Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реализация права собственности





 

Реализация права собственности означает признание права собственности на вещь за конкретным собственником, фиксация этого права и его защита. Субъектом реализации права собственности выступает государство, а механизмом реализации является основанная на законодательстве деятельность органов государственной и муниципальной власти по своевременной и четкой фиксации прав собственности и последующей ее защите. Критерием реализации прав частной собственности в масштабе страны является готовность собственников к инвестированию, которое возможно лишь в условиях защиты объектов собственности, инвестиций и гарантированного получения дохода. Верно и обратное утверждение: неактивность собственников в инвестировании означает нереализацию прав частной собственности. Гарантом реализации прав собственности является верховенство права (независимая судебная система) и развитая демократия (разделение и подлинная независимость ветвей власти, территориальное разделение власти, независимая печать, разветвленная система общественных институтов). Важным аспектом реализации прав собственности является ее всеобщность по субъектам собственности.

Иначе говоря, не должно быть избирательности реализации прав собственности, т. е. гарантий прав собственности для одних и отсутствие таких гарантий для других собственников. Задачами права собственности яв- ляются: признание права собственности на вещь за конкретным собствен- ником, фиксация этого права и его защита.

Рассмотрим реализацию данных задач права собственности.

Зримым результатом приватизации государственной собственности в России в 1990-х гг. было преобразование отношений собственности - признание и юридическое закрепление различных форм собственности. Признание и защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности гарантированы ст. 8 Конституции РФ. Но это только правовая (конституционная) норма. На практике все оказалось сложнее. Признание права собственности на вещь за конкретным собственником можно перевести в термины «легальность» и «легитимность». Легальность связана с правовым признанием и фиксацией чьих-то прав на объекты собственности.

Легитимность связана с неформальным признанием чьих-то прав (людьми, обществом в целом). Вследствие сочетания легальности и легитимности возможно существование ряда альтернативных институциональных режимов. Иллюстрацией режима «Б» может служить собственность так называемых «цеховиков» времен СССР. Эта собственность была нелегальной, но легитимной в том плане, что общество в лице граждан не только не осуждало «цеховиков», но и активно пользова- лось плодами (товарами и услугами) их деятельности. Режим «В» характеризует современное состояние права собственности в России.

Нелегитимность прав собственности в России, по мнению Р. Капелюшникова[26], определяется тремя причинами:

1. Идеологией, формирующей стереотип восприятия. Непринятие частной собственности как таковой людьми старшего поколения.

2. Интересами и настроениями граждан, которые считают себя проигравшими в результате приватизации. Отсюда - стремление к постоянному переделу собственности.

3. Эмоциональным представлением (восприятием) большинства граждан о честности или нечестности чего-либо, в данном случае о честности или не- честности приобретения прав собственности. «Согласно обычному праву, частная собственность легитимируется вложенным трудом, деньгами, идеями, энергией, а не политической властью»[27].

На основании социологических опросов главная причина нелегитимности прав собственности заключается в представлении граждан, что крупные состояния в России нажиты нечестным путем. В этом уверены 90% россиян. При этом негативный имидж прива- тизации был сформирован не столько исходными правилами и конечными результатами, сколько тем, как приватизация воплощалась на практике.

Действительно, в российском обществе существует твердое убеждение, что приватизация проводилась с мас- совыми нарушениями даже формаль- ных «правил игры», не говоря уже о том, что она изначально была не спра- ведлива.

Следует вспомнить в этом плане хотя бы пресловутые залоговые аукционы 1995 г., в результате которых контрольные пакеты акций 12 крупнейших компаний России практически даром (за бесценок) перешли в руки будущих олигархов. «Хотя с момента залоговых аукционов прошло более 15 лет, опросы общественного мнения до сих пор демонстрируют не- гативное отношение к крупным собственникам».

Нелегитимность приобретенной в процессе приватизации собственности обусловливает угрозу пересмотра итогов приватизации и провоцирует постоянный передел собственности. В этих условиях новоявленные собственники, чувствуя зыбкость своего положения в отношении формально (легально) принадлежащих им объектов собственности, не заинтересованы в инвестировании доходов в собственные предприятия. А это, как отмечалось выше, является показателем нереализации права собственности. Важно отметить, что время способствует «затуханию» нелегитимности прав собственности в России. Дело в том, что первые два фактора нелегитимности прав собственности изначально носят ограниченный и временный характер.


Третий фактор является определяющим и «долгоиграющим». Но и его влияние с течением времени могло бы в значительной степени уменьшиться, если бы новоявленные собственники эффективно распоряжались собственностью и если бы правовым порядком регулировались отношения (конфликты) между собственниками и между собственниками и несобственниками.

Все это подпитывает и усиливает чувства граждан по поводу несправедливости преобразования собственности в стране. Эти факты иллюстрируют также избирательность прав собственности - отсутствие защиты означает игнорирование права собственности граждан.

В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничение, переход, прекращения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Это опять же только правовая норма, а на практике существует ряд проблем в этой сфере[28].

Особенно сложной в разрезе фиксации прав собственности представляется ситуация в сфере земельных отношений. «Неразрешенной до настоящего времени остается проблема формирования системы кадастрового учета, поскольку в отсутствие кадастровых документов у значительного большинства российских земель вопрос определения границ земельного участка пока остается достаточно сложным».

Это порождает комплекс проблем как общенациональных, так и частных:

невозможность определения рыночной стоимости участков земли, как в разрезе налогообложения, так и в сфере рыночного оборота земель;

объективные сложности в проведении эффективной земельной поли- тики, особенно в крупных городах;

постоянно возникающие в массовом порядке конфликты по поводу определения границ земельного участка;

рост числа захватов собственниками дополнительных участков земли, как общественных, граничащих с участком земель, оформленных в собственность, так и общих земель в пределах садового или дачного товарищества.

Отсутствие инвентаризационной оценки строений, помещений граждан как объекта налога на имущество физических лиц обусловливает невысокую собираемость этого налога. Физические лица не всегда обращаются в органы технической инвентаризации для регистрации имущества, так как особо не заинтересованы в этом. До настоящего времени не принят федеральный закон, устанавливающий требования обязательной инвентаризации объектов недвижимости, и методика ее оценки. Вплоть до настоящего времени не завершены процессы разграничения государственной собственности на федеральную, региональную и муниципальную.

Право собственности не является абсолютным правом в плане безграничной свободы действий собственника по распоряжению объектами собственности. Оно дополняется ограничением прав собственности и ограниченными правами собственности (сервитутами). Ограничение права собственности и ограниченные права собственности устанавливаются законодательством, т.е. без учета желания собственника. И если они законодательно не установлены (не зафиксированы) или на практике в силу разных причин не реализуются, то это создает комплекс проблем. Именно такая ситуация имеет место в России. Неработающие нормы ограничения прав собственности:


1. Реализация права собственности одних собственников не должна препятствовать реализации права собственности других.

В Российском законодательстве эта норма зафиксирована. В соответствии с п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Однако на практике эта норма постоянно нарушается в силу отсутствия ее фиксации в нормах хозяй- ственного законодательства, регулирующего конкретные направления деятельности. Иллюстрацией подобной практики могут служить следующие примеры:

• Строительство новых высотных зданий в районе сложившейся застройки нередко ведет к возникновению трещин в старых зданиях или нехватке для них мощности коммуникаций, например, подачи воды. Это объясняется тем, что новые высотные здания строятся на основе прежней инженерной инфраструктуры, мощности которой с их возведением становится недостаточно. Эта проблема в силу отсутствия законодательной нормы ее решения на практике всегда решается в пользу «сильного», т. е. в пользу заказчиков нового строительства.

• Шум и грязь от хозяйственной деятельности коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в жилых зданиях (торговые, развлекательные и другого рода заведения), является в России исключительно проблемой граждан, живущих в этих зданиях.

2. Право собственности на вещь наделяет собственника не только «благом» обладания ею, но и накладывает на него «бремя» содержания вещи, несения связанных с этим расходов и рисков. Примеров этому масса и они разнообразны - брошенные автовладельцами автомобили, несанкционированные свалки, невыплата заработной платы работникам и т.д. Эти проблемы не решаются годами в силу отсутствия или несовершенства соответствующих правовых норм.

3. Бездеятельность собственника в отношении оговоренных законодательством факторов производства или их неэффективное использование в тече- ние установленного законодательством срока может и должна пресекаться законом вплоть до их изъятия у собственника. Такие меры в Гражданском кодексе Российской Федерации предусмотрены только в отношении бесхозяйственного содержания культурных ценностей (ст. 240), плохого отношения с животными (ст. 241), нерационального или ненадлежащего ис- пользования земельных участков (соответственно ст. 285 и 286) и жилых помещений (ст. 293). Кроме того, эти меры на практике не работают. В соб- ственности отдельных ведомств или хозяйствующих субъектов находятся значительные земельные ресурсы, практически ими не используемые, что неоднократно становилось объектом критики со стороны Президента РФ. Однако не дело Президента решать такие вопросы, здесь должно работать законодательство.


4. «Весьма тревожной тенденцией, свидетельствующей о коррупциогенности земельных отношений в России, является массовое самовольное возведение домов и иных строений на земельном участке, сопровождающееся незаконным оформлением разрешения на строительство и неправомерным закреплением прав собственности на подобные постройки»[29]. И это при том, что в ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации четко определены понятие и последствия самовольной постройки. Неработающие нормы ограниченных прав собственности:

1. «Серьезной проблемой для целого ряда хозяйствующих субъектов ста- ли сложности оформления сервитутов - прав ограниченного пользования чужими земельными участками, по ко- торым проложены газопроводы, линии электропередач, линии связи и другие объекты, являющиеся собственностью указанных хозяйствующих субъектов».

2. Массовой проблемой для граж- дан, постоянно проживающих на какой- то территории, стала невозможность прохода к жизненно необходимым объектам, например, водоемам в силу то- го, что новоявленные собственники частных владений просто не оставили им такой возможности. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) предусмотрено ст. 274 Гражданского кодекса РФ. Однако в соответствии с п. 3 этой статьи сервитут устанавли- вается по соглашению сторон и подлежит регистрации. В случае недости- жения соглашения, спор разрешается судом по иску лица, требующего уста- новления сервитута. Данная правовая норма может и должна работать в от- ношении индивидуальных физических или юридических лиц. Кода же речь идет о нарушении законных прав и ин- тересов жителей населенных пунктов, то законодательством должен быть предусмотрен упрощенный вариант решения этой проблемы.

Защита собственности является завершающим и ключевым моментом реали- зации права собственности, ибо препятствует доступу к объектам собственности иных юридических или физических лиц и дает возможность собственнику распоряжаться ими по своему усмотрению.

Защита собственности предполагает исключение других претендентов или упорядочения их претензий на объекты собственности. А для этого необходим ресурс принуждения. Отсюда вытекает особая роль государства как субъекта защиты прав собственности. Защита всех форм собственности гарантирована ст.8 Конституции Российской Федерации. Но это только правовая норма, а на практике не наблюдается в России в должной мере защита прав собственности

В отношении защиты прав собственности граждан государство или бездействует, или само их нарушает. Различные виды мошенничества, в результате которых граждане теряют деньги или жилье; уплотнительная застройка, в результате которой ухудшаются условия жизни граждан или даже разрушается принадлежащее им жилье; поджоги домов для освобождения территории под новое строительство - все это государство в лице соответствующих органов пускает на «самотек», т. е. не пресекает эти правонарушения на корню, не наказывает виновных, а оставляет эти конфликты на саморегулирование.

Иначе говоря, государство в этих конфликтах действует в соответствии с поговоркой «спасение утопающих дело рук самих утопающих».

В результате конфликты по поводу собственности везде и всюду раз- решаются в пользу сильных в ущерб интересов и законных прав граждан. Это как бы пассивная сторона государства в отношении защиты прав соб- ственности граждан.

Однако государство нередко само нарушает право собственности граждан:

• снос гаражей без должной денежной компенсации;

• досрочный и поэтому незаконный разрыв договоров аренды, заключенный государственными органами с гражданами-предпринимателями;

• незаконные поборы граждан-предпринимателей представителями государственных органов (сотрудниками полиции, санэпидемстанций, пожарного надзора). Не наблюдается в России в должной мере и защита прав собственности в сфере бизнеса. Это проявлялось сначала в рэкете, а затем в рейдерстве. Отсутствие защиты прав собственности со стороны государства обусловило возникновение рэкета. Точнее говоря, государство не пресекло стихийно возникший рэкет и, тем самым, способствовало превращению рэкета в грозное социально-экономическое явление.

Нереализация прав собственности в России идет по нескольким направлениям: • нелегитимность легальной собственности; • отсутствие четкой фиксации прав собственности; • нарастание масштабов нереализации защиты прав собственности: от рэкета и рейдерства до нереализации защиты прав крупных собственников; • избирательность защиты права собственности; • иррациональный механизм защиты прав собственности; • целенаправленный вывод денег из страны олигархами; • невозможность государства инвестировать собственные избыточные ресурсы в экономику страны; • возникновение иррациональной собственности госкорпораций; • становление в России персонифицированной формы государственной собственности[30].

Тܰакиܰмܰ образомܰ, мܰы приܰшлиܰ к выводу, чܰто римское право (приобретение права собственности в Средние века) подверглось изменениям основных принципов после рецепции. При этом было недопустимо иметь более одного права собственности, что являлось противоречием имеющемуся при феодализме праву сеньора и вассала, распространяющегося на один участок земли. Так как четкого понимания отличия между правами на собственность и другие предметы не существовало, была разработана концепция раздельной собственности. С ее помощью объяснялось и допускалось наличие нескольких одинаковых имущественных прав на один участок земли. Наиܰболее вернымܰ будет яܰвляܰтьсܰяܰ сܰледующее: «право сܰобсܰтвенносܰтиܰ яܰвляܰетсܰяܰ юриܰдиܰчܰесܰкиܰмܰ выражениܰемܰ приܰсܰвоениܰяܰ, предосܰтавляܰющего сܰобсܰтвенниܰку правомܰочܰиܰяܰ непосܰредсܰтвенного владениܰяܰ, пользованиܰяܰ иܰ расܰпоряܰжениܰяܰ вещью».

Тܰакже сܰтоиܰт приܰйтиܰ к выводу, чܰто вопросܰ о томܰ, чܰто в сܰодержаниܰе права сܰобсܰтвенносܰтиܰ входяܰт право владениܰяܰ, право пользованиܰяܰ иܰ право расܰпоряܰжениܰяܰ, предсܰтавляܰетсܰяܰ бесܰсܰпорнымܰ. Вܰладениܰе, пользованиܰе иܰ расܰпоряܰжениܰе образуют сܰодержаниܰе сܰобсܰтܰвенносܰтܰиܰ, иܰ сܰобсܰтܰвенниܰк в процессеܰ правовогܰ регулиܰрованиܰяܰ, как правило, должен иܰмܰетܰь сܰоотܰветܰсܰтܰвующиܰе правомܰочܰиܰяܰ.








Date: 2016-05-15; view: 1020; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию