Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возможности коррекции дефекта при ринолалии
Коррекция дефекта при ринолалии осуществляется медицинскими и психолого-педагогическими средствами. Обычно применяются хирургические методы лечения. В случаях подслизис-тых щелей или при расщеплении только увули, когда мягкое небо и небная занавеска имеют достаточную мышечную ткань, можно обойтись без операции. Цель радикальной уранопластики— устранение расщелины неба (фиссурорафия), удлинение мягкого неба (ретротранспозиция) и сужение среднего отдела глоточного кольца (мезафарингоконстрикция). Хирургическое вмешательство необходимо в первую очередь для улучшения питания и для восстановления нормального дыхания ребенка, что имеет огромное значение для всего организма в целом. Вопрос о сроках уранопластики окончательно не решен. Большинство специалистов сходится на том, что наиболее благоприятным для оперирования является дошкольный возраст. Тогда к моменту обучения в школе с помощью логопеда у ребенка формируется правильная речь. Однако нередко в 5—6 лет уранопластика считается невозможной по уровню физического развития и соматическому состоянию ребенка с врожденной расщелиной. Операция губы (хейлопластика) более легка, и ее делают повсеместно, часто она производится в первые 2—3 дня жизни ребенка (Л. Е. Фролова). Это сразу улучшает условия развития ребенка, нормализует его внешний вид. Иногда хейлопластика производится после шести месяцев, когда ребенок стано- Ш вится более окрепшим и приспособленным к новым жизненным условиям. В логопедической практике хорошо сделанная операция (уранопластика) имеет огромное значение. Если небо достаточно опущено, нет излишнего натяжения его, имеется хорошая подвижность небной занавески и отсутствуют отверстия (свищи) по линии расщелины, то эффективность логопедической работы значительно повышается. В отдельных случаях при врожденных расщелинах дети не оперируются, а им рекомендуется пользоваться обтуратором (пластинкой, закрывающей расщелину). Из обтураторов наиболее удобным считается так называемый плавающий обтуратор, так как он не сковывает подвижности мягкого неба. Если обтуратор начинают применять до появления первых слов (в 1—2 года), то развитие активной речи протекает в более благоприятных условиях, но полностью не гарантирует предупреждение назальности. Обтуратор, поставленный в более поздние сроки, не имеет такого значения. К сожалению, длительное применение обтураторов имеет и некоторые отрицательные побочные последствия. На них происходит скопление слизи, при движении плавающий обтуратор может расширять расщелину и др. В случаях подслизистых (субмукозных) расщелин операции часто не производятся. Большая часть таких больных (до 70%) самостоятельно компенсирует свой недостаток, и речь у них развивается нормально. В 30% случаев врожденных субмукозных расщелин отмечается выраженная ринолалия. Чаще всего эти дети или соматически ослаблены или с задержкой психического развития. Они требуют особого подхода и учета их физических и психических возможностей. Мы считаем, что операция для коррекции речи в таких случаях не обязательна. Это подтверждается нашей многолетней практикой. К сожалению, даже идеально сделанная операция без логопедических занятий не создает у ринолалика нормальной речи, так как он продолжает использовать привычный стереотип артикуляционных движений. Даже если пластическая операция полностью восстанавливает целостность неба, оттянутость корня языка кзади остается, и воздушная струя выходит через нос. Умение пользоваться небной занавеской при звукопроизношении самостоятельно не формируется. Упрочилось неправильное положение органов речевого аппарата, неправильная артикуляция звуков речи с излишними движениями лицевой мускулатуры, у больного выработался свой динамический стереотип, который должен быть полностью перестроен в процессе логопедических занятий. Коррекционное воздействие на логопедических занятиях предполагает в первую очередь формирование чистоты звуча- ния речи, но э¥им оно не ограничивается. Важнейшая задача работы — коррекция развития личности детей и их социальная реабилитация. М Хейм проследил судьбу 413 носителей расщелин в возрасте 14 лет. Все они по состоянию здоровья, психическому развитию и успеваемости в школе не отличались от своих сверстников. А. М. Дубов отмечает, что среди оперированных по поводу расщелин неба имеются люди, окончившие затем с отличием институты, аспирантуру, способные работники разных специальностей. По нашим наблюдениям в клинике челюстно-лицевой хирургии Московского стоматологического института б человек до-операционных взрослых ринолаликов получили высшее и среднее образование. После операции и восстановительного обучения эти больные продолжили свое образование, кроме того, они значительно изменились в личностном плане и проявили не только профессиональную, но и общественную.активность, что раньше было для них весьма затруднительно. Но такими возможностями располагает далеко не каждый падиент. Во многих случаях логопеду приходится проводить работу по коррекции развития личности и социальной реабилитации больных с ринолалией. Итак, возможности коррекции дефекта при ринолалии определяются временем и качеством оперативного лечения, особенностями развития личности, степенью тяжести дефекта и правильным выбором методики воздействия. Выводы. Наличие врожденных небных расщелин глубоко отражается на всем развитии ребенка: это дети болезненные, соматически ослабленные, у них часто отмечается снижение слуха При ринолалии дефект речи может сопровождаться отклонениями в развитии высших психических функций. Эти больные характеризуются своеобразными особенностями развития личности и формирования деятельности. Речевой дефект ринолалика с самого рождения обусловливается рядом причин. В первую очередь обеспечение жизненно важных функций дыхания и питания приводит к специфическому положению тела языка (с чрезмерно поднятым корнем). Такое положение языка ведет к нарушению его функциональных возможностей, с одной стороны, и к дефектной компенсации нарушения — с другой (во время речи в артикуляцию вовлекаются мышцы лица, лба, возникают многообразные синкинезии). При ринолалии отмечается формирование атипичного специфического дыхания, развитие гиперназализации и дефекты артикуляции звуков. В картине речевого нарушения ведущим является дефектное звукопроизношение, вторично может страдать лексико-грам-Матический строй речи, фонематический слух, письменная речь. 4 Заказ 410 49 Коррекция дефекта осуществляется средствами медицинского, логопедического и психолого-педагогического воздействия. Литература 1. Булатовская Б. Я. Организация диспансеризации де 2. Дубов М. Д. Врожденные расщелины неба. М, 1960. 3. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958. 4. Захарова Н. П. Роль логопедического обучения в пла 5. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразви 6 ПравдинаО. В. Логопедия. М, 1969. 7. Фролова Л. Е. Врожденные расщелины губы и неба 8. Чиркина Г. В. Недостатки письма у детей с дефектамг
ГЛАВА 5. Date: 2016-05-17; view: 653; Нарушение авторских прав |