Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы социально-психологического исследования





Как и любая психологическая наука, социальная психология использует все методы, характерные для других научных дисциплин данной области. Однако с учетом специфики социально-психологических исследований можно представить следующую классификацию методов (табл. 4). Основанием для данной классификации послужили задачи исследования.

Таблица 4

Классификация методов исследования социальной психологии

Задача исследования Группа методов исследования Примеры методов исследования
     
Описание социально-психо-логических явлений Генетические методы – способы исследования изменений социально-психологичес-кого развития личности в течение длительного времени Лонгитюдный метод – работа с одной и той же группой людей (или с человеком) с целью регулярного обследования их на протяжении длительного времени, отслеживания развития социально-психологических явлений, осуществления продольного среза Биографический метод – способ исследования жизненного пути личности, ее социализации; включает в себя следующие методики: будущую автобиографию, графики жизни, каузометрию, дополнительные биографии, линии отношений субъекта и др. Теоретический анализ научных источников – процесс осмысления накопленной информации о социально-психологический явлениях и процессах, которая содержится в научных источниках
Характеристи-ка социально-психологичес-ких феноменов Праксимметрические (практико-ориентирован- ные) методы – способы анализа процессов и продуктов деятельности как личности, так и социальных общ-ностей Метод анализа документов – метод, позволяющий осуществить на основе документов реконструкцию социальных явлений и их изменений, проводить сравнительный анализ источников, выявлять центральную идею документа и мн. др. Наблюдение – метод эмпирических социально-психологических исследований, состоящий в пред-намеренном, систематическом и целенаправленном восприятии социально-психологических явлений для изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска сути этих явлений Словесный опрос – метод социально-психологи-ческого исследования для выяснения мнений, социальных установок и других феноменов опрашиваемого

 


Продолжение табл. 4

     
Измерение со-циально-психо-логических фе-номенов Диагностические методы – способы измерения количественной и качественной сторон изучаемых социально-пси-хологических явлений Тест – стандартизированный метод для объективного измерения аспектов личности (группы) через вербальные и невербальные ответы или другие виды поведения; позволяет количественно оценить социально-психологические явления и процессы Анкетирование – метод социально-психологи-ческого исследования с применением анкет Метод экспертных оценок – способ измерения проявлений социально-психологических явлений и процессов с помощью оценок сторонних наблюдателей или экспертов в данной области Социометрия – метод, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы
Объяснение со-циально-психо-логических яв-лений Эксперимента-льные методы – способы получения нового научного знания в контролируемых и управляемых условиях Естественный эксперимент – предполагает исследование социально-психологических явлений в обычных, естественных условиях Лабораторный эксперимент – предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями Моделирующий эксперимент – применяют в ситуациях, когда большая сложность или высокая динамичность некоторых социально-психологических процессов не позволяют изучать их в обычном режиме. Такие процессы упрощают, выделяют их основные составляющие, создают искусственные условия их протекания, и в таких смоделированных условиях изучают данные процессы Формирующий эксперимент – основной чертой данного метода является активное моделирование и воспроизведение в особых условиях изучаемых социально-психологических явлений, а не только их описание, что позволяет раскрыть их сущность
Проектирование нового знания Интеграционные (синтетические) методы – способы объединения разрозненных знаний и фактов в единое целое, в систему Методы количественной обработки данных – позволяют найти взаимосвязи между социально-психологическими явлениями в их количественном выражении. Подразумевают применение методов математической статистики: дисперсионного, корреляционного, факторного анализов, показателей дескриптивной (описательной) и индуктивной (сравнительной) статистик Методы качественной обработки данных – неформализованные и нестандартизированные способы анализа, в ходе которых каждый раз вырабатывается специфическая логика сопоставления различных данных. Их применение неизбежно в тех случаях, когда состав признаков, существенных для научного вывода, непредсказуемо меняется от случая к случаю

 







Date: 2016-05-18; view: 445; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию