Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика речи. Психологические особенности ребенка с ринолалией





При ринолалии речь развивается с опозданием (первые слова появляются к двум годам и значительно позже) и имеет качественные особенности.

Импрессивная речь развивается относительно нормально, а экспрессивная претерпевает некоторые качественные измене­ния.

В первую очередь следует отметить крайнюю невнятность речи больных. Появляющиеся у них слова и фразы малопо­нятны для окружающих, так как формирующиеся звуки свое­образны по артикуляции и звучанию. Вследствие дефектного положения языка в полости рта согласные звуки образуются главным образом за счет изменений положения кончика языка (при незначительном участии корня языка в артикуляции) и при излишней активизации лицевых мышц.

Эти изменения положения кончика языка относительно постоянны и соотносятся с артикуляцией определенных звуков. Произношение некоторых согласных звуков представляет для больных особую трудность. Так, они не могут осуществить необходимой преграды у верхних зубов и альвеол для произне­сения звуков верхней позиции: л, т, д, ч, ш, щ, ж, р; у нижних резцов для произнесения звуков с, з, ц с одновременным рото­вым выдохом; поэтому свистящие и шипящие звуки у ринола-ликов приобретают своеобразное звучание. Звуки к, г либо от­сутствуют, либо замещаются характерным взрывом, производи­мым при соединении несращенных частиц увули или стенок глотки.

Гласные звуки произносятся при оттянутом кзади языке с выдохом воздуха через нос и характеризуются вялой губной артикуляцией.

Таким образом, гласные и согласные звуки формируются с сильным носовым оттенком. Артикуляция их зачастую значи­тельно изменена, и звуки между собой нечетко дифференциро­ваны. Для самого больного такие артикулемы служат кинемой, т. е. двигательной характеристикой определенного звука, и в его речи выполняют смыслоразличительную функцию, что и позволяет использовать их для речевого общения.

Все произносимые больным звуки на слух воспринимаются как дефектные. Общая их характеристика для слушающего — храпящие звуки с носовым оттенком. При этом глухие звуки воспринимаются как близкие к звуку х, звонкие — кг фрика­тивному; из них губные и губно-зубные — как близкие к звуку


Mt а переднеязычные — к звуку н с незначительной модифика­цией звучания.

Иногда артикулемы в речи ринолалика очень близки к нор-^е, а их произношение, несмотря на это, на слух воспринима­лся как дефектное (храпящее), так как речевое дыхание нарушено, и, кроме того, возникает излишнее напряжение лице­вых мышц, что в свою очередь влияет на артикуляцию и звуко­вой эффект.

Таким образом, звукопроизношение при ринолалии пораже­но тотально.

Самостоятельное осознание дефекта речи у больных обычно отсутствует или критичность к нему снижена. Прослушивание записи своей речи стимулирует больных к серьезным логопеди­ческим занятиям.

Таким образом, в структуре речевой деятельности при рино­лалии дефект фонетико-фонематического строя речи является ведущим звеном нарушения, причем первичным, является нару­шение фонетического оформления речи. Этот первичный дефект накладывает некоторый отпечаток на формирование лексико-грамматического строя речи, но глубокие качественные изме­нения его встречаются обычно лишь при сочетании ринолалии с другими речевыми нарушениями.

В литературе имеются указания на своеобразие формирова­ния письменной речи при ринолалии. Мы не останавливаемся отдельно на анализе причин дефектности письма при ринола­лии, однако укажем, что предлагаемая методика работы преду­преждает нарушения письма и исключает их в случаях ранней логопедической помощи (до школьного обучения).

Неполноценность речи при ринолалии сказывается на фор­мировании всех психических функций больного и в первую оче­редь — на становлении личности.

Своеобразие ее развития обусловливается неблагоприятны­ми для ринолалика условиями жизни в коллективе.

Нарушение речи как средства коммуникации затрудняет по­ложение больных в коллективе. Часто их общение с коллекти­вом односторонне, а результат общения травмирует детей. У них развивается замкнутость, застенчивость, раздражитель­ность. Деятельность их находится в более благоприятном состоянии, так как эти больные нередко интеллектуально пол­ноценны (если ринолалия проявляется в чистом виде).

Целенаправленная работа по преодолению дефекта речи способствует становлению положительных черт характера, сти­мулирует развитие высших психических функций. Кдтамнести-ческие сведения, представленные в литературе, и наши наблю­дения показывают, что большинство детей с ринолалией способно к высокой степени компенсации дефекта и реабилита­ции функций.

Итак, врожденные расщелины отрицательно влияют на фор-


мирование детского организма и развитие высших психически> функций. Больные находят своеобразные пути компенсации дефекта, в результате чего формируется неправильная взаимо­связь мышц артикуляционного аппарата. Это является причи­ной первичного расстройства — нарушения фонетического оформления речи — и выступает в структуре дефекта как веду­щее расстройство. Это расстройство влечет за собой ряд вто­ричных нарушений в речи и психическом статусе больного. Тем не менее у этой группы больных имеются большие приспособи­тельные и компенсаторные возможности для реабилитации нарушенных функций.

§ 4. МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССА РЕЧЕВОГО ПРОИЗНЕСЕНИЯ ПРИ РИНОЛАЛИИ

Ринолалия является речевым нарушением, при котором патология обусловлена нарушением верхней части перифериче­ского конца речедвигательного анализатора. Периферический конец речедвигательного анализатора, как известно, состоит из трех отделов.

/ нижний отдел — дыхательный (энергетический): бронхи, легкие, трахея и мышечные комплексы, которые приводят в движение органы дыхания (диафрагма, межреберные и брюш­ные мышцы). Эта система обеспечивает подачу потока воздуха к органам фонации, регулирует скорость воздушной струи и количество выдыхаемого воздуха, что определяет подсвязочное и надсвязочное давление или энергетический расчет при произ­несении слогов и звуков речи х. Согласно данным А. Митрино-вич-Моджеевской диафрагма находится в тесной функциональ­ной связи с мышцами глоточного кольца. Одновременно ниж­ний отдел является резонатором разговорной речи, которая возникает благодаря координации функции дыхания, фонации и артикуляции.

// средний отдел — гортань, состоящая из 9 хрящей: трех непарных (щитовидной, перстневидной, надгортанник) и трех парных (черпаловидные, санториниевы и врисбергиевы).

Все хрящи связаны между собой суставами, кроме надгор­танника, который имеет только связочное прикрепление. Суста­вы обеспечивают подвижность гортани. В полости гортани рас­полагаются истинные и ложные голосовые складки. Истинные голосовые складки передними концами прикреплены к задней поверхности щитовидного хряща в углу, образуемом его плас­тинками, а задние концы — к голосовому отростку правого и левого черпаловидных хрящей.

Параллельно истинным голосовым складкам лежат складки

1 Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958, с. 350. 44


из слизистой оболочки, которые называются ложными голосо­выми связками. Они не принимают участия в фонации. (В слу­чаях патологии, при недостаточном колебании истинных голо­совых складок или после экстирпации гортани ложные голосо­вые связки включаются в работу). Под влиянием разности дав­ления в подсвязочном и надсвязочном пространстве голосовые складки то расслабляются и расходятся, то натягиваются и сближаются, вследствие чего и образуется голос '.

При голосообразовании голосовые связки сомкнуты, напря­жены и при этом происходит выдвижение щитовидного хряща, которое хорошо прощупывается путем наложения указатель­ного пальца с наружной стороны гортани в подчелюстной об­ласти.

При физиологическом дыхании и при произнесении глухих
звуков речи голосовые складки расслаблены, разомкнуты, и
щитовидный хрящ находится в состоянии покоя, т. е. не выдви­
гается вперед. Мышцы гортани функционируют комплексно:
1) разъединяют истинные голосовые складки во время вдоха и
выдоха; 2) сближают истинные голосовые складки и обеспечи­
вают их смыкание во время фонации; 3) стабилизируют гор­
тань; 4) укрепляют голосовые складки; 5) натягивают истинные
голосовые складки; 6) укрепляют их свободный край. Иннерва­
ция гортани осуществляется с помощью ветвей блуждающего
нерва и веточек, отходящих от верхнего шейного -симпатиче­
ского узла. _.

Во время речи положение гортани постоянно меняется: она то поднимается вверх, то опускается вниз.

Гортань двигается также вперед и назад, "но эти движения очень незначительны. Движения гортани связаны с движением языка, неба и нижней челюсти.

Когда язык перемещается вперед, гортань отодвигается назад. При опускании нижней челюсти гортань также опуска­ется; при перемещении мягкого неба вверх гортань продвига­ется вперед. В области гортани происходит первоначальная генерация звука, продолжающаяся далее в щелях и затво­рах полости рта. Это обеспечивает дифференцировку звуков на гласные и согласные.

III верхний отдел — собственно артикуляторный — органы полостей глотки, рта, носа, лицевой и мимической мускулатур. Верхний отдел артикуляционного аппарата принимает участие в генерации звука щелями и затворами в полости рта, что обеспечивает тонкую дифференцировку гласных и согласных звуков. Этот же отдел образует резонаторную систему рта и глотки, составляющих вместе единый механизм ротоглоточного резонатора. Наличие двух звеньев резонирования обеспечивает в речи набор постоянных элементов (звуков) и слогообразова-

1 Имеются и другие теории голосообразования.


ние (в результате модуляций глоточной трубки). В связи с этим глоточная трубка является одновременно резонатором и слого­вым модулятором.

Полость рта образуется верхней и нижней челюстями. Она изменяется по форме и объему в зависимости от расположения языка и неба в ротовой полости. На изменение формы и объема полости рта влияет степень участия лицевых, мимических мышц, а также круговой мышцы губ. Верхняя челюсть непод­вижна. Движение нижней челюсти (вверх до смыкания с верх­ней челюстью, опускание нижней челюсти и отведение ее в стороны) имеет значение для произношения. Все эти движения осуществляются большим количеством мышц лицевой и мими­ческой мускулатуры, работающих в тесном содружестве с мыш­цами среднего и нижнего отделов речевого аппарата. Важная роль в процессе произношения принадлежит мышцам рта.

Все три отдела периферического конца речедвигательного анализатора тесно связаны между собой. В патологии (при ринолалии) эта взаимосвязь нарушается.

При врожденных расщелинах анатомические изменения от­личаются только в верхнем отделе периферического конца рече­двигательного анализатора (наличие самой расщелины, недо­развитие мышечного комплекса неба, изменения в строении челюсти и зубных рядов). Однако эти относительно немногочис­ленные анатомические изменения приводят к стойким функцио­нальным дефектам во всех трех отделах речевого аппарата и в связи с этим — к своеобразному механизму произношения звуков.

При ринолалии на периферическом конце речедвигательного анализатора формируются дефектные артикулемы, что на выс­ших уровнях управления речевым процессом (в коре мозга) фиксируется в виде дефектных кинестезии. Таким образом, центральное звено управления речеобразованием оказывается вторично нарушенным.

Согласно гипотезе Е. Н. Винарской система кинестетических сигналов составляет пространственную сетку, которая обеспе­чивает правильное направление эфферентных сигналов к соот­ветствующим мышечным группам и которая вместе с тем дина­мически изменяет направление этих сигналов в зависимости от положения мышечно-суставного аппарата в пространстве. Без кинестетической основы движение не осуществляется. При ри­нолалии в первую очередь страдает образование артикулем, в связи с чем в кору мозга поступает дефектный афферентный импульс, и кинестезия либо не создается (при отсутствии звука в произношении), либо становится дефектной (при искажении артикулемы).

Однако сложность механизма речепроизводства при рино­лалии не ограничивается причиной дефектности артикулем, обусловленной патологией строения верхнего отдела перифери-


ческого конца ^речедвнгателыюго анализатора. При ршюлалии обнаруживается\дефект функционирования всех трех систем речепроизводства: - энергетической, генераторной и резонатор-ной. Следствием этого и является та сложная симптоматика ринолалии, которая отличает это расстройство от дислалии, с одной стороны, и от риыофонии — с другой.

Мы считаем, что открытая ринолалия и ее характер опреде­ляются не анатомическим дефектом самим по себе, а, в первую очередь, вторичными (компенсаторными) нарушениями: пато­логической стабилизацией тела языка в полости рта, наруше­нием деятельности мышц мягкого неба и нарушением взаимо­действия всех мышечных групп периферического конца рече-двигательного анализатора.

В процессе логопедической работы коррекция артик>лем и постепенное введение слухового контроля приводят к формиро­ванию правильных кинестезии, что позволяет воспитать новый речевой стереотип. Большое значение при этом имеет развитие четкой обратной афферентации, что достигается кропотливой работой логопеда при формировании как артикулем, так и фо­нематического восприятия.

Date: 2016-05-17; view: 1318; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию