Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пояснительная записка. Программа по возрастной психологии построена с учетом новейших достижений в области психологии и смежных наук
Программа по возрастной психологии построена с учетом новейших достижений в области психологии и смежных наук. Общие задачи программы: 1) представить онтогенетический путь человека как социального индивида и личности, выявить общие закономерности развития, жизни, деятельности и угасания человека в плане его психической активности; 2) показать закономерности проявлений и переживаний человека в обыденной жизни, в экстремальных ситуациях. Программа предназначена для студентов психолого-педагогических факультетов педагогических университетов. Максимальное внимание уделяется освещению наиболее актуальных проблем возрастной психологии. В структуре программы учтена также степень разработанности отдельных проблем. Основное содержание программы определяется теорией психического развития, которая опирается на положение о “социальном наследовании” психических свойств и способностей, об активном “присвоении” индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством. Основная задача программы – раскрыть определяющие закономерности психического развития в его связи с воспитанием и обучением, дать представление о важнейших этапах психического развития, возрастных и индивидуальных особенностях психики человека. В первом разделе (“Феноменология развития”) рассматриваются принципиальные проблемы психического развития человека. Задачи теоретической части этого раздела следующие: раскрыть наиболее общие закономерности психического развития; показать, что при всей важности биологических предпосылок в норме формирование психических качеств личности необходимо рассматривать как результат условий жизни и воспитания, как результат деятельности, направленного обучения и места человека в системе общественных отношений; раскрыть диалектику возникновения, развития и разрешения противоречий, которые являются движущей силой генезиса психики. Важно достичь понимания того, что в равные промежутки психика проходит неодинаковые “расстояния” в развитии и угасании, претерпевает различные качественные преобразования в зависимости от физического самочувствия, социального статуса и мотивации человека. Необходимо получить представление о том, что социальная ситуация развития и бытия личности влияет на внутреннюю позицию и поведение человека. Знакомство с этим разделом должно способствовать формированию у студентов научного подхода к изучению закономерностей психического развития, созданию основы для понимания других разделов программы. Следующие разделы посвящены психологическим особенностям развития человека на этапах онтогенеза. Основной акцент в этих разделах программы делается на чрезвычайной значимости усвоения в раннем онтогенезе социального опыта в эмоциональном, сенсорном, умственном и речевом развитии. При этом необходимо раскрыть специфику ведущего вида деятельности, показать закономерности его развития. Следует выделить те специфические новообразования в психических процессах и свойствах личности, которые формируются в разных видах деятельности. Давая характеристику личности человека на разных этапах онтогенеза, нужно учитывать особенности социальной ситуации его бытия и развития. Человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Специально рассматриваются исторически обусловленные реальности существования человека: предметный мир, природа, образно-знаковые системы, социально-нормативное пространство, в которые человек входит с момента рождения (осваивает их в процессе своего развития и бытия). Особая реальность существования человека – реальность его внутреннего мира. Показано, что реалии существования человека определяют особенности развития его самосознания. Вместе с тем какими бы ни были условия, определяющие закономерности развития, жизнь человека от рождения до угасания хотя и может рассматриваться в рамках общих закономерностей развития, описанных возрастной психологией, но в действительности уникальна, и каждый человек имеет право рассчитывать на индивидуальное бытие и понимание своей уникальности. Date: 2016-05-16; view: 408; Нарушение авторских прав |