Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные проблемы свободного времени





Бесспорно, сфера потребления, соотносимая со свободным временем, не может быть изъята из культурного аспекта жизни человека. Культура досуга определяется не только идеологическими пожеланиями, но и уровнем материального благосостояния общества. Социология оперирует такими показателями уровня досуга: количеством прочитанной художественной и специальной литературы, посещений кинотеатров, театров, музеев, художественных выставок и т.п. за год, месяц и т. д.; частота просмотра телепередач и видеофильмов, прослушивания радиопередач и музыкальных записей (опять-таки за определенный период времени); количеством времени, посвященного занятиям хобби, прогулкам в парке, спорту, бытовым проблемам, семье, друзьям, времени, проводимого в кафе, барах, на дискотеках; ежемесячные, ежегодные капиталовложения отдельного человека, семьи в такие мероприятия, включая количество отпускных дней и связанные с ними материальные затраты.

Соотношение разнообразия использования свободного времени с социальной, демографической, профессиональной структурой общества, а также региональными особенностями, позволяет создать систему предметно-вещественного количественного использования свободного времени различными социальными общностями. Определить ориентации, приоритетные сферы культурного спроса, финансовые затраты на культурно-досуговые услуги, то есть выработать систему измерений, позволяющих превратить сферу свободного времени в особую индустрию потребления.

Современное цивилизованное общество — общество потребления. Понятие общество потребления находит широкое воплощение в так называемой новой картине культурного сознания современного цивилизованного человека — культуре постмодернизма. Облегчение доступа к культурным ценностям самым широким слоям населения и их проникновение в повседневный жизненный обиход становится основой формирования нового культурного сознания. Особенностями отличаются простые бытовые вещи, социальная среда. Культура перестает быть чем-то возвышенным и далеким, живущим исключительно в музеях и книгах, концертных залах и театрах. Культура становится просто одним из средств человеческого общения и взаимопонимания — массовой коммуникацией.

В современных условиях свободное время, досуг становятся общедоступной культурной ценностью. Будучи противоположностью профессиональной деятельности, досуг становится особой ценностью жизни человека. В определение культурного бытия человека вошли понятия толерантность, плюрализм и т. п. Возникает теория коммуникации, ставящая важной проблемой современного общества: преодоления фрагментарности повседневного сознания личности при условии сохранения плюрализма, толерантности — ведущих ценностей современной культуры.

Один из представителей теории массовой коммуникации немецкий социолог Юрген Хабермас отмечает, что коммуникации — новый интеграционный резерв общества в противоположность поблекшей утопии общества труда. Ее основа -— солидарность и взаимопонимание, третий и фундаментальный ресурс общественной интеграции, наряду с такими средствами, выходящими за пределы единичных интересов, как деньги и власть (Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992. с. 98).

Основой теории коммуникации выступает введение в социологию Вилемом Дильтеем понятия жизненного мира человека. Жизненный мир - это и природная среда, и культурно-социальные условия существования, и сфера индивидуальных чувств и переживаний человека. Не случайно наряду с понятием жизненный мир в социологии появляется понятие космос, дополняющее и раскрывающее жизненный мир человека. Понятие космос в Древней Греции также воспринималось достаточно сложно и неоднозначно. Космос — это мир человека. И в античности определение космоса связывалось с определением гармонии и справедливости. Содержание, вкладываемое в понятия космос и гармония, справедливость, существенно отличаются от современного. И гармония, и справедливость — единство человека и космоса. Греки называли это совпадением микро- и макрокосмоса (См.: Социо Логос И. Общество и сфера смысла. М., 1991.).

Справедливость и гармония поддерживались и Роком-Судьбой-космическим законом и космической судьбой человека. Рок — не только связующая нить человека и космоса, но и связующая нить поколений, часто олицетворяющая судьбу не отдельного человека, а целого рода. В мифологии справедливым считалось возмездие богов, карающих людей за преступление границ космической справедливости и нарушение установившейся гармонии. Представления о космосе как космической справедливости и космической судьбе свидетельствовали, что человек не один в мире. И любому частному интересу противостоит мировой, космический закон — закон природы или богов, породивший сам человеческий род.

Иными словами, независимо от того, как называются законы - богом, космосом, природой или жизненным миром, они есть нечто более высокое, чем отдельный индивид с его потребностями и интересами. И как только частный интерес сталкивается с законом ситуация складывается не в его пользу. Отсылка к жизненному миру или космосу в социальной теории связана с поиском основ самой социальности общественного характера жизни людей. Сущность коммуникации, взаимопонимания людей, подчеркивает Юрген Хабермас, берет начало в понимающих ресурсах жизненного мира, а взаимопонимание — основа свободных форм человеческих сообществ и социальных объединений.

Взаимопонимание и солидарность как основа социального союза людей выступают защитниками жизненного мира человека и его основными требованиями, к которым Юрген Хабермас относит и потребительную стоимость. Иначе говоря, коммуникации рассматриваются как необходимое условие выживания, резерв дальнейшего общественного развития, то есть развития жизненного мира человека. Непосредственное отражение находит в теории коммуникации противоположность производства и потребления, рабочего времени и досуга. Частный характер потребления, в том числе и потребления информации, культуры, приводит к естественной фрагментарности повседневного сознания потребителя, непреодолеваемой на уровне социального явления — политики и власти.

Не случайно Юрген Хабермас фрагментаризованными называет именно сознание потребления, обладающего досугом. По его мнению этому способствуют и средства массовой информации, ориентированные на пассивное, развлекательное и приватизированное ее использование. Досуг и потребление, порождающие фрагментаризированное сознание в качестве господствующей идеологии повседневности, основные требования жизненного мира современного человека. Защита требований, то есть ценностей свободного времени и прав потребителей, рассматривается достаточным основанием для новой общественной интеграции.

В современной социологии существует единство и дуализм понятий жизненный мир и космос. Если космос — “это не просто мир человека, то принцип свободного культурного единства людей противостоит принудительному трудовому единству рабов или инстинктивно-стадному единству животного мира. Для античного мировоззрения космос символизировал не только жизненную среду, но и сам смысл жизни человека. Космос—это мир человека. И не случайно в основе теории эволюции космоса лежал миф об андрогинах — единых перволюдях. Космос в противоположность жизненному миру людей интересен не тем, что он одна из форм жизни, а тем, что сам космос есть единое интегрированное определение человека, жизненный мир человеческого единства. И хотя теория коммуникации вынесла проблему общественной жизни за пределы общественного производства, все же оставила определение человека и его свободное время в экономических, производственных пределах. Если сфера свободного времени — сфера потребления, то сам человек и его свободное время — продолжение и условие производственного процесса. В теории коммуникации определяется человек как потребитель досуга. Коммуникация — средство защиты прав потребителя, ни что иное, как средство защиты и обеспечения непрерывности производственного процесса. Итог теории — экономическая организация сферы свободного времени, то есть создание индустрии досуга, преобразование сферы свободного времени в особый социальный институт — институт общественных свобод.

 

Date: 2016-05-18; view: 519; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию