Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребности человека





ВИД ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ
Физиологические Пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.
Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.

 

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой виды искусства.

1) Музей; 2) библиотека; 3) театр; 4) кино; 5) музыка; 6) живопись.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в

 

 

Экономика страны Z основана на натуральном хозяйстве и ремесле. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как общество традиционного типа? Запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) происходит механизация и автоматизация производства и управления
  2) преобладает экстенсивная технология
  3) господствует общинная форма собственности
  4) формируется рыночная экономика
  5) общественное сознание базируется на религиозных ценностях
  6) ведущей отраслью экономики является промышленность

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Организация наблюдений; 2) проведение экспериментов; 3) применение методов; 4) построение теорий; 5) выдвижение гипотез.

 

 

К социальной подсистеме общества относятся
  1) взаимодействия общества и природы
  2) отношения людей в процессе материального производства
  3) взаимодействия людей в малых группах и групп между собой
  4) отношения людей по поводу власти

 

Какая из черт отличает религию от иных форм культуры?
  1) предъявление требований к поведению человека
  2) объяснение социальных явлений
  3) отражение мира в художественных образах
  4) утверждение теоцентрической картины мироздания

 

Что отличает искусство как форму познания?
  1) предъявление требований к познавательной деятельности человека
  2) объяснение социальных явлений
  3) отражение мира в художественных образах
  4) утверждение теоцентрической картины мироздания

 

Исследование отражения быта народа в мифологии представляет собой пример деятельности
  1) материально-производственной
  2) социально-преобразовательной
  3) духовно-практической
  4) духовно-теоретической

 

Верны ли следующие суждения об отличии искусства от науки как способа познания мира?
А. Наука добивается объективности, авторы произведений искусства вкладывают в них свои чувства.
Б. Научные методы преимущественно рациональны, в искусстве преобладает образность.

 

  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

 

Найдите в приведённом списке положения, которые могут служить определениями понятия «общество». Запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) совокупность всех народов, населяющих нашу планету
  2) группа людей, объединившихся для совместной деятельности и общения
  3) результаты материально-преобразующей деятельности людей
  4) определённый этап исторического развития человечества
  5) весь материальный мир в целом
  6) устойчивые стереотипы человеческого поведения

 

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Такие показатели, как пульс, дыхание, измеряют с помощью датчиков, присоединяемых к телу. (Б) Учёные начали работу по усовершенствованию этих методов. (В) Метод - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций, практического или теоретического познания действительности. (Г) Был разработан образец зеркала, который с помощью веб-камеры выдаёт на вмонтированный в него экран необходимые показатели. (Д) Новые способы определения медицинских показателей имеют большую социальную значимость. Определите, какие положения текста имеют  

 

 
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
 

 

 

Характеризуя взаимодействие человека с окружающей средой, обществоведы используют понятие «практическая деятельность». Какой смысл они вкладывают в это понятие? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о практической деятельности.

 

Что из перечисленного характеризует аграрное общество?
  1) преимущественно светский характер мировоззрения
  2) преобладание семей патриархального типа
  3) компьютеризация промышленности
  4) объединение страны единой транспортной сетью

 

Что отличает постиндустриальное общество от других типов обществ?
  1) преимущественно светский характер мировоззрения
  2) преобладание семей патриархального типа
  3) глобализация экономических процессов
  4) объединение страны единой транспортной сетью

 

Что отличает искусство как форму познания?
  1) объяснение социальных явлений
  2) отражение мира в художественных образах
  3) решение фундаментальных мировоззренческих проблем
  4) постижение мира на уровне понятий и обощений

 

По заказу городской администрации учёные-вулканологи определили степень активности вулкана и предупредили горожан об опасности извержения. Какая функция науки проиллюстрирована этим примером?
  1) познавательная
  2) производственная
  3) мировоззренческая
  4) социальная
Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
А. Цели и результаты деятельности человека могут не совпадать.
Б. Все поступки человека по своей природе рациональны, сообразуются с разумом.

 

  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

 

Запишите слово, пропущенное в таблице.

СВОЙСТВА ИСТИНЫ ХАРАКТЕРИСТИКА
Относительный характер Отражение текущего уровня знаний о сущности явлений
_____________ характер Независимость от познающего субъекта и его сознания

 

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Общество как __________(А) отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов и подсистем. Точно так же, как и в __________(Б), все они являются частью единого комплекса – такого, что, затронув или уничтожив один из компонентов, можно поставить под угрозу самое существование социального мира. Сложная система социальных связей и __________(В) пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое __________(Г), мы сможем проследить его последствия во всех сферах. Приведём пример из недавнего прошлого нашей страны. Проведение приватизации и разгосударствления в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере __________(Д) культуры. Основными типами социальных связей выступают __________(Е) и причинно-следственные. Первые прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом в целом и его отдельными элементами. Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

 

 
Перечень терминов:
1) функциональный
2) общественный
3) решение
4) духовная
5) система
6) социум
7) природа
8) социология
9) взаимодействие
 

 

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

 

 

Одиннадцатиклассники завершают изучение нового материала и начинают подготовку к экзаменам. Какие признаки характеризуют осуществляемую ими деятельность? Запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) она направлена на преобразование реально существующих предметов природы
  2) она способствует освоению накопленных человечеством культурных ценностей
  3) объектом деятельности является новое, неизвестное никому ранее знание
  4) средством деятельности являются учебники и учебные пособия
  5) деятельность имеет как индивидуальный, так и коллективный характер
  6) её мотивом является желание удовлетворить материальные потребности

 

 

Одни рассматривают технику как инструмент и средство для увеличения и усиления способностей человека. Другие считают, что техника, снабжая человека разного рода приборами и инструментами, ограничивает возможности проявления его личности. Какую из представленных точек зрения разделяете Вы? Приведите три обоснования выбранной точки зрения.

 

 

Какой признак отражает качества человека как личности?
  1) принадлежность к человеческому роду
  2) генетически наследуемые качества
  3) проявления чувств и эмоций
  4) ориентация на определённые ценности
  Что отличает искусство как форму познания?  
 
  1) предъявление требований к познавательной деятельности человека
  2) объяснение социальных явлений
  3) отражение мира в художественных образах
  4) выражение сущности явлений и процессов
 
В ходе выступления на семинаре Р. обвинил своего оппонента в некомпетентности, поскольку тот, характеризуя индустриальное общество, назвал особенность, присущую традиционному обществу. Какая из названных особенностей вызвала критику Р.?  
  1) сословная структура общества
  2) рост количества крупных промышленных центров
  3) массовая миграция сельского населения в города
  4) развитие фабричной промышленности и железнодорожного транспорта
 
Верны ли следующие суждения о критериях истины?
А. Практика является одним из основных критериев истины в познании.
Б. Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, их истинность устанавливается иными путями.

 

  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны
             

 

Верны ли следующие суждения о критериях истины?
А. Одним из основных критериев истины в познании является соответствие полученного знания мнению большинства.
Б. Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, их истинность устанавливается иными путями.

 

  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

 

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «глобализация». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Локальная цивилизация; 2) сепаратизм; 3) интернет-сети; 4) мировые рынки;) интернационализация; 6) международное разделение труда.

 

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Добро; 2) долг; 3) мораль; 4) совесть; 5) честь.

 

Характеризуя социальные группы, обществоведы говорят о таком их признаке, как социальные интересы. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальные интересы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных интересах.

 

 

Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его
  1) социальной сущности
  2) биологической природы
  3) физиологических процессов
  4) темперамента
Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень научного познания?
  1) выдвижение и обоснование гипотез
  2) объяснение изучаемых фактов и явлений
  3) фиксация обобщений в форме теорий
  4) описание предметов и явлений

 

 

Верны ли следующие суждения о постиндустриальном этапе развития общества?
А. Для постиндустриального этапа характерна ведущая роль науки, знаний и информации в обществе.
Б. В постиндустриальном обществе земля стала главной ценностью.

 

  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

 

 

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Наблюдение – это целенаправленное систематическое __________(А) объекта. Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него некоторые __________(Б) о нём, без которых нельзя определить цель наблюдения. Наблюдение характеризуется активностью __________(В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования. В научном наблюдении взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется __________(Г) наблюдения: приборами и инструментами, с помощью которых ведётся наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают объекты, недоступные органам чувств человека, – микробы, элементарные частицы и т.п. – в эмпирические __________(Д). Как метод научного познания наблюдение даёт исходную __________(Е) об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования».   Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

 
Перечень терминов:
1) восприятие
2) знания
3) объекты
4) информация
5) познание
6) наблюдатель
7) средства
8) методы
9) истина
 

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

 

Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психологической и социальной. Социально обусловлены
  1) возрастные физические особенности
  2) расовые отличия
  3) проявления наследственности и изменчивости
  4) духовные идеалы и ценности

 

 

Научные знания отличаются от обыденных тем, что они
  1) отражают окружающую действительность
  2) предполагают проверку истинности полученных сведений
  3) формируются на основе наблюдений
  4) передаются из поколения в поколение
Какая из перечисленных ситуаций могла возникнуть только в постиндустриальном обществе?
  1) Жители посёлка на встрече с главой администрации предложили открыть магазин по продаже компьютеров.
  2) Рабочие завода вышли на забастовку с требованием введения восьмичасового рабочего дня.
  3) В университете открылся факультет подготовки специалистов банковского дела.
  4) Чтобы прокормить младших сестру и брата, 11-летний подросток устроился работать на ткацкую фабрику.

 

 

Верны ли следующие суждения о массовой культуре? А. Получение коммерческой выгоды является отличительной чертой массовой культуры. Б. Развитие массовой культуры отражает тенденцию культурной интеграции.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

 

Найдите в приведённом ниже списке характеристики общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) обособление от природы
  2) наличие подверженных изменениям подсистем
  3) обособленность элементов
  4) самоорганизация и саморазвитие
  5) появление новых элементов и связей
  6) статичность, отсутствие движения

 

 

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) На страницах социальных сетей в Интернете появилась кнопка «Мне нравится». (Б) С её помощью интернет-пользователи могут теперь выражать свои интересы. (В) Владельцы социальных сетей установили, что интересы людей эволюционируют вместе с развитием тех возможностей, которые предоставляет сеть. (Г) Это настораживает, поскольку создаются новые возможности для манипулирования сознанием. (Д) Сознание является совокупностью психических процессов человека, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире.

Определите, какие положения текста имеют

 

 
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
 

 

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «В философии под отражением объективной действительности в сознании человека понимается процесс __________ (А). Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней – __________ (Б) – характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ощущений, восприятия и __________ (В). Она является исходным пунктом освоения мира, в результате которого создаётся __________ (Г). Другая ступень познавательного процесса – __________ (Д) – обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия, __________ (Е), умозаключения». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

 
Список терминов:
1) образ
2) рациональное познание
3) эмоциональное
4) представление
5) познание
6) суждение
7) теоретическое
8) чувственное познание
9) смысл
 

 

 

К произведениям элитарной (высокой) культуры искусствоведы относят классическую музыку: органные произведения Баха, скрипичную музыку Вивальди, концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова. Что позволяет искусствоведам сделать такой вывод?
  1) самовыражение и свобода творчества авторов
  2) сложность восприятия произведений неподготовленным слушателем
  3) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений.
  4) высокая степень обобщения коллективного опыта
  5) стереотипизация отражения человеком реального мира в музыке
  6) ориентация музыки на широкую аудиторию

 

 

Человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам; более того, как телесно-материальное образование он – как любой вид материи – подвержен вещественным и энергетическим воздействиям. Но человек обладает мышлением, речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, соответствующие системе их ценностных установок. В поведении человека присутствуют биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества людей. Поведение же животных жёстко запрограммировано системой условных и безусловных рефлексов, не дающей им возможности выйти за рамки своего биологического естества. Каким бы сложным ни казалось нам поведение животного, оно остаётся поведением инстинктивно-биологическим.

Обратимся в подтверждение к примеру жизни человека, имеющего большой авторитет в философской антропологии. Мы имеем в виду Иммануила Канта. От рождения он был таким слабым и болезненным, что его жизнеспособность вызывала у окружающих большие сомнения. Кант же смог так организовать свою жизнь, так неукоснительно следовать им самим сформулированным принципам, что не только прожил восемьдесят лет, но и явил пример преданнейшего служения науке.

С другой стороны, природные задатки способствуют интеллектуальному развитию людей, во многом определяют их склонность к творческим формам деятельности. Таким образом, в понимании человека важно избегать двух крайностей: «биологизации» и «социализации» человеческой природы.

И всё же нельзя утверждать, что человек обладает двумя самостоятельными сущностями. Сущность человека едина, и её образует совокупность надприродных свойств, благодаря которым мы преодолеваем свою биологическую определённость. Свобода воли, проявляющаяся в способности выбирать свою судьбу, пути своей жизни, – главное и основное из этих свойств человека. Смысл жизни человека как раз и заключается в том, чтобы самостоятельно, усилием своей воли преодолевать или пытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализуя свою жизненную программу. В этом случае человек становится действительно свободным, поскольку способен властвовать над внешними обстоятельствами и условиями.

(В. Кузнецов, К. Момджян и др.)

1. Авторы пишут о том, что сближает человека с животным миром и чем человек от животного отличается. Приведите любые два признака сходства и любые два отличительных признака, указанных в тексте.

2. Какой смысл авторы вкладывают в понятие «свобода человека»? Можно ли приведённый ими пример из жизни И. Канта рассматривать как проявление свободы? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст.

 

3. Авторы считают, что смысл жизни человека заключается в реализации своей жизненной программы, зачастую вопреки существующим обстоятельствам. Опираясь на обществоведческие знания и факты социальной жизни, приведите три примера преодоления людьми негативных обстоятельств на пути реализации ими своих жизненных целей.

 

4. Каких двух крайностей, согласно мнению авторов, важно избегать в понимании человека? Укажите любые три негативных последствия, к которым может привести и та и другая крайности.

 

 

В отличие от учёбы, труд
  1) способствует познанию мира
  2) предполагает использование специального оборудования
  3) позволяет удовлетворять материальные потребности
  4) осуществляется как индивидуально, так и сообща

 

 

Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой
  1) знание, меняющееся по мере развития возможностей познания
  2) исчерпывающее знание о предмете
  3) вывод, подтверждённый историческим опытом
  4) теоретически обоснованное знание

 

Какая из перечисленных ситуаций могла возникнуть только в постиндустриальном обществе?
  1) Жители посёлка обратились к главе администрации с просьбой организовать центр открытого доступа в Интернет.
  2) Рабочие завода вышли на забастовку с требованием введения восьмичасового рабочего дня.
  3) В городе открылся филиал столичного университета.
  4) Чтобы прокормить младших сестру и брата, 11-летний подросток устроился работать на ткацкую фабрику.

 

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФУНКЦИЯ МОРАЛИ ХАРАКТЕРИСТИКА
Обеспечивает взаимопонимание, взаимосвязь и общение людей в социуме
Ценностно-ориентировочная Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях

 

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы __________ (А): эволюция и революция. Учёные называют __________ (Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе __________ (В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил. Важным является вопрос о __________ (Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею __________ (Д). В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального __________ (Е) и духовного развития». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

 
Cписок терминов:
1) направленность
2) социальные изменения
3) процесс
4) потребности
5) эволюция
6) информация
7) общественный прогресс
8) социальная революция
9) благосостояние
 

 

Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) способность к целеполаганию
  2) стремление понять окружающий мир
  3) использование предметов, данных природой
  4) приспособление к условиям окружающей среды
  5) общение с помощью членораздельной речи
  6) забота о потомстве

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Описание объекта; 2) метод познания; 3) социальный эксперимент; 4) историческая аналогия; 5) классификация.

 

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий общественного прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о критериях общественного прогресса.

 

Что из приведённого ниже характеризует общество как динамичную систему?
  1) наличие общественных отношений
  2) поддержание связи с природой
  3) наличие социальных институтов
  4) самоорганизация и саморазвитие

 

Утверждение: «Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе», – представляет собой формулировку
  1) «золотого правила нравственности»
  2) права на личную неприкосновенность
  3) права на свободу совести
  4) принципа правового государства

 

Гражданка В. очень любит ходить на продуктовый рынок около своего дома. Она подолгу беседует на различные темы с продавцами. Между тем продукты для семьи приобретает, как правило, её супруг в супермаркете. Какие потребности в первую очередь реализуются в действиях гражданки В.?
  1) экономические
  2) социальные
  3) идеальные
  4) эстетические

 

Верны ли следующие суждения об истине? А. Истинные знания отражают субъективное отношение к миру. Б. Истинные знания всегда соответствуют представлениям большинства людей.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

 

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) В культурном центре «Дом» выступил шведский коллектив. (Б) За годы своего существования он несколько раз менял свой музыкальный стиль. (В) В настоящее время репертуар группы представлен стилем ретро. (Г) Думается, что этот стиль отвечает вкусам, скорее, старшего поколения, чем молодёжи. (Д) Произведения массовой культуры выполняют досуговую функцию.

Определите, какие положения текста имеют

 

 
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
 

 

 

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Человек представляет собой __________ (А) единство. Механизм __________ (Б), определяющий биологическую сторону человека, влияет и на его социальную сущность. Новорождённый оказывается обладателем __________ (В) к подражанию и обучению. Таким образом, ребёнок появляется на свет именно как человеческое существо. Хотя ему ещё нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей __________ (Г), благодаря которому формируется психика человека, его социальное __________ (Д). Например, человек обладает послушными его воле пальцами; он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения __________ (Е), миром культуры». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

 
Список терминов:
1) способность
2) биосоциальное
3) поведение
4) индивид
5) потребность
6) язык
7) наследственность
8) общение
9) эмоциональное
 

 

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Вера; 2) культ; 3) обряды; 4) религия; 5) совершение богослужений.

 

 

Исторический процесс сам по себе весьма сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов.
К объективным факторам относятся природные условия жизни общества, объективные потребности людей в обеспечении необходимых условий их жизни, а также состояние материального производства, существующая социальная структура общества, его государственный строй и т.д., которые каждое новое поколение застаёт уже сложившимися и которые в той или иной мере обусловливают жизнедеятельность людей. Субъективные же факторы исторического процесса – это разного рода способности людей своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни.

В исторический процесс прямо или косвенно включены все люди, поскольку они включены в процесс общественного производства, а также в политическую и духовную жизнь общества. В этом отношении все они являются участниками исторического процесса. Но его субъектами они становятся лишь в той мере, в какой действуют сознательно: осознают своё место в обществе, социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса. Сознательно участвуя, скажем, в совершенствовании экономических и социальных отношений, политической системы общества, в развитии его духовной жизни, тот или иной человек или социальная группа выступает как субъект исторического процесса.

В последнее время в науке и политике всё чаще говорят о человечестве как самостоятельном субъекте исторического процесса. Для этого имеются веские основания. В современных условиях человечество всё более выступает как единое целое в силу расширения и упрочения экономических, политических и культурных связей народов всех стран, усиления их взаимозависимости. Именно в рамках человечества как единого целого должны ныне решаться проблемы обеспечения всеобщего мира, сохранения и развития природной среды, а также создания условий для развития сотрудничества и взаимопомощи всех народов и государств нашей планеты.

И человечество в той или иной степени решает эти проблемы, прежде всего, путём налаживания всестороннего сотрудничества между народами и государствами. На это направлена деятельность многих международных организаций. Чрезвычайно важно, чтобы при наличии многих противоречий и конфликтов между отдельными социальными группами, нациями, народами и государствами человечество как самостоятельная целостность продолжало существовать и способствовало бы мирному разрешению указанных противоречий и конфликтов – локальных, региональных и международных.

(В. Лавриненк

 

1. Какие три субъекта исторического процесса названы в тексте? Чем субъект, по мнению автора, отличается от участника?

 

2. Государственный строй и материальное производство во многом определяются сознательной деятельностью людей. Почему автор относит их к объективным факторам исторического развития? Какие другие объективные факторы исторического развития названы в тексте?

 

3. Приведите проблемы, указанные автором, которые должны решаться усилиями всего человечества. Как в современном обществознании принято называть эти проблемы? Приведите два других примера таких проблем, опираясь на собственные знания.

 

4. В тексте говорится о том, что налаживанию всестороннего сотрудничества между народами и государствами способствует деятельность многих международных организаций. Назовите любые три таких организации и укажите сферу деятельности каждой из них.

 

К сторонникам представлений о прогрессивном развитии общества относятся мыслители, полагавшие, что
  1) «золотой век» человечества остался в прошлом
  2) история «движется по кругу»
  3) менее совершенные формации сменяются более совершенными
  4) общество постоянно возвращается к прежним формам и структурам

 

Какая черта отличает науку от других отраслей культуры?
  1) вера в существование сверхъестественных сил
  2) теоретическое обоснование законов развития природы и общества
  3) художественное выражение отношения к миру
  4) предложение законченной мировоззренческой системы

 

Дети подросткового возраста особенно нуждаются в общении со сверстниками. В этом проявляются потребности
  1) социальные
  2) биологические
  3) материальные
  4) эстетические

 

Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
А. Один из главных критериев истины – это соответствие знания интересам познающего субъекта.
Б. Один из главных критериев истины – это полезность знания.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

 

Центр изучения общественного мнения опубликовал данные опроса «Сложно ли добиться успеха в жизни?». Некоторые из них представлены ниже в виде диаграммы. Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
  1) Подавляющее большинство опрошенных не считают успех жизненной целью.
  2) Пятая часть опрошенных не видят изменений в достижении успеха.
  3) Респондентов, считающих, что сейчас легче добиться успеха, больше, чем тех, кто дал иной ответ.
  4) Вопрос оказался сложным для четверти отвечавших.

 

Установите соответствие между социальными фактами и историческими типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ   ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ
А) появление массовой культуры
Б) аграрно-сырьевой тип хозяйства
В) развитие глобальных компьютерных сетей
Г) создание конвейера
Д) ведущая роль науки в производстве
 
1) традиционное
2) индустриальное
3) информационное

 

Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) возрастные и половые различия
  2) темперамент
  3) особенности нервной системы
  4) самооценка
  5) опыт
  6) особенности мировоззрения

 

 

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Понятие «общественный прогресс» достаточно достоверно отражает реалии современной жизни и помогает их правильно оценивать. (Б) Прогресс означает направление движения от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. (В) В духовной сфере общественной жизни прогресс ещё более впечатляющ, чем в материальной сфере. (Г) Обязательное начальное, а затем и среднее образование было законодательно закреплено в нашей стране в прошлом веке. (Д) Сегодня не менее половины выпускников школ становятся студентами высших учебных заведений. Определите, какие положения текста имеют

 

 
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
 

 

 

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Моральные оценки поступков позволяют оценивать их как хорошие или дурные, приносящие добро или причиняющие зло и заслуживающие __________ (А). К основным __________ (Б) и ценностям относятся: доброта, чувство долга, __________ (В), справедливость и т.п. Ориентируясь на них, мы даём оценку своих и чужих поступков с моральной точки зрения.

Моральные нормы наряду с __________ (Г) являются основными регуляторами поведения людей в обществе. Мораль – это, прежде всего, __________ (Д) поведения человека, основанный на его воле, долге, совести. Она присуща не только отдельным личностям, но и __________ (Е), которое также оперирует категориями морали, даёт моральные оценки».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

 
Cписок терминов:
1) моральные категории
2) производство
3) порицание
4) активность
5) совесть
6) внутренний регулятор
7) польза
8) общественное мнение
9) право
 

 

 

Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира.

Что из приведённого ниже характеризует постиндустриальное общество?
  1) использование науки в процессе социального управления
  2) переход от натурального к товарному производству
  3) осуществление промышленного переворота
  4) преобладание религиозного мировоззрения

 

Какой из названных признаков непосредственно характеризует искусство?
  1) приспособление мира к потребностям человека
  2) эстетическое освоение окружающего мира
  3) выяснение закономерностей развития общества
  4) установление сущности природных и социальных явлений

 

Одарённый мальчик, родившийся в рабочей семье, стал известным учёным благодаря не только своим математическим способностям, но и целеустремлённости, силе воли, стремлению к знаниям. В этом в первую очередь проявились его качества как
  1) личности
  2) индивида
  3) гражданина
  4) общественного деятеля

 

 

 

 

 

Верны ли следующие суждения о процессе познания? А. Только благодаря органам чувств человек овладевает истинными знаниями. Б. Научное познание всегда протекает независимо от чувственного опыта.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

 

В ходе социологических опросов 2003 и 2013 гг. жителям страны Z предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования?». Были получены следующие результаты.
Варианты ответа % от числа опрошенных
2003 г. 2013 г.
Определённо да / скорее да    
Ни да, ни нет    
Скорее нет / определённо нет    
Затруднились ответить    

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

  1) Треть опрошенных в 2003 г. и примерно десятая часть в 2013 г. не смогли определить своё отношение к проблеме.
  2) Пятая часть в 2003 г. и треть опрошенных в 2013 г. качеством образования удовлетворены.
  3) Процент опрошенных, неудовлетворённых качеством образования в стране Z в 2013 г., снизился.
  4) В стране Z доля тех, кто не интересуется проблемами образования, сократилась.

 

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ТИП ОБЩЕСТВА ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Большинство работающих занято в сельском хозяйстве
Индустриальное Большинство работающих занято в промышленности

 

 

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228269']=__lxGc__['s']['_228269']||{'b':{}})['b']['_698163']={'i':__lxGc__.b++};
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «способности человека». Найдите два термина, «выпадающие» из о

Date: 2016-05-23; view: 2043; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию