Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обеспечение оздоровительной инфраструктуры школы





 

По мнению С. Полякова[3] «именно идея комплексного подхода к сохранению здоровья учащихся лежит в основе понятия «здоровьесберегающая технология». Нередко за такую технологию выдавалась вполне банальная процедура, не требующая особых хлопот. Например, в школьной столовой всем поголовно заваривают фиточай или повесили в кабинетах «люстры Чижевского» и объявили себя «школой здоровья».

Настоящие здоровьесберегающие технологии, по мнению специалистов Института возрастной физиологии РАО, должны включать в себя пять обязательных блоков:

· здоровьесберегающая инфраструктура школы: хорошая столовая, спортзал, мебель, освещение, проветривание помещений и т.д.;

· рациональная организация учебного процесса, снижающая риск перегрузки учащихся;

· система физкультурно-оздоровительной работы, рациональная организация двигательного режима;

· просветительская работа по формированию навыков здорового образа жизни среди детей, родителей и самих педагогов;

· квалифицированное медицинское сопровождение.

Состояние здоровья детей и молодежи – показатель здоровья нации, одна из характеристик социально – экономического, нравственного, научно – культурного развития общества. К сожалению, Россия относится к числу стран, где здоровье детей и взрослого населения постоянно ухудшается. В документах правительства и Государственной Думы неоднократно отмечалось, что нынешнее состояние здоровья подростков и молодежи представляет реальную угрозу безопасности страны.

Современное состояние общества, обусловленное высочайшими темпами его развития, предъявляет новые, все более высокие требования к человеку и его здоровью. В то же время состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается. Статистические данные и данные специальных исследований свидетельствуют о том, что около 90% учащихся образовательных учреждений имеют отклонения в физическом и психическом развитии; у 30 – 35% детей, поступающих в школу, наблюдаются хронические заболевания (Л. Б. Кофман, В. Н. Лях, Г. Б. Мейксон). Причинами такого положения нередко выступают факторы внутришкольной и социальной среды: повышенная наполняемость классов учащимися, совместное обучение детей с разным уровнем подготовки и разными психофизическими качествами, недостаточная дифференциация учебных предметов, перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями, неблагополучный психологический климат школьных коллективов; неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально – экономической и экологической обстановки и др.

Сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Рекомендации по здоровому образу жизни предлагаются детям чаще всего в назидательной форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций. Часто именно учитель, который должен служить образцом для подражания в плане отношения к культуре здоровья и здоровому образу жизни, не соответствует критериям здорового во всех отношениях человека. Педагог, ушедший в свое болезненное состояние, становится неэффективным, бесполезным и даже опасным для детей Л. М. Митина еще в начале 90-х годов обнаружила, что показатели степени социальной адаптации учителей ниже, чем у представителей многих других профессий. В результате у педагогов часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими. У трети учителей показатель степени социальной адаптации ниже, чем у больных неврозом. К этой категории, в основном, относятся учителя с большим стажем работы в школе, но есть здесь и учителя со стажем 10 – 15 лет, и даже молодые, начинающие педагоги. Педагоги, с одой стороны, понимают необходимость сохранения здоровья детей, видя настоящее положение ещей в школе, но они не готовы еще в полной мере воспринять идеи здоровьесберегающего образования, что объясняется низким уровнем их психологической готовности – как профессиональная группа учительство отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Ключевой проблемой является низкая престижность здоровья, резко заниженное самосознание учителей о ценности здоровья. Исследования показывают, что через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает «эмоциональное сгорание». По данным Н. А. Аминова, среди учителей высшей категории 53% - «сгоревшие». При этом они характеризуются высокой тревожностью, интровертированностью. У молодых педагогов и у педагогов с большим стажем работы наблюдаются психосоматические недомогания, негативное отношение к профессиональной деятельности, астенический синдром, чувство вины перед близкими. Педагоги обладают и низким уровнем валеологической культуры. Отсутствие мотивации к ведению здорового образа жизни, т. е. сохранению и укреплению здоровья объясняется, видимо еще и тем, что при профессиональной подготовке недостаточное внимание уделяется вопросам здоровья вообще, а также педагогов и учащихся, в частности. У выпускников общеобразовательной школы еще не в достаточной степени сформировано отношение к здоровью как ценности, не привит навык ведения здорового образа жизни, они не способны оценить влияние средовых факторов на здоровье человека и генофонд будущих поколений.


В данных условиях весьма своевременно в педагогике формируется новое направление – здоровьесберегающее образование. В его основуположена идея приоритетности здоровья субъектов образовательного процесса как основополагающего компонента личности, что предопределяет оптимальное сочетание жизнедеятельности каждого обучающегося и обучаемого, их успешную адаптацию к учебно – воспитательному процессу на физиологическом, психологическом и социальном уровнях посредством формирования и укрепления механизмов сохранения здоровья.

Целостный подход к понятию здоровье ведет к осознанию необходимости серьезных изменений в школьной жизни - от управления школой до отношений в классе и связи с внешним миром. В последнее время наблюдается усиленное внимание к проблеме здоровья ребенка в школе, созданию здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства, поиску новых здоровьесберегающих технологий, сохраняющих здоровье ученика и не снижающих уровень качества образования.[4]







Date: 2016-05-18; view: 1428; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию