Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синицын, Ю.Н., Дегтерев, Е.А





Министерство образования и науки Российской Федерации

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ю.Н. Синицын, Е.А. Дегтерев

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ. УРОКИ ЗДОРОВЬЯ

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Краснодар

Министерство образования и науки Российской Федерации

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Ю.Н. Синицын, Е.А. Дегтерев

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ. УРОКИ ЗДОРОВЬЯ

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Краснодар

 

УДК 378

ББК 74.00

С 384

Рецензенты:

Доктор педагогических наук, профессор,

Чернышенко Ю.К.

Доктор педагогических наук, профессор,

Сажина Н.М.

 

Синицын, Ю.Н., Дегтерев, Е.А.

С 384 Здоровьесберегающие образовательные технологии: Учебно-методическое пособие / Ю.Н.Синицын. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. 127 с. 500 экз.

 

Пособие посвящено научно-практическим решениям проблем, связанным со здоровьем учащихся в образовательном процессе. В первой части представлены различные варианты традиционной и развивающей организации учебных занятий, самостоятельной работы школьников. Дано развернутое описание наиболее актуальных технологий развивающего обучения для всех ступеней образования. В приложениях помещены методические материалы и рекомендации, снимающие затруднения учителя при организации урока.

Адресуется студентам высших и средних педагогических учебных заведений учителям и руководителям образовательных учреждений всех типов, слушателям ИПК и ФПК.

 

УДК 378

ББК 74.00

© Синицын Ю.Н., 2013

© Кубанский государственный

университет, 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Концептуальные основы здоровьесбережения учащихся
I.1. Педагогическая сущность и предметная структура
I.2. Цели и задачи
I.3.Содержание концепции
II Общешкольная здоровьесберегающая технология
II.1.Комплекс педагогических условий
II.2.Диагностика состояния здоровья учащихся
II. 3. Педагогическое руководство процессом здоровьесбережения учащихся
II.4. Программа создания здоровьесберегающей среды в школе
II.5. Этапы и стадии образовательной здоровьесберегающей технологии
II.6. Технология развития мотивов здорового образа жизни
III.Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе
III.1.Формирование здоровьесбрегающих знаний у учащихся
III.2.Содержание знаний и перечень основных умений и навыков здоровьесбережения учащихся
III.3.Применение здоровьесберегающих образовательных технологий в обучении младших школьников
III.4.Особенности здоровьесбережения младших школьников
III.5.Здоровьесберегающая организация учебного процесса
IV.Уроки здоровья
IV.1.Уроки с активной динамической нагрузкой. Методика подготовки и проведения
IV.2.Методика подготовки и проведения фасилитационного урока
IV.3.Превентивный урок с использованием интерактивных методов обучения
IV.4.Анализ здоровьесберегающего потенциала школьного урока
IV.5.Физкультминутки и паузы в режиме учебного дня
IV.6.План –конспект урока физической культуры
IV.7.Схема анализа уроков физической культуры
V.Здоровьесберегающие технологии в воспитательной работе
V.1.Сценарии спортивных праздников
V.2. Деятельность агитбригады по пропаганде здорового образа жизни
V.3. Программа соревнований «Веселые старты»
V.4. Образец программы соревнований в эстафетах
V.5. Подвижные игры на перемене и после уроков
Заключение
Список литературы
Приложения

ВВЕДЕНИЕ

 

В стратегии развития отечественного образования ценность здоро­вья служит одним из приоритетных направлений его гуманизации, основой духовно-нрав­ственного, социального и психофизического благополучия, условием и базисом полноценного становления личности. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ключевым направлением является сохранение и укрепление здоровья школьников. Ряд положений «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России», «Федерального ядра содержания общего образования», «Национальной доктрины образования Российской Федерации», международных актов регулирования охраны здоровья детей (Конвенции о правах ребенка) и других директивных документов ориентированы на обеспечение как духовно-нравственного, так и физического здоровья подрастающего поколения.


Результаты проведенных исследований (В.Ф.Базарный, В.В.Колбанов, В.П.Казначеев и др.) свидетельствуют о том, что до 85 % выпускников школ имеют различные психосоматические нарушения и заболевания, более 60 % употребляют психоактивные вещества. Значительное снижение уровня здоровья, по данным А.Г.Сухарева, И.Н.Куинджи, происходит в образо-вательно-воспитательных учреждениях.

Психолого-педагогические исследования (М.Я.Виленский, С.Д.Невер-кович, В.А.Петьков, Е.П.Стрелецкая, К.Д.Чермит, Ю.К.Чернышенко) выявили тенденции ухудшения состояния здоровья учащейся молодежи, неблагополучную динамику основных показателей здоровья школьников на протяжении всего обучения в учебном заведении, учащение перехода острых заболеваний в хронические, увеличение инвалидности и смертности среди подростков. Ряд заболеваний школьников связан с их низкой способностью полноценно выполнять жизнедеятельностные функции. Кроме того, недостаточный уровень превентологической грамотности учителей и родителей влияет на состояние здоровья подрастающего поколения (Р.И.Айзман, Н.И.Айзман, А.В.Лебедев, Е.Ю.Плетнева, В.Б.Рубанович), в связи с чем нарушается целостность образовательно-оздоровительного взаимодействия, которое должно осуществляться в системе «ученик – учитель – родитель».

В современной науке расширяются и углубляются исследования в области здоровья человека. Появились новые направления педагогики – валеология (И.И.Брехман, Л.Г.Татарникова, С.В.Попов); педагогика здоровья (В.В.Колбанов, М.Г.Колесникова, Г.К.Зайцев); здоровьесберегающая педагогика (Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова, И.В.Чупаха). Развивающаяся в современных условиях наука о здоровье человека – здравоведение – синтезирует в себе знания других научных областей: биологии, анатомии, психологии, физиологии, гигиены.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем ХХI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся. Учителя надо не заставлять выполнять часть обязанностей врача или медсестры, а обучить психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся в образовательном учреждении.

Появившееся в последние годы понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. В какой – то мере это замена валеологии в качестве актуального направления, привлекающего внимание педагогов и общественности к проблеме детского здоровья. Несколько лет назад валеологию определяли как «науку о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра» (Н.К.Смирнов, 1995). Исходя из данного определения, школа ставит перед собой цель – не «дотянуть» ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. Главное, что приобрела школа за последние годы и что даёт основание для оптимизма в этой области, - стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета - сохранение и укрепление здоровья учащихся.


Учебно-методическое пособие посвящено практическим решениям проблем, связанным со здоровьем учащихся в образовательном процессе. В первой части представлены различные варианты традиционной и развивающей организации учебных занятий, самостоятельной работы школьников. Дано развернутое описание наиболее актуальных технологий развивающего обучения для всех ступеней образования. В приложениях помещены методические материалы и рекомендации, снимающие затруднения учителя при организации урока.

Авторы благодарят Лакоценину Тамару Петровну, кандидата педагогических наук, доцента, работника издательства «Учитель», руководителю программы «Педагогика нового времени» за представленный материал.

 

 







Date: 2016-05-18; view: 2354; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию