Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и методы здоровьесберегающей среды





Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.

Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

Общеметодические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.

Систематическое воздействие на организм и психику учащихся может быть успешным только в том случае, если методика применения средств здоровьесберегающего воздействия будет согласована с закономерностями этого применения.

Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приёмов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребёнок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.

Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе обеспечивает принцип систематичности.

Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди! » - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов (No nocere!).

Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.

Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

Включение вариативных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребёнка, педагог направляет и стабилизирует его разностороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезвычайных требований и заданий.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.


Упорядочиванию процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребёнка к каждому последующему этапу обучения.

Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребёнка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важнейшее значение имеет принцип всестороннего и гармоничного развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребёнка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребёнка в процессе обучения.

Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.).

Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

Принцип связи теории с практикой – призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

Данные принципы позволяют сформировать у педагогов, а через них у учащихся и их родителей более чёткое представление о здоровьесберегающей педагогике. Их перечень не является исчерпывающим.

Приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям включает:

-осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости её незамедлительного разрешения;

-признание педагогами школы своей ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;

-овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций);

-реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.

Содержание концепции здоровьесбережения учащихся

Противоречие между потребностью части детей и их родителей в повышении уровня образования, с одной стороны, и необходимостью сохранить здоровье подрастающего поколения, с другой, может быть разрешено путем более пристального внимания к проблемам воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

- повысить у учащихся заинтересованность в предмете и на основе этого воспитывать осознанное отношение к физической культуре;

- воспитывать устойчивый интерес и развивать потребность в самостоятельных занятиях;

- создать условия для реализации потенциальных возможностей учащихся.

Причины неблагоприятного влияния процесса образования на здоровье:

1. Интенсификация обучения. Стремление сохранить в школе темпы информатизации общества ведет к перегрузке, вызывающей психофизиологические изменения состояния здоровья.


2. Переход на новые формы обучения с шестидневной учебной неделей.

3. Учебный стресс.

4. Несоответствие санитарно-гигиенических требований (только в единицах школ мебель соответствует необходимым стандартам). В последнее время очень заметна непоседливость учеников, верчение за партой, жалобы на неприятные ощущения из-за неудобной позы, проявление остеохандроза.

5. Снижение двигательной активности (по примерным подсчетам уровень двигательной активности школьника уменьшается в 4 раза по сравнению с дошкольным периодом и продолжает падать с каждым днем обучения). Для успешного усвоения учебной программы ребенку необходима повышенная умственная работоспособность, а снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов регенерации, снижению работоспособности. Это чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти. Все это наблюдается в последнее время. Здесь же сказывается и засилие телевидения, компьютеризация. Дети все больше и больше отрываются от активного отдыха и проводят часы у компьютера и телевизора. Как следствие, они не могут организовать свой досуг с пользой для здоровья.

6. Материально – техническая база школы не позволяет укомплектовать спортивные залы необходимым спортивным инвентарем, тренажерами.

7. Невозможность или неспособность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса решить основную задачу – оздоровление учащихся.

8. Сказывается недостаточная работа спортивных секций, и отчасти, недооценка первостепенной важности такого предмета, как физическая культура. Обучающиеся дети не знают, будут ли они великими физиками или математиками, здоровье необходимо человеку любой профессии. А именно в школьные годы происходит развитие и укрепление здоровья, ребенок получает заряд на всю жизнь.







Date: 2016-05-18; view: 3194; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию