Издания политических организаций, поддерживающих православие
Даже в среде конфессиональных изданий в периоды бурных общественно-политических потрясений первой половины XX века явно прослеживалась тенденция стать объединяющим началом вокруг той или иной политической идеи. Газета «Воскресение России», выходившая с подзаголовком «Голос Русской Монархической мысли», свое основное кредо выразила одновременно двумя лозунгами, венчавшими заголовочный комплекс: «За веру, царя и Отечество. Так было и так будет начертано на славных Российских знаменах» и «Мы – русские! С нами Бог!»[162].
Русский журналист, политический и общественный деятель эмиграции И. К. Окунцов отмечал в своем исследовании жизни русской эмиграции, что газету «Русские Новости» русские социалисты даже прозвали «церковно-прогрессивной оберткой для селедок»[163] за проводимый ею крайне консервативный идеологический курс. Издавал газету Н. Ломакин, который был не только священником, но и нотариусом, типографом и книготорговцем.
Николай Павлович Рыбаков, кадровый офицер царской армии, участник Белого движения на Востоке России, и в эмиграции остался верен своим убеждениям, для выражения и распространения которых начал издавать еженедельную русскую патриотическую монархическую газету «Россия». Издание поддерживало дух и идеи православия, печаталась с использованием дореформенной русской орфографии и выражало интересы самых реакционных групп русской эмиграции. Вот как выход этой газеты приветствовал один из читателей газеты: ««Россия» – и славянская вязь, «Россия» – и старый русский язык Пушкина, Гоголя, «Россия» – и душа русского народа, святая православная вера – всем этим Вы создаете то, чего нам не хватало и не хватает»[164].
Параллельно с освещением религиозной проблематики, газета целенаправленно отстаивала мысль о необходимости восстановления монархии, как единственного пути к возвращению исконной российской государственности и стабильной, благополучной жизни для всего русского народа.
Национальная идея вдохновила журналиста, издателя и политического деятеля Михаила Туряницу на создание церковно-патриотического издания для выражения интересов Карпато-русского общества, выступавшего против идей украинофильства и политики украинизации закарпатских русинов. Русское зарубежье знало его как редактора журнала «Свободное слово Карпатской Руси» (с 1979 года поменявшего название на «Свободное слово Руси»), а также как издателя исторической и философско-публицистической литературы.
Он вел активную переписку с зарубежьем, рецензировал программы новых политических партий в разных странах, рассылал людям и в редакции свои «обращения», копии статей и комплекты журнала; беседовал с русскими и украинскими деятелями, составлял сборники статей на богословскую и национальную тематику. В его квартире-редакции проводились «круглые столы» по геополитике, истории, социологии, религии и другим наукам, готовились «радио-выпуски» журнала с записью на кассеты. В те времена старых технологий ему приходилось читать и выверять каждое слово – как редактору, и как корректору, а также самому вручную делать макеты. Журнал имел подписчиков почти в 40 странах мира, тиражи его доходили до пяти тысяч. При том, что журнал М.И. Туряница издавал за свой счет и при поддержке единомышленников, регулярность выпуска сохранялась. Соратники и друзья вспоминают, что его всю жизнь поддерживала святая ненависть к врагам России и русского народа, с этой идеей он буквально слился, ей он органически принадлежал, а потому всю свою жизнь он подчинил этому благородному делу.
Протоиерей Алексей (Полуэктов), как и многие служители русской православной церкви, глубоко переживал за судьбу русского народа, находившегося «под игом безбожной коммунистической власти». Стремясь оказать ему посильную помощь, он сумел основать Свято-Ильинское издательство, разместив типографию в собственном доме. Здесь, кроме печатанья духовных книг, он выпускал приходской листок кафедрального собора в Сан-Франциско «Тропинка», а также большую серию миссионерских журналов-брошюр «Вера и жизнь». Все его книги и миссионерские брошюры секретно переправлялись в советскую Россию, с тем, чтобы помогать «утолять духовную жажду русского народа»[165].
Сами церковные организации, а также священники и миряне, выражавшие поддержку православию, часто становились инициаторами создания различного рода религиозно-общественных объединений, игравших весьма значительные роли в жизни представителей русской диаспоры Америки. И эти же общественные группы, и объединения единомышленников зачастую становились вдохновителями, учредителями и издателями периодики, помогающей поддерживать идеи, ценности и каноны православного учения.
Таблица 8. Периодические издания общественных объединений
Издание
| Организация
| «Вестник русского студенческого христианского движения»
| «Русское студенческое христианское движение (RSKHD).
| «Возрождение России» «The Restoration of Russia»
| «Возрождение России»
| «Любовь»
| «Русское Православное Общество»
| «Полярная Звезда»
| Русский Христианский Народный Дом Клуб Молодежи.
| Призыв
| Дамский благотворительный комитет при Американской и канадской русской православной епархии
| «Путь»
| «Женский Отдел Всероссийской Фашистской партии»
| «Рассвет»
| "Орган Российских Прогрессивных Союзов и Культурно-Просветительных Организаций"
| «Ревнитель Православия»
| «Общество Ревнителей Православия в Америке», «Русское Православное Женское Общество»
| «Россия»
| Объединенные русские национальные организации
| «Русская Газета»
| «Орган Центрального Правления Русских Объединенных национальных Организаций»
| «Русский вестник»
| Русские православные братства в Америке
| «Русский клич»
| Братство поборников православной веры и церковной истины
| «Русский Ортодоксальный Журнал»
| Федерации Русских Клубов Америки.
| «Русский православный журнал»
| Федерация русских православных клубов в Америке.
| Русский Студент
| «Русская Студенческая христианская организация»
| «Свет», («Svit», «The Light»)
| «Русское Православное Общество Взаимопомощи»
| Современник
| Национальный Русский Студенческий Христианский Союз в Америке
| Свято-Владимирский Путь
| Свято-Владимирский кружок молодежи
| «Слово»
| «Русского народного союза»
| В целом, в течение всего рассматриваемого периода организации самых различных направлений, отдавая должное эффективности влияния печатного слова на самый широкий контингент членов русской эмигрантской колонии, весьма активно проявляли себя в издательстве периодики. Это были «Национальный Русский Студенческий Христианский Союз», «Русское Эмигрантское Общество», «Общество Русских братств», «Тихоновское православное русское общество», «Федерация русских православных клубов», «Всеамериканская организация православных женщин», организации взаимопомощи, братства и сестричества, и т. п., а также многочисленные русские православные братства, организованные на территории США, и оставившие свой след в журналистике русской эмиграции.
Date: 2016-05-15; view: 454; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|