Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и объект социальной психологии





Социальная психология сформировалась на стыке двух
наук: общей психологии и общей социологии. Интегрируя две научные дисциплины, которые стали ее своеобразным теоретическим фундаментом, в настоящее время социальная психология активно вбирает в себя все новое, что накапливается в смежных гуманитарных науках. Однако именно ее интегративность и создала существенные трудности при определении предмета данной науки.

Безусловно, объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители (люди).

Определение же предмета социальной психологии долгое время вызывало споры между учеными.

Так, социологи всегда стремились изучать закономерности формирования, укрепления и распада человеческих групп, поэтому почти с самого начала они приняли социальную психологию как составную часть своей науки, призванную изучать именно группы. Психологи же обращали внимание, что социальная психология, являясь частью психологической науки, должна изучать устойчивое и повторяющееся в индивидуальном поведении, соответственно ее предмет – поведение человека (индивида). Очевидно, что представленные полярные точки зрения на предмет социальной психологии значительно затрудняли его формулировку и дальнейшую эмпирическую разработку.

И на сегодняшний день нет общепринятого представления о предмете социальной психологии. Это обусловлено высокой сложностью, системной и интегральной природой социально-психологических феноменов, фактов и закономерностей. Поэтому каждое психологическое направление производит сечение указанной феноменологии «под углом» доминирующих для данного направления проблем и, естественно, решает вопрос о содержании предмета социальной психологии. Так, например, одни исследователи в качестве такого предмета видят изменение поведения людей, другие – взаимодействие, третьи – содержание сознания и т.д.

Б.Д. Парыгинсчитал, что социальная психология изучает:

1) социальную психологию личности – проявления и формирование особенностей личности в различных общностях, когда личность рассматривается как системное качество, приобретаемое индивидом при взаимодействии с социальным окружением;

2) социальную психологию общностей и общения – психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей в группах, а также психологические процессы возникновения, развития и функционирования различных общностей людей;

3) социальные отношения – разнообразные психологические взаимосвязи (симпатия, срабатываемость, совместимость и т.д.), которые устанавливаются между отдельными индивидами в процессе их взаимодействия;

4) формы духовной деятельности.

В.Н. Мясищевопределил предмет социальной психологии как изучение:

1) изменения психологической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия;

2) особенности групп;

3) психологическая сторона процессов общества.

Таким образом, при всех частных расхождениях можно сказать, что предмет социальной психологии достаточно широк и в нем обязательно присутствует как личность, так и массовые психические явления.

Date: 2016-05-18; view: 390; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию