Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ведущая роль государства в поддержке фундаментальных исследований
Одна из задач государственного управления в сфере инновационного развития бизнеса является создание в стране комфортной среды для осуществления исследований и развития технологий мирового уровня, привлечения к работе в России наиболее авторитетных российских и зарубежных ученых, а также предпринимателей, имеющих опыт коммерциализации научных разработок. Особое внимание государство должно уделять сфере фундаментальных научных исследований, которые в условиях постиндустриального развития становятся решающим фактором социально-экономического роста. Фундаментальная наука является важнейшим приоритетом российского государства. Только ее энергичное развитие может обеспечить формирование в России экономики, основанной на знаниях, ускоренное социальное развитие общества и более эффективное государственное управление. История науки насчитывает всего три модели финансирования научных исследований и разработок: личностную (финансируются исследования отдельно взятого талантливого ученого), финансирование научных организаций и грантовую (финансируются конкретные научные проекты). Первая модель финансирования была присуща Германии, Австро-Венгрии и Швейцарии в конце XIX — начале XX века Вторая модель существовала в разных формах и с вкраплениями других моделей в СССР и существует до сих пор в России, а третья распространена и сегодня в Европе и США[20]. В России главными распорядителями государственных средств на науку являются: Министерство образования и науки (и все его министерства предшественники);академии наук, имеющие государственный статус: Московский государственный университет; бюджетные фонды поддержки науки: Главным источником финансирования служат бюджетные ассигнования, в рамках которого различаются: целевое бюджетное финансирование научных организаций, специализирующихся на фундаментальных исследованиях (академические институты, государственные научные центры, вузы) и конкурсная поддержка наиболее перспективных и важных инициативных проектов путем предоставления субсидий и грантов научным коллективам и отдельным ученым. Проблемы формирования механизма финансового обеспечения фундаментальных научных исследований: –проблема определения оптимального соотношения между инструментами финансового обеспечения фундаментальных научных исследований, порядка их применения; – проблема выбора наиболее эффективных форм предоставления финансовых ресурсов; – проблема установления пропорции между бюджетными и внебюджетными источниками финансирования; –проблема организации качественного долгосрочного финансового планирования расходов на проведение фундаментальных научных исследований 31. Состояние науки, образования, передовой технологической базы – необходимые факторы высокой конкурентоспособности национальной экономики Важнейшей характеристикой жизнеспособности экономики в современных условиях является состояние науки, передовых технологий, технологической базы, определяющих в конечном счете конкурентоспособность отечественной продукции. В развитых странах Запада основу общества составляют технологии высочайшего, шестого технологического уклада. В России же научно-техническая сфера деградирует на фоне доминирования четвертого технологического уклада. Практически только в оборонном комплексе связи и банковском деле получил распространение пятый уклад. Главным фактором, обусловливающим возможность инновационного прорыва России, является отечественный ВТК и оборонно-промышленный комплекс. Этот комплекс до сих пор остается многопрофильным, высокотехнологичным, олицетворением не только былого могущества, но и творческой мысли народа, организаторских способностей специалистов-управленцев. Технологическая структура основного производственного парка оборудования не соответствует перспективным потребностям. Моральное устаревание технологической структуры. Усугубляет положение резкое ухудшение состояния научной составляющей ВТК. В последнее время произошло значительное сокращение объемов финансирования НИОКР. Крайне низкий уровень оплаты труда (вдвое ниже среднего по России) вызвал интенсивный уход из научных и проектных организаций ВТК наиболее активных и перспективных специалистов. Все это с неизбежностью ведет к снижению научно-технического и оборонного потенциалов России, ее обороноспособности и к значительным экономическим потерям. Стратегия технологического развития России должна в корне измениться. 1. действительный экономический прогресс и успех могут быть основаны только на новых знаниях (фундаментальных и прикладных), новых технологиях и методах их ускоренного освоения в производстве; 2. Забота о получении новых знаний и разработке новых технологий должна стать общим делом государства и предприятий всех форм собственности; 3. Выход на международный рынок с высокотехнологичной продукцией является в перспективе гораздо более эффективным, чем все другие виды внешнеэкономической деятельности; 4. Важна защита высокотехнологичных отраслей страны от посягательств, наносящих ущерб отдельным работникам, предприятиям, организациям и государству. 32. Военные технологии двойного применения – важный ресурс инновационного развития Сегодня в России инновационная активность предприятий находится на крайне низком уровне. Лишь 5% обследованных предприятий с середины 90-х годов могли позволить себе проведение научно-исследовательских работ. В развитых зарубежных странах в последние годы значительно усилилось внимание к вопросам государственного регулирования разработок технологий двойного назначения и организации их трансфера как из военного в гражданский сектор экономики, так и в обратном направлении. В США с 1995 г. был принят ряд дополнительных мер. Одним из конкретных шагов было принятие в 1996 г. федерального закона о порядке передачи технологий. Суть состояла в максимальном использовании имеющегося в стране научно-производственного потенциала общегражданского и двойного назначения для обеспечения потребностей Вооруженных сил, в переориентации военных предприятий на выпуск других видов продукции и во всесторонней поддержке тех производств и отраслей, которые являлись уникальными и не имели аналогов в гражданском секторе. Усиливающиеся тенденции к интеграции процессов технологического развития в военной и гражданской сферах в развитых зарубежных странах, сложившаяся экономическая ситуация в России, …, выдвигают на первый план проблему коммерциализации технологий двойного назначения. Трансфер технологий является основным механизмом реализации инновационных процессов в промышленности в рыночных условиях и, как свидетельствует зарубежный опыт, нуждается в поддержке и регулировании со стороны органов государственного управления как в отношении передачи технологий между секторами (военным и гражданским), отраслями промышленности и товаропроизводителями всех форм собственности внутри страны, так и при реализации международных (межгосударственных) научно-производственных инновационных проектов. К возможным механизмам коммерциализации технологий двойного назначения и результатов научно-технической деятельности, полученных при выполнении государственного оборонного заказа, могут быть отнесены следующие: консультативный инжиниринг, технологический инжиниринг, общий инжиниринг, комплексный инжиниринг, кооперационные соглашения с организациями на совместное выполнение работ гражданского назначения с раздельным финансированием; кооперационные соглашения с организациями, соглашения с организациями на выполнение совместных программ НИОКР, организация консорциумов и стратегических технологических альянсов, обмен специалистами между организациями и учреждениями оборонного комплекса и гражданскими предприятиями и фирмами; сдача в аренду (лизинг) лабораторно-исследовательской базы НИИ, продажа технологий и ноу-хау двойного назначения
Date: 2016-05-17; view: 1051; Нарушение авторских прав |