Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественные отношения и свободное время





Чем больше стабильность общества, тем шире распространен социальный конформизм — приспособление человека к общественно установленным культурным целям и нормам социальной жизни. Если бы дело обстояло иначе, то стабильность и преемственность не возможны. Вследствие всеобщей ориентированности людей на определенные ценности и нормы возможно говорить о массе людей как об обществе. И конформизм не просто один из типов приспособления людей к обществу, но и ценностная оценка самого социума в жизненном мире человека. Полисное воспитание античности греков вполне может быть названо культивирующим общественный конформизм, потому что древнегреческая демократия возведена на ранг космической ценности, то есть ценности жизненного мира человека, чего не скажешь, например, о раннем христианстве времен Святого Августина. Противоположная конформизму тенденция связана со снижением, падением общественных ценностей — общественная аномия или девиация, отклонение от общественных норм поведения.

Конформизм и девиация, то есть отклонение от норм поведения, будучи двумя взаимоисключающимися тенденциями к общественным нормам и ценностям, наиболее уязвимы в социальной теории. Философ Барух Спиноза отмечал, что само понятие общественной нормы имеет некую неопределенность. Люди по обыкновению всячески привознося такую природу человека, которой нигде нет, и позорят ту, которая существует реально. Сложность состоит в том, что поиск объективных критериев и норм поступков человека постоянно наталкивается на невозможность занять позицию нейтрального наблюдателя. Уже в основе конформизма оказываются возможными ростки отклоняющегося поведения. Так, в 70-х годах в Европе распространяются так называемые “забастовки по правилам”, когда усердное и пунктуальное соблюдение рабочих инструкций приводят к срыву рабочего процесса. Интерес представляет и широкое развитие в наиболее развитых странах Европы, США и Японии, Канаде психоаналитических служб, к услугам которых в основном прибегают люди, принадлежащие к наиболее социально защищенным слоям населения. В современном обществе по существу к девиантным, отклоняющимся формам поведения относятся все инновационные тенденции, потому что в той или иной мере любая инновация оказывается посягательством на существующие нормы общественной жизни. Достаточно сказать, что строительство какого-нибудь крупного промышленного объекта в провинциальной глубинке полностью перестраивает уклад жизни местного населения.

В 50-х годах на волне молодежного демографического взрыва единство девиантного и конформного поведения приобретает особую актуальность. Тогда возникает самостоятельное социокультурное явление — молодежное свободное время, молодежный рынок рабочей силы, молодежный рынок спроса и т. п. стало детонатором, обнаружившим, несравненно более глубокие общественные процессы. Речь идет о том, что впервые за всю историю послевоенная Европа стала более или менее универсально сытой, что породило новое отношение к труду, который оставался, разумеется, необходимым, но для значительного населения, в том числе и для молодежи, перестает быть принудительно неизбежным и постоянным. Глобальное высвобождение времени девиации в результате промышленного подъема оказалось полюсом девиации к недавнему историческому прошлому, выступив основанием изменения системы традиционных ценностей — необязательных в современных условиях норм прошлой жизни. Переход от ценностей труда к ценностям досуга и потребления, связан с изменением доли рабочего и свободного времени, обнаружил, что с девальвацией профессии и труда как общественных норм и ценностей, сфера свободного времени, ориентированная прежде на воспроизводство и реабилитацию рабочей силы в массовом масштабе и создании элиты в единичном варианте, утратила прежние нормирующие ориентиры. Досуг стал массовым достоянием и повседневным опытом жизни, неотъемлемым элементом новой молодежной структуры культуры.

Появление понятия молодежная культура не просто характеристика альтернативного культурного состояния поколения молодежи, но и то, что само явление молодежная культура не исчезло вместе с молодежным бумом во Франции 60-х годов и скорее расширило пределы вместе с повзрослевшим рок-движением в Англии. Эволюция молодежной культуры зафиксировала ее как элемент общего нового культурного состояния (перехода от противоположности культуры и жизни к их может быть и временному, но единству). Переход зафиксирован и исторической наукой. Историю стали больше привлекать как раз те стороны общественно-исторической жизни, которые связаны не с традиционным определением культуры, как совокупности достижений в сфере искусства, науки и просвещения, а с определениями культуры как повседневности, культуры безмолвного большинства и т. п. Тогда же на волне формирования молодежной культуры возникает культурология — отрасль знаний, изучающая процессы истории и развития культуры, культурных отношений в взаимосвязи с общественными отношениями. Ведь каждая эпоха открывает в прошлом прежде всего то, что резонирует в тон с ее общественным и культурным опытом. Повседневность восприятия как культурная ценность — одно из достижений досуга ставшего повседневным жизненным обиходом.

Новое культурное мышление, пожалуй, впервые после заката античного мира осознало свободное время как социальный институт культуры, а не частную сферу культурной жизни. Толерантность и плюрализм, признание отклоняющегося поведения одним из условий общественного единства и общественной гармонии, закрепили за свободным временем приоритет в формировании не только общественного идеала, но и общественной нормы поведения человека в обществе. По меньшей мере такое свойственно только античному миру — Древней Греции и Древнему Риму. Античные представления о толерантности культурных норм повседневной жизни изложены в “Этике” Аристотелем, который считал нормой, добродетелью — меру, а не конкретную совокупность правил и государственных вердиктов. Мера — форма доверия человека к человеку, основа доверия, взаимопонимания или культурное единство греков. Достаточно сказать, что подлинным наказанием для человека мог стать общественный приговор, вынесенный народным собранием. И хотя историческая эволюция вела к девальвации системы ценностей, а в Древней Греции, Древнем Риме существовала жестокость, вероломство, все же опыт свободной и культурной постановки вопроса о нормально-человеческом стал затем образцом и источником вдохновения. Демократия и политика, искусство жить среди людей — подарены именно античностью. Демократия и искусство олицетворили культуру и свободное время — единый социальный институт, испытывающий образование, формирующее у подрастающего поколения демократическое (полисное) мышление. Понятия демократия и политика с тех пор претерпели огромные изменения, но продолжают действовать, обогащаться содержанием взаимосвязь и взаимозависимость демократии, политики, свободного времени и образования.

 

Date: 2016-05-18; view: 330; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию