Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии





Принципы логопедической работы при открытой ринолалии вытекают из сущности данного нарушения и его причин.

1. В основу нашей методики положен принцип использова­
ния физиологического дыхания,
которое постепенно перевоспи­
тывается в речевое диафрагмальное с ротовым выдохом.

2. Развитие такого типа речевого дыхания проводится од­
новременно с формированием артикулем звуков речи. Такая па­
раллельность в формировании дыхания и артикулем
позволяет
уже на первых занятиях получить правильные звуки речи.

3. При ринолалии наблюдается тотальное нарушение звуко-
произношения. В связи с этим в логопедической работе необхо­
димо формировать правильное произношение всех звуков речи
заново.
Некоторые звуки в речи могут показаться правильными
по звучанию, но это впечатление обманчиво, так как общая на­
пряженность мышц артикуляционного аппарата и неправильное
положение языка не обеспечивают нормальной артикуляции.
Поэтому эти кажущиеся правильными звуки нельзя использо­
вать в логопедических занятиях.

Итак, начиная работу с ринолаликом, необходимо отказать­ся от всего, что он умеет произносить, и начать работу заново. Этот путь лучше обеспечит эффективность наших усилий.

4. Последовательность работы над звуками при ринолалии
определяется подготовленностью артикуляционной базы звуков.

Звуки речи взаимозависимы и взаимосвязаны, и потому на­личие полноценных звуков одной группы является производ­ным базисом для формирования следующей группы звуков: одни звуки являются производными для других. Артикулемы имеющихся звуков будут тем необходимым основанием, на ко­тором воспитываются новые звуки. В постановке отдельных звуков могут быть использованы разные опорные звуки.

5. Подготовка артикуляционной базы звука проводится при
помощи специальной артикуляционной гимнастики.
Эта гимна­
стика постоянно сочетается с развитием речевого дыхания ре­
бенка.

В системе упражнений по развитию артикуляционного прак-сиса главным должно быть использование физиологического взаимодействия мышечных групп речевого аппарата, т. е. их взаимосвязанности и взаимозависимости.

Следует избегать грубых артикуляционных упражнений, не являющихся основой артикуляции каких-либо звуков (высовы­вание языка, отведение высунутого языка на верхнюю губу и т. п.), так как они никак не соответствуют произвольным дви­жениям, необходимым для закрепления артикуляций отдельных звуков.

Тренируются движения, необходимые для произнесения того

4* 51


или иного звука, причем нужно следить, чтобы ребенок выпол­нял показанное движение легко, без напряжения, так как на­пряжение может иррадировать на другие группы мышц речево­го аппарата.

Дополнительные артикуляционные упражнения можно при­менять только в строго дифференцированном плане и только в необходимых случаях. Все они должны быть естественными, физиологичными и выполняться ребенком без особого напряже­ния. Чаще всего они применяются в случаях комбинированных расстройств. Так, в случаях тяжелых дизартрии, которые могут сопутствовать ринолалии, применяется массаж и механическая помощь для развития движения необходимых групп мышц, тре­нируются движения для преодоления односторонней слабости языка и т. д. Упражнения строго дифференцируются с учетом необходимости и полезности каждого из них. Итак, при прове­дении гимнастики артикуляционного аппарата следует обра­щать внимание на то, что все тренируемые движения должны служить формированию определенных артикуляционных укла­дов речевых звуков.

6. При вызывании звука первоначально внимание ребенка
направляется на его артикулему; не следует фиксировать вни­
мание ребенка на звуке с привлечением слухового контроля
для того, чтобы его старая привычная артикуляция не мешала
закреплению вновь появившегося правильного произношения.
Ребенок не должен знать заранее, над произношением какого
звука он работает.

7. Правильные речевые навыки закрепляются логопедом и
лишь частично — родителями под руководством логопеда.

На первых 10—15 занятиях контроль за формированием пра­вильных речевых навыков осуществляется только логопедом, т. е. ребенок не получает заданий на дом.

После того как артикуляции окажутся усвоенными, вводит­ся буквенное обозначение звуков: речевой материал, прорабо­танный на занятиях с логопедом, можно закреплять на само­стоятельных занятиях под контролем родителей.

После закрепления произношения отдельных звуков прово­дится их автоматизация в Словах и фразах, которые ребенок произносит под контролем логопеда.


Объем речи на занятиях постепенно расширяется, услож­няясь до контекстной речи, и окончательные речевые навыки закрепляются в форме диалога в новых для ребенка условиях.

В соответствии с изложенными принципами нами разработа­на методика обучения правильной речи больных с ринолалией в дооперационный и послеоперационный периоды. Система за­нятий, изложенная в методике, оправдала себя в практической работе. Она проста и физиологична, не утомительна для ребен­ка, значительно облегчает труд логопеда и сокращает сроки логопедических занятий.


В основу работы положены занятия по формированию пра­вильного речевого дыхания и одновременного построения пра­вильных артикулем.

§ 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДООПЕРАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ

Дооперационное логопедическое воздействие при открытой ринолалии до недавнего времени почти не применялось, о воз­можности его применения говорилось очень осторожно. Заня­тия проводились в основном с оперированными больными. При операции анатомический дефект частично или полностью устра­няется, но нужного эффекта для речи чаще всего не возникает.

Поздние сроки осуществления операции уранопластики, не­достаточная эффективность ее влияния на совершенствование речи, длительность логопедического воздействия после опера­ции и ряд других причин привели к необходимости пересмотра сроков логопедического воздействия после операции и застави­ли искать плодотворные пути логопедической работы до опера­ции.

Если исходить из того, что дефект речи при ринолалии обу­словлен не только наличием расщелины, но и неправильным положением языка в полости рта и нарушением взаимодействия мышц всего артикуляционного аппарата, то можно предполо­жить, что компенсация двух последних дефектов (неправильно­го положения языка в полости рта и нарушения взаимодействия мышц артикуляционного аппарата) возможна до операции и обеспечит предпосылки для улучшения речи.

Таким образом, еще до операции можно создать предпо­сылки для формирования правильной речи. Логопедическое воздействие в дооперационном периоде осуществляется в усло­виях наличия анатомического дефекта у больных, часто имею­щих также определенные психологические особенности.

Поэтому в работе учитываются формирование правильной речи и коррекция развития личности.

Формирование правильной речи (работа над произноше­нием) у ринолалика складывается из воспитания направленно­го ротового выдоха в сочетании с одновременным созданием полноценных артикулем речевых звуков. Процесс логопедичес­кого воздействия делится на два периода.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Основная цель занятий этого периода — формирование пра­вильного речевого дыхания параллельно с усвоением артикулем. Период можно условно разделить на два этапа: А) Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот.


Б) Формирование длительного ротового выдоха при реали­зации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков.

А. Формирование речевого дыхания. Формирование речево­го дыхания проводится на протяжении всей работы с ребен­ком. В подготовительном периоде эта работа ограничивается формированием только длительного ротового выдоха.


В основе предлагаемой системы работы — использование физиологического дыхания, образование физиологически естест­венных, ненапряженных дифференцировок речевых движений.

Наиболее продуктивным для формирования правильной ре­чи является диафрагмальное (нижнереберное) дыхание.

I э т а п. В начале обучения необходимо определить вид фи­зиологического дыхания ребенка, положив свою ладонь на бо­ковую поверхность выше его талии. Если дыхание ребенка ниж­нереберное, логопед приспосабливает свое дыхание к ритму его дыхания и начинает работу. Если же у ребенка верхнеключич­ное или грудное дыхание, следует попытаться вызвать нижне­реберное дыхание по подражанию. Для этого можно приложить ладонь ребенка к себе на бок и проверить своей ладонью его дыхание. Ребенок, ощущая при вдохе движение ребер логопеда и подражая ему, переключается на нижнеребернре дыхание.

С появлением правильного спокойного дыхания при закры­том рте можно переходить к дифференциации ротового и носо­вого дыхания. Необходимо объяснить ученику, что существуют различные виды вдоха и выдоха и их сочетания: при закрытом рте вдох и выдох происходят через нос; при открытом рте воз­можны различные сочетания вдоха и выдоха. После такого объяснения ребенку предлагается проделать конкретные дыха­тельные упражнения. Последовательность их выполнения фик­сируется рисунками в таблице 1 в тетради ребенка:

Таблица 1

 

Вдох (рисунки) Выдох (рисунки)
НОС рот нос рот нос нос рот рот

Цель этих упражнений — в процессе разучивания различ­ных видов вдоха и выдоха закрепить диафрагмальный вдох и постепенный спокойный выдох. Кроме того, эти упражнения за­кладывают основы ритма речевого дыхания с паузой после вдоха. Формирование речевой паузы при дыхании происходит спонтанно, так как ребенок задерживает выдох, обращая вни-


мание на то, как нужно осуществить выдох: через нос или рот при переходе от вдоха к выдоху. При дальнейшем обучении произношению гласных и согласных звуков эта пауза будет постепенно увеличиваться и закрепляться. А с переходом к сло­говым сочетаниям, словам и фразам она полностью нормали­зуется, что обеспечит правильное речевое дыхание.

Во время таких упражнений необходимо приучать ребенка к ощущению проходящей по слизистым оболочкам ротовой л глоточной полости направленной струи воздуха во время вдоха и выдоха.

Направление выдыхаемой через рот струи воздуха контро­лируется движением ватки, положенной на гладкую поверх­ность бумаги или ладони или поднесенной ко рту при выдохе, чтобы ребенок мог видеть направление ее движения и корри­гировать это направление в соответствии с указаниями логопе­да. Такой выдох, ни в коем случае не отождествляемый с вы­дуванием, формирует направленность полного, спокойного рото­вого выдоха.

Мы не считаем нужным проводить каких-либо специальных упражнений по развитию дыхания (сдувание ватки, надувание мягких резиновых игрушек и т. п.), часто применяемых в лого-"педической практике, так как все виды такого дыхания к речи отношения не имеют. Кроме того, эти упражнения часто выпол­няются ребенком с напряжением, которое для речи вредно, так как оно может иррадиировать на весь мышечный комплекс ре­чевого аппарата и тем самым затруднять артикуляцию.


Внимание ребенка постоянно фиксируется на направлении речевого выдоха и на положении органов артикуляции при вы­дохе.

Для организации правильного ротового выдоха необходимо изменить положение языка в полости рта.

Уже при разучивании видов вдоха и выдоха внимание ребен­ка сразу же обращается на положение органов артикуляции: при ротовом выдохе кончик языка нужно удерживать у нижних резцов, рот открывать как при позевывании. При этом корень языка должен быть опущен. Если передвижение кончика языка к нижним резцам недостаточно снижает корень языка, можно временно допустить высовывание языка между зубами или на­жать на корень языка шпателем (последний применяется в крайнем случае).

Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка полностью снимает носовой оттенок в том или ином звуке, а впоследствии и во всей речи.

Б. Развитие орального праксиса. Параллельно с работой па развитию диафрагмального дыхания проводится гимнастика артикуляционного аппарата на артикулемах гласных и соглас­ных звуков (II этап работы).

На четкость речи в большой мере влияет характер произно-


шения гласных звуков. С них и начинается специфическая гим­настика, в процессе которой тщательно прослеживается уклад органов произношения для каждого гласного звука. Особое вни­мание уделяется положению кончика языка, который на первы х п орах необход ^шо^удр.рж ивять у нижниу ррзнря при подготовке артикулем всех гласных звуков. Этот при,ем позволяет _у_вели-чить объем р отовой полости и тем самым" обеспечить возмож-жхГга для "прохождения воздушной струи через рот. Изменение положения губ при артикуляции гласных, благодаря мышечной взаимосвязанности, естественным путем приведет язык к пра­вильному положению для каждого отдельного звука. Гимнасти­ка начинается с изучения артикуляции гласных звуков. Эти артикуляционные упражнения заносятся в таблицу 1.

В подготовительном периоде главная задача состоит в орга­низации ротового выдоха, поэтому все артикуляционные упраж­нения осуществляются без включения голоса. Ребенок еще не знает, что выполняемые им упражнения являются артикулема-ми гласных звуков. В это время логопеду представляется воз­можность уточнять и улучшать уклад артикулем. Формируемые артикуляции запоминаются ринолаликом кинестетически, уста­навливаются условнорефлекторные связи между артикулемой и ее рисунком, и он начинает свободно воспроизводить шепо­том звук, ориентируясь на рисунок. Объяснения логопеда зна­комят ребенка с точным положением органов произношения, с направлением воздушной струи через рот.

При формировании артикулем следует обращать внимание на выполнение упражнений без напряжения и предупреждать появление синкинезий лицевых и мимических мышц.

При развитии орального праксиса нужно предусмотреть не­которые специфические пути воздействия, которые оказывают­ся необходимыми особенно в случаях комбиноза ринолалии с другими речевыми нарушениями.

Принцип избирательной артикуляционной гимнастики допу­скает применение дополнительных артикуляционных упражне­ний (не создающих непосредственно артикулем речевых звуков). Например, при сочетании ринолалии и дизартрии у ребенка язык при подъеме кверху резко уходит в левую сторону. Это значит, что правая сторона его мышц слабее левой. При слабо­сти мышц правой стороны языка следует проводить соответст­вующие упражнения только для укрепления и развития мышеч­ной силы правой половины языка. Для этого ребенку предла­гают языком дотронуться до зубов с левой стороны вверху и внизу, подпереть языком левую щеку, что дает нагрузку на мышцы правой стороны языка.

При слабости левой стороны языка все указанные упражне­ния проводятся с учетом нагрузки на левую сторону.

Эффективными являются упражнения с преодолением сопро­тивления. Например, при правосторонней слабости языка ре-


бенка просят высунуть язык и отвести его в левую сторону. Этому отведению логопед препятствует шпателем, чтобы увели­чить нагрузку на мышцы правой стороны языка и т. д.

Для улучшения произвольных движений языка, губ и лице­вых мышц при артикуляции нужно рассказывать ребенку, где и как он должен дать то или иное напряжение мышц и научить его «послушать» это напряжение, ощупать положение органов произношения, участвующих в данной артикуляции, запомнить это положение зрительно (пользуясь зеркалом) и кинестетичес­ки. Для более четких ощущений можно помочь ребенку меха­нически. Например, взять язык в стерильную марлевую салфет­ку и произвести нужный уклад языка.

При формировании артикуляционного праксиса необходимо учитывать мышечную взаимосвязь органов артикуляции. Для этого полезно использовать следующие приемы. Например, для формирования определенного артикуляционного уклада нужно переместить язык несколько в глубь рта. Для этого механиче­ским путем выдвигаются углы рта вперед. И наоборот, при ото­двигании углов рта в стороны язык приближается вперед.

Указанные приемы используются с обязательным привлече­нием зрительного контроля (работа перед зеркалом).

Описанный способ получения правильных артикулем дает возможность подробно объяснить ребенку видимые стороны ар­тикуляции и тем самым воздействовать на невидимые. Это по­могает ребенку ощутить и осознать движение и соответствую­щее ему напряжение той или иной группы мышц и дифферен­цировать их между собой.

Таким образом, в предлагаемой системе логопедической ра­боты используется специфическая гимнастика органов артику­ляции (тренируются только те движения, которые необходимы для произнесения речевых звуков); вместе с тем предусматри­вается ряд дополнительных упражнений, способствующих раз­витию артикуляционного праксиса. Развитие артикуляционного праксиса проводится одновременно с развитием речевого дыха­ния. Все упражнения по созданию артикуляций звуков являются одновременно обучением ротовому выдоху, т. е. служат прие­мом воспитания речевого дыхания и гимнастикой для речевого аппарата.







Date: 2016-05-17; view: 1893; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию