Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I. Феноменология развития и бытия личности





 

Предмет возрастной психологии. Возрастная периодизация: детство (младенчество, ранний и дошкольный возраст, младший школьный возраст); отрочество; юность; взрослость; поздний (пожилой и старческий) возраст. Основные проблемы возрастной психологии как науки.

1. Факторы, определяющие психическое и личностное развитие. Основные закономерности психического развития. Психическое развитие и формирование личности человека. Роль воспитания в формировании личности. Значение внутренней позиции для развития личности. Феноменология человека: стремление к развитию и покою (стереотипизация); бытие в двух ипостасях (социальная единица и уникальная личность); мир вещей, мир знаков, мир духа.

1.1. Условия психического развития. Исторически обусловленные реальности существования человека. Реальность предметного мира. Реальность образно-знаковых систем. Природная реальность. Реальность социального пространства. Реальность внутреннего пространства личности.

Значение социальных условий. “Присвоение” общественного опыта как специфическая особенность психического развития человека.

Место человека в системе общественных отношений: родина, национальная принадлежность, место проживания (природа, город, село, op и т.д.), семья, воспитательно-учебные заведения, ближайшее окружение, средства коммуникации. Человек как элемент космоса и проект исторического развития. Влияние социальных процессов на человека как социальную единицу и личность.

Психическое развитие и деятельность. Социально организованная деятельность как основа, средство и условие развития человека. Ориентировочная часть деятельности и ее роль в освоении нового опыта.

Гипотеза о происхождении внутренней психической деятельности из деятельности внешней (интериоризация). Ее научное обоснование.

Значение различных видов деятельности в психическом развитии. Ведущая деятельность и формирование психических процессов, личностных образований.

Психическое развитие и общение. Обусловленность психического развития характером общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Основные виды общения ребенка со взрослыми. Ребенок, подросток, юноша в группе сверстников. Общение взрослых.

Психическое развитие и обучение. Роль обучения и воспитания в психическом развитии на разных этапах онтогенеза.

Обучение и усвоение опыта и знаний. Диалектическая взаимосвязь обучения и развития. Условия оптимизации обучения. Обучение и сензитивные периоды развития психики. Понятие зоны ближайшего развития. Роль обучения в формировании психических функций (Л.С. Выготский).

Проблема взаимосвязи обучения, усвоения и развития в современных психологических теориях.

Возрастная периодизация психического развития. Понятие возраста в психологии. Критерии возрастной периодизации. Возраст, физическое и психическое развитие. Проблема уровней психического развития. Позитивные достижения и негативные образования. Общественно-исторический характер длительности детства. Социальная ситуация как основная характеристика уровня развития. Календарный возраст и уровни развития. Возрастные и индивидуальные особенности личности. Индивидуальные различия на разных этапах психического развития.

1.2. Предпосылки психического развития. Генотипические особенности, прирожденное свойство организма и процессы созревания как предпосылки психического развития. Физическая и психическая активность. Сгущение и паузы. Взаимодействие биологического и социального факторов. Социальное наследование. Социальные условия и возраст. Закономерности развития.

2. Механизмы развития и бытия личности. Идея “присвоения” человеком своей всесторонней сущности. Личность – результат общественных отношений, “производимый” общением, деятельностью и ценностными ориентациями.

История развития высших психических функций (Л.С. Выготский).

Человек, становящийся самим собой через других.

Механизмы развития человека как личности.

2.1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности. Эволюция механизма идентификации в животном мире. Бессознательная идентификация в форме имитации, подражания и т.д. Осознанная идентификация. Идентификационные отношения матери и младенца. Межличностная идентификация: онтогенез и бытие. Идентификация как позиция в межличностных отношениях человека с человеком.

Первое рождение личности через “присвоение” структурных звеньев самосознания как ценностных ориентиров. Идентификация с именем, с полом, с эталонами общественно одобряемого поведения, с образом “Я” в прошлом, настоящем и будущем, с общественными ценностями, которые обеспечивают бытие личности в социальном пространстве прав и обязанностей.

Второе рождение личности через построение личностных смыслов. Самостоятельность как активная воля, организованная мировоззрением. Идентификация с собственными ценностными ориентациями, построенными на мировоззрении. Идентификация в искусстве и реальных межличностных отношениях. Идентификация как механизм индивидуализации личности, ее развития и бытия.

2.2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности. Эволюция механизма обособления в животном мире. Бессознательное обособление в форме агрессии, негативизма, психологического “ухода” и т.д. Осознанное обособление. Обособление ребенка матерью. Межличностное обособление: онтогенез и бытие.

Обособление как позиция в межличностных отношениях. Обособление как механизм индивидуализации личности, ее развития и бытия. Феномен отчуждения.

2.3. Взаимодействие идентификации и обособления. Идентификация как механизм усвоения конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе. Обособление как механизм индивидуализации личности. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий уровни идентификации и обособления.

Идентификация и обособление – равноценно значимые и диалектически противоречивые элементы единого механизма, развивающего личность и делающего ее психологически свободной.

Личностные характеристики, связанные с превалирующим механизмом пары “идентификация – обособление”.

Направления развития индивида в зависимости от взаимодействия идентификации и обособления на бессознательном и сознательном уровнях. Асоциальность крайнего выражения каждого члена пары.

Относительная самостоятельность механизма идентификации – обособления от социальных ожиданий и контекста ситуации.

3. Индивидуальное развитие личности. 3.1. Внутренняя позиция и развитие личности. “Внутреннее через внешнее” (С.Л.Рубинштейн). Внутренняя позиция личности. Развитие внутренней позиции в процессе онтогенеза. Проблема личностного роста. Отношение к себе как к самоценной личности. Система личностных смыслов. Чувство личности. Внутренняя потребность развить в себе познавательные способности, сознание, самосознание, нравственные ориентации и духовность. Самосознание как ценностные ориентации, образующие систему личностных смыслов.

Развитие самосознания. Личность – субъект – самосознание. Потребностно-эмоциональная и волевая сферы личности.

Структурные звенья самосознания в онтогенезе личности. Самосознание в условиях разных исторически обусловленных систем. Индивидуальное бытие личности.

Развитие позитивного и действенного отношения к близким людям, человечеству и природе. Негативная позиция. Мировоззрение личности.

3.2. Социальная единица и уникальная личность. Индивидуальное бытие общественных отношений. Структура самосознания.

Имя собственное, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью человека. Имя в истории культуры и этноса.

Притязание на признание. Позитивные достижения. Депривация реализации потребности на признание и эмоциональное напряжение, фрустрации, аффекты. Негативные образования личности (лживость, завистливость, агрессивность, неуверенность в себе, пассивность, конформность). Обусловленность притязаний на признание исторической эпохой и этнической принадлежностью.

Половая идентификация. Ценностные ориентации человека на свой пол как на социальную роль. Сексуальное поведение. Психологическое признание идентичности своему полу в физическом, социальном и психологическом планах. Обусловленность половой идентификации историей этноса.

Психологическое время личности. Соотнесение себя в трех временах индивидуальной жизни: прошлом, настоящем и будущем. Прошлое, настоящее и будущее своего этноса, государства, человечества. Значения и смыслы, которые придает личность своему существованию на земле. Перспективы жизни, которые формирует человек для своего индивидуального жизненного пути. Психологическое время и индивидуальный путь в жизни.

Социально-нормативное пространство личности. Вхождение человека в социальное пространство прав и обязанностей. Нравственное чувство, совесть, резюмирующиеся в житейских отношениях людей в значениях и смыслах понятия “должен”. Чувство долга как высшее достижение духовной культуры человечества. Права и обязанности в их единстве и противоположности.

Социальное пространство как феномен культуры. Социальное пространство личности – условие развития и бытия человека. Значение и смысл прав и обязанностей в индивидуальном сознании человека.

Позитивные достижения и негативные образования, закономерно формирующиеся в процессе онтогенеза человека как личности.

3.3. Фактор места как условие развития личности. Гипотеза спонтанного взаимодействия генотипа и социальных условий в процессе индивидуального развития человека (Ж. Пиаже).

Возрастная сензитивность к социальным условиям. Внешний фактор места в системе общественных отношений и особенности развития личности.

Внутренняя позиция личности по отношению к внешнему фактору места. Два способа существования человека и два отношения к жизни (С.Л. Рубинштейн).

Стихийное формирование и сознательный путь личности.

Раздел II. ДЕТСТВО

 

Социальная ситуация детства. Общая характеристика детства. Сгущения и паузы в развитии. Историческая и онтогенетическая обусловленность границ детства.

1. Младенчество. Основные достижения: чувство доверия к человеку – условие вхождения в мир человеческих отношений; прямохождение; начало понимания речи.

1.1. Новорожденность. Предпосылки и условия психического развития новорожденного. Врожденные особенности и тенденции развития. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка. Особенности развития органов чувств. Значение упражнения органов. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления.

1.2. Собственно младенчество. Общая характеристика. Роль взрослого. Движения и действия младенца. Манипулирование. Наглядно-действенное мышление.

Общение в младенчестве. Подражание в общении. Эмоционально-экспрессивная функция общения и ее значение для развития младенца. Вхождение младенца в мир людей и чувство доверия к ним. Возникновение предпосылок овладения речью в процессе общения. Лицо младенца. Развитие движений и действий. Телесные удовольствия. Ползание. Хватание. Манипулирование. Развитие ориентировки в окружающем мире.

Игрушка как средство общения и психического развития младенца.

Познание в младенчестве. Восприятие как ведущая функция.

Младенец как человеческий индивид. Младенчество как период развития предпосылок к формированию личности. Индивидуальные различия младенцев.

2. Ранний возраст. Основные достижения: развитие речи; развитие соотносящих и орудийных действий; освоение замещений; развитие знаковой функции сознания; вхождение в мир постоянных вещей.

2.1. Особенности общения. Общение и речь. Развитие идентификации и обособления как механизм общения. Возникновение стремления к самостоятельности. Кризис в общении. Воспитание готовности к послушанию и самоконтролю.

2.2. Познание в раннем возрасте. Развитие предметного восприятия и наглядно-действенного мышления. Наглядно-образное мышление. Особенности развития воображения и памяти. Насыщение новизной ориентировочного действия. Сгущения и паузы – феномены раннего онтогенеза.

2.3. Предметная деятельность. Психологические новообразования, развивающиеся в предметной деятельности. Вхождение ребенка в мир постоянных вещей. Развитие предметной деятельности. Игра и продуктивные виды деятельности.

2.4. Предпосылки формирования личности. Особенности первых представлений о себе: отношение к своему имени, идентификация с телом, узнавание собственного отражения в зеркале и т.д.

Внешний образ. Лицо. Овладение телом. Прямохождение. Телесные удовольствия.

Возникновение элементов самосознания. Имя как первый элемент самосознания.

Усвоение элементарных правил общения с людьми и правил обращения с предметами.

Возникновение стремления к обособлению. Кризис трех лет.

Индивидуальные различия в раннем возрасте.

3. Дошкольный возраст. Основные достижения: развитие рефлексии; развитие знаковой функции сознания; развитие представлений об относительности мира постоянных вещей.

Предметная и орудийная деятельность дошкольника. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Продуктивные виды деятельности: рисование, аппликация, конструирование и др. Обучение в дошкольном возрасте.

3.1. Особенности общения. Место дошкольника в семье. Речевое и эмоциональное общение. Стили общения, предлагаемые взрослыми. Потребность в любви и одобрении. Страх перед угрозой одиночества. Развитие механизмов идентификации и обособления. Идентификация в форме сочувствия. Отчуждение в форме гнева, страха. Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников. Общение мальчиков и девочек. Общение и готовность ребенка к школе.

3.2. Умственное развитие. Практическое овладение языком и осмысленность речи. Развитие словаря и грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Осознание словесного состава речи. Развитие функций речи. Коммуникативная функция. Планирующая функция. Знаковая функция. Экспрессивная функция.

Сенсорное развитие. Сенсорные эталоны и их усвоение дошкольниками. Развитие действий восприятия.

Развитие ориентировки в пространстве и во времени. Особенности ориентировки в пространстве и во времени.

Восприятие рисунка. Общая характеристика развития мышления. Проблемные ситуации. Установление причинно-следственных связей. Значение усвоения знаний. Развитие мыслительных действий. Развитие образного мышления. Овладение моделями. Усвоение логических форм мышления. Предпосылки развития логических форм мышления. Логическое мышление и умственное развитие.

Особенности развития внимания, памяти и воображения. Между реальностью и воображением.

3.3. Игра и другие виды деятельности. Общая характеристика игровой деятельности. Игровые отношения детей. Реальные отношения детей в ситуации игры. Влияние игры на общее психическое развитие ребенка. Влияние игры на развитие функций речи. Игрушка как средство психического развития ребенка.

Изобразительная деятельность. Развитие графических образов. Образование графических шаблонов. Использование цвета. Динамика развития содержания детского рисунка.

3.4. Детская личность. Имя и его значение. Внешний образ. Лицо. Формирование образа тела. Притязание на признание: позитивные достижения и негативные образования. Детская ложь. Детская зависть. Половая идентификация. Психологическое время личности. Социальное пространство личности. Роль моральных эталонов в формировании личности. Личностный смысл поступка как намеренного действия и идентификация с полярными эталонами. Развитие стремления к нравственному поступку. Формирование системы мотивов. Соподчинение мотивов. Особенности развития самосознания и самооценки. Динамика развития чувств. Возникновение воли как способности к управлению поведением.

Индивидуальные различия в дошкольном возрасте.

4. Младший школьный возраст. Проблема смены места ребенка в системе общественных отношений. Социальная ситуация развития ребенка, поступившего в школу. Обучение и воспитание в школе как основное условие психического развития младших школьников. Место школьника в семье. Учитель и одноклассники.

Шестилетние дети в условиях школы. Деятельность в младшем школьном возрасте. Изменение объективных условий (социальной ситуации) психического развития с приходом ребенка в школу.

4.1. Особенности общения. Общение с родителями и другими взрослыми. Влияние стиля работы учителя на развитие общения детей. Влияние семьи на развитие социального поведения.

Общение и речь в школе.

Социальная жизнь младшего школьника. Роль личности учителя в обучении и воспитании младшего школьника. Влияние стиля общения учителя на общение детей. Роль классного воспитателя в формировании у младших школьников общественной позиции. Общение мальчиков и девочек в классе.

Необходимость единства педагогических воздействий семьи и школы. Воспитание понимания необходимости послушания и дисциплинированности.

Особенности общения со сверстниками.

4.2. Умственное развитие. Особенности формирования интеллектуальных процессов в условиях решения учебных и практических задач. Содержание обучения как источник умственного развития в школьном возрасте.

Возрастные особенности и возможности усвоения знаний. Проблема интеллектуализации психических процессов: развитие восприятия и наблюдательности. Память младшего школьника, пути повышения ее эффективности. Особенности воображения и внимания.

4.3. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности, определяющий психическое развитие младших школьников. Готовность к школе. Общая характеристика учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Формирование системы отношений к школе, учителю, учебным обязанностям. Усвоение моральных норм и правил поведения. Осознание прав и обязанностей школьника.

Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста. Влияние стиля общения на формирование отношения к школе, сверстникам, учителю. Проблема оценки.

Влияние интереса к содержанию учебной деятельности младшего школьника на его развитие.

Игра и учение в младшем школьном возрасте.

4.4. Личность ребенка младшего школьного возраста. Формирование личности младшего школьника. Множество характерологических свойств: притязаний, мотивов, ориентации на нормативы социальных ожиданий и др. Особенности развития самосознания. Имя.

Внешний образ. Лицо. Тело. Притязание на признание: позитивные достижения и негативные образования. Половая идентификация. Психологическое время детской личности в младшем школьном возрасте. Социальное пространство в самосознании ребенка младшего школьного возраста. Развитие чувств. Особенности воли. Формирование социальной активности младшего школьника. Предпосылки развития социопатии Значение формирования основ экологического сознания. Психология формирования национального и интернационального самосознания.

Особенности развития личности в условиях психической депривации.

Индивидуальные различия в младшем школьном возрасте.

Date: 2016-05-16; view: 732; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию