Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Дневники работы⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
В дневниках подробно описывается ход работы с детьми.- Приведем примеры таких записей. Выписка № 1. Из дневника работы в дооперационный период с Еленой Д.— ученицей V класса, имеющей врожденную левостороннюю сквозную расщелину. Хейлопластика сделана в возрасте 6 месяцев. С шестилетнего возраста носит обтуратор, который многократно менялся. В течение четырех лет занималась с логопедом, но носовой оттенок в речи не снимался. При обследовании выявлено следующее. Небный свод очень узкий. Верхняя губа вздернута в месте шва. Первый левый резец перемещен почти в середину твердого неба. Поставленные на занятиях звуки произносятся с вовлечением в артикуляцию всей лицевой и мимической мускулатуры. Шипящих и свистящих звуков нет. Дефектны звуки: п, б, м, т, д, н, к, г, х. Логопедические занятия проводились систематически. Логопед применял гимнастику языка и при вызывании звуков пользовался закрытием (зажатием) носовых ходов. Девочка с нормальным интеллектом, в школе успевает хорошо по всем предметам, общительна; на свой дефект остро не реагирует. Надеется на исправление речи в результате предстоящей операции. 1-е занятие. (Занятие проводилось без обтуратора.) Цель — организация ротового выдоха. Матери и девочке было предварительно разъяснено, почему в ее речи нет звуков и почему не снимается гнусавость. Они впервые услышали, что главной причиной этих дефектов является неправильное положение языка. Язык у девочки спокойно передвигался к резцам, но это не было использовано в логопедической работе. Затем мы познакомили девочку с различными видами вдоха и выдоха (через нос и рот). Ей было разъяснено, что при речи вдох чаще всего делается через рот (из 42 звуков русского языка 38 произносятся при ротовом выдохе). Внимание больной было обращено на положение кончика языка у нижних резцов, чтобы язык не горбился и не мешал выходу воздушной струи в ротовую полость. На этом же занятии были проведены артикуляционные упражнения на все артикулемы гласных первого и второго ряда, а также на й. Мы обращали внимание девочки на положение языка. Выдох на артикулемы звуков производился без голоса. Выдыхаемая через рот струя воздуха контролировалась колебанием ватки. При этом следили, чтобы на артикулемах гласных выдох был плавным, полным и спокойным, на артикулеме й — порывистым и коротким. На первом же занятии перешли к тренировке выдоха на артикулемы глухих щелевых согласных ф, с, ш, х. Все это преподносилось ученице как гимнастические и дыхательные упражнения; о том, что попутно формируются артикулемы, ей не сообщалось. Задание на дом не дано. 2-е занятие. Цель — формирование артикулем глухих взрывных звуков и включение голоса. Вначале было проведено повторение первого занятия и в дополнение к нему дана артикулема звука щ в нижней артикуляции. При повторении закреплялись артикулемы, хорошо получающиеся в шепоте, корригировались неправильные артикулемы. Мы не добились совершенной четкости шепотного произноше-ьия. Повторили сформированные на первом занятии артикулемы глухих согласных звуков и вызвали взрывные звуки п, т, к. Звук ч появился с механической помощью. Затем мы обратили внимание ребенка на быстроту и силу выдоха при произнесении шепотного звука й. После чего девочке было предложено при более сильном отведении углов рта с прижатым к нижним резцам кончиком языка произвести такой же быстрый и сильный выдох. Звук ц легко появился. На этом занятии нас не удовлетворило произношение только звуков щ и ч. Несмотря на это, мы не стали задерживаться на артикулемах глухих согласных и перешли к включению голоса в упражнениях на артикулемах (пока еще ни один звук не обозначен буквой). Включение голоса начали со звука в. Следили за положением кончика языка у нижних резцов и проверяли наличие выдыхаемой струи воздуха движением ватки, поднесенной ко рту на ладони. Включение голоса контролировалось наложением второго пальца на область гортани над щитовидным хрящом. После упражнения на звук в были проделаны упражнения на звуки з, ж, б, д, г. Девочка поняла (услышала), что *у нее получаются звуки речи, но ей было сказано, что это только начало формирования звуков. Задание на дом не дано. 3-е занятие. Цель: повторение упражнений предыдущих двух занятий и включение голоса в упражнения на артикулемы гласных звуков. Особое внимание уделяется положению кончика языка у нижних резцов и выдоху с голосом без всякого напряжения. Гласные первого ряда, кроме звука э, получились вполне хорошо, гласные второго ряда — лучше, но при работе над ними пришлось подчеркнуть важность выдоха при первом и втором положении губ до полного выдоха. Во время занятий постоянно контролировалось дыхание (в„ыдох полный). Обращалось внимание на работу грудного резонатора (при произнесении гласных и звонких согласных звуков фиксировалась вибрация в грудной клетке). На этом же занятии от звука ы, при одновременном подъеме кончика языка к верхним резцам, был вызван звук л. Задание на дом не дано. 4-е занятие. Цель: уточнение звуков э, ч, щ. Было проведено беглое повторение предыдущих упражнений, затем приступили к доработке звуков э, ч, щ. Гласный звук э получился легко, спонтанно. Звуки ч и щ самостоятельно не получились. Звук щ пришлось вызывать от звука с' с одновременным сближением углов рта. Для звука ч ввели и имитацию звука (так скачет кузнечик с травки на травку ч-ч-ч...). Девочке было предложено произносить это так: т'-т'-т'... с одновременным сближением углов рта. Получился правильный, хотя еще и неустойчивый звук. На этом же занятии перешли к произнесению мягких звуков. Затем девочке было предложено воспроизвести артикуляцию звуков вразбивку, прислушиваться к звучанию и определять, какой буквой можно записать произнесенный ею звук. Нужные буквы были названы почти безошибочно, но пока мы их не вписали в тетрадь. На этом же занятии была объяснена особенность произно-•шения звуков м, м', н и к'. Задание на дом не дано. 5-е занятие. Цель: повторение пройденных артикуляций звуков и обозначение буквами легко и правильно произносимых звуков. Такими оказались гласные: а, о, ы, у, и, я, э, ё, ю и согласные: ф и в, с и з, х, п и б, к и г, л, м, н (21 буква). Гласный звук э произносился с недостаточным ротовым выдохом. Согласные Pound;8 звуки т и д произносились с незначительной межзубной артикуляцией. Язык слегка выдвигался на верхнюю губу, чему способствовало нарушение зубного ряда и сильно вздернутая швом верхняя губа. Звуки ш, ж, ц, ч, щ еще не стойки и оставлены, для дор'аботки. Эти звуки буквами не обозначены. Начали подготовительные упражнения для звука р (отра-"ботка сочетания дзын-дзын...). При выполнении упражнения-возникли затруднения, так как язык выбрасывался на верхнюю-губу. 6-е занятие. Цель: проверить стойкость сформированных речевых навыков при наличии обтуратора. Провели предыдущее занятие с обтуратором с хорошими результатами. Коррекция оставшихся звуков почти не улучшилась. Звуки ш и ж стали получаться лучше. Проводились упражнения на сочетаниях из пройденных четко произносимых звуков, которые девочка повторяла отраженно, с утрированным диафрагмальным выдохом, проверяя его движением ватки на каждое сочетание, а также постоянно контролируя положение языка. В работе без обтуратора и с обтуратором разницы нет. При соблюдении новых установок (ротового выдоха при выдвинутом языке) девочка произносит звуки без носового оттенка. Голос звучит нормально. На дальнейших занятиях дорабатывались артикуляции недостающих звуков. Для звуков ш и ж пришлось уточнить положение кончика языка за зубом на небе и слегка отвести углы рта в стороны, чтобы по возможности выдвинуть язык вперед и получить более широкую его форму. Эти звуки сформировались на 7-м занятии, а на 8-м мы обозначили их соответствующими буквами. Звуки щ, ц, ч окончательно были оформлены на 7-м занятии и также записаны в таблицу. Много времени пришлось затратить на вызывание звука р. Он появился одноударным, причем кончик языка находился не за альвеолами, а на верхней губе. Звук правильной зазубной артикуляции не получился, так как имеющийся на небе зуб препятствовал вибрации. Девочка пользовалась в речи одно-ударным звуком. В результате дооперационной работы речь девочки на занятиях — без носового оттенка. Этот результат был достигнут через 9 занятий. Девочка говорила одинаково хорошо с обтуратором и без него. После 20-го занятия по 40—45 минут мы перешли к тренировке речевых навыков в спонтанной речи. После 10-го занятия давались задания на дом по записям, в ее тетради. Мы предложили родителям делать замечания девочке, если она допускала ошибки в речи. Следует сказать, что у этой девочки новые навыки автома- 89- тизировались не сразу, так как она часто была небрежна к своей речи. Приходилось убеждать ее в необходимости внимательного отношения к речи и установить строгий контроль за ее речью в семье. Уранопластика ей была сделана через год, когда занятия Зыли закончены. После операции небо стало подвижным, но зно было укороченным, в результате чего создать полный затвор. «ежду ротовой и носовой полостью оказалось невозмож- гым. После операции дополнительных обучающих логопедиче- ких занятий девочке не потребовалось. Мы периодически ее тблюдали и проверяли степень сохранности навыков. Речь ее тала полностью нормальной. Ей предстоит ряд косметических •пераций для исправления формы носа и губы (после 18 лет) в дальнейшем консультативная встреча с логопедом. Приложение 2. Оформление тетради для занятий. Приводится материал, который используется в практической аботе с детьми (таблицы, тренировочные упражнения). Автоматизация звуков в слогах (черта показывает длитель-ость звучания): а) обратные закрытые слоги с фрикативными согласными зуками; Рис 22. <б) согласный звук между двумя гласными звуками; Рис. 23. в) обратные закрытые слоги с взрывными согласными зву- Рис. 24.
г) серия повторяющихся слогов (произносится на одном выдохе): а-ва-ва-ва. Автоматизация звуков в словах и фразах. Примерный речевой материал: Односложные слова
Был Бег Брат Т и Д Таз Так Ток Тук Тик Топ Ты Твой Три Да Дай Даль Два Дочь Дал Дуб К и Г Кап Как Кот Кол Ком Кон Конь Га Газ Гусь Гоп Ц и Ч Цап Цепь Цель Чай Л и Р Лак Лось Лоб Лук Люк Лом Рот Ров М и Н Мак Мой Мы Мышь Мял Мех Мёд Мел Мне На Но Нос Нож Ночь Фразы из односложных слов
Вот я. Вот ты. Вот вы. Вот лев. Вот ус. Вот нос. Вот вещь. Вот мышь. Дай мне мех. Дай мне мяч. Дай мне стул. Дай мне таз. Дай мне мел. Дай мне нож. Дай мне хлеб. Кот сел на стул. Текст из односложных слов Вот лес. Там был уж. Уж полз. "Я взял сук и ждал. Уж полз. Он полз под дуб. Там уж лёг спать. Примерный список слов для произнесения
Класс Усы Мост Сова Куст Соня Лист Мясо Слон Песок Стол Сумка Стул Киоск Квас Каска Стук Маска Сани Масло Лиса Слава Осы Стакан Косы Галстук Бусы Сосна Утрированный выдох фискируется в тетради ребенка делением слов на слоги с удлиненным произнесением каждого из них, и особенно — ударного слога. Например1: ПА'л ПА ВА Л ТА; НА БУДМАДГУ; Я ВАДВА ДАИ ВО Л ДЫ; ПОИ Л ДУ ГУЛ ЛЯТЬ Д — знак, напоминающий о проговаривают на выдохе каждого слога. Литература
1. Биезинь А. П., Бакулис И. П., Брейцис Ю. 2. Блескина М. П., Висленева М. Г. Методика логопедической pa- 3. Бондаренко Н. Д. Влияние анатомических изменений верхней и 4. Булатовская Б. Я. Организация диспансеризации детей с врож 5. Василевская 3. Ф. Коррекция речи при стоматологическом вме 6. Воронцова Т. Н. Логопедическая работа с больными открытой 7. Винарская Е. Н., Пулатов А. М. Дизартрия и ее топико-диаг- 8. Городилова В. И., Кузьмина Н. И. Устранение недостатков 9. Дмитриева В. С, Ландо Р. Л. Хирургическое лечение врожден-
10.Дубов М. Д. Врожденные расщелины неба. М., 1960. 11.Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958. 12.Захарова Н. П. Роль логопедического обучения в плане комп 1967, № 6. 13.Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте/Пер, с чешек, 14.Е в д о к и м о в А. И. Об организации лечения больных с врожден 15.Ипполитова А. Г. Логопедические приемы работы при открытой 16.Ипполитова А. Г. Приемы логопедической работы при открытой 17.Ипполитова А. Г. Логопедические занятия при ринолалии в до- 1963, вып. 2. 18.Крицкий А. В. Механизм нарушения речи больных с врожден 19.К ь я н д с к и й А. А. О дифференцировании оперативных и логопе 20.Л и м б е р г А. А. Задачи лечебной и научно-исследовательской дея 21.Мануйлов О. Е. Состояние лог-органов при врожденных расще
22.М е с с и н а В. М. Врожденные расщелины неба (этиология, клини 23.О м е л ь ч е н к о Н. А. Косноязычие и его связь с аномалиями зубо- 24.П и е т и н X. А. Использование пособий в коррекционной работе с 25.Прав дина О. В. Логопедия. М., 1969. 26.П ь я н к о в а Р. С. Логопедическая работа с детьми, имеющими 27.Репина 3. А. Нарушения письма у учащихся с дефектами арти 28.Сергеева Г. Ф. К вопросу о воспитании звуков речи детьми с 29.С е р е б р о в а Н. И. Из опыта работы с детьми — ринолаликами в. 30.С о с н и н Г. П. Роль небно-глоточной компенсации в механизме ре- 31.Таптапова С. Л. Некоторые особенности логопедических занятий 32.У р а к о в а А. И. Нервно-психические изменения у детей с врож 33.У р а к о в а А. И. Сравнительная психологическая характеристика 34.Ф р о л о в а Л. Е. Лечение расщелин верхней губы. М., 1967. 35.Фролова Л. Е. Опыт ранней диспансеризации детей с расщели 36 Фролова Л. Е. Врожденные расщелины губы и неба. М., 1973. 37.X и т р о в Ф. М. Теоретические обоснования ранних сроков урано 38.Хв атцев М. Е. Логопедия. М., 1952. 39.Ч и р к и н а Г. В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуля 40.Ч и р к и н а Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. 41.Чиркина Г. В. Проблема ринолалии в зарубежной литературе.— 42.Я к о в е н к о В. Н. Восстановление речи после операции расщели» 43.Я к о в е н к о В. Н. Методические указания по воспитанию и исправ ОГЛАВЛЕНИЕ От редактора.....................................,., 3 Глава 1. Сущность ринолалии и ее формы......... 5 Г л а в а 2. История изучения ринолалии, обусловленной расщелинами неба, 10 Г л а в а 3. Развитие лица и ротовой полости в онтогенезе и причины врожден Глава 4. Расщелины неба и их влияние на общее и речевое развитие ребенка 37 § 1. Формы расщелин... 38 § 2. Влияние врожденных расщелин неба на физическое и речевое развитие ребенка............................ 39 § 3. Характеристика речи. Психологические особенности ребенка с ринолалией... 42 § 4. Механизм процесса речевого произнесения при риноналии. 44 § 5. Возможности коррекции дефекта при ринолалии... 47 Глава 5. ' Логопедическая работа при ринолалии и профилактика речевых на § 1. Основные принципы логопедической работы при открытой ри § 2. Логопедическая работа в дооперационном периоде... 53 § 3. Особенности логопедической работы* после операции..71 § 4. Профилактика нарушений речи при врожденных дефектах, неба.................................... ,.,.,,' 75 Глава 6. Обследование детей с ринолалией......... 78 Приложения.......................,..., 86 Литература,..,,..... 93
Date: 2016-05-17; view: 435; Нарушение авторских прав |