Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-психологическая диагностика и ее особенности
В отличие от методов исследования, где акцент делается на фиксировании или разностороннем рассмотрении какого-либо феномена, методы диагностики ориентированы на измерение, т.е. численное представление интересующей диагноста характеристики (например, общительности человека, сплоченности группы и т.п.). Для этой цели используются тесты и экспертные оценки. Выбор методов диагностики определяются целью обследования и ограничениями (по времени, ресурсам, профессиональной компетентности и т.д.), учет которых необходим для более точного измерения. Для того чтобы провести полное психодиагностическое обследование, необходимо собрать три типа данных по изучаемой характеристике. 1. L -данные (от англ. life – жизнь) – это данные, получаемые путем регистрации каких-либо психических проявлений в реальной жизни. Наиболее часто в социально-психологической практике для получения этого типа данных используются экспертные оценки. 2. Q -данные (от англ. question – вопрос). Этот тип данных получается с помощью опросников и других методов самооценки. 3. T -данные (от англ. test – тест) – это данные, получаемые с помощью объективных тестов в строго контролируемых условиях, когда испытуемый не знает, на оценку какой характеристики направлена диагностическая процедура. Типичные диагностические процедуры, широко применяемые в социально-психологической практике, включают в себя личностные опросники, тесты интеллекта, проективные метода, репертуарные методы, тесты достижений. С позиций социальной психологии такие процедуры позволяют оценить как различные композиционные характеристики участников, так и собственно социально-психологические параметры группы. Личностные опросники опираются на какие-либо теоретические положения о личности и ее проявлениях. Исходя из этих положений, строится предполагаемая модель исследуемого феномена, отбирается ряд диагностических признаков, формируется набор вопросов о поведении или предпочтениях обследуемого, позволяющих оценить степень выраженности указанных признаков. Обычно в вопросниках для подсчета количества баллов используется такой критерий, как частота проявления того или иного признака. При этом предложенные перечни вопросов могут применяться как для самооценивания, так и для получения экспертных оценок. Тесты интеллекта представляют собой совокупность заданий, выполнение которых, как правило, не требует специальных знаний, умений, навыков и позволяет оценить общий уровень интеллекта. Подобные задания должны быть неспецифичны по содержанию и культурно-инвариантны, т.е. независимы от культуры, в которой функционирует испытуемый. Следует отметить, что каждый из подобных тестов основывается на какой-либо модели интеллекта. Проективные методы. В их основе лежит принцип психологической проекции, согласно которому испытуемый проектирует, т.е. отражает на достаточно неструктурированный стимульный материал (цвета, сказочные персонажи, пятна неопределенной формы и т.п.) свои неосознаваемые или скрываемые психологические потребности, комплексы, вытеснения, переживания, мотивы. Подобное проектирование проявляется в виде субъективного упорядочения стимульного материала или придания ему личностного смысла. Исследователи выделяют ряд признаков, присущих проективным методикам: · относительная свобода в выборе ответа и тактики поведения испытуемого; · отсутствие внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора; · обобщенное оценивание взаимоотношения личности с ее социальным окружением или интегральная диагностика ряда личностных свойств, а не измерение какой-либо отдельной психической функции. Репертуарные методы, как частный случай психосемантических, уже зарекомендовали себя как системные, содержательные, технологичные и эффективные, позволяющие на единой основе конструировать L×T×Q-образ исследуемой переменной. Исходными в подобных методах являются: репертуар объектов оценивания и совокупность конструктов. Конструкт – это «личностное изобретение», т.е. истолкование, которое накладывается на реальность. Таким образом, конструкт – это элементарная единица нашего восприятия, мышления, отношения, в которой соединены объективные сведения и их субъективная интерпретация. Конструкты имеют форму биполярных понятий. После того, как выявлены объекты и конструкты, проводится оценивание указанных объектов по соответствующим конструктам. В итоге получается матрица оценок, которая подвергается обработке с целью получения ряда показателей, характеризующих диагностируемый феномен. В зависимости от целей исследования в качестве объектов могут выступать родственники, друзья ил члены группы, учебные предметы, основные понятия учебной дисциплины и т.п. Подобные методы оптимальны для диагностики признаков, независимых от диагноза, при попытке фальсифицировать ответы в случае размытого диагноза. Эти методы более стандартизированы, по сравнению с проективными, но позволяют определять часть того, что выявляется проективными методами. Кроме того, данные методы дают возможность, как прогнозировать ряд ситуативных моментов проявлений личности или группы, так и осуществлять дальний прогноз, служить основой для коррекции и развития. Тесты достижений так же являются группой типичных диагностических процедур и позволяют оценить уровень или степень овладения каким-либо видом деятельности. Частным случаем тестов достижений являются педагогические тесты, предназначенные для диагностики успешности овладения учащимися различными компонентами учебной деятельности. Date: 2016-05-18; view: 464; Нарушение авторских прав |