Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика, структура свободного времени





Люди по-разному воспринимают и классифицируют ценности. Это зависит от жизненного опыта, воспитания, мировоззрения. Но все, что имеет для человека статус ценности, независимо от драгоценности вещи или моральности, оказывает огромное влияние на образ жизни. Отношение к времени как ценности появляется не сразу.

Впервые время как общественная ценность фиксируется в экономических теориях XIX века, где рассматривается неотъемлемой характеристикой общества. Давид Рикардо писал, что подлинное богатство нации: в возможно меньшее рабочее время создать возможно большее изобилие материального богатства, то есть подлинное богатство общества—время, высвобожденное из процесса материального производства, время, которым человек может свободно располагать: отчасти для потребления продуктов, отчасти для свободной деятельности и развития способностей.

Свободное время — досуг, создаваемый трудом и свободный от труда. Дальнейшая эволюция концепции свободного времени отражена в социологии Огюста Конта. В эпоху промышленной революции заметное уменьшение общественно-необходимого рабочего времени высвобождало время из сферы материального производства. Рабочее время имело подвижные пределы в определении свободного времени. Доступность экономических процессов количественным описаниям выразились и в первоначальном чисто количественном определении свободного времени. Но все больше развитие сферы духовного производства, вовлеченность в нее огромных масс людей, поставило под сомнение количественный критерий. Нерегламентируемость труда ученого, политика, управленца, породившая гибкий подвижный режим труда, не говоря уже о деятелях искусства, выдвинула вопрос о качественном содержании свободного времени. Единство количественных и качественных критериев выразилось в формировании свободного времени — самостоятельного социального явления.

Условно структура свободного времени имеет два уровня: общественно-необходимое и индивидуально-свободное. Общественно-необходимое время тесно связано с количественной определенностью времени, его материальной исчислимостью: рабочая неделя и количество выходных; время, затрачиваемое на тот или иной род занятий, вид труда в часы досуга; средства, индивидуальные и общественные, используемые для организации и проведения досуга.

Индивидуально-свободное время раскрывает иные черты свободного времени: мировоззренческие ориентации, духовные потребности, социальная активность, политическая лояльность, повседневная ментальность и т. п. Иными словами, все то, что касается внутреннего мира каждого отдельного человека, его восприятия свобод, предоставляемых обществом. Здесь свободное время раскрывается как качество жизни, ее особый образ, наполненность смыслом, не сводимым к удовлетворению элементарных потребностей.

Единство общественно-необходимого и индивидуального свободного времени обязательно для понимания сущности и специфики самого свободного времени. В противном случае сталкиваемся либо с сужением и выхолащиванием понятия свободы до представления об отвлеченно мыслящих людях или свободы мысли, печати, религиозных убеждений и т. п. Ограничение свободы словно вытекает из антагонизмов между людьми. Либо с нивелированием индивидуального отношения людей к свободе и свободному времени. И тогда свободное время принимает форму общественной обязанности, навязываемой обществу отдельным человеком. Здесь, пожалуй, кстати вспомнить греческий миф. Прометей не дал людям свободу печати, но он добыл огонь, который послушно помогал им готовить пищу и согревал, когда холодно, то есть дал возможность относительной свободы действия. Прометей еще попросил Афину подарить людям вечно юную душу, чем уподобил людей богам. Человек научился поднимать взор к небу. У него появилась потребность в свободе.

Структура свободного времени раскрывает два основных аспекта: содержание свободного времени как общественной возможности и индивидуальной потребности в нем. Единство двух структурных элементов раскрывает саму сущность свободного времени. Общество представляет человеку возможность свободного и целостного действия. И хотя свободное время как социальное явление попадает в поле зрения науки только в XIX веке, все же достаточно отчетливое представление о нем существовало уже и в античности. Уже Аристотель в “Политике” говорил, что отличие грека от варвара есть отличие свободного человека от занятого трудовой деятельностью раба.

Древние праздники, ритуальные оргии напоминали человеку о том, что жизнь не сводится к обычному течению будней, а наполнена и свободным торжеством человеческой натуры над поглощающей и нивелирующей человеческую личность трудовой повседневностью. Праздники вносили время в жизнь, ритм и организацию в сменяющую друг друга текучесть повторяющихся дней. Это отвоеванное у природы право человека на свое время, посвященное не борьбе за создание материальных условий жизни, а самой жизни.

Разделение времени свободного и трудового не только привело к созданию первого календаря и показало, что время неоднородно, но и обнаружило, что разное время соответствует разным сферам и даже разным образам жизни. Для античности время это различие греческой и варварской жизни; для христианства — мера, где человек добывает хлеб в поте лица своего, и где он не знает труда и страданий. Промышленная революция и развитие индустриального общества конкретно обозначили различие труда и досуга, сняв с них налет романтики прежних культурных определений.

Появление свободного времени показало, что человек начинает замечать время там и тогда, где и когда он сталкивается с различиями во времени. Изменения времени соответствуют изменениям в способе жизни, вернее особенности времени становятся заметными тогда, когда становятся заметными новые особенности жизни. Эти два момента уже достаточно четко прослеживаются в детской психологии. Если представления о смене дня и ночи появляются достаточно рано, то понятие возраста возникает, лишь когда он начинает улавливать разницу в возрасте, а часы еще долгое время ассоциируются с самим часовым механизмом или с программой детских телепередач. Но самостоятельное значение время получает только тогда, когда собственное свободное время приобретает для человека характер ценности.

Высвобождение времени осознается как насущная потребность, досуг — как подлинная жизнь. Но история человеческого общества такова, что не всегда индивидуальные потребности человека отвечают потребностям общества, а свободное время предоставляется индивиду в полном объеме. Общественный характер человеческой жизни, восходящий истоками к древним родовым объединениям, вносит существенную поправку в использование и формирование свободного времени человека. Происходит это, прежде всего потому, что вовлеченность людей в общественную организацию производства делает проблему свободного времени зависимой от потребностей общественного производства. Противоречие личности и общества, социального и индивидуального переходит в содержание структуры свободного времени, подчеркивает неразрывную связь времени с человеческой жизнью и ее проблемами.

 

Date: 2016-05-18; view: 569; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию