Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дозировка материала на логопедических занятиях в подготовительном периодеКоличество упражнений, предлагаемых ребенку на каждом занятии, может быть различным. Так, на первом занятии можно ограничиться тренировкой ротового выдоха, а возможно перейти и к формированию нескольких артикулем гласных звуков. Старшим детям можно дать большее количество упражнений, но не следует спешить с выполнением всех типов упражнений на одном занятии. Нужно обязательно соблюдать описанную выше последовательность работы над артикулемами. Целесообразно не задерживаться на тщательной отработке Ia артикулем, которые вначале получаются не вполне точными. В речевом потоке каждый звук изменяет свою артикуляцию в зависимости от предшествующего и последующего звуков, поэтому артикулемы, над которыми проводится работа, приобретут окончательную четкость при тренировке в речи. Каждое занятие начинается с обязательного повторения Проследим, как проводится работа по формированию гласных и глухих согласных звуков по выпискам из протоколов занятий. Изучив с ребенком по таблице 1 все виды вдоха и выдоха, приступаем к закреплению навыка ротового выдоха и одновременно к созданию артикулем гласных звуков. Приведем наблюдение за ходом логопедических занятий. Логопед: «Ты хорбшо научился делать выдох ртом и удерживать кончик языка у нижних зубов. Теперь будем учиться при выдохе «по-разному» открывать рот. Сделай вдох ртом, а выдох широко открытым ртом, язык широкий, лежит близко к нижним зубам. Язык ничего не делает, «спит». (Проверяем ротовой выдох с помощью ватки. При таком положении губ и языка во время выдоха должен получаться шепотный звук а. •Если артикулема не точна, ее нужно исправить и закрепить повторением.) — Хорошо. А теперь я тебе покажу еще, как можно дышать ртом (показывает артикуляцию звука э)». При воспроизведении артикуляции ребенком прослеживается правильность положения языка. Далее ребенок должен выдохнуть ртом (сохраняя заданное положение губ и языка). При неточности выполнения задания логопед исправляет артикуляцию, но если после двух-трех попыток артикуляция не создается, нужно переходить к следующей, оставляя доработку неудавшейся артикуляции на последующие занятия. В таком же плане тренируется выдох с артикуляцией гласных звуков о, ы, у. Создание укладов артикуляций гласных звуков а, э, о, ы, у позволяет перейти к воспитанию звука и. Обыгрывая ситуацию, можно предложить ребенку выдыхать с улыбкой. Логопед: «Давай улыбнемся и выдохнем!» Сформированный уклад для звука и создает переход для работы над сочетанием гласных звуков с /. Логопед: «Сейчас будем делать выдох ртом при двух движениях губ. Будем от улыбки переходить к тем движениям, которые тебе уже известны». Для сочетаний гласных с / делается по два рисунка (и + а, о...) (см. таблицу 2). Все эти упражнения улучшают ротовой выдох при соответствующем положении языка, и таким обра- зом в этих упражнениях формируются артикулемы гласных звуков второго ряда. Каждый ротовой выдох контролируется движением ватки, положенной на ладонь или лист бумаги и поднесенной ко рту ребенка так, чтобы выдыхаемая им воздушная струя попадала на нее. Для малышей ватку можно окрасить в яркий цвет. Нуж-, но постоянно поддерживать эмоциональный фон занятий, проявляя заинтересованность и выражая удовольствие при удачах ребенка. Тренировка правильного ротового выдоха продолжается и при воспитании артикулем согласных звуков. Необходимо следить, чтобы ребенок заранее не слышал звук, который у него вызывается. В таблице 2 слева пишем вдох — выдох без голоса. Обращаясь к ребенку, говорим: «Ну вот, у тебя все хорошо получается. Ты уже научился выдыхать ртом, давай попробуем, умеешь ли ты выдохнуть так (показываем артикулемы звука Ф)>- Сам логопед не должен делать выдоха, так как в этом случае ребенок может услышать звук и произнести его по-своему. Логопед только объясняет устно и зарисовывает в тетрадь ребенка схему артикуляции звука ф. Логопед: «Давай подставим верхние зубы к нижней губе, как заборчик, и выдохнем через этот заборчик». Затем логопед уточняет положение органов произношения и подносит ватку для контроля и исправления ротового выдоха. Далее аналогично изучается артикуляция звуков с, ш, щ. х. Для вызывания звука с ребенку предлагается сделать ротовой выдох через оскаленные зубы. Если спонтанно артикуляция звука с при фиксации на оскале зубов не создается, нужно уточнить положение кончика языка у нижних резцов. У ребенка обычно есть тенденция к межзубной артикуляции, но ее использовать не следует. Практика показала, что воспитание звука через дефектную межзубную артикуляцию не ускоряет темпа работы, а наоборот, удлиняет его. Лучше подсказать ребенку, что при этом выдохе зубы почти смыкаются, а язык «спит за зубами»; чтобы язык не высовывался, нужно активней включать в работу нижнюю губу. Можно предложить ребенку сомкнуть зубы так, как будто он их чистит. Если на первом занятии эта артикуляция будет не вполне точной, доработка ее производится на последующих занятиях. К механической помощи нужно обращаться только в самом крайнем случае, если массаж и -дифференцированная гимнастика не принесут результата. Для вызывания звука ш можно ввести такое игровое объяснение: Логопед: «Давай сделаем во рту парусную лодку. Язык поднимем, как парус, вверх и подышим на него, чтобы лодочка могла плыть. Зубы закроем». При воспитании артикуляции звука ш обращаем внимание главным образом на положение языка, а губы располагаются сами в соответствии с положением языка в силу их мышечной взаимосвязанности. От логопеда требуется, чтобы он подсказал и закрепил позицию языка и губ, при которой у ребенка упражнение (звук ш) получается правильно. В тетради для занятий, в таблице глухих согласных звуков в графе «выдох без голоса» рисуем парусную лодочку, а рядом с ней — поднятый вверх язык. Это напоминает ребенку, что парус «делается» во рту поднятием кончика языка к небному своду. Для звука щ показываем ребенку, что язык поднимается к верхним резцам и при ротовом выдохе слышится звук, похожий на шипение масла на сковородке, когда жарят котлету. Для звука щ в нижней артикуляции даем указание прижать (спрятать) кончик языка за нижние резцы. При вызывании звука х предлагаем ребенку как бы погреть озябшие руки при открытом рте. Чаще всего этот прием обеспечивает достаточный результат. В отдельных случаях уточняем артикуляцию звука х и только в крайнем случае во время выдоха зондом отодвигаем язык кзади, нажимая на его кончик вниз. Итак, программа подготовительного периода работы обеспечивает ребенку формирование правильного ротового выдоха и усвоение ряда звуков (гласных — в шепотном произнесении и фрикативных глухих согласных звуков). Результаты работы в этом периоде наглядно фиксируются в таблицах 1 и 2. Основными особенностями этого периода работы являются: ■ 1) параллельность в работе над дыханием и артикуляцией; 2) максимальное отвлечение ребенка от слухового, контроля 3) постоянное повторение усвоенного комплекса упражнений ОСНОВНОЙ ПЕРИОД 1) Включение голоса при длительном ротовом выдохе; 2) формирование короткого ротового выдоха при реализа 3) дифференциация короткого и длительного ротового и но 4) формирование мягких звуков. Основная цель занятий этого периода та же, что и в первом периоде, т. е. формирование правильного речевого дыхания одновременно с развитием артикулем. 1-й этап. Работа по озвончению фрикативных звуков про- водится до формирования глухих взрывных звуков, так как все изученные артикулемы реализуются при одинаковом длительном ротовом выдохе. Цель 1-го этапа работы — научить ребенка включать голос при длительном ротовом выдохе. Включение голоса можно отработать на артикуляциях гласных звуков, но целесообразнее начать с озвончения согласного ф (ребенок может дифференцировать два речевых звука ф и в). Для определения участия голоса при произнесении звука в ребенку нужно проследить разницу в движении гортани при произнесении глухого звука ф и звонкого в. Для этого используется тактильно-вибрационный контроль. Указательный палец ребенка укладывается на гортань логопеда (над щитовидным лрящом), и логопед демонстрирует, что при выдохе без голоса (при звуке ф) гортань мягкая, а при включении голоса (при звуке в) гортань -напрягается и выдвигается вперед, и это напряжение удерживается в течение всего времени, пока слышен голос. Механизм этого явления в доступной форме объясняется ребенку (это напряжение вызывается тем, что голосовые склад- ■■ ки сближаются и выдвигают гортань вперед). Он должен проследить это напряжение на себе (также накладывая указательный палец) и запомнить его. На этом этапе работы в таблице 2 выделяется еще один раздел: выдох с голосом. Реализация артикулемы фиксируется соответствующей буквой. Это означает, что ребенок должен контролировать свое произношение посредством слуха. Таким образом, таблица 2 приобретает следующий вид. Вдох Выдох без голоса Выдох с голосом
рисунок рта рисунки артикулем: а) гласных звуков б) глухих согласных зву буквенное обозначение соответствующих звуков
2-й этап. На этом этапе формируется второй вид ротового выдоха: короткий ротовой выдох. Необходимо обратить внимание ребенка на мгновенность и порывистость выдыхаемой струи. Овладение этим видом выдоха проходит при формировании звуков п, б, т, д, к, г. Подготовительным уп- М,н А-—О' з—и — ы— л у\/ чч1, h1 Рис. 20. ражнением к короткому выдоху служит тренировка выдоха на артикулеме й, рисунок которой заносится в таблицу 1 после гласных 1-го и 2-го ряда. Для вызывания звука п ребенок должен подышать на сомкнутые губы так, чтобы выдыхаемая струя воздуха была порывистой, мгновенной и сдвинула ватку с ладони. В тетради занятий зарисовывается схема артикуляции (сомкнутые губы). Затем фиксируется такой же выдох, но с участием голоса для звука б (контроль за участием голоса тот же). При вызывании звука т обращается внимание на положение языка за верхними зубами и довольно плотное прижатие его к верхним альвеолам. Активный и порывистый (краткийХ выдох разрывает смычку языка с альвеолами. Далее проводится озвончение звука г в д. Звук к вызывается также через показ и описание его артикуляции. Ребенку предлагается поместить и удержать кончик языка у основания подъязычной связки, и, слегка прикрывая рот, делать ротовой выдох. Для более образного изображения этой артикуляции можно объяснить ребенку, что свой язык он должен подогнуть, как кулачок своей руки (ладонью вниз). При неудаче можно использовать общепринятую методику постановки звука к от звука т. Затем формируется звук г. Сформированные звуки постепенно дополняют таблицу 2. 3-й этап работы над согласными звуками — формирование группы соноров — л, р, н, м и аффрикат — ц, ч. Твердый звук л сложен по артикуляции. Твердость в звуке л появляется при условии достаточного подъема корня языка. Аналогичный подъем образуется при произнесении гласного звука ы, поэтому целесообразно использовать звук ы в качестве опорного при воспитании твердого звука л. Подъем кончика языка вверх и прижатие его за верхними зубами с одновременным произношением звука ы обеспечивает воспитание твердого звука л. Необходимо следить, чтобы соблюдался выдох через рот. (Направление воздушной струи следует проверять по обеим сторонам ротовой полости, так как этот звук смычно-проходной.) К моменту подготовительных упражнений для звуков ц и р у ребенка уже бывает выработан прочный навык правильного ротового выдоха, и эти звуки можно вызывать по подражанию. Для вызывания звука ц логопед сначала описывает и показывает положение языка, а затем сам произносит звук. При этом первый и второй пальцы ребенка прикладываются к углам рта логопеда, и логопед произносит несколько утрированно звук ц. Ребенок ощущает своей рукой активное отведение углов рта и порывистый, активный выдох. Этот прием почти всегда обеспечивает вызывание звука ц. Можно получить артикуляцию звука ц от звука т. Ребенок многократно произносит звук т |(г-г-г), а логопед в момент проговаривания звука т нарушает ^смычку в срединной части кончика языка, зондом отодвигая его чуть-чуть книзу. Подготовительные упражнения для звука р можно начинать довольно рано. Это зависит от того, какой путь к вызыванию этого звука логопед сочтет более целесообразным в каждом отдельном случае. Звук р можно вызывать от звука з в верхней артикуляции или от сочетания дз, проводя шариковым зондом быстро по кончику языка с его нижней стороны. В. И. Рождественская удачно использует сочетание дзын-дзын как подготовительное упражнение для звука р. Продуктивным в нашей практике оказался способ вызывания звука р от звука ц. Как только в речи ребенка появится четкий звук ц, ему предлагается тренироваться в прищелкивании и присасывании языка к небу. При успешности обучения тренируется присасывание языка к небу и удерживание его в этом положении; затем ребенок должен, не отрывая языка от неба, отодвинуть его слегка внутрь по небу и быстро произнести звук ц. При правильном ротовом выдохе этот прием приводит к образованию глухого звука р. Глухой звук р озвончается (ребенок должен произнести сочетание дз, соблюдая при этом все условия произнесения звука ц). При соблюдении указанных установок этот прием позволяет вызывать звук р без механической помощи. Звук р можно вызывать также и от звука ж или от сочетания дж. Звуки мин чаще всего бывают не нарушенными. Их можно вписать в таблицу 2, оговорив отсутствие ротового выдоха при их произнесении. Более раннее изучение звуков м и н в речи может принести вред, так как они препятствуют установлению правильного ротового выдоха, особенно на гласных, стоящих после этих звуков. Заканчивая работу над твердыми звуками, полностью заполняем таблицу 2. 4-й этап — формирование мягких звуков. К моменту вызывания мягких звуков ребенок уже должен научиться слышать все твердые звуки в своем произношении (в его тетради они записаны буквами). Задачи дальнейшей работы над мягкими звуками заранее объясняются ребенку. При отсутствии сопутствующих расстройств (тугоухость, глухота, дизартрия и т. д.) вызывание мягких звуков у детей не представляет особых трудностей. Часто они появляются спонтанно. Однако могут возникнуть и затруднения. Произнесение мягких звуков характеризуется участием в артикуляции средней части спинки языка. Кроме того, твердые и мягкие звуки часто отллчаются степенью напряженности губ. 5 Заказ 410 65 Так, при смягчении звуков нижней артикуляции активизируется (напрягается) нижняя губа, а для верхней — верхняя губа. Это явление и используется при формировании мягких звуков. Особое внимание обращается на активизацию губ (отведение углов рта). Следует обращать внимание на симметричность движений губ. Мягкие звуки получаются при достаточно полном отведении углов рта в стороны, поэтому ребенку можно продемонстрировать произнесение мягких звуков с несколько утрированным отведением углов рта. Последовательность работы при смягчении уа же, что и для твердых звуков. Отдельно остановимся на формировании артикуляции звука щ. Для -воспитания звука щ можно использовать мягкий звук с. При его произнесении производится нажатие на углы рта и механическое выдвижение губ вперед до тех пор, пока вместо звука сь не появится звук щ. Эта артикуляционная позиция закрепляется. В качестве исходной позиции можно использовать артикуляцию звука ш. Внимание ребенка фиксируется на том, что при произнесении звука ш язык уходит далеко вверх, а в данном случае нужно придвинуть язык к верхним альвеолам, губы слегка отвести в стороны и сделать выдох, как при звуке ш. Логопед может регулировать степень отведения углов рта. Работа над мягкими звуками фиксируется в таблице 3, сопоставляется артикуляция твердых и мягких звуков. Таблица 3
Вызванные звуки автоматизируются на доступном ребенку речевом материале. Во II периоде проводится активная автоматизация и дифференциация звуков. В процессе обучения правильной речи вводятся элементы обучения грамоте. Особенно важно это при дифференциации звуков и букв, так как это способствует развитию фонематического восприятия и профилактике дисграфий. Многократное повторение изучаемого материала позволяет ребенку овладеть элементами грамоты с наименьшей затратой сил. Итак, в процессе основного (II) периода работы ребенок овладевает произношением всех звуков речи. В этом периоде используются усложненные таблицы 2 и 3, определяющие последовательность усвоения и дифференциации звуков. Особенности работы в этом периоде заключаются в следующем: 1) параллельность в работе над дыханием и артикуляцией; 2) осознанный слуховой контроль ребенка за своим произно 3) введение буквенного обозначения изучаемых звуков, что 4) автоматизация и дифференциация звуков в различных 5) предупреждение дисграфий.
|