Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий исторический очерк





Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический институт»

Кафедра педагогической психологии

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплины

«Социальная психология»

Для студентов дистанционной формы обучения специальности

Педагогика и психология

Екатеринбург 2006


Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

 

Кафедра педагогической психологии

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине

"СОЦИАЛЬНАЯ психология"

для специальности

050706 Педагогика и психология

 

 

Екатеринбург 2006

 


Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Социальная психология: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. 169 с.

 

Учебное пособие включает в себя описание и анализ основных тем, рассматриваемых в рамках изучения дисциплны «социальная психология». В учебном пособии логически изложены теоретические положения по основам становления социальной психологии как науки, раскрыты особенности социальной психологии личности, психологии больших и малых групп, психологии общения, социальной психологии конфликта, психологии лидерства, представлены социально-психологические закономерности установления и развития межличностных отношений.

Адресовано студентам специальности 050706 Педагогика и психология всех форм обучения, а также педагогам профессиональной школы.

 

 

  ã Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2006   ã Кружкова О.В., Шахматова О.Н., 2006

Содержание

Тема 1. Социальная психология как наука и практика.........................  
Краткий исторический очерк................................................................  
Социальная психология как наука.......................................................  
Предмет и объект социальной психологии.........................................  
Основные области исследования социальной психологии................  
Тема 2. Социально-психологическое исследование................................  
Особенности социально-психологического исследования …………  
Методы социально-психологического исследования.........................  
Социально-психологическая диагностика и ее особенности............  
Проблема прогнозирования социального поведения.........................  
Тема 3. Личность как объект исследования в социальной пси-хологии...................................................................................................  
Понятие личности в социальной психологии.....................................  
Социально-психологическая структура личности..............................  
Социально-психологическая характеристика личности....................  
Гендерные роли......................................................................................  
Направленность и идеалы личности....................................................  
Тема 4. Социализация и развитие личности.............................................  
Понятие социализации..........................................................................  
Содержание и динамика процесса социализации, его источ- ники, феномены, факторы и механизмы..............................................  
Теории социализации и развития личности........................................  
Социально-психологическая адаптация личности.............................  
Деструктивные варианты социализации..............................................  
Тема 5. Психология малой группы.............................................................  
Понятие «малая группа» в социальной психологии...........................  

 


 

Феномены и процессы, характеризующие жизнедеятельность малой группы..........................................................................................  
Классификация малых групп................................................................  
Межгрупповое взаимодействие............................................................  
Тема 6. Группообразование и движение группы во времени................  
Модели группообразования в отечественной психологии................  
Зарубежные модели группообразования.............................................  
Групповая динамика..............................................................................  
Феномены поддержания целостности группы....................................  
Тема 7. Психология больших групп...........................................................  
Феномены больших групп и массового сознания...............................  
Большие стихийные группы.................................................................  
Большие социальные группы................................................................  
Тема 8. Социальные установки и их влияие на поведение чело- века..........................................................................................................  
Психологические особенности социальной установки......................  
Виды и функции установки...................................................................  
Взаимосвязь установки и поведения человека....................................  
Тема 9. Основы психологии общения........................................................  
Психология общения как практическая область знаний....................  
Функции общения..................................................................................  
Классификация видов общения............................................................  
Стороны общения...................................................................................  
Тема 10. Межличностный конфликт..........................................................  
Понятие межличностного конфликта..................................................  
Функции межличностного конфликта.................................................  
Структура межличностного конфликта...............................................  
Динамика конфликта.............................................................................  
Методы урегулирования и разрешения межличностных конфликтов.........  

Тема 1. Социальная психология как наука и практика

План: 1. Краткий исторический очерк

2. Социальная психология как наука

3. Предмет и объект социальной психологии

4. Основные области исследования социальной психологии

5. Методы социальной психологии

Краткий исторический очерк

Социальная психология имеет длительную предысторию, но история ее существования как самостоятельной экспериментальной науки достаточно коротка. Уже на заре своего развития люди знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей (массовидные настроения, психическое заражение и др.), на что указывает история первобытных обществ. Но сама социальная психология, как область исследования, появилась в конце XIX века, а оформилась как самостоятельная наука, определяющая свой понятийный аппарат и методы, и заявила о себе, как серьезной научной дисциплине, лишь в середине ХХ в.

Датой зарождения эмпирической, описательной социальной психологии считается 1859 г., когда Х. Штейнталь и М. Лацарус начали издавать журнал «Психология народов и языкознание». Датой признания социальной психологии самостоятельной наукой считается 1908 г., когда У. Мак-Даугалл выпустил работу под названием «Введение в социальную психологию».

Этапы развития социальной психологии комплексно можно представить в виде таблицы 1.


Таблица 1

Этапы развития социальной психологии

Этап Время Представители Содержание этапа
       
Донаучный (синкретический) этап До VI в. до н.э. Социально-психологические знания, воззрения и их практическое применение были слиты и составляли единое целое. В древних системах воззрений учитывались массовидные настроения, подверженность психическому заражению. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, выступающие в роли регуляторов общественной жизни. Именно эти знания составляли первоначальную основу сведений о социально-психологических явлениях и процессах
Философский этап VI в. до н.э. – середина XIX в. Аристотель Гераклит Гиппократ Демокрит Платон Суньцзы Уцзы Конфуций Н.Макиавелли Ш.Л.Монтескье Т.Гоббс Ж.-Ж.Руссо Дж.Локк К.Гельвеций Г.В.Гегель Н.Я.Данилевский А.И.Герцен и др. В процессе развития человеческой мысли и практики большинство социально-психологических проблем было осознано в рамках философских воззрений. Данный этап в развитии социальной психологии характеризовался тем, что происходило постепенное разделение социально-психологического знания на теоретическое (концептуальное) и прикладное (практическое) Древнекитайские и древнегреческие ученые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предназначения в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы и т. д. Позднее, в Средние века, ученые занимались психологическим описанием анатомии и патологии общественной жизни с ее характерными социальными взаимоотношениями и традициями, накапливали и обобщали результаты немногочисленных исследований закономерностей уже известных социально-психологических явлений и процессов – общения и взаимодействия представителей различных общностей

 


Продолжение таблицы 1

       
Феноменологический этап Середина XIX в. – 20-е гг. XX в. М.Лацарус (M.Lazarus) В.Вундт (V.Wundt) Х.Штейнталь (H.Steinthal) Г.Тард (G.Tarde) С.Сигеле (S.Sighele) Г.Лебон (G.Le Bon) У.Мак-Даугалл (W.McDougall) Ч.Х.Кули (C.H.Cooley) Н.Триплет (N.Triplett) и др. Социально-психологические феномены выделились в самостоятельный класс психических явлений. Для их изучения разрабатывались специфические способы и приемы исследования, формировалась предметная область социальной психологии. На данном этапе ученые собирали, сравнивали, анализировали различный исторический, этнографический, антропологический и языковой материал, не подвергая его количественной обработке и экспериментальной проверке Зарождаются первые социально-психологические концепции: «психология народов», «психология масс» и «психология инстинктов социального поведения»
Научный этап 20-е гг. XX в. – настоящее время В.Меде (V. Möde) Г.Олпорт (G.Allport) Э.Мэйо (E.Mayo) В.М.Бехтерев М.В.Ланге В.Н.Мясищев и др. Данный этап отмечен применением экспериментального метода для изучения личности и групп, техники получения и количественной обработки данных В 20 – 40-е гг. ХХ в. социальная психология постепенно начинает превращаться в сугубо экспериментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и разрабатывающую специфические методики изучения социально-психологических феноменов В 60 – 90-е гг. внутри социальной психологии зарождаются и развиваются ее новые отрасли: этнопсихология, политическая психология, психология управления, конфликтология и др.

 

Date: 2016-05-18; view: 811; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию