Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выработка и реализация жесткой государственной инновационной политики- необходимый фактор успешного развития РФ
Государственная инновационная политика – это совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Наибольшее влияние на инновационные отношения, прежде всего, оказывает экономическая политика государства в инновационной сфере, его инновационная политика. Она включает три этапа: 1) разработку научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности – осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала; 2) определение основных направлений государственной поддержки инноваций; 3) осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности. Прямые методы регулирования инновационных отношений государством состоят в непосредственном участии госинститутов в качестве субъектов различного рода сделок на особом «государственном» рынке. Государственный рынок инноваций рассматривается как экономический механизм, опосредующий отношения между государством, выступающим преимущественно в роли заказчика, фирмами и предприятиями, являющимися инновационными подрядчиками. Такие методы предполагают регулирование инновационных отношений преимущественно в административной и целевой формах. Первая означает прямое дотационное финансирование, осуществляемое всоответствии со специальными законами, принимаемыми для содействия инновациям. В силу ограниченности средств государственного бюджета при этом неизбежны жесткая избирательность поддержки инновационных проектов, жесткая конкуренция между организациями за получение необходимых средств. Результатом такого соперничества является, как правило, относительно рациональный выбор приоритетных инновационных идей. Поддержание динамичной конкуренции на государственном рынке инновационных идей достигается путем создания экспертной системы отбора проектов. Системная организация инновационной деятельности предполагает решение задач 5 уровней: 1.выработка национальной инновационной доктрины; 2.формирование общей инновационной политики и ее национальных составляющих; 3.разработка и принятие нормативно-правовых документов, обеспечивающих идентичные условиях для организации инновационной деятельности как в регионе, муниципальном образовании, так и на конкретном предприятии; 4.разработка совокупности программ, позволяющих форсировать инновационную деятельность по направлениям, отвечающим приоритетам региона, муниципального образования и предприятия; 4.разработка и реализация бизнес-процессов инновационной деятельности на уровне предприятия. Оптимальная организация работы на всех уровнях предполагает необходимость делигирования части вопросов местными властями и руководству предприятий на основе принципов обеспечения равных прав и равной защиты интересов субъектов инновационной деятельности, входящих в общее инновационное пространство, при равной ответственности за реализацию совместных инновационных программ. Таким образом, государственная инновационная политика представляет собой сознательную деятельность государства по созданию рамочных условий инновационной деятельности для субъектов рыночной экономики. Инновационная политика в период хозяйственных реформ и различного рода экстремальных ситуаций должна быть активной, более жесткой и определенной.
16. Важность обоснованного выбора приоритетов инновационного развития – как фактор успешного экономического развития. Потребность в инновационо-инвестиционном обновлении устаревших, неконкурентоспособных основных фондов и продукции во много раз превышает ресурсы, которые государство и бизнес могут выделить на эти цели. Осуществить инновационное обновление на прежней технологической базе практически невозможно. Выход в том, чтобы осуществлять инновационное обновление на принципиально новой, ресурсосберегающей основе прежде всего тех отраслей и производств, где может быть обеспечена конкурентоспособность, расширение продаж на рынке, с тем чтобы использовать полученные дополнительные доходы для расширения фронта прорыва, модернизации отстающих отраслей и производств. Для этого нужны обоснованно выбранные инновационные приоритеты, рассчитанные на 15— 20 лет и периодически корректируемые. При выборе системы приоритетов инновационно-технологического развития России на перспективу необходимо исходить из основных критериев: 1) технологическогоуровня получаемых на основе инноваций и инвестиций товаров (услуг) и технологий, их принципиальной новизны и вытекающей из этого перспективной конкурентоспособности, соответствия последним поколениям пятого и первым поколениям шестого технологических укладов; 2) технологическихпотребностей экономики России в перспективном периоде, возможностей освоить инновационной продукцией рыночные ниши на внутреннем и внешнем рынках, соответствие требованиям ускорения экономического роста, воспроизводства и улучшения человеческого капитала, экологического оздоровления; 3) наличиязаделов для инновационного прорыва, освоения базисных инноваций — результатов фундаментальных научных исследований, крупных отечественных изобретений, конверсионных технологий двойного назначения, научных и конструкторских школ мирового уровня, возможности обеспечения финансовыми ресурсами; 4) социально-экономическойиинойэффективности инновационых программ и проектов, отвечающих приведенным выше трем критериям, перспективного объема реализации, массы и нормы прибыли, срока окупаемости для коммерческих инновационных проектов. Указанные критерии следует использовать при определении приоритетных направлений развития науки, технологии и техники РФ и перечня критических технологий РФ. Приоритетные направления и критические технологии федерального уровня должны отвечать указанным критериям и носить конкретный и комплексный характер, обеспечивая расширение фронта инновационного прорыва. Включение в перечень гарантирует государственную поддержку инновациям в той или иной форме. Перечни приоритетных направлений и критических технологий пересматриваются и уточняются каждые 4—5 лет. Инновационно-технологические приоритеты могут конкретизироваться в федеральных округах и субъектах Российской Федерации с учетом их специфики. На перспективу до 2030 г., исходя из структуры современного научно-технологического переворота, прогнозных технологических потребностей российской экономики, необходимо сконцентрировать ресурсы на следующей системе инновационно-технологических приоритетов: 1) междисциплинарные фундаментальные исследования и долгосрочные прогнозы; 2) биотехнология и биомедицина; 3) новейшие нанотехнологические и информационные технологии и системы; 4) энергосберегающие технологии и возобновляемые энергоресурсы; 5) принципиально новые материалы; 6) системы машин и технологий новых поколений; 7) новые поколения авиакосмических технологий, средств транспорта и связи 8) новые поколения оборонно-технических систем, средств безопасности и борьбы против терроризма. Прогнозирование и планирование инноваций Инновации и инновационная деятельность традиционно представляются как направление научно-технического прогресса (высокотехнологичной его составляющей) и как процесс, связанный с внедрением результатов научных исследований и разработок в практику. Планирование инноваций — это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей инновационного развития организации и подготовку решений, необходимых для их безусловного достижения. Функции планирования инноваций: 1) Целевая ориентация всех участников. 2) Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. 3) Координация деятельности всех участников инноваций. 4) Подготовка управленческих решений. (При их подготовке проводится глубокий анализ проблем, выполняются прогнозы, исследуются все альтернативы и производится экономическое обоснование наиболее рационального решения). 5) Создание объективной базы для эффективного контроля. 6) Информационное обеспечение участников инновационного процесса. 7) Мотивация участников. 2. Планирование инноваций предполагает выполнение следующих принципов: а) приоритетность — в план необходимо включать самые важные и перспективные направления инноваций, предусмотренные в прогнозе, реализация которых обеспечивает организации значительные экономические и социальные выгоды не только в краткосрочном, но и среднесрочном и долгосрочном периодах; б) непрерывность планирования — закономерность и последовательность разработки краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов инновационного развития; в) сквозное планирование — это планирование всех этапов цикла «наука-производство»: НИОКР, технологическая подготовка производства, выпуск новой продукции и ее жизненного цикла (однако данный принцип применяют вкрупных корпорациях, которые располагают значительными внутренними инвестициями); г) комплексность планирования — тесная взаимосвязь инновационного плана с разделами плана экономического и социального развития организации, производственной программой, инвестиционным планом, кадровой политикой организации, финансовым планом; д) экономическая обоснованность и обеспеченность ресурсам и — включение в план только экономически выгодных мероприятий, обеспеченных необходимыми ресурсами, т.е. бизнес-план инноваций организации. Прогнозирование инноваций — нахождение наиболее вероятных и перспективных путей развития в технической области. Прогнозирование инноваций дает возможность заглянуть в будущее и увидеть, какие наиболее вероятные изменения могут произойти в области применяемой техники и технологии, а также в выпускаемой продукции и как это скажется на конкурентоспособности организации. Прогнозирование инноваций включает реализацию трех основных этапов: а) установление объекта прогноза; б) выбор метода прогнозирования (например, метод экстраполяции, методы экспертных оценок, методы моделирования и др.); в) разработка самого прогноза и его вероятностная оценка. Комплексный прогноз предполагает: а) комплексный анализ НТП, анализ мировых тенденций развития науки и техники, анализ динамики, структуры и использования научного и образовательного потенциала страны; б) разработку предложений по основным направлениям структурной и научно-технической политики и обоснование предпосылок для ускорения НТП в избранных направлениях; в) разработку рекомендаций по формированию научно-технических программ, обоснование значимости решения научно-технических проблем, затрат, ожидаемого социально-экономического эффекта и рекомендации по материальному и организационному обеспечению научно-технических программ. Если представить НТП через последовательно развивающиеся во времени стадии – фундаментальные, прикладные исследования; конструкторские, проектные и организационные разработки; производство и эксплуатация, то задачи прогноза и выбор методов прогнозирования определяются спецификой каждой стадии. В мировой практике в процессе разработки прогнозов развития науки и техники применяются как интуитивные, так и формализованные методы. Date: 2016-05-17; view: 481; Нарушение авторских прав |