Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема прогнозирования социального поведения
Практикующий психолог часто сталкивается с необходимостью прогнозирования поведения того или иного человека или социальных групп. Естественно предположить, что основу данного прогноза должны составлять данные социально-психологической диагностики. Но на практике, получаемые диагностические результаты и построенный на их основе прогноз зачастую расходятся с реальным поведением объекта исследования. Задача прогнозирования особенностей поведения человека на основе психодиагностики включает подзадачи как диагностики и интерпретации данных, так и предсказания некоторых событий на основании определенной модели. Принципиальную возможность такого моделирования, прогнозирования поведения на основании применяемых в настоящее время психодиагностических инструментов и психологических знаний можно называть прогностичностью психодиагностики. Проблема низкой прогностической способности психодиагностических инструментов является, похоже, камнем преткновения, как для пользователей, так и для разработчиков методик. В настоящее время создано большое количество разнообразных диагностических инструментов, способных зарегистрировать фактически любое описанное заказчиком свойство человека, однако, даже получив результаты диагностики относительно интересующих его свойств, как диагност, так и заказчик зачастую плохо представляют себе, какого поведения следует ожидать от обследуемого, в чем проявятся или не проявятся эти его свойства. Также погрешность при производстве прогнозов на основании психодиагностики составляет недостаточный учет как самой социальной ситуации и существующего социального прогноза, так и частое игнорирование доминирующих регулянтов поведения. Так В.Ю. Большаков на основе эволюционной теории поведения выделяет три блока регулянтов поведения: · личностный блок сформировался в результате исключительности, обособленности, самодостаточности каждого организма; предполагает индивидуальное поведение человека, направленное на удовлетворение его базовых потребностей, необходимых для индивидуального выживания в окружающей среде; · блок ролевого поведения начал свое формирование в результате возникновения двуполости, развился в результате успешности включенности индивида в состав малых групп; отвечает за межличностное взаимодействие человека, установление межличностных отношений и т.п.; · блок регулянтов поведения, обеспечивающих выживание в условиях скопления большого количества индивидов (блок регулянтов массовидного поведения) возник как попытка сохранения вида путем увеличения числа отдельных индивидов, проявляется как социально-психологические тенденции к глобализации, информатизации; стремлению индивида к включенности в массовые скопления людей. При этом если два первых блока отвечают в основном за осознанное поведение людей, то последний блок составляют бессознательные регулянты поведения, т.е. человек, находясь под воздействием этих регулянтов, не может контролировать свое поведение и становится «марионеткой» ситуации. Следует учитывать и тот факт, что отдельные блоки регулянтов могут быть активированы и искусственно, путем управления ситуацией или целенаправленного воздействия на человека. Вывод Практикующий социальный психолог должен иметь четкие представления об объекте изучения, знать его индикаторы, видеть социально-психологическое явление, уметь подбирать адекватную диагностическую методику и правильно в процедурном отношении провести диагностику. Социально-психологическое исследование является важным инструментов в познании психологических особенностей социальной действительности, но только грамотное его применение может дать применимые в практике социально-психологического воздействия результаты. Вопросы для самопроверки 1. Психоаналитическая ориентация в значительной мере противоположна бихевиористскому подходу. В чем, на ваш взгляд, проявляется методологическая противоположность и родственность этих концепций? 2. Выделите основные социально-психологические проблемы, которые были исследованы в рамках ведущих психологических школ. Как иначе можно сформулировать эти проблемы? 3. Какие трудности стоят перед исследователями при классификации методов социально-психологического исследования? 4. Назовите главные проблемы, возникающие при применении интервью и анкет. 5. Назовите и охарактеризуйте основную проблему, которая встает при применении метода наблюдения в социальной психологии. 6. Что относится к методам обработки материала? 7. В чем заключается значение методологических проблем в современной науке? Date: 2016-05-18; view: 1033; Нарушение авторских прав |