Аспекты урока
| Содержание
|
Гигиенические условия в классе
| Чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/ отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
|
Число видов учебной деятельности, используемых учителем.
| Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др.
Нормой считается 4-7 видов за урок.
|
Продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
| Ориентировочная норма – 7-10 минут.
|
Использование учителем видов преподавания.
| Словесные, наглядные, аудиовизуальные, самостоятельная работа и др. Норма – не менее трех за урок. Чередование не позже чем через 10-15 минут
|
Использование методов, способствующих активизации и творческого самовыражения учащихся.
| Методы свободного выбора ( свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.).
Активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь).
Методы, направленные на самопознание и развитие ( интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
|
Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами.
| Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
|
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
| Психологический комфорт учеников на уроке – важнейшее условие предупреждения их утомления.
|
Физкультминутки и физкультпаузы – обязательная составная часть урока.
| Их норма – на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-хлегких упражнений с 3-4 повторениями каждого. Наличие эмоционального климата во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
|
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
| Демонстрация примеров, прослеживание этих связей, формирование отношения к человеку и его здоровью как ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в нем; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т. д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем.
|
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
| Уровень мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.
|
Благоприятный психологический климат урока.
| Заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем.
Отсутствие стрессов, хронического психофизического напряжения, продуцирования отрицательных эмоций и т.д.
|
Отсутствие на уроке микроконфликтов между учителем и учащимися, между учащимися.
| Умение учителя предупредить микроконфликты: из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления дискомфортных состояний и т. д. Способность учителя управлять учебным процессом, обеспечивая профилактику «школьных неврозов» и дидактогений.
|
Наличие на уроке эмоционально-смысловых разрядок.
| Преобладающее выражение лица учителя, наличие улыбок, уместных остроумных шуток, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. п.
|
Итоговая плотность урока
| Рекомендуемые показатели – в диапазоне от 60% до 80%.
|
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
| Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
|
Темп и особенности окончания урока.
| Нормальный темп заключительной части, наличие времени на вопросы учащихся, запись домашнего задания с комментариями.
|
Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
| Спокойно-деловое, удовлетворенное состояние учеников и учителя.
|