Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Миссионерская функция





Для влияния на различные группы эмигрантского сообщества конфессиональной печати необходимо поддерживать на определённом уровне эффективности такую составляющую арсенала средств воздействия на верующую аудиторию, как выполнение миссионерской функции. Эта функция подразумевает пропаганду и распространение какого-либо вероучения среди инакомыслящих, либо далеких от вероучения слоев населения. С момента своего возникновения издательская деятельность миссии Русской Православной Церкви на американском континенте имела ярко выраженный миссионерский характер, будучи неотъемлемой частью ее духовно-просветительской деятельности.

Начальный период этого рода работы православной церкви пришелся на период, когда в арсенале первых миссионеров-подвижников на Аляске – тогда территории так называемой «Русской Америки» – не было печатного слова в арсенале влияния. После появления самого первого православного издания на территории США довольно длительный период пресса была занята пропагандой «истинного православия», борясь как с «униатской ересью», так и с другими христианскими конфессиями. А потому, миссионерская функция должна была исполняться, в большей или меньшей степени, всем без исключения конфессиональным изданиям диаспоры.

Миссионерская работа должна была быть постоянной нагрузкой изданий, чья аудитория являлась сложносоставной по религиозному признаку. Так, постоянные миссионерские и историографические публикации находим мы в газете «Правда», большинство аудитории которой представляли русины и другие западнославянские субэтносы. Если выполнению информационной и социально-ориентирующей функции издание отдавало первые, новостные полосы, чем вполне соответствовала типу общественно-политической газеты эмиграции, то материалы аналитического и очеркового характера выполняли именно миссионерскую функцию. Этому была посвящена, например, целая полоса в газете «Правда», где она размещала продолжающиеся в нескольких номерах публикации: исторический очерк «Святая Русь» и статью «Що есть религия»[243], «Слово на Рождество Христово. Какие блага принесло роду человеческому воплощение сына Божия через веру в Него?»[244], «Бегство Св. Семейства в Египет». В публикации «От Духовного Управления «Общества Русских Братств» душеполезное наставление»[245] разъясняются основные правила православного поведения; «Памяти святых Кирилла и Мефодия»[246].

К публикациям миссионерского характера можно отнести и иноязычные вставки, размещаемые среди основного текста полос русских газет с разъяснениями основ православия, которые обычно появлялись в дни значимых церковных событий и праздников.

К чистому типу миссионерского издания можно отнести журнал «Russian-American Orthodox Messenger», выпускавшимся в качестве англоязычного приложения к газете «Американский Православный Вестник». С 1905 года помощь по его изданию Русской Церкви оказывал доктор богословия Инграм Нафанаил Ирвин, бывший священнослужитель епископальной церкви, перешедший в православие. И, хотя публикации журнала свидетельствовали о его нацеленности на достаточно широкую аудиторию – священников, эмигрантов, российских читателей, инославных верующих, – характер информации соответствовал стремлению редакции знакомить читателя с самыми основами православного вероисповедания. Тематика журнала полностью соответствовала его миссионерским целям, и содержала множество статей по богословию и догматике, в нем содержался богатый материал по истории православной миссии Америки, освещались и важные локальные события церковной жизни, публиковались отчеты о состоянии дел ближних викариатств – как на территории Аляски, так и в соседней Канаде.

РПЦ традиционно видела в миссионерском служении также инструмент борьбы с отходом от православия, – что было утверждено в России еще в период служения обер-прокурором К. П. Победоносцева[247]. Таким образом, объектом миссионерской работы в Североамериканских Штатах, как и в метрополии должны были стать адепты религиозных движений, определяемых РПЦ как секты. Вся возможная информация по этому вопросу доставлялась в газеты, даже если не имела прямого отношения к жизни в Америке. Например, в газете «Любовь» была опубликована корреспонденция о некоем «пророке» из маленького бельгийского городка, который топил членов своей паствы во время крещения ради их воскресения «для нового, свободного житья, полного радости»[248].

Идеологические функции, общие для других типов средств массовой информации, берут на себя и издания, которые хотя и ориентированы на церковную тематику, но не могут не отзываться на особенности политической жизни общества. Ведь любая влиятельная религия в той или иной мере берется за выполнение консервативно-охранительной функции по сохранению и стабилизации существующего общественно-политического строя. А потому, и выражающая ее интересы конфессиональная периодика способна как оправдывать различные общественные отношения, так и протестовать против них в определенных политических или экономических ситуациях критического характера.


Потому, как и подавляющее большинство других изданий эмиграции, конфессиональные СМИ охотно размещают критически направленные, явно тенденциозные материалы о волнующих церковь и эмиграцию темах: например, о положении в коммунистической России. Так, в информационной корреспонденции «Даже птичье молоко в Советской Москве»[249] корреспондент газеты «Американская Православная Русь» делится впечатлениями одного из православных священнослужителей, посетивших послевоенную Москву. Священник свидетельствовал: «Москва, однако, представляет из себя грубое явление: за все время моего пребывания там я не увидел ни одного интеллигентного, ни хорошо одетого лица на улице» [250].

В 70-е годы прошлого века годы тема преследований православной церкви СССР, и, с другой стороны, тема ее религиозных побед все еще пользуется популярностью на страницах конфессиональных и церковно-ориентированных газет. Уже на английском языке убеждает в этом своих читателей газета … в корреспонденции под англоязычным заголовком «Soviet Union 50-years-Old War on Church Still Fails to Meet Its Goal As Many Young People Turn to Religion»[251].

Страницы газет, поддерживающих православные церковные институты, пестрят обвиняющими критическими заголовками: «Дурманная философия большевистских лидеров», «Для чего большевикам в СССР необходима помощь русской православной церкви?», «Политиканство московского патриархата», «Высшее управление Русской православной церкви, будучи покорнейшим слугой С.С.С.Ровской безбожной власти, не спасает, а явно ослабляет и уничтожает истинное значение ея в великом деле спасения душевного». А официальный орган Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей журнал «Церковная жизнь» по инициативе Московского Митрополита Мергия подготовил и опубликовал даже библейские разъяснения по делу советизации Русской церкви в СССР.

Как отмечает историк Ф.А. Дорофеев, религии обычно присуща и легитимизирующая функция, которая способствует стабилизации общества тем, что стремится сакрализировать его нормы и ценности. Другие авторы несколько расширяют взгляд на проблему: «Религия выполняет легитимизующую функцию, устанавливая нормы, которые полезны для данной социальной структуры и создает предпосылки того, чтобы человек выполнял свои моральные обязательства»[252]. Стремясь к реализации этой функции, православная церковь с успехом использует возможности печати и размещает материалы под заголовками типа «Будь верен матери своей – церкви, она не раз спасала Россию, спасет и ныне»[253].







Date: 2016-05-15; view: 587; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию