Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Противоречия общественного развития. Проблемы свободного времени





Исследование социальных основ человеческой жизнедеятельности неизбежно сталкивается с тем, что различие свободного и рабочего времени — один из важнейших показателей в социологии. При разработке методологии анализа социологи часто обращаются к феноменологической философии Эмиля Гуссерля. По праву основной категорией феноменологии может стать категория времени как важная методологическая позиция, характеризующая различия внутреннего и внешнего времени.

Один из видных социологов Макс. Шеллер отмечал, что существует разница между реальной социологией и социологией культуры. Предмет реальной социологии — практико-жизненная, инстинктивная сфера жизни человека. Предмет же социологии культуры — сфера духовной жизни, идеальная. Но различие не абсолютно, а вытекает из того, что в основе любого действия человека лежит так называемая антропологическая, то есть природная для человека двойственность инстинктивного и духовного. Макс Шеллер и выделяет две сферы жизни человека. Но речь-то идет о единой жизни и едином человеке.

Единство вытекает из необычного явления — понятия интенциональность. Интенциональность - основная характеристика времени, обозначает способность сознания человека быть направленным, целостным и единым, несмотря на множество образов сменяющихся в нем, а также на то, что сознание может быть обращено и во внутрь, к самому человеку, и во вне, на внешний мир. Для феноменологии характеристика полнокровной жизни сознания в противоположность еще нс развившемуся сознанию ребенка, затухающему сознанию пожилого человека, который не может ни на чем сосредоточиться, отличается плохой памятью и т. п. Иными словами, интенциональность — способность к самоорганизации. В феноменологии самоорганизация связывается с внутренним временем. Конечно же, временем называют особую форму жизненного единства.

Различие внутреннего и внешнего времени подчеркивает, что форм жизни — бесконечно много. Каждая особенная форма характеризуется своим собственным внутренним временем. Историки столкнулись с проблемой сложности установления единой хронологии событий в древних культурах. Локальность их существования привела к складыванию у каждой культуры собственного представления о летоисчислении. Христианское представление о времени долго не приживалось на территории, населенной людьми, исповедующими язычество, оставаясь внешним временем сосуществования христиан, принадлежащих к разным этническим культурам.

Интересна судьба физического или астрономического времени. На определенном этапе истории человечества оно тоже стало внешним. Ему на смену пришло представление о времени, связанное с культурными событиями и индивидуальными переживаниями. Древние египтяне мерили время правлениями фараонов; греки — олимпийскими играми; древние скандинавы разделили его на “век кремаций”, связанный со сжиганием умерших, и “век курганов”, когда умерших хоронили в курганах. Та же участь постигла и время труда, становившееся с появлением свободного времени внешним для человека.

Эволюция общественных форм разделения труда в особенности переход от аграрной цивилизации к индустриальной, не только подорвали основы индивидуального крестьянского хозяйства, воспетого Жан Жаком Руссо, но и поставили под вопрос сам идеал труда. Труд стал носить общественно-необходимый и общественно-регламентированный характер, то есть внешний для человека. Но свободное от труда время оставалось индивидуальным временем конкретных людей, и все же временем предоставленным обществом, общественным производством. Отсюда, концентрация в сфере свободного времени проблем социального и психологического дискомфорта, связанного с индивидуальным переживанием каждым конкретным человеком социально предоставленного ему времени.

Свободное время — досуг, имеющий безусловную ценность. В свое время образованные круги Европы потряс поступок Гогена, преуспевающего буржуа, пренебрегшего достоинствами цивилизации во имя иллюзорных ценностей свободного времени. С точки зрения безработного — статус человека свободного времени может казаться лишь выражением его ненужности обществу, социальной заброшенности, безразличия общества к нему, свободное время есть не его собственное время, а время, от которого отказалось общество.

В современных условиях развитие направлений связанных с новыми социальными реалиями, изменением социально-экономической ситуации в мире, порождающей качественно новые проблемы разделения труда, состояние и использование рынка рабочей силы, освоением странами с разным уровнем культуры труда новых технологий и т. п. есть основное содержание современной социологии труда. Социальные последствия технических инноваций ведут к новым типам разделения труда, повышению гибкости рынка рабочей силы, формированию занятости в новых экономических и социальных условиях. Рост полной или частичной безработицы ведет к возникновению психологического дискомфорта и социальной нестабильности.

Появление резервной армии труда — естественное следствие высвобождения времени в пределах все более интенсивного развития промышленности. Но свободное от работы время и свободные рабочие руки не только следствие развития общественного производства, но и его необходимое условие. Возможность быстрой перестройки всего общественного хозяйства, безболезненный перелив капитала из одной отрасли в другую, снятие отживших социальных и производственных форм организации труда, мобильное изменение всего общественного организма — необходимая предпосылка нормального развития современного общественного производства.

Вместе с тем напряженность жизненных ритмов, постоянная угроза изменения статусов-кво отдельного индивида, возможность потери рабочего места и необходимость его смены, потребность в постоянном обновлении знаний, профессиональных качеств, наличие в обществе подвижных форм безработицы (частичная, скрытая, текущая, региональная и т. п.), порождают отклонение от общественных норм, ведут к социальному конформизму. И хотя старый термин классической политэкономии резервная армия труда не утрачивает актуальности экономического и социального резерва, показателя динамики общественного производства, при определенных условиях резерв оказывается важным фактором обострения социальных противоречий. Сфера свободного времени — сфера свободы человека от общества.

 

Date: 2016-05-18; view: 1929; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию