Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Профилактика нарушений речи при врожденных дефектах небаРебенок, родившийся с расщелиной неба, имеет очень большие предпосылки для возникновения тяжелого дефекта ринола-лии. Однако своевременные медицинские и педагогические мероприятия могут полностью или частично предупредить этот дефект. Большое значение придается также своевременному медицинскому воздействию (операционное лечение или применение обтуратора). Однако мнения врачей о сроках оперативного вмешательства часто расходятся. Поэтому по многим причинам не всегда еще есть возможность получить своевременную медицинскую помощь. Существуют некоторые педагогические средства предупреждения дефекта речи. В раннем возрасте (до года) рекомендуется укладывать ребенка в положение, стимулирующее удержание кончика языка как можно ближе к альвеолам. Это возможно при лежании на животе или на боку. В 8—10 месяцев у ребенка появляется лепет. Ребенок начинает произносить звукосочетания (агу, ц-и-и, мам-мам и т. д.). В это время он в некоторой степени начинает понимать обращенную к не.му речь. Он может показать глазками или пальчиком, например, где баба, мама, часы и т. д., или с помощью звуков показать (изобразить), как плачет девочка (а-а-а...), как храпит дедушка (х-х-х) и т. п. Именно в это время нужно начинать работу по предупреждению дефектов речи при расщелине неба. Хорошо использовать развитый у детей подражательный рефлекс— сначала при сосании, а затем в непосредственных упражнениях по развитию речевого выдоха (после года). Для это- го можно применять игры на звукоподражание, во время которых взрослые привлекают внимание ребенка к ротовому выдоху с помощью комочков ваты, окрашенных в разные цвета. В игре ребенок имитирует такие ситуации, как, например, От простых дыхательных игр-упражнений постепенно нужно^? переходить к выработке выдоха через рот с включением голо— са на артикуляции гласных и согласных звуков, вкладывая on- ^ ределенный смысл в каждый произносимый звук. Например,. попросить ребенка показать, как плачет девочка (а-а-а). При этом нужно постоянно' следить за выходом воздушной струи через рот. Язык при произнесении звука а своим кончиком должен касаться нижних резцов. Мышцы лица спокойны. Это положение соблюдается при произнесении всех гласных звуков в начальном периоде. Приведем примеры таких упражнений: Как гасят огонек?1 (ф----). Как гудит паровоз? (у). Как гудит пароход? (ы___). Какой ты большой? (о).Как шумит ветер? (в___). Как подышим зубками? (с). Как звенит кома ) (кончик языка поднят нят вверх). Как жужжит жук? (ж
вверх, как и при звуке ш). Как погреем (х-----). Правильность произношения можно контролировать поднесенным ко рту кусочком ваты или колебанием разложенных мелких кусочков папиросной бумаги, которые «пугаютсяч> ребенка при выдохе и «дрожат». Игры-упражнения следует проводить с ребенком, не надоедая ему, а постепенно приучая его к занятиям. Очень важно обратить внимание ребенка на то, что во время произношения звуков и слов рот раскрывается (у детей с расщелиной неба имеется тенденция говорить, почти не размыкая губ). Задача родителей и логопеда — помочь ребенку увидеть артикуляцию звука и слова, привлечь к ней внимание. Это будет способствовать развитию четкости произношения. При формировании развернутой речи нужно обращать внимание ребенка на ротовой выдох, слегка утрируя его в собственной речи для показа ребенку. Если в раннем возрасте не проводить профилактику речевых растройств, то к моменту операции дефект речи становится относительно стабильным, и для нормализации ее требуется значительная логопедическая работа. Выводы. При открытой ринолалии логопедическая работа необходима как после, так и до операции. Главным условием в работе является активизация здоровых отделов речевого аппарата. В основе методики — постепенное перевоспитание физиологического дыхания в речевое диафрагмальное с ротовым выдохом. При этом особое внимание обращается на правильное положение языка в полости рта. В процессе работы все звуки формируются заново, артикуляция их подготавливается строго определенными упражнениями. В системе этих упражнений главным должно быть использование физиологического взаимодействия мышц речевого аппарата. Последовательность работы над звуками определяется подготовленностью артикуляционной базы звука (с использованием опорных звуков). Эта последовательность предполагает развитие правильного речевого дыхания и