Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведущая роль государства в поддержке фундаментальных исследований





Одна из задач государственного управления в сфере инновационного развития бизнеса является создание в стране комфортной среды для осуществления исследований и развития технологий мирового уровня, привлечения к работе в России наиболее авторитетных российских и зарубежных ученых, а также предпринимателей, имеющих опыт коммерциализации научных разработок. Особое внимание государство должно уделять сфере фундаментальных научных исследований, которые в условиях постиндустриального развития становятся решающим фактором социально-экономического роста.

Фундаментальная наука является важнейшим приоритетом российского государства. Только ее энергичное развитие может обеспечить формирование в России экономики, основанной на знаниях, ускоренное социальное развитие общества и более эффективное государственное управление.

История науки насчитывает всего три модели финансирования научных исследований и разработок: личностную (финансируются исследования отдельно взятого талантливого ученого), финансирование научных организаций и грантовую (финансируются конкретные научные проекты). Первая модель финансирования была присуща Германии, Австро-Венгрии и Швейцарии в конце XIX — начале XX века Вторая модель существовала в разных формах и с вкраплениями других моделей в СССР и существует до сих пор в России, а третья распространена и сегодня в Европе и США[20].

В России главными распорядителями государственных средств на науку являются: Министерство образования и науки (и все его министерства предшественники);академии наук, имеющие государственный статус: Московский государственный университет; бюджетные фонды поддержки науки:

Главным источником финансирования служат бюджетные ассигнования, в рамках которого различаются: целевое бюджетное финансирование научных организаций, специализирующихся на фундаментальных исследованиях (академические институты, государственные научные центры, вузы) и конкурсная поддержка наиболее перспективных и важных инициативных проектов путем предоставления субсидий и грантов научным коллективам и отдельным ученым.

Проблемы формирования механизма финансового обеспечения фундаментальных научных исследований: –проблема определения оптимального соотношения между инструментами финансового обеспечения фундаментальных научных исследований, порядка их применения; – проблема выбора наиболее эффективных форм предоставления финансовых ресурсов; – проблема установления пропорции между бюджетными и внебюджетными источниками финансирования; –проблема организации качественного долгосрочного финансового планирования расходов на проведение фундаментальных научных исследований

31. Состояние науки, образования, передовой технологической базы – необходимые факторы высокой конкурентоспособности национальной экономики

Важнейшей характеристикой жизнеспособности экономи­ки в современных условиях является состояние науки, пере­довых технологий, технологической базы, определяющих в конечном счете конкурентоспособность отечественной про­дукции. В раз­витых странах Запада основу общества составляют тех­нологии высочайшего, шестого технологического уклада. В Рос­сии же научно-техническая сфера деградирует на фоне доминирования четвертого технологического уклада. Практиче­ски только в оборонном комплексе связи и банковском деле полу­чил распространение пятый уклад.

Главным фактором, обусловливающим возможность иннова­ционного прорыва России, является отечественный ВТК и обо­ронно-промышленный комплекс. Этот комплекс до сих пор остается многопрофильным, высокотехнологичным, оли­цетворением не только былого могущества, но и творческой мыс­ли народа, организаторских способностей специалистов-управленцев.

Технологическая структура основного производственного парка оборудования не соответствует перспективным по­требностям. Моральное устаревание технологической структу­ры. Усугубляет положение резкое ухудшение состояния научной составляющей ВТК. В последнее время произошло значитель­ное сокращение объемов финансирования НИОКР. Крайне низкий уровень оплаты труда (вдвое ниже среднего по России) вызвал интенсивный уход из научных и проектных орга­низаций ВТК наиболее активных и перспективных специалистов. Все это с неизбежностью ведет к снижению научно-техниче­ского и оборонного потенциалов России, ее обороноспособности и к значительным экономическим потерям.

Стратегия технологического развития России должна в корне измениться.

1. действительный экономический прогресс и успех могут быть основаны только на новых знаниях (фунда­ментальных и прикладных), новых технологиях и методах их ус­коренного освоения в производстве;


2. Забота о получении новых знаний и разработке новых тех­нологий должна стать общим делом государства и предприятий всех форм собственности;

3. Выход на международный рынок с высокотехнологичной продукцией является в перспективе гораздо более эффективным, чем все другие виды внешнеэкономической деятельности;

4. Важна защи­та высокотехнологичных отраслей страны от посягательств, нано­сящих ущерб отдельным работникам, предприятиям, организаци­ям и государству.

32. Военные технологии двойного применения – важный ресурс инновационного развития

Сегодня в России инновационная активность предприятий находится на крайне низком уровне. Лишь 5% обследованных предприятий с середины 90-х годов мог­ли позволить себе проведение научно-исследовательских работ.

В развитых зарубежных странах в последние годы значитель­но усилилось внимание к вопросам государственного регулирова­ния разработок технологий двойного назначения и организации их трансфера как из военного в гражданский сектор экономики, так и в обратном направлении.

В США с 1995 г. был принят ряд дополнительных мер. Одним из конкретных шагов было приня­тие в 1996 г. федерального закона о порядке передачи техноло­гий. Суть состояла в максимальном использовании имеющегося в стране научно­-производственного потенциала общегражданского и двойного на­значения для обеспечения потребностей Вооруженных сил, в пе­реориентации военных предприятий на выпуск других видов продукции и во всесторонней поддержке тех производств и от­раслей, которые являлись уникальными и не имели аналогов в гражданском секторе.

Усиливающиеся тенденции к интеграции процессов техноло­гического развития в военной и гражданской сферах в развитых зарубежных странах, сложившаяся экономическая ситуация в России, …, выдвигают на первый план проблему коммер­циализации технологий двойного назначения.

Трансфер технологий является основным механизмом реали­зации инновационных процессов в промышленности в рыночных условиях и, как свидетельствует зарубежный опыт, нуждается в поддержке и регулировании со стороны органов государственно­го управления как в отношении передачи технологий между сек­торами (военным и гражданским), отраслями промышленности и товаропроизводителями всех форм собственности внутри страны, так и при реализации международных (межгосударственных) на­учно-производственных инновационных проектов.

К возможным механизмам коммерциализации технологий двойного назначения и результатов научно-технической деятель­ности, полученных при выполнении государственного оборонно­го заказа, могут быть отнесены следующие:

консультативный инжиниринг, технологический инжиниринг, общий инжиниринг, комплексный инжиниринг, кооперационные соглашения с организациями на совместное выполнение работ гражданского назначения с раздельным финансированием; кооперационные соглашения с организациями, соглашения с организациями на выполнение совместных программ НИОКР, организация консорциумов и стратегических технологиче­ских альянсов, обмен специалистами между организациями и учреждениями оборонного комплекса и гражданскими предприятиями и фирмами; сдача в аренду (лизинг) лабораторно-исследовательской базы НИИ, продажа технологий и ноу-хау двойного назначения

 







Date: 2016-05-17; view: 1051; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию