Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности идентификации – обособления в контексте проблем личности
В юности идентификация и обособление обнаруживают себя в высшей степени – как в отдельных друг от друга проявлениях, так и во всех взаимодействиях. Юность отличается постоянной внутренней готовностью к уподоблению себя значимому другому на основании эмоциональной связи с ним. Здесь ярко представлены интроекция (интериоризационная идентификация), которая обеспечивает вчувствование в другого, и проекция (экстрариоризационная идентификация), которая осуществляет перенос своих чувств и мотивов на другого. Идентификация может осуществляться как бессознательно, так и сознательно. Способность к отождествлению в юности может иррадиировать подобно процессу возбуждения на все вокруг, начиная от родных и близких, от взрослых, сверстников и младенцев, от героев художественных произведений до предметов природы и рукотворных предметов. Иррадиация идентификации на весь окружающий социальный, природный и рукотворный мир дает возможность юному человеку развиваться, учась у самой жизни и у искусства. Переживание психической или сущностной идентичности в юношеском возрасте развивает личность в высшей степени. Конечно, как писал Э. Эриксон, “в человеческой сущности есть многое, кроме идентичности” (Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – С. 146.). В каждом индивиде есть его “Я”, есть самосознание, самостояние, потребность в свободе и многое другое. Но идентификация как способность отождествлять себя с другими и других с собой – бесценный дар, в развернутой форме отпущенный человеку. Особенно человеку с развитой способностью к рефлексии, сопереживанию, сочувствованию и вчувствованию. Идентификация в юности принципиально отличается от первичной идентификации ребенка с матерью и отцом, которая в раннем возрасте осуществлялась на бессознательном уровне. В юности вторичная идентификация происходит не столько на уровне бессознательного подражания, сколько через сложнейшие рефлексии и эмоции, когда бессознательное и сознательное подражания работают в тесном воссоединении. Вторичная идентификация, произрастающая в юности, в развернутой форме обеспечивает субъекту присвоение себе свойств и качеств реального человека или персонажа художественного произведения. Вторичная идентификация позволяет юноше преобразовать себя по образцу (эталон; идеальный образ; конкретный человек), когда высокая юношеская сензитивность к социальным образцам позволяет в высшей степени соответствия достигать самоотождествления с этим образцом. Идентификация развивает себя в целом ряде общераспространенных психических проявлений, таких как подражание, вчувствование, симпатия, психологическое заражение, проекция и др. Все указанные психические проявления в юности характеризуются высокой сензитивностью. Обратимся к презентации основных проявлений идентификации. Подражание – прежде всего действие, следование образцу. Подражание – один из путей усвоения общественного опыта и формирования собственной Я-идентичности. Подражание может быть направлено на животных, на явления и состояния природы. Человечество обозначило понятием “подражание” сущностные особенности искусства как средства познания и воспроизведения действительности. Так, уже в античном учении о подражании (мимесиса), особенно у Платона и Аристотеля, выражено представление об искусстве как о реализации посредством подражания чего-то уже присущего природе. Эта идея продолжала развиваться в философии Возрождения и в более поздние исторические периоды. Подражание нередко рассматривается как принцип творчества в живописи, поэзии, сценическом искусстве. В юности подражание осуществляется как бессознательно, так и под контролем сознания и воображения. Подражание может быть направлено на действие, но может быть направлено и на результат действия, а также на сущностные черты другой личности. Вчувствование – внерациональное включение в познание человеком внутреннего мира другого (человека, животного и даже растения или предмета, художественный объект, источник эстетического наслаждения). Вчувствование – всегда идентификация в сложной рефлексивной деятельности, в которой участвует весь культурный фонд человека. Юность отличается высокой готовностью к вчувствованию. Этому помогают воображение и мотивация к вчувствованию. Сопереживание – способность переживать что-либо вместе с другим (другими), разделять чьи-либо переживания. Сопереживая, человек эмоционально отзывается на состояния другого человека или животного. Сопереживание часто рассматривается как разновидность социальных, нравственных эмоций. Сопереживание осуществляется как на бессознательном, так и на сознательном уровне в форме сочувствия, сорадования, согоря. Сопереживание – всегда идентификация: в одних случаях со своими состояниями и побуждениями, в других – с состояниями и побуждениями другого человека. Разновидность сопереживания – симпатия, доброжелательное отношение к другому. Юность отличается высокой готовностью к сопереживанию. Психологическое заражение – восприятие, присвоение чувств и мыслей от другого, присвоение свойств другого человека. Психологическое заражение – идентификация с теми свойствами, которые привлекают индивида своей эмоциональной силой воздействия. Психологическое заражение может происходить и от воспринимаемых эмоциональных состояний животных. Особый случай психологического заражения – самоотождествление с агрессором. Такого рода психологическое заражение работает, согласно А. Фрейд, как механизм защиты: при столкновении с внешней опасностью субъект самоотождествляется с агрессором, приписывая себе сам акт агрессии, подражая физическому или моральному облику агрессора. Предложенная интерпретация самоотождествления с агрессором носит односторонний характер. Реально психологическое заражение через самоотождествление с агрессором может происходить не только в связи с ограждением или предохранением индивида от посягательств, нападения, неприязненных или враждебных действий. Агрессивная модель поведения и агрессивная личность могут входить в ценностный мир субъекта как идеал, как достойный способ самопрезентации себя в мире. Проекция – психологический механизм, заключающийся в бессознательном приписывании человеком имеющихся у него неосознаваемых мыслей, переживаний, личностных особенностей другому человеку. Термин “самоотождествление проективное” (самоидентификация проективная) был введен М. Клейн для обозначения механизма образования фантазмов, при котором субъект помещает себя, целиком или частично, внутрь объекта для нанесения ему вреда, обладания или контроля за ним, – этим термином она обозначает “особую форму самоотождествления, прообразом которой выступает агрессивное объективное отношение”. Проекция объяснялась З.Фрейдом как механизм психологической защиты от сознания присутствия у самого себя тех тенденций, которые приписываются другому. Проекция присуща юности в высшей степени, так же как в этом возрасте человек погружен в рефлексии по своему поводу и по поводу взаимодействий с другими людьми. В юности человек склонен беспрестанно соотносить свои мотивы, потребности и личностные черты с мотивами, потребностями и личностными чертами других и осуществлять проекции своих особенностей на другого. Формирование Я-идентичности в подростковом и юношеском возрасте традиционно объясняют сознательным решением определить для себя смысл жизни и личными обязательствами (Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.). В теории идентичности Э. Эриксона предложено два измерения: наличие или отсутствие взятых на себя твердых обязательств и наличие или отсутствие личного кризиса. Статус идентичности описывается в психологии несколькими вариантами состояний. Выделяют: устойчивую личностную идентичность – это “самоопределившиеся” и “предопределенные”; неустойчивую личностную идентичность – это “неопределенные” и “взявшие отсрочку”. Эти статусы различаются тем, как сложились идентичности их обладателей (Психологическая энциклопедия. – 2-е изд./под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПБ., 2003. – С. 966-967.). Самоопределившиеся самостоятельно сформировали свои обязательства перед собой после периода активного принятия решений и преодоленного переживания кризиса. Предопределенные пассивно (без критики и без переживания кризиса) приняли цели и ценности, предписанные другими, приняли конвенциальные ценности как свои. Неопределенные не имеют сформированного чувства идентичности и пока не переживают кризиса, связанного с принятием решений. Взявшие отсрочку пытаются найти свои собственные ответы на вопросы о том, каковы же должны быть обязательства перед собой, чтобы затем сделать самостоятельный выбор. Эта предложенная Дж. Марсия классификация, являясь условной моделью возможной идентичности в юности, продуктивна в том отношении, что показывает вариативность идентификаций в этом возрасте. Личная идентичность – чувство тождественности или преемственности – в юности формируется под влиянием ценностных ориентации в контексте всех звеньев структуры самосознания: 1) идентификация в отношении к себе телесному и духовному; 2) идентификация в контексте притязаний на признание во взаимоотношениях с другими людьми; 3) идентификация в контексте биологического пола и тендерных ролей; 4) идентификация в контексте психологического времени личности; 5) идентификация в контексте социального пространства личности. Идентификацию в духовном отношении в контексте требований человека к самому себе и притязаний на признание среди других людей мы уже обсудили выше. Иные виды идентификации в юности требуют специального обсуждения. Половая идентификация занимает особое внимание в юности. Здесь следует говорить о важности формирования половой идентичности – переживания и осознания своей половой принадлежности, физических, физиологических, психологических и социальных особенностей своего пола. Важное место занимает гендерная роль, которая особенно тонко осваивается в юности. Социальные проблемы пола вызывают в юности ярко выраженный интерес, так как физическое созревание и психологическая готовность к половой идентичности взывают к ориентации в проблемах тендера (Введение в тендерные исследования. Ч. I: учебное пособие/под ред. И.А. Жеребкиной. – Харьков; СПб., 2001; Введение в тендерные исследования. Ч. II: хрестоматия/под ред. С.В. Жеребкина. – Харьков; СПб., 2001.), в проблемах освоения половой роли. Обладая высокой сензитивностью к любым воздействующим на него условиям и обстоятельствам, молодой человек может подпасть в зависимость от людей, имеющих отклонения в психосексуальном развитии и поведении, и со свойственной юности способностью к идентификации перейти границы принятых в обществе норм. Мы не будем здесь обсуждать половые извращения и границы дозволенного. Но молодой человек должен для себя хорошо знать, что если он не имеет грубой врожденной патологии (например, грубые изменения в области гипоталамуса, приводящие к транссексуализму), то вернее идти путем, отпущенным природой и нормативными установлениями традиционных культур, иначе это – мерзость перед людьми и Богом. Мерзость – то, что вызывает отвращение. Библия увещевает и наставляет в этом отношении: “Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость. И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить семя и оскверниться от него; и женщина не должна становиться перед скотом для совокупления с ним: это гнусно. Не оскверняйте себя ничем этим...” (Третья книга Моисеева. Левит. 18:21 – 23). Однако и нормально обусловленная половая идентификация как процесс физического, психического и социального созревания приносит в юношеском возрасте большое, тягостное напряжение и чувство тревоги. Об особенностях половой идентификации как процесса развития личности весьма обоснованно и точно писал Э. Эриксон: “Когда юноша, физически созревший для деторождения, все же не способен любить так, чтобы чувствовать связь с другим человеком (это могут давать друг другу лишь люди с достаточно сформированной идентичностью), он не может последовательно прилагать усилия, чтобы быть родителем. Два пола, конечно, весьма различаются в этом отношении, как и отдельные индивиды, хотя общества обеспечивают различные возможности и устанавливают разные санкции, задавая границы, в пределах которых индивид должен заботиться о своих потенциальных возможностях и о своей потенции. Психосоциальный мораторий, по-видимому, построен в режиме развития человека. Подобно всем "скрытым состояниям" в русле развития, замедление взросления может быть как пролонгировано, так и действенно и решительно интенсифицировано, что объясняет и совершенно особые человеческие достижения, и совершенно особые слабости в таких достижениях. Какими бы ни были частичные удовлетворения и частичные воздержания, характеризующие добрачную половую жизнь в разных культурах – удовольствие ли и гордость от мощной детородной активности без каких бы то ни было обязательств, или эротическое состояние без детородного завершения, или дисциплинируемое и самозабвенное замедление, – развитие "эго" использует психосексуальные силы юности для усиления стилевой определенности и идентичности. Здесь также человек никогда не является животным: даже тогда, когда общество содействует близости полов, оно делает это стилизованным способом. С другой стороны, сексуальный акт, говоря биологически, – это акт порождения потомства, и в любой социальной ситуации, которая в конечном итоге неблагоприятна для завершающей фазы порождения потомства и заботы о нем, существует элемент психобиологической неудовлетворенности, которую здоровые в других отношениях люди могут вытерпеть, так же как можно выдержать и все другие частичные воздержания, оказывающиеся для определенных периодов и в особых условиях благоприятными для целей формирования идентичности. У женщины, несомненно, эта неудовлетворенность играет намного большую роль вследствие ее более глубокой включенности, физиологически и эмоционально, в половой акт как первый шаг в обязательство порождения потомства, о котором ей регулярно напоминает, телесно и эмоционально, ее ежемесячный цикл... Различные препятствия для полного завершения юношеского полового созревания имеют множественные глубокие следствия, создающие важную проблему для дальнейшего проектирования” (Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – С. 255-256.). Далее Э. Эриксон с психоаналитических позиций указывал на возможные регрессивные возрождения более ранних стадий психосексуальности: инфантильной генитальной и психомоторной стадии с ее тенденцией к аутоэротической манипуляции, грандиозной фантазией и энергетичной игрой. “В молодости аутоэротизм, максимализм и стремление играть – все безмерно расширяется половой потенцией и локомоторной зрелостью и крайне усложнено тем, что мы вскоре будем описывать как новую историческую перспективу юношеского сознания” (Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – С. 256.). Психологи не перестают обсуждать проблему, которая определяет развитие чувства идентичности в юности. Э. Эриксон писал: “Итак, чувство идентичности становится более необходимым (и более проблематичным) всюду, где бы ни предусматривался широкий ряд возможных идентичностей” (Там же. – С. 259.). Эта мысль подтверждает и наше понимание множественности происходящих в юности самоотождествлений, которые могут не только дополнять друг друга при развитии Я-идентичности, но и мешать гармоничному самоотождествлению. Чрезвычайно важно обрести в юности нормальную половую идентичность как полноценный аспект личной идентичности. В юности идентификация личности, чувство тождественности со своим “Я” зависит и от того, как развивается у человека его личное психологическое время. Позитивно оцениваемые воспоминания о личном прошлом, равно как и проекты, планы и надежды, связанные с будущим, свидетельствуют о существовании Я-идентичности в настоящем. Э. Эриксон справедливо постулировал в качестве главной дилеммы юности интерактивный конфликт: “идентичность против диффузной идентичности”. Поэтому-то так значимо в юности самоопределиться в отношении своего личностного психологического времени, особенно в отношении обязательств перед самим собой и их разумной проекции на будущее. Идентификация в контексте социально-нормативного пространства личности в юношеском возрасте особенно показательна: именно сейчас молодой человек выбирает для себя, какую идентичность он предпочтет. Многие выбирают позитивную, одобряемую обществом идентичность. Но есть и те, кто выбирает для себя негативную идентичность. Это подражание субъекту, негативно оцениваемому общественным мнением. Возможны случаи и смены идентичности: отказ от прежней идентификации независимо от того, касается ли это самой личности, ее расовой или половой идентичности. Жизнь человека сложна. Идентичность – процесс и механизм, определяющий жизненный путь личности. Догадываясь об этом или глубоко понимая это, человек в своей юности пытается определить для себя, какой же идентификации он будет следовать, так как его Я-идентичность определяет его ценностные ориентации и судьбу. Идентификация в юности имеет свои выраженные особенности: самоотождествление осуществляется в высшей степени как произвольный процесс, протекающий на сознательном уровне. Юноша стремится присвоить себе свойства и качества другого человека и преобразовать себя по его образцу. При этом самоотождествление осуществляется посредством обособления от других, нежелательных влияний и от некоторых нежелательных качеств, присущих самому человеку. Обособление – механизм, сопутствующий и содействующий идентификации. Обособление в юности может быть выражено в высшей степени. Юность отличается постоянной внутренней готовностью к обособлению от нежелательных влияний других людей. Обособление может осуществляться как бессознательно, так и осознанно. Обособление, сопутствующее повседневной жизни субъекта среди других людей, соединенное с идентификацией в качестве механизмов, включенных в общение, придает общению естественность и обеспечивает перспективу успеха. Крайняя степень обособления – отчуждение. Отчуждение может принести как отдельной личности, так и обществу в целом непоправимый ущерб. Способность к обособлению в юности, превращаясь в крайнюю форму – отчуждение, может иррадиировать подобно процессу торможения на других, начиная от родных и близких, от взрослых, сверстников и младенцев до одушевленной и неодушевленной природы. Иррадиация отчуждения на весь окружающий социальный, природный и рукотворный мир делает человека социально опасным. Отчуждение опасно своей заразительностью. Отчуждение рождается в душе в ответ на отчужденные проявления другого, которые отторгаются, не принимаются человеком. Мятежный дух человека благодаря рефлексии содействует обособлению и утверждению человеком своего “Я”. А. Камю писал: “Первое движение ума, скованное отчужденностью, заключается в том, что он разделяет эту отчужденность со всеми людьми, и в том, что человеческая реальность страдает в своей целостности от обособленности, отчужденности по отношению к самой себе и к миру. Зло, испытанное одним человеком, становится чумой, заразившей всех. В наших повседневных испытаниях бунт играет такую же роль, какую играет "cogito" в порядке мышления: бунт является первой очевидностью. Но эта очевидность извлекает индивида из его одиночества, она является тем общим, что лежит в основе первой ценности для всех людей. Я бунтую, следовательно, мы существуем” (Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. – М., 1990. – С. 134.). Если заражение способностью к идентификации помимо самоотождествления содействует социализации человека, развитию в нем Мы-идентичности, то заражение отчуждением творит отчужденных субъектов, а их множественность творит отчужденное общество индивидов. Развитие идентичности определяют также сами условия. Исследуя развитие у молодежи чувства идентичности, Э. Эриксон пишет о том, что молодежь стремится научиться и идентифицироваться с новыми условиями – с искусностью изобретения, улучшением производства и уходом за механизмами. “Там, где молодежь лишена прав на такой технический опыт, она должна взрываться в мятежном движении; там, где она не одарена, она будет чувствовать отчуждение от современного мира до тех пор, пока технология и нетехнический интеллект придут к определенному слиянию” (Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – С. 258.). Здесь необходимо привести знаменательный труд С.Л. Рубинштейна, посвященный человеку в мире. В этом философском и глубоко психологическом произведении человек рассматривается как субъект жизни. С.Л. Рубинштейн заключает свою работу суждением о специфике человеческого существования и отношения человека к бытию: “Все мировоззренческие вопросы, ответ на которые определяет то, как человеку жить и в чем искать смысл своей жизни, при всем их неисчерпаемом разнообразии и богатстве сходятся в конечном счете в одной точке, в одном вопросе – о природе человека (что есть человек) и его месте в мире”. С.Л. Рубинштейн рассматривает “проблемы истины, красоты и т.д. не "в себе", а как предмет отношения к ним человека. В этом заключается преодоление отчуждения, очеловечивание, осуществление связи с жизнью” (Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – С. 382.). Отчуждение может проявляться как позитивный и как негативный по своему результату механизм взаимодействия людей. Отчуждение как позитивно направленный на саму личность способ реагирования позволяет человеку уберечь свою Я-идентичность, свое самоотождествление, когда есть реальная угроза вторжения в пределы личности, угроза сбить человека с толку, помешать ему сосредоточиться на важных мыслях и образах в момент творческого воспарения духа или в других значимых обстоятельствах. В этом случае отчуждение (обособление) выступает как социально приемлемая реакция защиты человеком своей идентичности. Отчуждение как негативно направленный способ реагирования создает опасную ситуацию угрозы другому человеку. Имея недостаточный опыт в чувстве меры, контролирующем возможные последствия от результатов проявления отчуждения, юноша может позволить себе проявление крайней степени агрессии – вербальной и действенной, которая может обернуться для него и других непоправимым несчастьем. В юности особенно ясно проявляются дефекты личности, склонной к отчуждению, выражаемому в предпосылках к антиобщественному поведению. Для определенной категории людей, психологически готовой к преступлению, характерны причины противоправного деяния, побуждаемые отчужденной позицией в отношении к другому человеку и собственной волей преступника. Отчужденность от другого позволяет принятие криминальной цели и способа ее достижения. Отчужденность как свойство личности может лечь в основу типологии криминогенности или патологии личности (Прикладная юридическая психология: учеб. пособие для вузов/Под ред. А.М. Столяренко. – М., 2001. – С. 106-108; Ясперс К. Общая психопатология. – М., 1997. – С. 95-97, 160.). При этом личная отчужденность эквивалентна социальной отчужденности. Среди насильственных преступников существуют люди, у которых нарушение механизмов идентификации–обособления и несформированность ценностных ориентации сочетаются с нарушением самоотождествления. Потребность утвердиться в собственном мнении как о лице, способном на агрессивный, “сильный” поступок, на рискованное опасное действие, толкает таких субъектов к грабежам, насилию, убийствам. Насильственные преступники формируют в себе способность к отчужденности для преодоления чувства постоянной неуверенности в себе, изматывающего чувства неполноценности, своей ничтожности и никчемности. “Никто” – парадоксально, что в значении существительного “никто” означает лицо, не имеющее веса в обществе, ничтожную личность. “Ничто” – также в значении существительного означает лицо, не имеющее никакой цены, лишенное серьезного значения. У лиц, склонных к насилию, нет оснований для позитивного самоотождествления. Поэтому у них постоянная готовность избавиться от негативного чувства собственной неполноценности. Некоторые преступники объясняют тяжкое преступление как акт совершения “сильного поступка”. Насильственные действия в этом случае работают на патологическое, асоциальное развитие самоотождествления и крайней степени отчужденности от других людей. Асоциальное самоотождествление придает насильнику-убийце искаженное чувство уверенности в собственном существовании, в определенности существования, не как “тварь дрожащая”, а как право имеющее существо (Достоевский Ф.М. Преступление и наказание//Полн. собр. соч.: в 30 т. – Л., 1973. – Т. 6. – С. 322.). Ф.М. Достоевский показал не только психологию отчуждения молодого человека, бывшего студента Родиона Раскольникова, но и психологию его возрождения, преобразования личности. Если роман начинается с указания на состояние отчужденности героя, на то, что “с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи” (Там же. – С. 5.), то заканчивается роман уведомлением читателя о том, что “туг уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой” (Достоевский Ф.М. Преступление и наказание//Полн. собр. соч.: в 30 т. – Л., 1973. – Т. 6. – С. 422.). Отчужденная личность, даже если речь не идет о злодее, нежелательна или даже неблагоприятна для общества. Исключение могут составлять лишь особо одаренные люди, отчужденные от других своей поглощенностью творчеством. В этом случае общество может оказаться готовым принять отчужденность гения. Во всех остальных случаях отчужденность не поощряется, она антисоциальна. Анализ возможных осуществлений действий идентификации и обособления в юности показывает, сколь сложен и неоднозначен процесс идентификации–обособления. Идентификация и обособление выступают также и как механизм, содействующий развитию и бытию личности, способности к развитию самооценки. При этом данный феномен имеет тенденции как к тонкому взаимодействию и взаимной коррекции, так и к взаимной необратимости–к расщеплению до уровня внеположенности непересекающихся, отдельно представленных свойств. Склонность к гиперболизированной идентификации в предельном выражении превращается в глупость; склонность к гиперболизированному отчуждению в предельном выражении превращается в кошмар и ужас для окружающих и самого отчужденного. В юности идентификация и обособление функционируют в высшей степени, так как человек в этот период переживает так называемые высокие мировоззренческие чувства и вся сфера чувств отличается особой интенсивностью и яркой окрашенностью. Именно это обстоятельство создает реальные личностные проблемы человеку, планирующему свой жизненный путь, определяющему для себя ценностные ориентации и вступающему в межличностные отношения с миром людей.
Date: 2016-05-16; view: 1929; Нарушение авторских прав |