моторики сначала верхнего, а затем и среднего отделов артикуляционного аппарата. При работе над правильным произношением важно соблюдать последовательность развития слухового контроля детей за собственной речью: сначала логопед максимально отвлекает ребенка от контролирования звучания; по мере автоматизации звуков включается сознательный слуховой контроль. В дооперационной работе, кроме формирования произношения, значительное внимание уделяется коррекции личности. Вся логопедическая работа должна быть максимально наглядной, а для детей и эмоциональной. Работа с больными после уранопластики определяется наличием и степенью дооперационной речевой подготовки и результатами операции. Послеоперационная работа логопеда направлена на закрепление полученных произносительных навыков в новых условиях. После уранопластики внимание больного акцентируется на слуховом контроле аа своей речью. При наличии хотя бы незначительного носового оттенка в речи послеоперационная работа должна проводиться полностью так же, как и до операции. При врожденных расщелинах возможна профилактика речевого дефекта медицинскими и педагогическими средствами. Цель педагогического предупреждения — привлечь внимание ребенка к артикуляции и с помощью специальных упражнений предупредить дефектное положение языка в ротовой полости и сформировать ротовой выдох. Литер атура 1. Городилова В. И., Кузьмина Н. И. Устранение 2. Ипполитова А. Г. Приемы логопедической работы 3. Ипполитова А. Г. Логопедические занятия при ри- 4. Пиетин X. А. Использование пособий в коррекционной 5. Прав дин а О. В. Логопедия. М., 1969. 6. Пьянкова Р. С. Логопедическая работа с детьми, 7. Сер еб ров а Н. И. Из опыта работы с детьми-ринола- ГЛАВА 6. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ Обследование детей-ринолаликов проводится комплексно логопедом и врачами различных специальностей и преследует ряд общих и частных целей и задач. Остановимся на задачах логопедического обследования. Прежде всего, необходимо представить общую картину нарушений речи, выделив основной дефект и вторичные нарушения. Известно, что ринолалия может наблюдаться в чистом виде и выступать в комбинации с другими речевыми расстройствами. В процессе обследования необходимо выяснить первичный дефект и показать его влияние на возникновение других речевых расстройств. В логопедической работе при ринолалии важно учитывать личностные особенности больных. Обследование ребенка с ринолалией должно выявить особенности его психического развития и подчеркнуть возможности развития личности. Подробное исследование симптоматики нарушения речи и других высших корковых функций обследуемого ребенка позволит правильно диагносцировать нарушение и определить потенциальные возможности развития ребенка и пути коррекции его дефекта. Обследование ребенка начинается с изучения подробного анамнеза (со слов матери). Эти сведения должны отражать семейное положение и состав семьи, уровень развития и род занятий родителей и членов семьи; отношение к ребенку в семье и в среде его товарищей; отношение ребенка к своему дефекту. В карте фиксируются следующие сведения: — возраст родителей; — от какой по счету беременности родился ребенок, чем за ли ли недоношенные беременности, преждевременные роды, чем они вызваны); — не принимались ли меры для ликвидации этой беремен — течение беременности. Отмечается самочувствие матери — роды, их характер (срочные, недоношенность, причины — состояние ребенка при рождении (закричал сразу или — раннее развитие ребенка: а) брал ли грудь матери? Как вскармливался? До какого б) когда начал держать головку? (сидеть? стоять? ходить?) в) какие заболевания были, у ребенка на первом году жиз — развитие речи. Когда у ребенка появился лепет, какова — психические особенности ребенка. Как ребенок ориенти Выявляются навыки самообслуживания: может ли себя обслужить (одеться, самостоятельно есть, не поперхивался ли в раннем детстве и как ест в настоящее время); — лечение ребенка. Выясняются сроки хирургического вме Такой подробный анамнез дает представление о характере речевого нарушения, его природе и в некоторой степени показывает возможности логопедического воздействия. J 79 Анамнестические сведения дополняются непосредственным обследованием речи ребенка. Обследование ребенка начинается с установления с ним контакта во время беседы на близкую ребенку тему. В процессе беседы ребенку задаются доступные вопросы, чтобы услышать его самостоятельную речь. Установив контакт, переходят к изучению его речевых возможностей. Все сведения фиксируются в карте обследования. 1) Строение и подвижность артикуляционно Отмечается наличие ассиметрии лица и носо-губных складок при закрытом рте и уточняется ее характер при произвольном отведении углов рта в стороны и при закрывании рта. Отмечается форма губ и их активность, наличие швов на губе. Эту часть обследования целесообразно провести вместе с врачом. Проверяется состояние зубо-челюстной системы. Одновременно осматриваются мягкое небо, небный свод, положение и форма языка, челюсти и подвижность нижней челюсти. Подвижность мягкого неба или его фрагментов (до операции) наблюдается при произнесении гласного звука а. В этот момент можно обнаружить подслизистую (субмукозную) расщелину. При субмукозной расщелине мягкое небо западает и образует характерный треугольник. Подслизистую расщелину можно обнаружить также при пальпации мягкого неба. Подвижность языка проверяется при выполнении ребенком ряда произвольных движений: высовывание языка, отведение его в стороны, подъем вверх, перемещение кончика языка за нижние резцы; проверяется умение ребенка прищелкивать языком. Фиксируется доступность и характер выполнения движений. 2) Тип и характер физиологического и рече 3) Особенности голоса ребенка. Его характер во 4) Общий характер деятельности речевого 5) Исследование звукопроизношения. следующем порядке: а, э, о, ы, у, и, я, е, е, ю, й. Фиксируем в карте обследования положение языка при произнесении каждого звука, наличие синкинезий лицевых и мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции. Далее обследуется характер артикуляции всех согласных звуков в соответствии с их расположением в таблице 2. При этом сначала отмечается произношение звука в сочетаниях типа афа, ава и т. д. (положение согласного между двумя гласными позволяет наблюдать, какие движения выполняет язык, а затем фиксируется произношение изолированных согласных звуков, чтобы лучше проследить, какие мимические и лицевые мышцы принимают участие в реализации заданной артикуляции и насколько активны в это время крылья носа). 6) Исследование развернутой речи: наличие у ■ слов или фразовой речи); умение ребенка пользоваться диалогической речью и задавать вопросы. При характеристике развернутой речи необходимо остановиться на особенностях развития лексико-грамматического строя речи и владения контекстной речью. Этот раздел обследования важен для характеристики степени общего речевого недоразвития, которое может осложнить ринолалию. Исследование развернутой речи дополняется изучением ка-- чества речи ребенка при чтении (как изменяется речь обследуемого при чтении. Отдельно отмечается техника чтения). 7) Исследование слуха. В случаях жалоб на состоя 8) Исследование состояния психических фун Результаты обследования постоянно уточняются в процессе работы с ребенком. Процесс обследования длителен и, с нашей точки зрения, непрерывен. Каждое занятие расширяет представления о ребенке и указывает на новые возможности коррекции его дефекта. Результаты обследования постоянно фиксируются в карте. В первой записи отмечаются реакции ребенка на новую обстановку и его поведение, указываются речевые возможности и подробно описывается характер речи (многоречив ли. ребенок или избегает речи, насколько выражен носовой оттенок, насколько внятна речь). Эти записи создают общее впечатление о ребенке и отражают характерные черты обследуемого. Дальнейшие записи должны отразить динамику наблюдений и динамику продвижения ребенка на логопедических занятиях. Сравнивая первичное обследование речи ребенка с его достижениями, можно судить об эффективности логопедической работы. Для примера приведем выписки из протоколов обследования 6 Заказ 410 81 детей с ринолалией в дооперационном периоде, иллюстрирующие процесс обследования звукопроизношения. Наблюдение 1. Саша И., 7 лет, со сквозной левосторонней расщелиной неба. Губа оперирована в семимесячном возрасте. Назначена уранопластика. При проверке звукопроизношения выявлено следующее: При произношении звука а язык оттянут в глубину рта; он беспокойный, средние пучки языковых продольных мышц расслаблены, кончик языка расположен на дне рта, на уровне пятого зуба. При попытке произнесения слышится приближенное к а звучание с сильной утечкой воздушной струи в нос. Звук э — носовой, с нечеткой артикуляцией. При произнесении звука о возникает повышенное напряжение губ с одновременным втягиванием крыльев носа, язык находится в положении, аналогичном для описанного выше звука а. При реализации артикулемы звучание приближается к звуку о, с сильной утечкой воздуха в нос. 4 При произнесении звука у отмечается еще большее расслабление пучков верхней продольной мышцы; кончик языка располагается на дне рта у четвертого зуба, губы вытянуты и почти сомкнуты; звучание, приближенное к норме, но с сильным носовым оттенком; сильно втягиваются крылья носа. Звука ы — нет, он замещается стоном при сжатых губах с носовым звучанием. Звук и — носовой с призвуком, который образуется при соприкосновении мышц языка с небным сводом. Звуки я, е, ё, ю по артикуляции приближены к норме, но с новым оттенком. Согласные звуки ф и в артикулируются внешне правильно, но невидимые уклады артикуляции нарушены: у языка излишне приподнят корень, при произнесении звука сильно втягиваются крылья носа, появляются складки на переносице. Произнесение этих звуков напряженное, слышится носовой оттенок. Звук с образуется за счет подъема середины корня языка с западением в расщелину по ее форме. Вследствие сильного выдоха через носовые ходы образуется характерный хрип. Желобка на языке нет, кончик его прижат ко дну рта. При звуке з положение органов артикуляции такое же, как при звуке с. На слух это произношение воспринимается как «озвученный храп», несколько напоминающий украинский звук г с носовым оттенком. При звуке ш сохраняется положение языка для артикуляции звука с, но артикуляция дополняется подъемом левой стороны края языка вверх. На слух звук воспринимается так же, как звук с. При звуке ж — та же дефектная артикуляция. При произнесении звука щ артикуляция близка к артикуляции звука с. При звуках пи б происходит сильная утечка воздушной струи в нос, отмечается большое напряжение всех лицевых мышц и губ; крылья носа втягиваются. По звучанию эти звуки приближаются к звуку м лишь с небольшим участием голоса при их произношении. Звуки х, п, б произносятся с утечкой воздуха через нос. При звуках г и д корень языка напряжен, кончик его лежит на дне рта. Отмечается повышенное напряжение во всех лицевых мышцах, что вызывает нахмуривание бровей. Звук к артикулируется правильно, но выдох производится через нос, в результате чего слышится лишь короткий носовой выдох. Звук г артикулируется аналогичным образом. На слух воспринимается как фрикативный г. При произнесении звука ц язык находится на дне рта, аналогично звуку с (см. выше), но выдох укорочен. Звук л замещается стоном, как при звуке ы. Звука р — нет; он замещается дефектным звуком л. Таким образом выявляется включение в артикуляцию всей мимической мускулатуры лица в разнообразных вариантах. Сильный носовой оттенок при произнесении всех звуков. Обследование речи Саши И. показало, что он своеобразно артикулирует все звуки, но они различаются им между собой, хотя на слух воспринимаются часто как одинаково звучащие. Обследование звукопроизношения показало, что при реализации различных артикуляций органы произношения обнаружили незначительную подвижность. Дыхание во время речи не всегда осуществляется только через нос. Следовательно, логопед в своей работе по коррекции произношения должен запланировать развитие подвижности артикуляционного аппарата и улучшение качества движений: снятие и предупреждение появления синкинезий в речи; четкую дифференциацию ротового и носового дыхания на базе диафрагмального выдоха; формирование правильных артикулем. В данном случае необходимо также значительное развитие слухового самоконтроля, так как акустическая характеристика звуков однообразна и не имеет четких противопоставлений, но воспринимается говорящим как имеющая многомерные различия. Наблюдение 2. Лида Л., 12 лет, с расщелиной твердого и мягкого неба, ученица V класса массовой школы. При обследовании выявлено следующее: Артикуляционный аппарат. Положение языка в 6* 83 покое выгнутое, расслаблены его средние и корневые мышцы. Верхняя губа малоподвижна. По заданию поднимает верхнюю губу с напряжением и одновременно сильно выдвигает вперед нижнюю челюсть. Звукопроизношение. При произнесении звука а кончик языка находится на дне рта на уровне пятого зуба, корень языка сильно приподнят. (Звучание носовое.) При звуке э — поднимает среднюю часть языка по размеру щели. (Звучание носовое.) При звуке о местоположение языка то же, но в корневой части увеличен подъем за счет его сужения, губы почти не принимают участия в артикуляции звука, звучание носовое. При звуке у сужение распространяется на весь язык, вслед--ствие чего кончик его приближается к передним зубам; губы округляются активнее, чем при звуке о, звучание носовое. При произнесении возникает попытка к еще большему подъему широкого корня языка; звучание также носовое. При звуке и ротовая щель сужается, органы произношения располагаются, как при звуке э. йотированные звуки я, е, ё, ю с сильным носовым оттенком, корневая часть языка выгнута. При произнесении звука ф язык занимает положение для звука а, при выдохе увеличивается подъем корня языка, что усиливает направление выдыхаемой струи через нос. Звучание носовое. При произнесении звука в звучание также носовое. При произнесении звука с корень языка приподнят, кончик его поднимается по направлению к верхним альвеолам, выдох через нос, звучание напоминает храп. При звуке з кончик языка расположен ближе к верхним альвеолам, корень его приподнят, на фоне носового храпа слышится призвук з. При звуке ш язык с приподнятым корнем, кончик его поднимается вверх в направлении артикуляции звука ш, но слышится только храп. При произнесении звука ж образуется звук, близкий к г фрикативному с носовым оттенком. Звук щ воспроизводится, как звук хь с храпом в нос. Звук х с носовым оттенком. При произнесении звука п сохраняется положение языка, как для звука а, губы легко смыкаются; звук п не слышен и только движение губ говорит о произнесении его. При звуке б — артикуляция, как при звуке п, но с незначительным участием голоса. При произношении звука т положение языка приближенно правильное, но выдыхаемая воздушная струя направляется в нос, и звук не образуется (например, при произнесении сочетания ата звучат только гласные). При попытке произнести звук д возникает звучание, близкое к звуку н с незначительным призвуком д. Вместо звуков к, г девочка производит легкое сокращение правой стороны увули и сопровождает его выдохом в нос. Звук ц слышится приближенно, но с сильным носовым оттенком. При попытке произнести звук ч возникает подъем кончика языка к верхним резцам, но звук получается как храп в нос. При звуке л язык лежит на дне рта с приподнятым корнем, производится легкое движение губами и возникает носовой фрикативный звук г. Звук р намечается как одноударный, но в момент обследования звука нет. Итак, обследование звукопроизношения показало, что в данном случае большинство звуков по артикуляции близко к нормальным, но звучание постоянно сопровождается носовым от--тенком. Во время речи у девочки не наблюдается существенной: патологической активности лицевой и мимической мускулатуры; движения органов артикуляции нарушены лишь в отношении их объема. В логопедической работе необходимо акцентировать внимание на правильном дыхании. Формирование арти-кулем вызывает меньше трудностей. Таким образом, речь Лиды Л. и Саши И. на слух воспринималась одинаково, но в артикулировании звуков была существенная разница. Лида Л. для многих звуков образовывала правильный уклад языка и губ (т, д, ш, ж, р, п, б, ц), но в речи у нее не было ни одного полноценного звука, так как отсутствовал ротовой выдох. У Саши Н. эти же звуки произносились с неправильным укладом языка и губ. Логопедическая работа с этими детьми проводилась по единой методике, но акцентировка внимания на отдельные виды работы была различна: в первом случае внимание было уделено и формированию артикуляционных укладов, и воспитанию правильного дыхания; во втором — на первом плане была работа над дыханием. Выводы. При ринолалии необходимо комплексное медико-педагогическое обследование, обеспечивающее анализ дефекта и позволяющее определить пути воздействия на речь ребенка. При логопедическом обследовании особое внимание уделяется строению и деятельности артикуляционного аппарата, а также характеру взаимосвязи всех трех отделов периферического конца речедвигательного анализатора. Важно внимательно изучить особенности дыхания больного. При обследовании произношения звуков следует отметить особенности артикулем звуков и характер их звучания, а также наличие синкинезий. В карте логопедического обследования должны быть показаны статика и динамика речевого развития ребенка. S Таким образом, логопедическое обследование фиксирует самые тонкие особенности проявления дефекта и прогнозирует •оптимальные пути и средства его коррекции. Литература 1. Прав дина О. В. Логопедия. М., 1969. 2. Фролова Л. Е. Опыт ранней диспансеризации детей с 3. Хватцев М. Е. Логопедия. М., 1952.
|