Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образовательные инициативы в структуре свободного времени





В средневековой Европе все системы образования справедливо можно назвать элитарными. Тогда образование доступно лишь небольшой части населения — представителям высших слоев общества. В Оксфорде, Кембридже, Эдинбурге, Сент-Эндрю и других старинных университетах Великобритании придавалось большое значение преподаванию гуманитарных наук, подходящих для джентльмена. Эта тенденция сохраняется и в современных условиях в большинстве стран Европы. Однако в XX веке происходит упадок элитарного образования. С 80-х годов в ряде стран Европы, США, Канаде, Японии в ответ на требование разных возможностей получения знания представителями различных социальных общностей и национальных меньшинств широко распространяется массовое высшее образование. Социолог Нейл Дж. Смелзер выделяет два фактора, оказавшие влияние на особенности развития современного образования: демократическая революция, обусловившая необходимость массового образования, тесно связанного с участием народа в политической жизни и промышленная революция, ставшая в XX веке началом расцвета образования, науки, взявшегося за подготовку квалифицированных работников, способных справляться со сложными технологиями и развитой сферой обслуживания в экономике. Два фактора отразились и в тенденции развития среднего образования, которое в развитых промышленных странах становится практически обязательным. Образование рассматривается как способ привлечения людей в систему общественного производства.

Существенными чертами новой системы образования есть поэтапное введение обязательности и бесплатности образования и обучения в школах. Возникшая в начале XVIII века в Германии и касавшаяся на первых порах только начальной школы тенденция обязательности и бесплатности обучения в современных условиях достаточно устойчива во всех странах мира. Выделение средства из государственных, федеральных, муниципальных бюджетов на систему образования, оказание финансовой помощи студентам и научным исследованиям, свидетельствуют, что образование не только общественная потребность, но еще и общественная возможность — общество настолько богато, что может позволить образование как повседневную культуру. Естественно, изменение статуса образования — переход от элитарного к массовому — невозможно вне тех изменений, приводивших к расширению сферы свободного времени, превращению досуга в элемент повседневной жизни человека, населения.

Изменение масштаба свободного времени вызывает утрату образованием социальной корпоративности, напоминавшую первые средневековые университеты Европы. Широкое распространение приобретают после второй мировой войны в странах Европы, США, Канаде, Японии и др. некорпоративные формы массового образования. Если прежде, чтобы стать образованным, человек должен пройти курс учебного заведения лицейско-гимнастического типа и университета, то в послевоенный период впервые доказано непроизводительность любого вида узкоспециальной деятельности, лишенной высокой, широкой культурно-гуманитарной основы. Стиралась ясная грань критериев, отличавшая образованных и необразованных в XIX и первой половине XX веков. Осуществляемые в 50--60-х годах XX века во многих странах Европы реформы образования преследовали цель придать массовому образованию еще и общекультурные, общегуманные особенности, что прежде свойственно только элитарным университетам — очагам науки и знаний. Пути достижения цели обстоятельно обсуждались на Пагоушской конференции. С конца 80-х годов в вузах Украины вводится изучение истории и теории культуры. Расширяется тематика научно-популярных журналов. Хотя, к сожалению и наблюдается тенденция сокращения тиражей научно-популярных журналов, все же они играют важную роль в просвещении населения и особенно молодежи. Разнообразней и профессиональной стала аудитория образовательных и культурно-просветительских передач радио и телевидения. Большое распространение в Западной Европе получает система летних школ и университетов особого типа, рассчитанных на пропаганду культурных знаний. Современные реальности развитых стран свидетельствуют о появлении массового неинституционализированного (то есть не правового) образования.

Две тенденции в сфере образования—массовость и неинституциональность представляют единую, но вместе с тем внутренне противоречивую линию развития современного образования. По существу здесь отражается неразрывная связь образования и сферы свободного времени. Неустойчивость системы разделения труда и потребность общественного производства в повышении гибкости рабочей силы, а также увеличение спроса на профессии, связанные непосредственно со сферой обслуживания, особенно в медицине, вычислительной технике, правоохранительных органах, различных социальных службах приводит не только к гибкому определению границ рабочего и свободного времени, но и к гибким запросам производства к системе образования. Профессия не просто перестает быть универсальной характеристикой человека, как бывало в средневековых корпорациях, но и сама утрачивает четкость границ, особенно в сфере науки, искусства, политики, образования, управления. И не случайно еще в XIX веке видный социолог Макс Вебер ставил вопрос о том, что есть наука и политика — призвание или профессия? Та же проблема по существу и в современных условиях — перед всей системой образования стоит вопрос какова цель образовательного процесса?

По-иному определяется сущность содержания свободного времени. В сфере образования, если само образование не выступает сферой производительного труда, то досуг — противоположность трудовой деятельности и профессии становится призванием, а образование — самообразованием. Введение игровых форм обучения, подключение к организации образовательного процесса таких факторов как школа научно-технического творчества и театрального мастерства, создание системы деловых игр и форм школьного и студенческого самоуправления вносит в образование дух свободной и культурной самоорганизации. Логика современного общественного развития такова, что сфера образования и сфера свободного времени имеют тенденцию к сближению, при условии изменения самого характера образования, приобретении им коммуникативности. Образование перестает быть прерогативой учебных заведений. Ведь нельзя уже вычеркнуть влияния на образование средств массовой информации, художественной литературы и даже разностороннего общения, путешествий и круга друзей. Образование все больше приобретает черты свободного развития человека и даже представления о профессионализме постепенно эволюционизируют, приобретает форму широкой образованности, свободно ориентирующейся во многие отрасли знания и культуры.

Таковы современные реалии социальной сферы свободного времени.

 

 

Date: 2016-05-18; view: 340; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию