏ᅠᅟ различие‏ᅠᅟ взглядов‏ᅠᅟ среди‏ᅠᅟ молодежи‏ᅠᅟ по‏ᅠᅟ мировоззренческим,‏ᅠᅟ политическим‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ культурным‏ᅠᅟ вопросам,‏ᅠᅟ рост‏ᅠᅟ преступности,‏ᅠᅟ распространение‏ᅠᅟ наркомании‏ᅠᅟ ведут‏ᅠᅟ к‏ᅠᅟ духовному‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ экономическому‏ᅠᅟ обнищанию‏ᅠᅟ части‏ᅠᅟ подрастающего‏ᅠᅟ поколения,‏ᅠᅟ его‏ᅠᅟ нравственной‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ физической‏ᅠᅟ деградации.‏ᅠᅟ Такая‏ᅠᅟ ситуация‏ᅠᅟ требует‏ᅠᅟ формирования‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ реализации‏ᅠᅟ эффективной‏ᅠᅟ молодежной‏ᅠᅟ политики,‏ᅠᅟ направленной‏ᅠᅟ на‏ᅠᅟ решение‏ᅠᅟ проблем‏ᅠᅟ молодежи,‏ᅠᅟ обеспечение‏ᅠᅟ активного‏ᅠᅟ участия‏ᅠᅟ молодых‏ᅠᅟ граждан‏ᅠᅟ в‏ᅠᅟ социально-экономическом‏ᅠᅟ развитии‏ᅠᅟ России.


Следует‏ᅠᅟ различать‏ᅠᅟ понятия‏ᅠᅟ государственной‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ муниципальной‏ᅠᅟ молодежной‏ᅠᅟ политики:


Государственная‏ᅠᅟ молодёжная‏ᅠᅟ политика‏ᅠᅟ —‏ᅠᅟ система‏ᅠᅟ государственных‏ᅠᅟ приоритетов‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ мер,‏ᅠᅟ направленных‏ᅠᅟ на‏ᅠᅟ создание‏ᅠᅟ условий‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ возможностей‏ᅠᅟ для‏ᅠᅟ успешной‏ᅠᅟ социализации‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ эффективной‏ᅠᅟ самореализации‏ᅠᅟ молодёжи,‏ᅠᅟ для‏ᅠᅟ развития‏ᅠᅟ её‏ᅠᅟ потенциала‏ᅠᅟ в‏ᅠᅟ интересах‏ᅠᅟ Российской‏ᅠᅟ Федерации‏ᅠᅟ и,‏ᅠᅟ следовательно,‏ᅠᅟ на‏ᅠᅟ социально-экономическое‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ культурное‏ᅠᅟ развитие‏ᅠᅟ страны,‏ᅠᅟ обеспечение‏ᅠᅟ её‏ᅠᅟ конкурентоспособности‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ укрепление‏ᅠᅟ национальной‏ᅠᅟ безопасности[1].

Муниципальная‏ᅠᅟ молодежная‏ᅠᅟ политика‏ᅠᅟ -‏ᅠᅟ совокупность‏ᅠᅟ целей‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ мер‏ᅠᅟ по‏ᅠᅟ их‏ᅠᅟ реализации,‏ᅠᅟ принимаемых‏ᅠᅟ органами‏ᅠᅟ местного‏ᅠᅟ самоуправления‏ᅠᅟ для‏ᅠᅟ создания‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ обеспечения‏ᅠᅟ условий‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ гарантий‏ᅠᅟ для‏ᅠᅟ самореализации‏ᅠᅟ молодого‏ᅠᅟ человека‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ развития‏ᅠᅟ молодежных‏ᅠᅟ объединений,‏ᅠᅟ движений‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ инициатив.‏ᅠᅟ Эта‏ᅠᅟ политика‏ᅠᅟ осуществляется‏ᅠᅟ на‏ᅠᅟ основе‏ᅠᅟ нормативных‏ᅠᅟ правовых‏ᅠᅟ актов‏ᅠᅟ представительных‏ᅠᅟ органов‏ᅠᅟ местного‏ᅠᅟ самоуправления‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ в‏ᅠᅟ русле‏ᅠᅟ государственной‏ᅠᅟ молодежной‏ᅠᅟ политики,‏ᅠᅟ придавая‏ᅠᅟ ей‏ᅠᅟ логическую‏ᅠᅟ стройность,‏ᅠᅟ системный‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ целостный‏ᅠᅟ характер‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ делая‏ᅠᅟ демократичными‏ᅠᅟ механизмы‏ᅠᅟ ее‏ᅠᅟ реализации.‏ᅠᅟ Молодежная‏ᅠᅟ политика‏ᅠᅟ разрабатывается‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ реализуется‏ᅠᅟ в‏ᅠᅟ отношении‏ᅠᅟ лиц‏ᅠᅟ в‏ᅠᅟ возрасте‏ᅠᅟ от‏ᅠᅟ 14‏ᅠᅟ до‏ᅠᅟ 30‏ᅠᅟ лет,‏ᅠᅟ общая‏ᅠᅟ численность‏ᅠᅟ которых‏ᅠᅟ в‏ᅠᅟ России‏ᅠᅟ превышает‏ᅠᅟ 30‏ᅠᅟ миллионов‏ᅠᅟ человек[2].


Основные‏ᅠᅟ цели‏ᅠᅟ молодежной‏ᅠᅟ политики:

-‏ᅠᅟ социальное‏ᅠᅟ становление,‏ᅠᅟ культурное,‏ᅠᅟ духовное‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ физическое‏ᅠᅟ развитие‏ᅠᅟ молодежи;

-‏ᅠᅟ реализация‏ᅠᅟ выдвигаемых‏ᅠᅟ молодежью‏ᅠᅟ общественно‏ᅠᅟ полезных‏ᅠᅟ инициатив,‏ᅠᅟ программ‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ проектов;

-‏ᅠᅟ наиболее‏ᅠᅟ полное‏ᅠᅟ участие‏ᅠᅟ молодежи‏ᅠᅟ в‏ᅠᅟ социально-экономической,‏ᅠᅟ политической‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ культурной‏ᅠᅟ жизни;

-‏ᅠᅟ расширение‏ᅠᅟ возможностей‏ᅠᅟ молодого‏ᅠᅟ человека‏ᅠᅟ в‏ᅠᅟ выборе‏ᅠᅟ жизненного‏ᅠᅟ пути,‏ᅠᅟ достижении‏ᅠᅟ личного успеха.

Для достижения поставленных целей необходимо взаимодействие органов государственной власти РФ, власти субъектов РФ и местного самоуправления (Рис. 1)[3]:

 

Полномочия в области молодежной политики
Определение приоритетов в области молодежной политики, разработка и реализация федеральных целевых программ, обеспечение финансирования федеральных целевых программ и мероприятий за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, стимулирование создания различных молодежных организаций

 

 


 

Долевое финансирование межрегиональных целевых программ и мероприятий, ведение реестров молодежных и детских общественных объединений, координация деятельности, а также финансовая, организационная и методическая помощь, информационное содействие молодежным организациям и органам местного самоуправления в реализации молодежной политики
Федеральные органы государственной власти

 

 


Органы государственной власти субъектов РФ

Участие органов местного самоуправления в реализации молодежной политики в РФ
Создание условий для деятельности молодежных организаций в муниципальном образовании, разработка местных целевых программ, организация временной трудовой занятости молодежи, подготовка квалифицированных кадров для работы с молодежью и др.

 


Рис. 1 Полномочия органов государственной власти

и местного самоуправления в области молодежной политики

Государственная молодежная политика разрабатывается и реализуется в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития страны на основе следующих принципов [4]:

Ø выделение приоритетных направлений;

Ø учет интересов и потребностей различных групп молодежи;

Ø участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;

Ø взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;

Ø информационная открытость;

Задачами молодежной политики являются[5]:

ü создание механизмов стимулирования инновационного поведения молодежи и ее участия в разработке и реализации инновационных идей;

ü обеспечение эффективной социализации и вовлечения молодежи в активную общественную деятельность;

ü формирование механизмов поддержки и реабилитации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

ü создание системных механизмов воспитания у молодежи чувства патриотизма и гражданской ответственности, привитие гражданских ценностей, формирование российской идентичности;

ü повышение качества оказания услуг в сфере молодежной политики государственными и муниципальными учреждениями

 

Государственная молодежная политика - это важнейшее направление деятельности государства. Социальная незащищенность, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи.

Объектом государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения.

К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.

Система становления и реализации государственной молодежной политики представляет собой специальное законодательство о государственной молодежной политике, государственное регулирование молодежной политики, плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики, формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном. На муниципальном уровне происходит реализация муниципальной молодежной политики.

Координируют и направляют усилия всех государственных и внеправительственных организаций в решении молодежных проблем Комитет по делам молодежи при Правительстве России и комитеты, управления, отделы по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик в составе РФ [22].

В поле их деятельности находятся следующие основные проблемы: занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих; включенности молодежи в производственные формы деятельности, в том числе предпринимательство и фермерство; формирования системы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью; профилактики преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних; поддержки социально значимых программ молодежных и детских организаций; участия в организации досуга, развития творчества, организации летнего отдыха детей и подростков [22].

Основными целями государственной молодежной политики являются:

-содействие социальному, культурному, культурному и физическому развитию молодежи;

-недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;

-создание условий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

-расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

-реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи;

Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан, реализация которых в отношении молодежи осуществляется на некоторых принципах. Принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом. Принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса. Принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни. Принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики [34].

Социальное назначение систем информационного обеспечения молодежи определяется расширением возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных действий по защите своих прав и законных интересов, выбору профессии, видов учебы, трудоустройству, организации отдыха, решению бытовых вопросов.

Работа по созданию единой общероссийской информационной системы для молодежи ведется несколько лет рядом федеральных ведомств совместно с органами по делам молодежи субъектов РФ и при участии молодежных и детских общественных объединений, научных коллективов. Впервые в практике России предусматривается создание обширной системы социальной информации не только для ведомственных целей, но и для самих граждан - молодых людей, их родителей, учителей, исследователей молодежных проблем и так далее. Ведется работа по подключению российских информационных центров к европейской компьютерной информационной сети [37].

В ряде европейских государств молодежная политика является самостоятельной частью государственной политики с четкой структурой и тесным взаимодействием составляющих. И каким бы ни был Федеральный закон о молодежной политике, он в той или иной степени должен опираться на следующие теоретические предпосылки:

молодежная политика является самостоятельным направлением деятельности государства;

государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность самой молодежи;

эффективность реализации молодежной политики зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг [41].

В наиболее общем виде молодежная политика трактуется как 1) отношение общества, различных его групп, слоев, социальных институтов к молодежи как социальной группе, а также самой молодежи к другим социальным группам, социальным институтам, ценностям общества; 2) особое направление деятельности государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющая целью определенным образом воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, а через это на будущее состояние общества[6].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая на данный момент является основополагающим актом в социальной сфере Российской Федерации, сформулированы основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны, в том числе и молодежная политика: "Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь"[7].

Государственная муниципальная политика в РФ реализуется всеми уровнями власти и является самостоятельной, ориентированной на конкретные проблемы молодежи системой мер и программ.

В Российской Федерации молодежная политика реализуется не только на федеральном и региональном уровнях, но и на муниципальном уровне. Разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области молодежной политики осуществляется на основе законодательства Российской Федерации о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Муниципальная молодежная политика - это совокупность целей и мер, принимаемых органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений, инициатив [16].

