Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Синицын, Ю.Н., Дегтерев, Е.АСтр 1 из 34Следующая ⇒
Министерство образования и науки Российской Федерации КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Ю.Н. Синицын, Е.А. Дегтерев ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. УРОКИ ЗДОРОВЬЯ
Учебно-методическое пособие
Краснодар Министерство образования и науки Российской Федерации КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Ю.Н. Синицын, Е.А. Дегтерев
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. УРОКИ ЗДОРОВЬЯ
Учебно-методическое пособие
Краснодар
УДК 378 ББК 74.00 С 384 Рецензенты: Доктор педагогических наук, профессор, Чернышенко Ю.К. Доктор педагогических наук, профессор, Сажина Н.М.
Синицын, Ю.Н., Дегтерев, Е.А. С 384 Здоровьесберегающие образовательные технологии: Учебно-методическое пособие / Ю.Н.Синицын. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. 127 с. 500 экз.
Пособие посвящено научно-практическим решениям проблем, связанным со здоровьем учащихся в образовательном процессе. В первой части представлены различные варианты традиционной и развивающей организации учебных занятий, самостоятельной работы школьников. Дано развернутое описание наиболее актуальных технологий развивающего обучения для всех ступеней образования. В приложениях помещены методические материалы и рекомендации, снимающие затруднения учителя при организации урока. Адресуется студентам высших и средних педагогических учебных заведений учителям и руководителям образовательных учреждений всех типов, слушателям ИПК и ФПК.
УДК 378 ББК 74.00 © Синицын Ю.Н., 2013 © Кубанский государственный университет, 2013
ВВЕДЕНИЕ
В стратегии развития отечественного образования ценность здоровья служит одним из приоритетных направлений его гуманизации, основой духовно-нравственного, социального и психофизического благополучия, условием и базисом полноценного становления личности. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ключевым направлением является сохранение и укрепление здоровья школьников. Ряд положений «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России», «Федерального ядра содержания общего образования», «Национальной доктрины образования Российской Федерации», международных актов регулирования охраны здоровья детей (Конвенции о правах ребенка) и других директивных документов ориентированы на обеспечение как духовно-нравственного, так и физического здоровья подрастающего поколения. Результаты проведенных исследований (В.Ф.Базарный, В.В.Колбанов, В.П.Казначеев и др.) свидетельствуют о том, что до 85 % выпускников школ имеют различные психосоматические нарушения и заболевания, более 60 % употребляют психоактивные вещества. Значительное снижение уровня здоровья, по данным А.Г.Сухарева, И.Н.Куинджи, происходит в образо-вательно-воспитательных учреждениях. Психолого-педагогические исследования (М.Я.Виленский, С.Д.Невер-кович, В.А.Петьков, Е.П.Стрелецкая, К.Д.Чермит, Ю.К.Чернышенко) выявили тенденции ухудшения состояния здоровья учащейся молодежи, неблагополучную динамику основных показателей здоровья школьников на протяжении всего обучения в учебном заведении, учащение перехода острых заболеваний в хронические, увеличение инвалидности и смертности среди подростков. Ряд заболеваний школьников связан с их низкой способностью полноценно выполнять жизнедеятельностные функции. Кроме того, недостаточный уровень превентологической грамотности учителей и родителей влияет на состояние здоровья подрастающего поколения (Р.И.Айзман, Н.И.Айзман, А.В.Лебедев, Е.Ю.Плетнева, В.Б.Рубанович), в связи с чем нарушается целостность образовательно-оздоровительного взаимодействия, которое должно осуществляться в системе «ученик – учитель – родитель». В современной науке расширяются и углубляются исследования в области здоровья человека. Появились новые направления педагогики – валеология (И.И.Брехман, Л.Г.Татарникова, С.В.Попов); педагогика здоровья (В.В.Колбанов, М.Г.Колесникова, Г.К.Зайцев); здоровьесберегающая педагогика (Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова, И.В.Чупаха). Развивающаяся в современных условиях наука о здоровье человека – здравоведение – синтезирует в себе знания других научных областей: биологии, анатомии, психологии, физиологии, гигиены. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем ХХI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся. Учителя надо не заставлять выполнять часть обязанностей врача или медсестры, а обучить психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся в образовательном учреждении. Появившееся в последние годы понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. В какой – то мере это замена валеологии в качестве актуального направления, привлекающего внимание педагогов и общественности к проблеме детского здоровья. Несколько лет назад валеологию определяли как «науку о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра» (Н.К.Смирнов, 1995). Исходя из данного определения, школа ставит перед собой цель – не «дотянуть» ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. Главное, что приобрела школа за последние годы и что даёт основание для оптимизма в этой области, - стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Учебно-методическое пособие посвящено практическим решениям проблем, связанным со здоровьем учащихся в образовательном процессе. В первой части представлены различные варианты традиционной и развивающей организации учебных занятий, самостоятельной работы школьников. Дано развернутое описание наиболее актуальных технологий развивающего обучения для всех ступеней образования. В приложениях помещены методические материалы и рекомендации, снимающие затруднения учителя при организации урока. Авторы благодарят Лакоценину Тамару Петровну, кандидата педагогических наук, доцента, работника издательства «Учитель», руководителю программы «Педагогика нового времени» за представленный материал.
Date: 2016-05-18; view: 2354; Нарушение авторских прав |