Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие личности в социальной психологии
Проблема личности в психологии необъятна и охватывает огромное поле исследований. В рамках изучения личности также рассматриваются такие социально-психологические феномены, как характер, способности, темперамент, потребности и т. д., при этом многие из них, оставаясь научными понятиями, входят и в повседневный язык. В настоящее время сложился целый ряд направлений в понимании феномена личности: биологическое, социологическое, индивидуально-психологическое, социально-психологическое и др. В соответствии с первым направлением развитие личности представляет собой развертывание генетической программы. По существу, это фатальный подход к личности. С позиций социологического направления личность представляет собой продукт культурно-исторического развития. Основной недостаток этого направления заключается в том, что при этом личность лишается активности, субъектности. С точки зрения индивидуально-психологического направления на развитие личности оказывают влияние такие особенности, как конституция человека, тип нервной системы и т.п. Здесь важно различать близкие, но не тождественные понятия: «индивид», «человек», «личность». Специфика социально-психологического направления к пониманию личности заключается в следующем: 1) оно объясняет механизмы социализации личности; 2) раскрывает ее социально-психологическую структуру; 3) позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее. Итак, личность (с точки зрения социальной психологии) – это, во-первых, индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, во-вторых, системное качество индивида, определяемое включенностью в общественные отношения, и формирующееся в совместной деятельности и общении. В структуре проявлений личности принято выделять три главных составляющих: 1) индивид – это психосоматическая организация личности, делающая ее представителем человеческого рода. Это отдельный представитель человеческой общности, социальное существо, выходящее за рамки природной ограниченности, способное посредством орудий и знаков овладеть собственным поведением и психическими процессами; 2) персона – образуется социально-типическими образованиями личности, что, как правило, обусловлено сходным для большинства людей влиянием социального окружения; 3) индивидуальность – это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого, т.е. это индивид как субъект своего жизненного пути, уникальная, самобытная личность, реализующая себя в жизнетворчестве. Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное – это оригинальность личности. Обычно словом "индивидуальность" определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется ярче, других – менее заметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической жизни человека. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что личность – это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. При этом данное взаимодействие протекает в двух ведущих формах – общении и совместной деятельности. На сегодняшний день существует огромное множество подходов и определений феномена личности, что обусловлено глобальностью данного явления, сложностью его структуры и многообразием составляющих элементов. 1. В отечественной психологии существуют следующие подходы: · В.Г. Ананьев – личность как единство 4-х сторон: человека как биологического вида, онтогенеза и жизненного пути человека как индивида, человека как личности, человека как части человечества; · К.А. Абульханова-Славская – личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит развитие активности, способности организации времени, социального мышления; · А.Н. Леонтьев и А.В. Петровский – личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, поэтому в ней можно выделить компоненты разной меры общности и устойчивости; · В.Н. Мясищев – ядро личности – система ее отношений к внешнему миру и самому себе, формирующаяся под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, является одной из форм этого отражения; · К.К. Платонов – личность имеет динамическую функциональную структуру, состоящую из направленности, опыта, особенностей психических процессов и биопсихических свойств; · Д.Н. Узнадзе – личность как целостное и духовное образование, мотивы и поступки которого могут носить неосознанный характер; · Д.И. Фельдштейн – в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости, а ведущим фактором ее формирования является общественно полезная деятельность; · военные психологи – личность – конкретный человек, являющийся представителем определенного общества (социальной группы), занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими и социально-психологическими особенностями. 2. В западной психологии выделяют такие подходы. Социогенетический подход – объясняет особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими. Его составляют следующие теории: · теория социализации – человек становится личностью благодаря воздействию социальных условий жизни; · теория научения (Э. Торндайк, Б. Скиннер) – жизнь личности – результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков; · теория ролей (У. Доллард, К. Левин) – роли, предлагаемые обществом, накладывают отпечаток на характер поведения личности. Биогенетический подход – основа развития личности – биологические процессы созревания организма. В рамках данного подхода выделяют теории: · З. Фрейда – поведение личности обусловлено биологическими, бессознательными влечениями; · Э. Кречмера – тип личности зависит от особенностей телосложения; · С. Холла – развитие личности воспроизводит в свернутом виде стадии развития общества. Психогенетический подход – на первый план выдвигается развитие собственно психических процессов: · психодинамическая ориентация (Э. Эриксон) – поведение личности зависит от эмоций и влечений; · когнитивистская ориентация (Ж. Пиаже, Д. Келли) – личность развивается через интеллект; · персонологическая ориентация (Э. Шпрангер, А. Маслоу) – уделяют внимание развитию личности в целом. Date: 2016-05-18; view: 1105; Нарушение авторских прав |