Муниципальная молодежная политика реализует основные задачи государственной молодежной политики и предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:

-обеспечение соблюдения прав молодежи;

-обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

-содействие предпринимательской деятельности молодежи;

-поддержка молодой семьи;

-гарантированное предоставление социальных услуг;

-поддержка талантливой молодежи;

-формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

-поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

-вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о -потенциальных возможностях развития;

-интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;

-создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь государства и общества;

-воспитание молодых граждан в духе патриотизма, уважения общепризнанных принципов и норм международного права;

-расширение возможностей молодых граждан в выборе жизненного пути, достижении личного успеха;

-профилактика асоциальных явлений и экстремизма в молодежной среде;

-поддержка и развитие молодежных общественных объединений;

-поддержка и развитие молодежных совещательных органов;

-развитие международного молодежного сотрудничества [24].

Муниципальная молодежная политика выступает важнейшим инструментом формирования, развития и активного использования потенциала молодого поколения. В муниципальных образованиях государственная молодежная политика проводится через отраслевые органы местной власти, на которые в соответствии с п.34 ст.16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возложены функции по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью.

Муниципальная молодёжная политика в своей деятельности направлена на то, чтобы огромный потенциал молодёжи начал использоваться конструктивно и был преобразован в один из ресурсов решения городских проблем. Если молодёжь будет востребованной, получит перспективы самореализации в сегодняшней сложной жизни, то будет достигнуто два существенных прорыва: во-первых, будет дан дополнительный импульс социально-экономическому развитию города, а во-вторых, молодёжь обретёт жизненные надежды, а это и есть основной способ преодоления негативных явлений в молодёжной среде.

Задачами, решаемыми муниципальной молодежной политикой, являются:

-поддержка деятельности детских и молодёжных общественных объединений;

-вовлечение активных слоев молодежи в решение городских проблем с целью преодоления отчуждённости молодежи от процессов городского развития;

-объединение усилий МО, творческих союзов и коллективов, учреждений дополнительного образования, специалистов по работе с молодежью;

-создание площадок (творческих, общественных, презентационных) для самореализации молодежи в обществе;

-привлечение СМИ к освещению событий, касающихся реализации муниципальной молодежной политики [18].

Поддерживая деятельность детских и молодежных общественных объединений на территории города, муниципальные власти делает ставку на социально-благополучную молодежь, через которую возможно оказывать позитивное влияние на все слои молодых людей [39].

В целях обеспечения социальной гарантии граждан, детей и семей, нуждающихся в социальном обслуживании и социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов, в муниципальных образованиях создаются на постоянной основе центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центр для несовершеннолетних детей и для детей с ограниченными возможностями, также различные и отделения социальной помощи семье и детям.

Молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, адресно направить их в соответствии с указанными приоритетами и максимально увеличить вклад молодежи в успех и конкурентоспособность страны. Одновременно цель и приоритеты государственной молодежной политики взаимоувязаны с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации и предполагают межведомственный характер их достижения [23].

Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России в перспективе, государственная молодежная политика в Российской Федерации и, в особенности, в каждом муниципальном образовании должна реализовать три приоритета: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

На муниципальном уровне реализуются целевые комплексные программы, которые направлены на решение множества молодежных проблем в целом, но также и на поддержку талантливой молодежи (в виде грандов, награждений), поощряется повышение уровня знаний молодых людей.

Особое внимание уделяется сохранению и приумножению нравственных и культурных достижений школьной и студенческой молодежи, совершенствованию системы эстетического воспитания молодых граждан.

 

1.2 Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации

 

Конституция Российской Федерации содержит положения, составляющие основу государственной молодежной политики, а также устанавливает разграничение предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления. Исходя из этого разграничения определяется компетенция в области молодежной политики органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Создание эффективно работающей законодательной базы является важным элементом государственной молодежной политики. Ведь у государства в отличие от других субъектов молодежной политики "есть возможность опереться в своей молодежной политике на систему права, но нет достаточных средств по установлению нормативности идеальных образов молодого человека и молодежи. Лишь в отдельных условиях политической жизни возможно в государственной деятельности соединение воедино идеала и правовых механизмов его поддержания"[8].

Однако до настоящего времени в Российской Федерации так и не был принят Федеральный закон "О государственной молодежной политике в Российской Федерации". Основные законодательные акты по осуществлению государственной молодежной политики на федеральном уровне также были приняты еще в 90-х годах прошлого века.

Реалии же современной действительности говорят, что государственная молодежная политика в настоящее время однозначно находится на периферии деятельности государства и в ней соседствуют крайне противоречивые тенденции. И дело здесь не только в определенном противодействии принятию федерального закона о государственной молодежной политики в РФ, проекты которого раз за разом не получали своего законодательного закрепления. В.А. Луков отмечает, что "вопросы государственной молодежной политики в работе органов государственной власти отодвинулись на задний план. В организационно-правовом отношении это нашло выражение в многократной ликвидации федерального органа государственной власти, ведущего вопросы государственной молодежной политики. Крайне незначительны масштабы финансирования федеральных мероприятий в сфере государственной молодежной политики"[9].

На федеральном уровне остались только некоторые символы структуры, отвечающие за молодежь (уже не самостоятельные), президентская программа «Молодежь России», финансировавшаяся из расчета 2 рубля на молодого человека в год (в 2006 г. ее финансирование и вовсе отменено). К молодежи политические силы обращаются главным образом перед очередными выборами, рассчитывая на дополнительные голоса.

Как показывает опыт последних лет, организационные перемены в реализации государственной молодежной политики отнюдь не приводят к реальным изменениям в положении молодежи. На практике реализация государственной молодежной политики встретила (и встречает) большие трудности и требует нового концептуального оформления[10].

Существует специальная Стратегия государственной молодежной политики в РФ, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р[11], и рассчитанная до 2016 года, согласно которой государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности[12].

Также разработан и принят огромный массив соответствующих федеральных и региональных программ. Объявление 2009 г. Годом молодежи в России, обсуждение проблем ГМП на заседании Государственного Совета РФ в 2009 г. свидетельствуют, что некоторые намерения государства в этой сфере деятельности сохраняются. Создается система развития талантливой и инициативной молодежи, и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. №2312-р объявлен Всероссийский конкурс молодежных проектов, направленный на вовлечение молодежи в творческую деятельность, повышение ее гражданской активности и формирование здорового образа жизни молодого поколения. Его финансирование в 2012 г. составило 120 млн руб. (1000 премий по 11 номинациям), в 2013 г. 210 млн руб. (1500 премий по 10 номинациям), что заметно отличается от масштабов финансирования молодежных проектных работ в недавнем прошлом. Надо учесть и окружные конкурсы молодежных проектов (Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.07.2011 г. № 554 «О конкурсе молодежных проектов Всекавказского молодежного форума» было установлено 868 премий на 100 млн руб.), и региональные конкурсы молодежных проектов (по инициативе Росмолодежи в 2013 г. субъектах РФ было проведена 63 муниципальных грантовых конкурса и 39 региональных грантовых конкурсов)[13]

Однако все это не отменяет того факта, что «инновационный потенциал молодежи не востребован трансформирующимся обществом, ее воспроизводственная функция реализуется крайне слабо»[14], комплексный, надведомственный (межсекторный) и общенациональный характер молодежной политики до сих пор не осознается в должной мере, а практика ее реализации носит в основном ведомственный, в лучшем случае межотраслевой характер.

Между тем, по прогнозам экспертов, уже через десять лет, то есть к наступлению 2025 года, в России произойдет резкое сокращение численности молодежи в самых продуктивных ее возрастах: 2330 лет, составив от 36 до 50 процентов[15]. В этой ситуации становится ясно и очевидно, что экономическая и социальная нагрузка на российскую молодежь будет только возрастать. Поэтому имеющиеся акценты государственной молодежной политики должны быть как можно быстрее смещены в сторону решения ключевой проблемы современного общества обеспечения интенсивного роста человеческого капитала и, как следствие, повышения качества жизни и нынешнего, и будущих поколений граждан России, что потребует существенного роста образованности молодежи, наращивания ею общего уровня социальной и экономической компетентности, повышения культуры и дисциплины труда, производительности труда,ᅠ аᅠ такжеᅠ ростаᅠ общегражданскойᅠ ответственности[16]

Молодежная политика на муниципальном уровне, тесно связанная с государственной политикой, предполагает учет самых острых проблем молодежи‏ᅠᅟ конкретного‏ᅠᅟ муниципального‏ᅠᅟ образования‏ᅠᅟ в‏ᅠᅟ сфере‏ᅠᅟ здоровья‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ досуга,‏ᅠᅟ занятости‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ образования,‏ᅠᅟ бытовых‏ᅠᅟ проблем.‏ᅠᅟ На‏ᅠᅟ муниципальном‏ᅠᅟ уровне‏ᅠᅟ должна‏ᅠᅟ быть‏ᅠᅟ сформирована‏ᅠᅟ целостная‏ᅠᅟ система‏ᅠᅟ социальной‏ᅠᅟ поддержки‏ᅠᅟ молодежи,‏ᅠᅟ ее‏ᅠᅟ обучения‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ трудоустройства,‏ᅠᅟ которая‏ᅠᅟ способствует‏ᅠᅟ развитию‏ᅠᅟ молодежного‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ детско-юношеского‏ᅠᅟ движения‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ создает‏ᅠᅟ возможности‏ᅠᅟ регулирования‏ᅠᅟ миграции,‏ᅠᅟ обеспечения‏ᅠᅟ защиты‏ᅠᅟ прав‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ реализации‏ᅠᅟ интересов‏ᅠᅟ молодежи,‏ᅠᅟ поддержки‏ᅠᅟ молодых‏ᅠᅟ семей.

Реализация‏ᅠᅟ молодежной‏ᅠᅟ политики‏ᅠᅟ на‏ᅠᅟ муниципальном‏ᅠᅟ уровне‏ᅠᅟ сопряжена‏ᅠᅟ с‏ᅠᅟ рядом‏ᅠᅟ проблем:

1.‏ᅠᅟ Сохраняются‏ᅠᅟ ведомственная‏ᅠᅟ разобщенность‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ недостаточная‏ᅠᅟ координация‏ᅠᅟ в‏ᅠᅟ управлении‏ᅠᅟ молодежной‏ᅠᅟ политикой.‏ᅠᅟ Например,‏ᅠᅟ отделы‏ᅠᅟ по‏ᅠᅟ молодежной‏ᅠᅟ политике‏ᅠᅟ при‏ᅠᅟ многих‏ᅠᅟ муниципальных‏ᅠᅟ образованиях‏ᅠᅟ находятся‏ᅠᅟ в‏ᅠᅟ подчинении‏ᅠᅟ заместителей‏ᅠᅟ глав‏ᅠᅟ администраций‏ᅠᅟ по‏ᅠᅟ социальным‏ᅠᅟ вопросам,‏ᅠᅟ которые,‏ᅠᅟ как‏ᅠᅟ показывает‏ᅠᅟ практика,‏ᅠᅟ в‏ᅠᅟ большинстве‏ᅠᅟ случаев‏ᅠᅟ не‏ᅠᅟ относят‏ᅠᅟ проблемы‏ᅠᅟ молодежи‏ᅠᅟ к‏ᅠᅟ числу‏ᅠᅟ первоочередных.

2.‏ᅠᅟ Объекты‏ᅠᅟ социальной‏ᅠᅟ инфраструктуры‏ᅠᅟ для‏ᅠᅟ молодежи‏ᅠᅟ (например,‏ᅠᅟ оздоровительные‏ᅠᅟ лагеря)‏ᅠᅟ находятся‏ᅠᅟ в‏ᅠᅟ разноведомственной‏ᅠᅟ подчиненности,‏ᅠᅟ что‏ᅠᅟ не‏ᅠᅟ способствует‏ᅠᅟ координации‏ᅠᅟ действий.

3.‏ᅠᅟ Объем‏ᅠᅟ финансирования‏ᅠᅟ мероприятий‏ᅠᅟ в‏ᅠᅟ сфере‏ᅠᅟ молодежной‏ᅠᅟ политики‏ᅠᅟ не‏ᅠᅟ позволяет‏ᅠᅟ решать‏ᅠᅟ даже‏ᅠᅟ самые‏ᅠᅟ острые‏ᅠᅟ вопросы.‏ᅠᅟ В‏ᅠᅟ этих‏ᅠᅟ условиях‏ᅠᅟ важнейшей‏ᅠᅟ задачей‏ᅠᅟ муниципальных‏ᅠᅟ комитетов‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ отделов‏ᅠᅟ по‏ᅠᅟ делам‏ᅠᅟ молодежи‏ᅠᅟ является‏ᅠᅟ поиск‏ᅠᅟ источников‏ᅠᅟ финансирования.‏ᅠᅟ Зачастую‏ᅠᅟ привлеченные‏ᅠᅟ средства‏ᅠᅟ на‏ᅠᅟ молодежную‏ᅠᅟ политику‏ᅠᅟ в‏ᅠᅟ 1,5‏ᅠᅟ -‏ᅠᅟ 2‏ᅠᅟ раза‏ᅠᅟ превышают‏ᅠᅟ бюджетное‏ᅠᅟ финансирование.‏ᅠᅟ Они‏ᅠᅟ складываются‏ᅠᅟ из‏ᅠᅟ различных‏ᅠᅟ фондов,‏ᅠᅟ федерального‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ регионального‏ᅠᅟ финансирования,‏ᅠᅟ средств‏ᅠᅟ соисполнителей‏ᅠᅟ по‏ᅠᅟ программам,‏ᅠᅟ в‏ᅠᅟ том‏ᅠᅟ числе‏ᅠᅟ балансодержателей‏ᅠᅟ немуниципальных‏ᅠᅟ объектов‏ᅠᅟ социальной‏ᅠᅟ инфраструктуры.

В‏ᅠᅟ структуре‏ᅠᅟ муниципальных‏ᅠᅟ органов‏ᅠᅟ исполнительной‏ᅠᅟ власти‏ᅠᅟ созданы‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ функционируют‏ᅠᅟ отделы‏ᅠᅟ или‏ᅠᅟ департаменты‏ᅠᅟ по‏ᅠᅟ делам‏ᅠᅟ молодежи,‏ᅠᅟ которые‏ᅠᅟ нуждаются‏ᅠᅟ как‏ᅠᅟ в‏ᅠᅟ координации‏ᅠᅟ своей‏ᅠᅟ деятельности,‏ᅠᅟ так‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ в‏ᅠᅟ методической,‏ᅠᅟ кадровой‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ организационной‏ᅠᅟ поддержке‏ᅠᅟ со‏ᅠᅟ стороны‏ᅠᅟ органов‏ᅠᅟ государственной‏ᅠᅟ власти.‏ᅠᅟ На‏ᅠᅟ муниципальные‏ᅠᅟ структурные‏ᅠᅟ подразделения‏ᅠᅟ по‏ᅠᅟ делам‏ᅠᅟ молодежи‏ᅠᅟ возлагаются‏ᅠᅟ следующие‏ᅠᅟ задачи:

-‏ᅠᅟ проведение‏ᅠᅟ единой‏ᅠᅟ молодежной‏ᅠᅟ политики‏ᅠᅟ в‏ᅠᅟ муниципальном‏ᅠᅟ образовании;

-‏ᅠᅟ создание‏ᅠᅟ социально-экономических‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ правовых‏ᅠᅟ условий‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ гарантий‏ᅠᅟ для‏ᅠᅟ самореализации‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ становления‏ᅠᅟ молодого‏ᅠᅟ человека;

-‏ᅠᅟ обеспечение‏ᅠᅟ соблюдения‏ᅠᅟ на‏ᅠᅟ территории‏ᅠᅟ муниципального‏ᅠᅟ образования‏ᅠᅟ прав‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ интересов‏ᅠᅟ молодежи;

-‏ᅠᅟ привлечение‏ᅠᅟ молодежи‏ᅠᅟ к‏ᅠᅟ решению‏ᅠᅟ социальных,‏ᅠᅟ экономических‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ общественных‏ᅠᅟ задач‏ᅠᅟ на‏ᅠᅟ местном‏ᅠᅟ уровне;

-‏ᅠᅟ духовное,‏ᅠᅟ патриотическое‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ интеллектуальное‏ᅠᅟ развитие‏ᅠᅟ молодежи;

-‏ᅠᅟ поддержка‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ реализация‏ᅠᅟ научно‏ᅠᅟ значимых‏ᅠᅟ инициатив‏ᅠᅟ в‏ᅠᅟ области‏ᅠᅟ социальной‏ᅠᅟ защиты‏ᅠᅟ молодежи‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ развития‏ᅠᅟ досуговой‏ᅠᅟ сферы;

-‏ᅠᅟ организация‏ᅠᅟ научных‏ᅠᅟ исследований‏ᅠᅟ по‏ᅠᅟ анализу‏ᅠᅟ положения‏ᅠᅟ дел‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ прогнозированию‏ᅠᅟ молодежной‏ᅠᅟ среды;

-‏ᅠᅟ осуществление‏ᅠᅟ межмуниципального,‏ᅠᅟ межрегионального‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ международного‏ᅠᅟ сотрудничества‏ᅠᅟ молодежных‏ᅠᅟ организаций;

-‏ᅠᅟ координация‏ᅠᅟ деятельности‏ᅠᅟ муниципальных‏ᅠᅟ учреждений,‏ᅠᅟ занимающихся‏ᅠᅟ решением‏ᅠᅟ молодежных‏ᅠᅟ проблем.

В‏ᅠᅟ решении‏ᅠᅟ поставленных‏ᅠᅟ задач‏ᅠᅟ принимают‏ᅠᅟ активное‏ᅠᅟ участие‏ᅠᅟ не‏ᅠᅟ только‏ᅠᅟ органы‏ᅠᅟ местного‏ᅠᅟ самоуправления,‏ᅠᅟ но‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ различные‏ᅠᅟ учреждения‏ᅠᅟ органов‏ᅠᅟ по‏ᅠᅟ делам‏ᅠᅟ молодежи:‏ᅠᅟ

-‏ᅠᅟ комплексный‏ᅠᅟ центр‏ᅠᅟ социального‏ᅠᅟ обслуживания‏ᅠᅟ молодежи;

-‏ᅠᅟ центр‏ᅠᅟ социально-психологической‏ᅠᅟ помощи‏ᅠᅟ молодежи,‏ᅠᅟ социальную‏ᅠᅟ службу‏ᅠᅟ для‏ᅠᅟ молодежи;

-‏ᅠᅟ социальный‏ᅠᅟ центр‏ᅠᅟ молодежи;

-‏ᅠᅟ центр‏ᅠᅟ социальной‏ᅠᅟ поддержки‏ᅠᅟ молодежи;

-‏ᅠᅟ центр‏ᅠᅟ экстренной‏ᅠᅟ психологической‏ᅠᅟ помощи‏ᅠᅟ молодежи‏ᅠᅟ по‏ᅠᅟ телефону;

-‏ᅠᅟ молодежный‏ᅠᅟ центр‏ᅠᅟ планирования‏ᅠᅟ семьи;

-‏ᅠᅟ центр‏ᅠᅟ правовой‏ᅠᅟ помощи‏ᅠᅟ молодежи;

-‏ᅠᅟ центр‏ᅠᅟ информации‏ᅠᅟ для‏ᅠᅟ молодежи;

-‏ᅠᅟ подростково-молодежный‏ᅠᅟ клуб;

-‏ᅠᅟ социально-реабилитационный‏ᅠᅟ центр‏ᅠᅟ для‏ᅠᅟ подростков‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ молодежи;

-‏ᅠᅟ центр‏ᅠᅟ профессиональной‏ᅠᅟ ориентации‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ трудоустройства‏ᅠᅟ молодежи

Практика реализации молодежной политики показывает, что наиболее перспективным является программно-целевой подход. Он предполагает развитие‏ᅠᅟ на‏ᅠᅟ муниципальном‏ᅠᅟ уровне‏ᅠᅟ системы‏ᅠᅟ ежегодных‏ᅠᅟ государственных‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ муниципальных‏ᅠᅟ социальных‏ᅠᅟ заказов‏ᅠᅟ в‏ᅠᅟ сфере‏ᅠᅟ молодежной‏ᅠᅟ политики,‏ᅠᅟ которые‏ᅠᅟ распределяются‏ᅠᅟ на‏ᅠᅟ открытой‏ᅠᅟ конкурсной‏ᅠᅟ основе‏ᅠᅟ по‏ᅠᅟ итогам‏ᅠᅟ юридической,‏ᅠᅟ финансовой‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ социальной‏ᅠᅟ экспертизы.‏ᅠᅟ Получение‏ᅠᅟ социального‏ᅠᅟ заказа‏ᅠᅟ предполагает,‏ᅠᅟ что‏ᅠᅟ представленные‏ᅠᅟ на‏ᅠᅟ конкурс‏ᅠᅟ проекты‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ программы‏ᅠᅟ имеют‏ᅠᅟ необходимое‏ᅠᅟ ресурсное‏ᅠᅟ обеспечение.‏ᅠᅟ В‏ᅠᅟ частности,‏ᅠᅟ экономические‏ᅠᅟ ресурсы‏ᅠᅟ предусматривают‏ᅠᅟ следующее:‏ᅠᅟ возможность‏ᅠᅟ федерального‏ᅠᅟ финансирования‏ᅠᅟ или‏ᅠᅟ получения‏ᅠᅟ гранта;‏ᅠᅟ самофинансирование‏ᅠᅟ за‏ᅠᅟ счет‏ᅠᅟ разработки‏ᅠᅟ и‏ᅠᅟ осуществления‏ᅠᅟ самоокупаемых‏ᅠᅟ проектов, прежде всего на рынке информационных услуг; поиск спонсоров, заинтересованных в конечном результате.

В своей законотворческой деятельности регионы ориентируются на федеральный центр, основное государственное законодательство РФ по молодёжной политике. В практике своей работы региональные власти опираются на собственные законы о молодёжной политике, которые часто представляют собой вполне успешные попытки спроецировать федеральные законы на региональный уровень с учётом региональной специфики. Основными документами, на базе которых осуществляется практическая деятельность молодёжной политики, являются целевые программы, комплексные или по отдельным направлениям. Именно программы отражают специфику, приоритеты, объёмы финансирования.

Организационный механизм предполагает создание адекватной системы программно-целевого управления молодёжной политикой, вертикального и горизонтального управления государственными и общественными структурами. Существует как строгая вертикальная структура "федеральный центр - региональная власть - местная власть", так и горизонтальное взаимодействие "законодательная власть - исполнительная власть", активно подключаются молодёжные организации, которые в основном используются как совещательные органы. Структура не является в значительной мере жёсткой, чрезмерное ужесточение создает существенные барьеры к участию в управлении представителей молодёжи. Необходимо отметить высокие темпы развития организационного механизма в целом, особенно в части привлечения молодёжи в управление - активно идёт создание молодёжных парламентов, расширение их полномочий и ответственности.

Финансово инвестиционный механизм представляет собой действующую систему финансирования молодёжной политики. В этой части отмечается как сочетание традиционных способов финансирования - бюджетных и внебюджетных, так и освоение новых возможностей привлечения средств и инвестиций - кредиты банков, средства населения за счёт жилищных наймов, целевые средства от реализации коммерческих проектов.

Наиболее развитым и перспективным, на наш взгляд, является программный механизм осуществления молодёжной политики. Программа представляет собой некоторый проект по реализации того или иного направления молодежной политики. Она едина и целостна в свое основе, содержит детальный план мероприятий и бюджет, подчиненные общим целям и задачам. Именно на уровне программы реализация молодёжной политики обретает собственно практическую направленность и окончательно оформляется.

 

1.3 Особенности реализации молодежной политики в крупных российских компаниях

 

Классификация методов привлечения молодых специалистов:

1. Программы набора выпускников (Graduate Recruitment Programs). Это передовой метод привлечения молодых специалистов. Он нацелен на отбор «лучших из лучших». Коэффициент отбора может достигать нескольких сотен человек на одно место. Работа в крупной организации заманчива для каждого выпускника, но из-за серьёзности и ответственности отбор на эту программу очень строг. От кандидатов, как правило, не требуют специфического образования и опыта работы, компания анализирует личностные и деловые качества выпускников, определяет их потенциал. Программы набора выпускников включат в себя следующие этапы:

Первый этап. Отбор в программу (два раза в год: весной и осенью).

1. Конкурс анкет (application forms). Такая анкета не простая формальность, повторяющая разделы резюме. Вопросы анкеты построены на выявление компетенций молодого специалиста: мотивации и инициативы, энтузиазма, навыков коммуникации, умения преодолевать трудности, работать в команде, лидировать, желания развиваться в профессиональном, личностном плане и др.

2. Прохождение интервью. Отобранных на основании анализа анкет молодых специалистов интервьюируют менеджеры по персоналу и менеджеры других отделов организации с целью оценить соответствие формальным требованиям и квалификацию.

3. Ассессмент-центр. Содержание этого этапа различается в зависимости от проводящей его организации, но суть одна: используются тесты, деловые игры. На этом этапе также выявляются и подтверждаются многие личные качества соискателя.

4. Финальный этап. Собеседование с представителем топ-менеджмента организации. Интервью позволяет определить, насколько соискатель соответствует корпоративной культуре организации. Известно, что у каждой организации свой корпоративный стиль поведения. Есть более агрессивные организации, персонал которых отличают цепкость, настойчивость, упорство и жёсткая хватка (Procter&Gamble), а есть организации более спокойного, мягкого, уверенного стиля (Unilever). От результатов этого собеседования в конечном итоге зависят решение о приёме на работу и условиях контракта.

Второй этап. Участие в программе.

Программы набора выпускников могут быть направлены на одну из следующих ключевых целей: подготовка для организации специалистов (например, «выращивание» аудиторов в группе большой четверки: Прайсвотерхаускуперс, КПМГ, Делойтт, Эрнст энд Янг) или подготовка для организации управленцев (выпускнику может быть предложен индивидуальный план развития с перспективой занять позицию менеджера высшего звена). В зависимости от той или иной цели выстраивается программа работы с выпускником. В случае подготовки управленцев, поступившие на подобную программу называются trainee и работают в течение 2-3 лет в различных отделах организации, причём, чаще всего, выпускник проходит через все отделы до тех пор, пока не найдет свою нишу, то дело, которое удаётся ему лучше всего. В случае подготовки специалистов, в организации осуществляется полное погружение trainee в профессию с помощью различных методов: интенсивное обучение с получением, например, общепризнанных в той или иной профессиональной среде, сертификатов; интенсивное общение с наставником; командные тренинги и др.

На третьем этапе программы набора выпускников происходит итоговая оценка и принимается решение о приеме на работу.

Важно отметить, что в процессе реализации программы набора выпускников компания осуществляет их мотивационную поддержку, например, оплата стипендии на втором этапе программы, оплата переезда, помощь в подборе места жительства (многие программы предполагают переезд в другой город) и др.

Стажировка (прием заявок от кандидатов в стажеры проходит, как правило, в марте-апреле, хотя некоторые организации проводят отбор до нового года или в июне).

Стажировка - это хороший способ познакомиться поближе с будущим работодателем, набраться опыта, присмотреться. Срок стажировки варьируется от месяца до года. Работает стажёр чаще всего под присмотром опытного специалиста (internship). Кроме того, работа в организации может стать преддипломной или производственной практикой. Крупные и средние организации широко используют летние программы стажировок для пополнения своих кадров. В некоторых компаниях после завершения летней стажировки лучшим студентам предлагают продолжить работать в организации на условии гибкого графика осенью. Стажировки в крупных транснациональных компаниях обычно являются оплачиваемыми, в таком случае студент или выпускник имеет возможность заработать солидную сумму, кроме того, он приобретает уникальный опыт и шанс продолжить работу в данной организации по окончании университета.

Этапы отбора стажеров могут быть следующими: конкурс резюме, тестирование, деловые игры (или комплексный ассесмент-центр), серия интервью с HR-специалистами, линейными менеджерами, топ-менеджерами организации.

Рекрутинг (размещение объявлений о вакансиях в вузах). Во многих организациях отсутствуют специальные программы по работе с молодыми специалистами, и выпускники конкурируют за вакантную позицию с опытными специалистами. Соискатель отсылает резюме в отдел по работе с персоналом (департамент по корпоративным отношениям, отдел кадров), где его просматривают и помещают в базу данных. Если HR-менеджера (менеджера по работе с персоналом) заинтересует резюме, то он звонит кандидату. Для выпускников это не самый результативный способ попасть в компанию-бренд, так как с минимальным опытом работы довольно сложно конкурировать с опытными специалистами.

Event-рекрутинг. Конкуренция на рынке труда заставляет работодателей искать нетривиальные подходы к найму персонала – устраивать специальные акции, дни открытых дверей, объявлять конкурсы и стажировки. Данные мероприятия объединены общим понятием event-рекрутинг. Event-рекрутинг – это привлечение кандидатов на вакантные должности с помощью специальных мероприятий, выгодных для организации, как с финансовой точки зрения, так и в плане формирования эффективного имиджа в студенческой среде. Чаше всего, этот метод применяется для привлечения молодых специалистов, преимущественно, на стартовые позиции, которые не являются привлекательными для профессионалов со стажем. Целесообразно использовать event-рекрутинг, когда в организации открыты не менее пяти вакансий – в целях экономии средств и формирования положительного имиджа организации на рынке труда. А участие кандидатов в подобных мероприятиях – это не только возможность трудоустройства, но и приобретение новых знаний и опыта.

Можно выделить следующие PR-методы привлечения персонала в рамках еvent-рекрутинга:

• Тематические конференции, в рамках которых может собираться целевая группа выпускников, молодых специалистов, заинтересованных в той или иной теме обсуждения. Работодатели, таким образом, получают потенциальных адресатов, которым можно предложить открывшуюся вакансию в организации. Примером, тематической конференции, может быть специально выделенный по согласованию с вузом блок в рамках традиционных ежегодных научно-практических вузовских конференций (например, «Неделя науки» на экономическом факультете ЮФУ).

• Дни открытых дверей, как правило, ориентированы на выпускников ВУЗов или студентов старших курсов, и являются началом их стажировки в организации. Кандидатам, прошедшим предварительный отбор (собеседование или выполнение тестовых заданий) предлагается прослушать презентацию организации, посетить экскурсию по офису или по производственной части, где они знакомятся с непосредственной работой организации. По итогам стажировки многие практиканты получают предложение о зачислении в штат;

• Ярмарки вакансий и дни карьеры – по-прежнему остаются самым популярным типом мероприятий, направленных на повышение интереса молодых специалистов к организации. В них могут принимать участие несколько десятков организаций. Такие акции устраивают и независимые провайдеры, и сами ВУЗы, отдельные факультеты. От обычной ярмарки вакансий современные event-мероприятия отличаются дополнительными мотивирующими акциями, которые позволяют компаниям выделиться среди других работодателей. Это обучающие семинары, лекции для студентов, конкурсы или кейс-методы. Они позволяют не только создать положительный образ организации, но и проверить навыки и знания претендентов, сэкономив время на предварительном отборе.

• Создание внешнего сайта организации. Для привлечения персонала важно, чтобы кандидаты получили не только общую информацию о организации на ее сайте, но и составили некое представление о корпоративной культуре, перспективах развития организации и, следовательно, о возможностях собственного роста. Для привлечения сотрудников на стартовые позиции достаточно эффективным способом является также создание собственного промо-ресурса, адресованного молодым специалистам.

• Тематические конкурсы среди студентов активно применяются в ведущих ВУЗах страны. Конкурсные программы открывают возможности для студентов в разных сферах деятельности, дают возможность попробовать решить различные кейсы на практике. Для организации это еще один шанс найти, увидеть тот бесценный «бриллиант», который она так долго искала. Данные программы направлены в первую очередь на выявление талантливых студентов. Организация, составляя конкурсную программу, ориентирует ее на потребности своего бизнеса, поэтому финалистами становятся только нужные для организации люди. Многие тематические конкурсы проводятся в университетах регулярно, например, Потанинский конкурс. Это позволяет оценивать работу и развитие успешных студентов на протяжении всего обучения. Компания, которая регулярно проводит подобные мероприятия, позиционируется в среде студентов как успешная и стабильная. К тому же у студентов складывается представление о деятельности организации, о ее потребностях, тем самым, он изначально уже знает, привлекает ли его данная компания и не идет к работодателю с закрытыми глазами.

5. Формирование HR-бренда организации в студенческой среде. HR-бренд – это лицо организации на рынке трудовых ресурсов, и его формирование осуществляется и поддерживается на протяжении всей жизни организации. Но какую репутацию заработает организация среди соискателей, положительную или отрицательную, зависит от того, как компания зарекомендовала себя на деле. Здесь играет роль все, что отличает данную конкретную компанию от остальных: отношение к персоналу и соискателям, социальная и кадровая политика, отношение к экологии и многое другое. Поэтому данный вид продвижения организации, пожалуй, один из самых трудных, затратных, но эффективных.

HR-брендинг – это, прежде всего, формировании имиджа организации как стабильного, заинтересованного в своих сотрудниках работодателя. Формированию данного имиджа могут способствовать все перечисленные выше мероприятии, но не только это. Сюда так же относится и корпоративная культура организации, система мотивации персонала, социальная активность организации (благотворительные акции, поддержка своих сотрудников не только в хорошие моменты жизни, но и при трудностях и т.д.). Престижность HR-бренда гарантирует не только отсутствие недостатка в соискателях на любую позицию, но и лояльность существующего персонала.

Конечно, какие-то методы привлечения персонала требуют крупных финансовых вложений (Graduate Recruitment Programs, HR-брендинг), другие не влекут за собой практически никаких дополнительных затрат для организации, но здесь возникает вопрос, а стоит ли экономить на привлечении персонала. Скорее всего, ответ будет положительным, если мы говорим о небольшой организации, основной целью которой является выжить в жесткой конкурентной борьбе. Но если речь идет о крупной организации, которая не живет только сегодняшним днем, то, несомненно, ей следует уделять достаточно временных и финансовых ресурсов на привлечение лучших из лучших.

Процесс адаптации молодых специалистов

Процесс адаптации новых сотрудников ярко иллюстрирует рабочую ситуацию в подразделении в целом. Для руководителя эта информация может быть очень полезной с точки зрения анализа рабо







Date: 2016-05-23; view: 6189; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.067 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию