Базовые потребности учащегося
| Школьные факторы риска
| Здоровьесберегающая деятельность учителя на
уроке
|
Самоактуализация
| Ценности и цели «знаниевой» педагогики – обеспечить адаптацию к требованиям общества за счет:
- освоения учащимися предметно – дисциплинарных знаний, умений и навыков (результат обучения);
| Ценности и цели личностно – ориентированной педагогики – создать условия для развития личности ребенка за счет:
- Обеспечения личностного смысла образования (ориентация на потребности и интересы учащегося);
|
Уважение
| - освоения учащимися морально-нравственных норм (результат воспитания).
| - деятельностного подхода к обучению (освоение способов деятельности);
- развития самостоятельности мышления (умение принимать собственные решения)
|
Общение
| - репродуктивно – иллюстративный подход к обучению;
- монологический характер обучения;
| кооперативное обучение (создание ситуаций обучающего взаимодействия учащихся);
создание субъективных ситуаций деятельности учащихся);
- диалогическое взаимодействие педагога и учащегося;
|
Безопасность
| недифференцированный уровень требований;
неадекватные возможностям учащихся методы обучения;
«традиционная» система оценивания (нормативная шкала);
состязательность, «ярлыки»;
недифференцированность, «грубость» шкалы;
произвольность норм и критериев;
метод вычитания;
- неоправданное использование фактора времени;
| индивидуально – дифференцированный подход к обучению (индивидуальные траектории обучения в разноуровневой системе учебных предметов);
профильность обучения (возможность выбора образовательного маршрута);
эффективная система оценивания (критериальная шкала);
положительная обратная связь (не наказание);
ориентация на успех (фиксация сильных сторон; индивидуальное продвижение; накопительноость);
ориентация на конечный результат (открытость и единство требований, независимость от фактора времени);
- вовлечение ученика в оценочную деятельность (содействие становлению самооценки);
|
Физиологические
| перегрузка;
гиподинамия;
- неудовлетворительное состояние школьной среды.
| рациональное чередование учебной нагрузки;
включение в урок приемов психологической разгрузки;
включение в урок динамических нагрузок;
- соблюдение требований СапПин к состоянию учебных помещений.
|