Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология свободного времени





 

Как мы уже упоминали, в современной социологии есть направление, которое называется социология свободного времени или социология досуга — это отрасль социологии, изучающая поведение индивидов и групп в свободное время, способы удовлетворения потребностей в отдыхе (рекреации), развлечении, общении, развитии личности, а также функционирование учреждений досуговых услуг, “индустрии досуга”. В содержательном плане здесь изучаются эволюция и особенности современного досуга, его соотношение с трудом, социальной структурой, семьей, стадиями жизненного цикла и способами проживания (урбанизацией), роли досуга в формировании современного образа жизни.

Большинство исследователей под досугом, или свободным временем (в западной социологии практически эти понятия слились), понимают время, свободное от оплаченного труда и непреложных обязанностей (ухода за собой и окружающими). Современный досуг, несмотря на его различие в разных социальных группах, рассматривается как досуг нового типа, как продукт индустриализма и урбанизма. Научно-технический прогресс (НТП) вызвал рост производительности труда и подъем жизненного уровня населения, что позволило сократить время необходимого труда и значительно увеличить объем свободного времени. Произошла концентрация досуга в конце рабочего дня, рабочей недели, в отпуске, что помимо др. причин, вызвало новое явление — сильную досуговую миграцию (отпускную и конца недели). Условия проживания в городе привели к ослаблению общинных связей, к росту социальной и духовной автономии личности и одновременно усилили процессы массовизации потребления, культуры, что отразилось на формах досуга. Такая экономическая функция досуга, как отдых после труда и подготовка к труду, как утверждают западные социологи, перестала быть главной, важнее — потребление товаров и услуг, обеспечивающее воспроизводственный цикл. Социальные функции досуга связываются с общением и воспроизводством социальной структуры через свойственные различным. социальным группам типы и образцы досугового поведения. Отмечается возросшая ценность досуга как сферы потребления культуры и культуротворчества. Проблемными с т. зр. социологии свободного времени обычно считаются группы молодежи с отклоняющимся поведением; семейные женщины, занятые в общественном производстве и испытывающие острый дефицит свободного времени; группы пенсионеров, или люди “третьего возраста”, которые предъявляют специфические требования к досугу. Сохраняется традиция рассматривать досуг и по классовым группам, хотя последние выделяются иначе, чем в марксизме. Возникновение социологии свободного времени. связывается с работой Веблена. “Теория праздного класса”. Наибольший вклад в разработку экономического обоснования и определения классовой сущности свободного времени внес К. Маркс в “Капитале”. Эмпирические исследования досуга начались в 20—30-е гг. сначала в рамках др. массовых обследований (напр., работа супругов Линд “Средний город”, 1925—1929, 1935), затем в кач-ве самостоятельных исследований (Ланд-берг и др. “Городской досуг”, 1934). Этому способствовало введение 8-часового рабочего дня, а в нек-рых странах (как, напр., во Франции в 1936 г.) — 40-часовой рабочей недели, двух выходных дней в неделю и двухнедельных отпусков, резко увеличивших объем свободного времени. Поток исследований досуга нарастал после второй мировой войны во всех странах. Появились обобщающие работы типа “Досуг в Америке” М. Каплана (1960), “Досуг” К. Робертса.(1970), “Досуг и общество в Британии” М. А. Смита (1973) и др. Во Франции с 1949—1951 гг. началось изучение феномена вакансий, которое с 1961 г. стало постоянным и репрезентативным для страны. Культурная досуговая практика изучалась в связи с бурным развитием телевидения и др. средств массовой коммуникации. В 1964—1965 гг. в рамках изучения бюджетов времени было проведено сравнительное международное обследование городского населения 13 стран (включая США и СССР), в т. ч. по использованию свободного времени. С 1969 г. издается международный журнал “Общество и досуг” — до 1976 г. в Праге, затем в Квебеке (Канада). Теоретическое осмысление досуга в период накопления эмпирических данных (поскольку речь щла о факторах, влияющих на поведение) происходило в категориях социологии труда, социологии личности, семьи и т. д. и в рамках соответствующих концепций Фридмана. Беккера, Рисмена и т. д. Завершение формирований социологии свободного времени как самостоятельной отрасли социологической науки отразилось в публикациях типа “Социология досуга” С. Р. Паркера (1976), “Эмпирическая социология досуга” Дюмазедье (1974). Рассмотрение досуга как социального института потребовало макроподхода, и он был осуществлен авторами концепций постиндустриального общества потребления, теории “массовой культуры” и наиболее полно воплотился в идее “цивилизации досуга” (Дюмазедье, Фурастье), согласно которой досуг, начиная с некоторого уровня экономического развития, приобретает все большую автономию от труда и становится самодовлеющей ценностью. Развернулась дискуссия вокруг термина “цивилизация досуга” и времени ее наступления. Большинство исследователей, признавая особую роль досуга в современном обществе, предпочитают, однако, подобно С. Паркеру, говорить лишь об обществе с развитым досугом. На протяжении 80-х гг. тема “Труд — досуг” не теряет своей актуальности, поскольку “микропроцессорная революция” вносит изменения и в труд, и в досуг. Западными социологами предлагается также концепция “революции избираемого времени”, согласно которой общество должно изменить характер использования и рабочего и свободного времени. Сегодня оба они дегуманизированы, задача же состоит в том, чтобы распространить на все социальное время принципы избирательности и свободы использования.

 

Date: 2016-05-18; view: 739; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию