Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурно-образовательная функция изданий





Эта функция российской прессы имеет глубокий исторический аспект. Историк российской журналистики Б.И. Есин отмечает, что «…в России в XVIII веке газеты активно выполняли культурно-просветительскую функцию, не столько в силу особого характера самой печати, сколько в силу состояния общества, аудитории того времени»[229]. Журналистика эмиграции также является отражением состояние среды, в которой она зарождается и функционирует, фиксируя на своих страницах все внутренние и внешние ее изменения.

В изданиях «русской Америки», где, казалось бы, эта тема должна быть даже более освещена, чем в Европе и России, она, как раз-таки, получила наименьшее развитие. Ведь американская русская печать большую часть истории своего существования обращалась к подавляющему большинству читателей самого простого происхождения, у которых не были еще удовлетворены базовые человеческие потребности – в еде, жилье, экономической и физической безопасности. Потому и публикаций этой тематики появлялись лишь эпизодически, выполняли задачу просвещения самого начального уровня. Здесь в качестве характерной, но нетипичной публикацией для большинства изданий можно назвать очерковую корреспонденцию «Русская культура и Пушкин», подписанный известным деятелем В. Маклаковым[230] и размещенную в номере газеты «Россия», посвященном Дню Русской культуры.

Большую часть своей истории конфессиональная печать эмиграции должна была обращаться к сообществу представителей национальных меньшинств, часто выпавших из контекста культурного развития еще у себя на родине, и, конечно, отличавшегося уровнем образования от большинства эмигрантов, выходцев из экономически, технически и социально более развитых стран Европы, в худшую сторону. В новых условиях самого динамично развивающегося молодого государства, какое представляла из себя Америка, потребности этой читательской аудитории расширились значительно, и внимательные к своей пастве церковные институты не могли не почувствовать новые вызовы реальности и необходимость вписаться в новый контекст отношений человека с культурой, наукой, производством, обществом и политикой. А потому и страницы многих изданий исследуемого отряда печати были открыты для множества новых явлений, с которыми встретились представители русской эмиграции на земле Америки.

По этой причине весьма активно обращаются издания к освещению тем образования и общекультурного развития. Самое большое внимание уделяла выполнению этой функции газета «Любовь», которая регулярно размещала материалы под следующими, весьма характерными заголовками: «Больше науки, а меньше суеверия», «Упражняйте свой ум», «Наука и забобоны[231]», «Атомный век», «Влияние женщины на просвещение» и другие. Последняя из названных публикаций особенно примечательна, так как освещает не совсем традиционную для печати патриархального в своей основе русского рабоче-крестянского сообщества тему общественной роли женщины, полемически заявляя в самом начале разговора: «Числом честных женщин, меряется и моральность народа». Доказвтельство савоей мысли автор раскрывает последовательно и аргументированно: «…Таку саму меру можно применити и до просвещения. Чем больше просвященных женщин в яком народе, тем скорейше той народ стремится до светла, науки, до высших знаний. …Женщины яко матеры молодого поколения мают наибольшее влияние на просвещение у молодёжи, а яко жены у мужей. От того зависит влияние, о сколько женщина есть просвещенною» [232].

Анонимный автор старается разрушить самые основные стереотипы, присущие патриархальной славянской общине, и принесенные ее членами в новую страну. Он ставит возможность прогрессивного развития для земляков в зависимость от положения женщины: «Ниякий уровень образованных Русинов в Америке, происходит в великой мере от застоя непросвещённых женщин, который найбольше затворяют двери просвещению, в своих гнездочках родимых» [233]. И чаще всего не только сама женщина в этом виновата, пишет автор: «И виновати их в том и не виновати. О сколько встречаесь хотя слабую склонность к просвещению, то и тая ограничается майже исключно на хлопцях. Ширшое умысловое воспитание девчат лежит у нас облогом. Наша женщина тут в Америце не мае понятия о корыстях просвещения, не знае важности и потребы науки. Противно на каждом кроце в том напряме ставляется перешкоды послугуючись престарелою засадою, що женщина чем меньше понимающа о свете, тем скорше и без претенсии выходит за муж» [234].

Автор идет дальше в своей воспитательной работе с читателем, объясняя, что такое незавидное положение женщины ограничивает также и развитие мужчины: «Мужчина привыкший в доме родительском до темноты матери, не шукае просвященноя женщины, годится из фактом що подруга его житя не смее дальше сагати знаниями як кухня и праця» [235]. Автор делает предупреждение такому мужчине: если в дальнейшей жизни через общение с «просвещеннейшими» людьми он «пожелал бы ширшого горизонта, больше духовного корму, власна его жене стане первою великою перешкодою», так как не позволит покупать и читать книги, считая, конечно же, что это напрасная трата денег и так далее[236].


Даже выходя и распространяясь далеко за пределами родной страны, русская печать не может не реагировать на процессы, которые происходят с родной культурой и русским языком. Так, на послереволюционную реформу русской орфографии газета «Американская Православная Русь» отреагировала публикацией «Слава Богу, что мы русские!», разделенной красноречивыми подзаголовками: «Вред реформы правописания», «Две орфографии – с точки зрения науки», «Новое правописание – тупит мысль!», «Язык и нация», «Необходим возврат к старой орфографии» [237].

Не только в рекламных целях, но и для повышения общего культурного уровня членов русской колонии все периодические издания газетного типа в значительном объеме размещают на своих рекламно-информационных полосах о доступных своим читателям концертах, популярных образовательных курсах и лекциях, новинках художественной и справочной литературы от активно работавших в Америке книжных издательств и книготорговцев.

Заметно более широкий спектр культурно-просветительской деятельности вели газеты смешанного типа: общественно-церковные и церковно-политические. Так, русская национальная еженедельная газета «Правое дело» стала средством рекламы для распространения весьма объёмного списка литературы, в который входили такой разнообразный набор публицистических и литературных произведений, как «Дюжина ножей в спину революции» А. Аверченко, «Избранные рассказы» Ш. Алейхема, произведения авторов Серебряного века русской литературы, образцы современной беллетристики. Но самый большой объем рекламы газета посвятила самым первым «антисоветским» изданиям, всесторонне раскрывающим и иллюстрирующим фотографиями и документальными свидетельствами трагические стороны революционных событий XX века: «Жертвы вечерние» И. Родионова, «Итоги Коммунизма» Б. Л. Бразоля, «Чума в России» А. Розенберга, иллюстрированного фотографического альбома «Работа большевиков»[238].

Для развития любой идеологической или духовной деятельности всегда является актуальной работа по образованию ее проводников, трудящихся на основе профессиональной занятости. Теология развивалась в течение столетий, активно использовала книгопечатание и не оставила без внимания появление более оперативных средств распространения этих знаний. Богословскую науку в эмиграции представляли журналы, которые выходили при духовных образовательных учреждениях на территории Америки. При рассмотрении их деятельности необходимо указать на п ропагандистскую, или идеологическую функцию, свойственную конфессиональной прессе. Эта функция включает в себя, в самую первую очередь, религиозно обусловленные составляющие: катехизаторскую и миссионерскую деятельность.


Выполняя катехизаторскую функцию, издания занимаются системной пропагандой какого-либо вероучения среди единоверцев. В максимально полном объеме эта функция обычно возлагается на издания журнального типа: журналы, ревю, альманахи. Если искать аналогии среди изданий светской прессы, то им будет максимально соответствовать тип т.н. «толстого журнала», характерный для российской печати. В исследуемом отряде прессы к ним можно отнести: ежемесячный журналы «Ревнитель Православия», «Православное Кафолическое Обозрение», «церковно-богословско-философский» ежегодник «Православный Путь» (РПЦЗ) и «Тихоновец», религиозно-нравственный журнал «St. Vladimir’s theological quarterly», «St. Vladimir’s newsletter», «Theological Review», а также альманах «Христианин», посвященный «укреплению духовной жизни верующих и их молитвенному объединению».

В этих изданиях, в большинстве случаев практически лишенных иллюстративной и любой другой декоративной составляющей, текстовые материалы, выполняющие обозначенную идеологическую функцию, подаются в более рациональном ключе, чем тексты газетной периодики. Эти издания обращаются к знаниям и разуму более подготовленного в области богословия читателя, а потому содержат целую систему сложной научной теологической фактографии и аргументации.

По своим основополагающим характеристикам, газета, как тип издания, в меньшей степени предназначается для выполнения рассматриваемых функций, чем издание журнального характера. Однако, в условиях эмигрантского функционирования, сам тип периодического издания также может подвергаться значительной деформации или универсализации, принимая на себя как журнальную, так и газетную нагрузку по обслуживанию аудитории. Один из немногих, но характерных примеров в этом ряду – это еженедельная газета «Наши Дни» (издавалась Славянской баптистской ассоциацией), посвященная углублению и расширению христианской мысли. Подобную нестандартную специализацию можно объяснить в первую очередь тем, что газеты других христианских конфессий не имели возможностей для создания такой же универсальной широкой системы печати, как сложилась у православной прессы.

Газета «Любовь», которая благодаря широте своих взглядов, может служить самым ярким примером полифункциональности, вместе с рядом других функций, берется и за выполнение катехизаторской функции. Здесь постоянное место отводится теологическим размышлениям на темы библейских заповедей («Фарисей и мытарь»), нравоучительным заметкам и комментариям («Вся суета»), в том числе материалы в весьма популярной тогда стихотворной форме («Я нашел бога»), «Сошествие Св. Духа». В газете «Свет» примером может служить публикаций аналитического характера под заголовком «Политические и церковные размышления: Русская богословская наука», повествующий о значении русского православия для мировой культуры и необходимости его сохранения и передачи следующим поколениям[239].


Системно в изданиях газетного типа эта функция выступает на передний план в случаях особых, например, в периоды значимых религиозных событий. Так, в дни празднования самых знаменательных христианских праздников Рождества и Пасхи, издания самых различных типов размещают на своих первых полосах щедро украшенные иллюстрациями объемные тексты, которые призваны оказывать впечатляющее духовное и эмоциональное воздействие, утверждая силу и могущество православного вероучения. Так, «Русский вестник» в выпуске перед пасхальным воскресеньем первую полосу праздничного выпуска отдает под редакционный материал, выстроенный в виде пасхальной проповеди Митрополита Феофила и отца протоирея Андрея Шлепицкого, духовного управителя православного братства. На этой же полосе размещено стихотворение «Мироносицы» и заметка, посвященная обычаю христосования. На второй полосе праздничного выпуска размещено «Пасхальное послание архиепископа Адама» и назидательный рассказ житийного (очеркового) характера «Звонарь Рябов»[240].

В газете «Православная Русь» размещаются катехизаторские публикации типа «Сущность Православия», «Политическия и церковныя размышления. Русская богословская наука»[241].

Начиная с 50-х годов XX века, с началом раскручивания странами Запада холодной войны, часть конфессиональной прессы явно политизируется. Так, первая полоса американско-русской газеты «Правда» выглядит максимально идентичной одноимённому лидеру советской печати. Религиозная тематика здесь также присутствует, но размещается она на полосах, следующих за основным редакционным содержанием. Когда на повестке дня не стоит горячих политических событий, первыми на полосе все равно размещаются новости религиозной жизни, имеющие политическую подоплеку. Так, для периода драматических чехословацких событий 1968 года характерен следующий порядок размещения материалов соответствующего газетного выпуска: на первых местах полосы разместились корреспонденция «Пасхальная заутреня» под рубрикой «На Московской улице», заметка «Мировая конференция красных соберется в Москве» под рубрикой «Краткие новости», подборка хроникальной информации о положении в Чехословацкой Советской Социалистической республики с заголовками «Демонстрация в Чехословакии» и подзаголовком «Поезжайте домой»[242].

С большим размахом, на первой полосе, на открытие всего газетного номера, подаются новости, способные оказать максимально эффективное идеологическое воздействие. Такого рода сообщения – например, о религиозной жизни в СССР – словно укрупняются благодаря месторасположению и манере подачи, становятся более масштабными: «Молодежь участвует в Московской Рождественской литургии», «50-летняя война Советского Союза против церкви не достигает своих целей: множество молодых людей обращаются к религии», «Религиозность красноармейца» и так далее. И, хотя достоверность передаваемой информации вызывает определенные сомнения, но с точки зрения идеологического воздействия издание выигрывает в эффективности.

С целью выполнения этой же функции газета «Американская Православная Русь» размещает обзор деятельности православных церковных институтов под заголовком «Активная святость Русской Православной Церкви». Для повышения эффективности воздействия и для создания впечатления контраста под этот материал подверстывается критическая корреспонденция под саркастическим заголовком «Любовь папства к славянству».

Как и другая идеологическая деятельность, катехизаторская работа ведется конфессиональной периодикой самыми различными методами, однако чаще всего ею используются приемы явной и скрытой полемики. На страницах газеты «Правда» размещаются такие идеологически заостренные материалы, как: «Ответ журналу Коммунист» написанный архиепископом Иоанном Сан-Францисским, «О фантасмагориях материализма» со следующими подзаголовками разделов: «Журнал «Наука и религия» о Православной церкви», «Светлана Аллилуева о чистках», «Политические крокодильи слезы» и так далее.







Date: 2016-05-15; view: 723; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию