Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы и методы здоровьесберегающей среды
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления. Общеметодические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий. Систематическое воздействие на организм и психику учащихся может быть успешным только в том случае, если методика применения средств здоровьесберегающего воздействия будет согласована с закономерностями этого применения. Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приёмов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребёнок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера. Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества. Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе обеспечивает принцип систематичности. Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди! » - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов (No nocere!). Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости. Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий. Включение вариативных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой. Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребёнка, педагог направляет и стабилизирует его разностороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезвычайных требований и заданий. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу. Упорядочиванию процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребёнка к каждому последующему этапу обучения. Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребёнка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важнейшее значение имеет принцип всестороннего и гармоничного развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребёнка. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребёнка в процессе обучения. Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников. Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.). Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей. Принцип связи теории с практикой – призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения. Данные принципы позволяют сформировать у педагогов, а через них у учащихся и их родителей более чёткое представление о здоровьесберегающей педагогике. Их перечень не является исчерпывающим. Приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям включает: -осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости её незамедлительного разрешения; -признание педагогами школы своей ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников; -овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций); -реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями. Содержание концепции здоровьесбережения учащихся Противоречие между потребностью части детей и их родителей в повышении уровня образования, с одной стороны, и необходимостью сохранить здоровье подрастающего поколения, с другой, может быть разрешено путем более пристального внимания к проблемам воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни. Задачи: - повысить у учащихся заинтересованность в предмете и на основе этого воспитывать осознанное отношение к физической культуре; - воспитывать устойчивый интерес и развивать потребность в самостоятельных занятиях; - создать условия для реализации потенциальных возможностей учащихся. Причины неблагоприятного влияния процесса образования на здоровье: 1. Интенсификация обучения. Стремление сохранить в школе темпы информатизации общества ведет к перегрузке, вызывающей психофизиологические изменения состояния здоровья. 2. Переход на новые формы обучения с шестидневной учебной неделей. 3. Учебный стресс. 4. Несоответствие санитарно-гигиенических требований (только в единицах школ мебель соответствует необходимым стандартам). В последнее время очень заметна непоседливость учеников, верчение за партой, жалобы на неприятные ощущения из-за неудобной позы, проявление остеохандроза. 5. Снижение двигательной активности (по примерным подсчетам уровень двигательной активности школьника уменьшается в 4 раза по сравнению с дошкольным периодом и продолжает падать с каждым днем обучения). Для успешного усвоения учебной программы ребенку необходима повышенная умственная работоспособность, а снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов регенерации, снижению работоспособности. Это чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти. Все это наблюдается в последнее время. Здесь же сказывается и засилие телевидения, компьютеризация. Дети все больше и больше отрываются от активного отдыха и проводят часы у компьютера и телевизора. Как следствие, они не могут организовать свой досуг с пользой для здоровья. 6. Материально – техническая база школы не позволяет укомплектовать спортивные залы необходимым спортивным инвентарем, тренажерами. 7. Невозможность или неспособность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса решить основную задачу – оздоровление учащихся. 8. Сказывается недостаточная работа спортивных секций, и отчасти, недооценка первостепенной важности такого предмета, как физическая культура. Обучающиеся дети не знают, будут ли они великими физиками или математиками, здоровье необходимо человеку любой профессии. А именно в школьные годы происходит развитие и укрепление здоровья, ребенок получает заряд на всю жизнь. Date: 2016-05-18; view: 3194; Нарушение авторских прав |