Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы социально-психологического исследования
Как и любая психологическая наука, социальная психология использует все методы, характерные для других научных дисциплин данной области. Однако с учетом специфики социально-психологических исследований можно представить следующую классификацию методов (табл. 4). Основанием для данной классификации послужили задачи исследования.
Таблица 4
Классификация методов исследования социальной психологии
Задача исследования
| Группа методов исследования
| Примеры методов исследования
|
|
|
| Описание социально-психо-логических явлений
| Генетические методы – способы исследования изменений социально-психологичес-кого развития личности в течение длительного времени
| Лонгитюдный метод – работа с одной и той же группой людей (или с человеком) с целью регулярного обследования их на протяжении длительного времени, отслеживания развития социально-психологических явлений, осуществления продольного среза
Биографический метод – способ исследования жизненного пути личности, ее социализации; включает в себя следующие методики: будущую автобиографию, графики жизни, каузометрию, дополнительные биографии, линии отношений субъекта и др.
Теоретический анализ научных источников – процесс осмысления накопленной информации о социально-психологический явлениях и процессах, которая содержится в научных источниках
| Характеристи-ка социально-психологичес-ких феноменов
| Праксимметрические (практико-ориентирован- ные) методы – способы анализа процессов и продуктов деятельности как личности, так и социальных общ-ностей
| Метод анализа документов – метод, позволяющий осуществить на основе документов реконструкцию социальных явлений и их изменений, проводить сравнительный анализ источников, выявлять центральную идею документа и мн. др.
Наблюдение – метод эмпирических социально-психологических исследований, состоящий в пред-намеренном, систематическом и целенаправленном восприятии социально-психологических явлений для изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска сути этих явлений
Словесный опрос – метод социально-психологи-ческого исследования для выяснения мнений, социальных установок и других феноменов опрашиваемого
|
Продолжение табл. 4
|
|
| Измерение со-циально-психо-логических фе-номенов
| Диагностические методы – способы измерения количественной и качественной сторон изучаемых социально-пси-хологических явлений
| Тест – стандартизированный метод для объективного измерения аспектов личности (группы) через вербальные и невербальные ответы или другие виды поведения; позволяет количественно оценить социально-психологические явления и процессы
Анкетирование – метод социально-психологи-ческого исследования с применением анкет
Метод экспертных оценок – способ измерения проявлений социально-психологических явлений и процессов с помощью оценок сторонних наблюдателей или экспертов в данной области
Социометрия – метод, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы
| Объяснение со-циально-психо-логических яв-лений
| Эксперимента-льные методы – способы получения нового научного знания в контролируемых и управляемых условиях
| Естественный эксперимент – предполагает исследование социально-психологических явлений в обычных, естественных условиях
Лабораторный эксперимент – предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями
Моделирующий эксперимент – применяют в ситуациях, когда большая сложность или высокая динамичность некоторых социально-психологических процессов не позволяют изучать их в обычном режиме. Такие процессы упрощают, выделяют их основные составляющие, создают искусственные условия их протекания, и в таких смоделированных условиях изучают данные процессы
Формирующий эксперимент – основной чертой данного метода является активное моделирование и воспроизведение в особых условиях изучаемых социально-психологических явлений, а не только их описание, что позволяет раскрыть их сущность
| Проектирование нового знания
| Интеграционные (синтетические) методы – способы объединения разрозненных знаний и фактов в единое целое, в систему
| Методы количественной обработки данных – позволяют найти взаимосвязи между социально-психологическими явлениями в их количественном выражении. Подразумевают применение методов математической статистики: дисперсионного, корреляционного, факторного анализов, показателей дескриптивной (описательной) и индуктивной (сравнительной) статистик
Методы качественной обработки данных – неформализованные и нестандартизированные способы анализа, в ходе которых каждый раз вырабатывается специфическая логика сопоставления различных данных. Их применение неизбежно в тех случаях, когда состав признаков, существенных для научного вывода, непредсказуемо меняется от случая к случаю
|
Date: 2016-05-18; view: 445; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|