Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Необходимость долгосрочной инновационной стратегии государства
Необходимость разработки и реализации долгосрочной инновационной стратегии обусловлена тем, что только на ее основе можно осуществить инновационное обновление критически устаревших основных фондов и выпускаемой продукции, повысить конкурентоспособность отечественных товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках, осуществить переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов, обеспечить высокие темпы экономического роста и социального развития. Инновационная стратегия играет ключевую роль в решении основных задач перспективной социальной, экономической, инвестиционной, экологической и внешнеэкономической политики российского государства, в создании национальной инновационной системы. Долгосрочная стратегия позволяет сконцентрировать ресурсы государства и предпринимателей на ключевых направлениях инновационного прорыва. 22. Стимулирование науки и изобретательства – первоисточники инновационно-технологического развития. Необходимость государственного стимулирования и регулирования инновационной деятельности,, является приоритетным для осуществления стратегии инновационного прорыва в современной ситуации в России, однако фактически он не может быть реализован по ряду причин. Во-первых, отсутствуют четко сформулированные и законодательно закрепленные национальные цели развития Российской Федерации, в частности, в оборонно-промышленной и научнотехнической сферах..Во-вторых, как на законодательном уровне, так и на уровне правоохранительной деятельности более основательной проработки требуют вопросы регулирования прав на объекты интеллектуальной собственности в этом комплексе. Таким образом, можно констатировать, что инновационная деятельность в России в настоящее время осуществляется в условиях, которые характеризуются: • отсутствием сформулированных национальных целей и механизмов их достижения, законодательно определенных в расчете на ближне- и среднесрочный периоды и на долгосрочную перспективу; • деятельностью государственных структур, подчиненной первоочередным задачам макроэкономической стабилизации, результаты которой не всегда соответствуют, а часто входят в противоречие с общедекларируемыми целями поддержки инновационной деятельности и технологического развития; • отсутствием четко сформулированной на политическом уровне потребности в осуществлении государственной поддержки инновационной деятельности как средства обеспечения интересов национальной безопасности, экономической стабилизации и развития России. Ключевыми направлениями в этой области являются: • совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности; • обеспечение эффективного функционирования национальной инновационной системы; совершенствование механизмов государственного содействия в реализации инновационных проектов. Государственное регулирование инновационного процесса включает несколько составляющих, основными из которых являются: • прямое государственное стимулирование НИОКР, распределение государственных ресурсов (заказов, грантов, кредитов) между различными сферами научных исследований и разработок в зависимости от структуры государственных научных приоритетов, выполнение исследований и разработок в государственных научных центрах; • косвенное государственное стимулирование науки и освоения ее достижений в государственном и частном секторах хозяйства с помощью налоговой, амортизационной, антимонопольной, патентной, внешнеторговой политики и особенно путем поддержки малого бизнеса; • формирование благоприятного инновационного климата в экономике и инфраструктуры обеспечения исследований и разработок, включая национальные службы научно-технической информации, патентования и лицензирования, стандартизации и т.д. Комплекс мероприятий государственной поддержки и регулирования инновационной деятельности должен включать систему мотивационных мер, стимулирующих инновационное предпринимательство и создающих среду, благоприятную для инновационной деятельности предприятий и других субъектов, а именно: • подготовку проектов нормативно-правовых документов, обеспечивающих реализацию решений высших органов государственного управления по переходу к инновационному пути развития страны; • создание и развитие адаптивной к изменяющимся условиям сети руководящих, координирующих, инвестирующих, информационных и посреднических органов и соответствующей инфраструктуры, обеспечивающих реализацию стратегии инновационного прорыва; • решение вопроса о приоритетах, формах и объемах прямого или косвенного финансового стимулирования инновационной деятельности (прямые инвестиции, кредиты, налоговые, амортизационные и другие льготы); • создание системы информационного обеспечения, включающей банки данных правовой, административной, технологической, лицензионной и маркетинговой информации, и предоставление комплекса услуг, обеспечивающего доступность информации предприятиям и частным лицам, участвующим в инновационном процессе; ликвидацию правовой, финансовой, информационной и административной безграмотности управленческого персонала и начинающих участников инновационного бизнеса, а также проведение соответствующих разъяснительных кампаний в средствах массовой информации.
25. Роль предпринимательства в эффективном инновац. Развитии. Оценивая инновационный потенциал предпринимателей любой формы собственности, нужно четко разграничивать: • стимулы, побуждающие предпринимателей становиться на рисковый путь инноваций; • возможности для предпринимателей осуществлять инновации; • ограничения, которые сдерживают инновационную деятельность предпринимателей. Обычно связывают стимулы предпринимателей к инновациям с их жаждой увеличения прибыли за счет продажи на рынке более качественной, конкурентоспособной или принципиально новой продукции либо применения более эффективной новой или модифицированной технологии. Это так, но это лишь полуправда. Удачные инновации действительно приносят прибыль и даже сверхприбыль (инновационную квазиренту). Но на пути к этой дополнительной прибыли или сверхприбыли лежит инновационный порог, который далеко не всем удается переступить: повышенные затраты периода освоения новой продукции и технологии. Однако есть сила, которая вынуждает предпринимателя все- таки идти на инновационный риск. Это сила рыночной конкуренции Однако для того чтобы заняться инновационным проектом, предприниматель должен иметь возможности это необходимо наличие изобретения, прошедшего экспертизу или опытную эксплуатацию, как самое минимальное —инновационную идею, пригодную для технологического применения. предприниматель должен иметь ресурсы для осуществления инновации., возможности инноваций определяются личностью предпринимателя, его склонностью идти на риск, уровнем его квалификации и стратегического мышления. Какие ограничения встречаются на пути предпринимателей к инновации? Это ресурсные ограничения: далеко не каждый предприниматель имеет собственные ресурсы и возможность привлечь внешние источники для осуществления крупных инноваций. Это фактор времени. Важным фактором инновационного риска является непрерывность научно-технической и изобретательской деятельности, появление время от времени более эффективных продуктов и технологий. Следует также учитывать монополистические ограничения на пути инноваций. Монополии и ТНК, вложившие немалые средства в освоение и распространение ныне преобладающих на рынке технических систем, могут препятствовать. ограничением базисной инновации служит ее межотраслевой характер, когда для появления новой сложной технической системы требуется скоординированное взаимодействие десятков разных предприятий, принадлежащих разным отраслям и собственникам. Наладить такое взаимодействие без государственной поддержки нередко оказывается затруднительным.
21. Инновационное обновление используемых технологий – как основа развития экономики.
Потребность в инновационо-инвестиционном обновлении устаревших, неконкурентоспособных основных фондов и продукции во много раз превышает ресурсы, которые государство и бизнес могут выделить на эти цели. Осуществить инновационное обновление на прежней технологической базе практически невозможно. Выход в том, чтобы осуществлять инновационное обновление на принципиально новой, ресурсосберегающей основе прежде всего тех отраслей и производств, где может быть обеспечена конкурентоспособность, расширение продаж на рынке, с тем чтобы использовать полученные дополнительные доходы для расширения фронта прорыва, модернизации отстающих отраслей и производств. Для этого нужны обоснованно выбранные инновационные приоритеты, рассчитанные на 15— 20 лет и периодически корректируемые. Критерии выбора инновационных приоритетов При выборе системы приоритетов инновационно-технологического развития России на перспективу необходимо исходить из основных критериев: • технологического уровня получаемых на основе инноваций и инвестиций товаров (услуг) и технологий, их принципиальной новизны и вытекающей из этого перспективной конкурентоспособности, соответствия последним поколениям пятого и первым поколениям шестого технологических укладов; • технологических потребностей экономики России в перспективном периоде, возможностей освоить инновационной продукцией рыночные ниши на внутреннем и внешнем рынках, соответствие требованиям ускорения экономического роста, воспроизводства и улучшения человеческого капитала, экологического оздоровления; • наличия заделов для инновационного прорыва, освоения базисных инноваций — результатов фундаментальных научных исследований, крупных отечественных изобретений, конверсионных технологий двойного назначения, научных и конструкторских школ мирового уровня, возможности обеспечения финансовыми ресурсами; • социально-экономической и иной эффективности инновационных программ и проектов, отвечающих приведенным выше трем критериям, перспективного объема реализации, массы и нормы прибыли, срока окупаемости для коммерческих инновационных проектов, а также величины иного полезного эффекта (социального, экологического, оборонного, управленческого) для инноваций в нерыночном секторе. На перспективу до 2030 г., исходя из структуры современного научно-технологического переворота, прогнозных технологических потребностей российской экономики, имеющегося задела и оценок эффективности, необходимо сконцентрировать ресурсы на следующей системе инновационно-технологических приоритетов: • междисциплинарные фундаментальные исследования и долгосрочные прогнозы, (человек и общество XXI в., формирование новой научной парадигмы; фундаментальные основы шестого технологического уклада и постиндустриального технологического способа производства; становление ноосферы и устойчивое развитие; долгосрочные прогнозы социально-экономического, научно-технического, инновационного и экологического развития мира и России); • биотехнология и биомедицина (создание новых поколений лекарственных препаратов и пищевых добавок, сельскохозяйственных растений и животных, биотехнологических средств их защиты; извлечение полезных компонентов из руд биотехнологическими методами; использование биотехнологических методов в экологических целях); • новейшие нанотехнологические и информационные технологии и системы (нанотехнологии, фотоника, оптоинформатика; программирование и моделирование; национальные информационные системы в области медицины, науки, образования, культуры, экологии); • энергосберегающие технологии и возобновляемые энергоресурсы (принципиально новые генераторы энергии и средства ее передачи, водородная и гелиоэнергетика; возобновляемые энергоресурсы; энергосбережение); • принципиально новые материалы (композиты и пластмассы новых поколений; керамика; катализаторы; сверхтвердые и интеллектуальные материалы); • системы машин и технологий новых поколений (КАЛС технологии; робототехнические комплексы; гибкие производственные системы; лазерные, плазменные, мембранные технологии); • новые поколения авиакосмических технологий, средств транспорта и связи (новые поколения космических и летательных аппаратов, систем связи, железнодорожного, водного, автомобильного транспорта, струнные транспортные сети); • новые поколения оборонно-технических систем, средств безопасности и борьбы против терроризма (новые поколения вооружений, принципиально новые технологии двойного назначения и т. п.). На перспективу до 2030 г. такими нишами являются: производство высококачественного, экологически чистого продовольствия, возрождение легкой промышленности и поддержка импортозамещения, восстановление отечественного производства медикаментов и лекарственных средств, опережающее развитие производства на инновационной основе инвестиционного оборудования, прорыв в области энергетики, ускоренное развитие производства и экспорта высокотехнологичных товаров и услуг, а также вооружений, модернизация транспорта
23. Инвестиции- как основа освоения и распространения инноваций Инвестиции — долгосрочные вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляют коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования, приобретая землю, средства производства, нематериальные и другие активы. Финансовые инвестиции — это покупка субъектами хозяйствования и частными лицами ценных бумаг различных эмитентов. Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом. В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию или услугу, имеющую высокую степень новизны. В рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к открытию и захвату новых рынков. Инвестиционная деятельность по обеспечению инновационного развития является одной из форм реальных инвестиций. Инвестиционно-инновационной деятельность осуществляется на основе бизнес-плана. Это своеобразная реакция предприятия на требования рынка, и осуществляется эта деятельность не только в производственной сфере, но и в сфере услуг.
24. Роль государства в эффективном инновационном развитии Роль государства в формировании инновационной среды очень велика, это выражается через функции, которые оно выполняет: аккумулирование средств на научные исследования и инновации, координация инновационной деятельности: государство определяет общие стратегические ориентиры инновационных процессов и для их достижения содействует кооперации и взаимодействию различных институтов. Активная роль государства в инновационной сфере обусловлена критически высоким значением новых технологий для поддержания национальной безопасности и конкурентоспособности страны на мировой арене. Построение инновационной экономики должно сопровождаться долгосрочной кадровой политикой. Инновационная экономика - это прежде всего экономика знаний, подготовка специалистов, обладающих высокой квалификацией. Склонность к инновационной деятельности представляет собой одну из характерных черт развития человеческого капитала. В тоже время, если человеческий капитал носит пассивный характер, в силу того, что человек в процессе своей трудовой деятельности может его применять или нет, то склонность к инновациям представляется активной характеристикой. Таким образом, одним из немаловажных факторов влияющим на благосостояние населения страны являются инновации. Имея целью, повышение благосостояния населения государство проводит политику, нацеленную на внедрение и развитие инноваций. Инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит обеспечить структурную перестройку экономики и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Она призвана обеспечить увеличение ВВП за счет освоения новых производств. 29.Роль международной интеграции и глобализации для развития российских научных школ Интеграция представляет собой реальную возможность обеспечить мирное сосуществование гоcударств, что может быть достигнуто посредством таких мер, как расширение торговли, свободное перемещение людей, развитие культурного обмена, активное проведение полит. консультаций и т. п. В современных м/н отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества гос-в и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Глобализация — это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств. Основные причины глобализации: переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям; переход от централизации экономики к ее децентрализации; переход от национальной экономики к мировой. Объективным контекстом изменений, происходящих в сфере образования в России, являются процессы мирового масштаба - глобализационные. В области образования процесс глобализации проявляется в формировании единого интегрированного международного образовательного пространства, что способствует свободному движению интеллектуальных ресурсов, созданию совместных международных учебных программ и проектов, возникновению интегративных диалоговых процессов в научной школе. Результатом изменившихся условий в сфере образования можно считать высокую конкуренцию отдельных вузов за лидирующие позиции в качестве образования, стремление к экономической эффективности и статусной рентабельности, переориентация институтов образования на потребителя. В этих условиях появляется необходимость поиска источников финансирования. Практики-управленцы в образовательной сфере делают вывод о том, что, чем больше существует источников финансирования, тем более устойчивым будет положение вуза в ситуации стремительно меняющейся внешней среды. Стабильное состояние вузов в период кризисной экономики поддерживает стабильность и благосостояние всего государства, так как именно вузы являются залогом обеспечения социального и экономического порядка, призваны обеспечить экономику страны качественно подготовленными специалистами, реально необходимыми хозяйствующим субъектам. У российского общества существует большой потенциал развития, который заключается в инновационном характере изменений в такой значимой области, как образование, способное при разумном управлении стать инструментом формирования нового порядка, каналом обеспечения социальной и экономической стабильности. 26. Механизмы реализации эффективного инновационного развития
Выработка эффективного механизма реализации стратегии инновационного прорыва, который включает следующие основные элементы. Смотреть РИСУНОК 3.3 1.1. Долгосрочные и сверхдолгосрочные прогнозы социально-экономического, научно-технического и инновационно-технологического развития, учитывающие циклично-генетические закономерности, периодическую смену технологического и экономических способов производства, преобладающих технологических и экономических укладов, поколений техники (технологий), основанные на теории предвидения Н. Д. Кондратьева теории социальной и культурной динамики Питирима Сорокина, развитые современными российскими учеными [и представленные в разработанных Международным фондом Н. Д. Кондратьева методических рекомендациях по прогнозированию смены технологических укладов и поколений техники. Необходимо сочетание сверхдолгосрочных (до полувека), долгосрочных (на 20—30 лет) и среднесрочных (до 10 лет) прогнозов, взаимно увязывающих цикличную динамику различных элементов общества, оценивающих сроки и характер предстоящих эпохальных и базисных инноваций в мире и в России. 1.2. Выработка на высшем государственном уровне долгосрочной инновационной политики и стратегии, ориентированных на технологический прорыв, на переход к инновационному пути развития страны. 1.3. Обоснованный выбор стратегических приоритетов инновационного прорыва. В стране после глубокого, затяжного кризиса нет достаточных ресурсов для реализации стратегии прорыва по всему научно-технологическому фронту. Нужно сконцентрировать ресурсы на сравнительно узких направлениях стратегического прорыва, чтобы повернуть траекторию динамики экономики на инновационный путь. Однако среди утвержденных приоритетов и критических технологий немало расплывчатых наименований, представляющих слишком широкое поле исследований и инноваций разных технологических уровней. 1.4. Определение перспективных инновационно-рыночных ниш, где технологический прорыв может дать наибольший эффект, исходя из потребностей экономического, социального, экологического развития страны и ее места в глобальном пространстве. 1.5. Формирование эффективной системы реализации избранных приоритетов на основе: • разрабатываемых на альтернативной конкурсной основе коллективами ученых долгосрочного (на 20—30 лет) научно-технического и инновационно-инвестиционного прогноза как по мировому технологическому пространству, так и по России и СНГ. • стратегических планов в области науки и инноваций на долгосрочную и среднесрочную перспективу как составную часть концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу и программы социальноэкономического развития на среднесрочную перспективу. • национальных инновационных программ по нескольким ключевым направлениям технологического прорыва (например, по водородной энергетике, нанотехнологиям, информатике); • целевых программ научно-технического и инновационного характера по важнейшим критическим технологиям. важнейших инновационных проектов государственного (межгосударственного) значения, реализующих отдельные звенья критических технологий. 1.6. Приоритетное и полное ресурсное обеспечение реализации избранных приоритетов на многоканальной основе: • бюджетного финансирования разработки прогнозов, стратегических планов, наукоемких и целевых программ и важнейших инновационных проектов, а также инновационных программ и проектов в непроизводственной сфере и пионерного освоения базисных инноваций в производственной сфере (с последующим распространением их в предпринимательском секторе). • предоставления налоговых и таможенных преференций инновационным программам и проектам, направленным на реализацию избранных приоритетов; • создания усилий для привлечения к таким программам и проектам частных инвестиций; • организации инновационно-технологической экспертизы инвестиционных программ и проектов (прежде всего пользующихся государственной поддержкой) для придания инвестициям инновационного содержания [71]; • развитие венчурного финансирования инновационных проектов малого и среднего бизнеса, создание для этого сети венчурных фондов с участием государства, корпораций, банков, фондов 1.7. Формирование инновационных оргструктур, нацеленных на реализацию избранных приоритетов: • восстановление Бюджета развития и расширение деятельности Российского банка реконструкции и развития для более весомой и активной поддержки инновационных проектов; • создание Федерального инновационного фонда и аналогичных фондов в субъектах Федерации для целевой поддержки приоритетных программ и проектов инновационного характера, а также государственных компаний для страхования приоритетных инновационных проектов; • использование части резервного фонда Центробанка и Стабилизационного фонда для поддержки в той или иной форме крупных инновационных программ и проектов приоритетного характера; • расширение научно-технической и инновационной инфраструктуры путем создания центров трансфера технологий, инновационных бизнес-инкубаторов, инновационных центров и т. п.; • формирование транснациональных компаний и стратегических альянсов по реализации на межстрановой основе приоритетных направлений и критических технологий по тому небольшому их числу, где Россия может быть одним из лидеров и успешно выступать на мировых рынках; • привлечение неправительственных организаций, общественных академий наук, общественных объединений ученых, инженеров, конструкторов, менеджеров к участию в реализации и пропаганде инновационных программ и проектов; • создание национальных, региональных и межгосударственных (в рамках СНГ) инновационных систем, ориентированных на реализацию стратегии инновационно-технологического прорыва. Работа в этом направлении активизировалась, но важно, чтобы она не превратилась в очередную имитацию деятельности, не свелась к смене вывесок; • кадровое обеспечение реализации инновационных приоритетов на основе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации ученых, конструкторов, инженеров, менеджеров, государственных служащих, использования для этого дистанционного обучения, каналов Интернета, публикации учебной и научно-популярной литературы по этим проблемам. Структура и механизм реализации стратегии инновационного прорыва представлены на рис. 3.3. Формирование эффективного механизма реализации стратегии инновационного прорыва позволит на деле осуществлять стратегически-инновационную функцию государства в регулируемой рыночной экономике. Факторы инновационного развития экономики России на перспективу до 2050 года Для обоснования сценариев инновационного развития России на сверхдолгосрочную перспективу необходимо прежде всего отобрать, количественно и качественно оценить основные факторы, которые будут определять это развитие на предстоящую половину столетия. Рис. 3.3. Структура механизма реализации стратегии инновационного прорыва 1. Фактор цикличности. Переход к рыночной экономике восстанавливает в полной мере действие фактора цикличности в динамике общества, проявления которого в XX в. были в значительной мере деформированы как из-за войн, так и из-за попыток ввести бескризисную планомерную модель хозяйства. 2. Демографический фактор определяет как общий уровень конечных потребностей в связи с изменением численности населения, так и вытекающую из изменений структуры населения демографическую нагрузку на трудоспособных и его инновационную активность. 3. Природно-экологический фактор. Россия — одна из немногих стран мира, которая обладает наиболее полным набором природных ресурсов, необходимых для развития экономики и обеспечения жизнедеятельности народа. Однако природные богатства страны сыграли с ней в последнее 30-летие ушедшего века злую шутку. Огромный поток нефтедолларов от экспорта энергоресурсов обусловил стагнацию экономики, задержку технологической модернизации, усилил энергосырьевую структуру экономики и экспорта и привел к истощению богатейших месторождений полезных ископаемых, лучших лесных массивов в европейской части страны, падению плодородия почв 4. Технологический фактор играет ключевую роль при обосновании сценариев развития экономики России на перспективу до 2050 г. 5. Экономические факторы развития России и инновационной активности в первой половине XXI в. можно свести к следующим макропоказателям: · темпы роста ВВП — всего и на душу населения; · темпы роста инвестиций в основной капитал; · коэффициент обновления основных фондов; · изменения в структуре производства, прежде всего в соотношении четырех воспроизводственных секторов (потребительский, инновационно-инвестиционный, энергосырьевой, инфраструктурный) и в институциональной структуре (соотношение экономических укладов); · соотношение и структура экспорта и импорта; · темпы роста розничного товарооборота,реальных доходов населения и их 6. Государственно-правовой фактор играет разные роли в обоих сценариях. Для реализации стратегии инновационного прорыва необходимо более активное выполнение государством своей стратегически-инновационной функции, повышение доли консолидированного бюджета в ВВП и направление растущей доли расходов бюджета и внебюджетных фондов на стартовую поддержку базисных инноваций в рыночном секторе экономики, финансирования базисных и улучшающих инноваций в нерыночном секторе 7. Социокультурные факторы, как и перечисленные выше, оказывают противоречивое воздействие на возможность инновационного прорыва. Ему противодействуют сокращение государственной и предпринимательской поддержки науки, образования, культуры; значительное постарение научного, конструкторского, инженерного корпуса, отсутствие достаточного притока в эту сферу талантливой молодежи, ее миграция за рубеж (о чем речь шла выше); нарушение складывавшихся веками этических норм, цивилизационных ценностей, которые поддерживали творческий, во многом бескорыстный порыв к неизведанному, лежащий в основе инноваций; и т д 8. Внешние факторы в первые десятилетия нового столетия в большей мере неблагоприятны для реализации стратегии инновационного прорыва, их нужно оценить и преодолевать, а положительные стороны — умело использовать. Это процессы глобализации по ныне преобладающей неолиберальной модели. Сами по себе эти процессы объективно обусловлены и прогрессивны, поскольку открывают новые возможности для повышения эффективности воспроизводства в мировом масштабе, экономического и культурного обмена между странами и цивилизациями, формируют единство человечества. Однако лидерство в осуществлении этих процессов захватили наиболее развитые страны и цивилизации «золотого миллиарда», которые используют новые возможности для присвоения сверхприбылей, усиления эксплуатации остальных пяти миллиардов, углубляя пропасть между горсткой богатых и большинством бедных стран.
Date: 2016-05-17; view: 1420; Нарушение авторских прав |