Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Историко-типологический подход к изучению печатных СМИ
Самым оптимальным средством для изучения деятельности этого социального института является метод типологического анализа, универсальность которого доказана десятилетиями применения его отечественными учеными для изучения самых различных отрядов российских и зарубежных СМИ. «Вся история журналистики – от первых рукописных известий и печатных изданий до газет и журналов сегодняшнего дня – представляет собой путь беспрестанных типологических эволюций и исканий, – отмечает в работе «Типология периодической печати: основные понятия и категории» профессор Е.А. Корнилов. – Развитие системы журналистики непосредственно связано с осмыслением типологических характеристик каждого периодического издания, поиском собственной читательской аудитории, моделированием назначения, содержания, структуры внешней и внутренней формы, стилистического единства и оформления»[126]. Определение типологии, пришедшее из социологии, определяет ее как «метод научного познания, в основе которого лежит обладающее определенными свойствами разбиение изучаемой совокупности объектов на группы»[127]. Исследователь А. И. Акопов, проделавший самое первое системное исследование типологии журналов предлагает следующее определение: «Типология периодических изданий – это область теории журналистики, включающая историко-теоретическое системное описание изданий по типоформирующим признакам, составление различных, зависящих от конкретных задач исследования, классификаций изданий; выяснение взаимоотношений, связей между подвергнутыми классификации изданиями в пределах данной системы»[128]. Профессор Е.А. Корнилов особо подчеркивает, что основным принципом научного познания является принцип историзма, требующий рассматривать любое явление «… в его развитии, «самодвижении»,...изменении, взаимодействии с другими явлениями, во всем противоречии конкретно-исторических связей. …Так как все явления возникают и изменяются, т.е., носят исторический характер, то познание любого предмета может быть истинным только тогда, когда оно будет также историческим»[129]. Сегодня ученые разработали целую систему анализа самых различных компонентов медийной системы, на базе которой вывели четкие определения типологии прессы. Комплекс элементов, на основе которых можно мотивировать разделение объекта на видовые и подвидовые категории, обозначаемый в теории журналистики термином «типоформирующие факторы», позволяет изучить любой издание или группу изданий во всей полноте. И, хотя каждый исследователь акцентирует внимание на различных факторах в соответствии с научной спецификой стоящих перед ними задач, цель – более или менее полное описание модели издания любого типа – достигается. При этом, в зависимости от конкретных задач можно выделять и целый ряд других типоформирующих признаков, и вводить их в систему. При классификации отдельного типа печати представляется необходимым и достаточным исследование взаимовлияния и влияния на тип издания трех главных родовых элементов массовых коммуникаций: «издатель – издание – аудитория»[130]. Эти признаки настолько взаимосвязаны, что знание одного из них может определить характеристику другого, и именно эта системная последовательность первичных признаков и обусловливает тип издания. Следовательно, учитывая современные достижения общей научной мысли, представляется необходимым рассмотреть типологическую структуру церковной периодики с учетом именно этих типообразующих категорий. Основываясь на вышеуказанных основных элементах СМИ, можно получить конкретную систему рассмотрения типологии конфессиональной периодической печати: • в первую очередь будет проанализирована информация, отражающая характер издателя – официальных структур русских православных церквей США; здесь необходимо указывать остальных вероятных представителей издательского корпуса – институт, организацию, общество, либо персоналию; • на втором уровне типологической структуры, определяющимся характером передаваемой информации, вся церковная периодика должна быть охарактеризована с точки зрения функциональной предназначенности ее изданий, а затем проанализирован и описан их контент; • на третьем ярусе исследования должны располагаются данные об основных сегментах читательской аудитории и их влияния на модель издания. Кроме названных аспектов типологическое исследование анализ предполагает рассмотрение системы изданий православной прессы во взаимосвязи с существующими в каждый конкретный исторический период общественными отношениями. Это обосновывает необходимость сравнительно типологического изучения социальных особенностей жизни и деятельности русской эмигрантской диаспоры США всех значимых периодов ее развития. Историческое познание диктует следующую методологию рассмотрения предмета нашего исследования: выявление сущности издания и познание частных и общих закономерностей его деятельности, исследование «связей и опосредствований». Важным условием при этом является требование всесторонности рассмотрения. Если журналистику следует рассматривать как систему, в которой каждый элемент – отряд, вид, тип, единичное издание находится в политическом, органическом и творческом взаимодействии с другими элементами, то деятельность конфессиональной прессы США в каждый значимый момент истории необходимо максимально полно представить во взаимодействии не только с остальными изданиями этого же отряда прессы, а также, по возможности, с остальными изданиями эмигрантского сообщества. Но так как это сделало бы начальный этап исследования русской православной прессы США слишком объемным, то собственно конфессиональные издания были рассмотрены в качестве единой системы со смежными типами периодики. Конфессиональная печать США периода конца XIX–XX веков может быть с известной условностью разделена на ряд направлений, обладающих особой спецификой, связанной с рядом определенных типологических характеристик. В качестве самых общих дифференцированных групп можно выделить издания, посвящённые только лишь специфической церковной тематике, издания, помогающие верующему человеку ориентироваться в окружающем мире – церковно-общественные, а также издания, участвующие в идеологическом противостоянии каких-либо политических институтов или взглядов – это церковно-политические. К ним примыкает группа изданий несколько иного «формата» подачи информации, а именно церковные справочники и бюллетени (специфическое гибридное информационно-справочное-циркулярное средство массовой информации, легкое в издании). Отдельно необходимо упомянуть о существовании различного типа изданий, выделяющих особый раздел редакционного контента освещению вопросов религии. Таким образом, можно констатировать, что на территории Америки достаточно быстро организовался отряд православной прессы, который сложился в целостную систему, если использовать соответствующее определение понятия, данное Е.А. Ахмадулиным. «Под системой печати мы понимаем, - пишет исследователь - совокупность всех периодических изданий страны или отдельного региона в их единстве и борьбе противоположностей, в их взаимной связи, в движении, развитии и изменении, выходящих в определенный период и взаимодействующих комплексно с определенными информационными, политическими и другими целями с читательской аудиторией»[131]. Принцип историзма требует и рассмотрения «внешнего аспекта», то есть связей и взаимоотношений исследуемого отряда прессы с прессой исторически предшествующих и параллельно существующих типов. Это тем более важно при изучении русскоязычной прессы зарубежья, которая во все исторические периоды имела, с одной стороны, возможность пользоваться преимуществами открытого общества с демократическим принципом управления, а с другой стороны, специфические цели по отношению к метрополии, и, следовательно, должна была испытывать влияние прессы государств с антагонистическими политическими системами. Важным критерием истинности мышления является «определение связи истории предмета с предысторией, предпосылками, связь теперешнего состояния предмета – с предшествующим»[132]. На основании данной установки мы не ограничиваемся только вопросами, связанными с функционированием печати, но и затрагиваем ряд проблем внутренней и международной политики, истории церкви, привлекая сведения из области политики, географии, этнографии и демографии. Таким образом, как отмечает Е.В. Ахмадулин, «системный подход при ретроспективном изучении региональной печати дореволюционного периода в сочетании с принципами историзма и типологическими методиками дает наиболее репрезентативную картину динамичного развития журналистики на фоне исторических общественно-политических перемен»[133]. 2.2. Категория «издатель-учредитель» При формировании системы русской православной периодики Соединенных Штатов Америки первоначальное распространение получили типы периодических изданий, основным типоформирующим элементом которых был субъект управления, или издатель, что определялось строгой иерархической структурой организации РПЦ. В этой системе самую большую группу изданий должны составлять периодические издания, учредителями которых являются официальные церковные организации. Такую систему способна была представить только периодика ранее всех сложившейся организационно Русской Православной Церкви, а потому, с самого начала своего существования периодика начала развиваться в соответствии с ее собственной структурой. Сохраняя ее иерархический принцип, система периодики достаточно динамично стала складываться в вертикальном направлении. Распространению православного знания по другим векторам горизонтальной направленности способствовало наличие других заинтересованных в распространении православия «носителей идеи» – общественных организаций, обществ, фондов, союзов и частных лиц. Все эти издания находились во взаимосвязи, как между собой, так и с изданиями «светской» периодики, формируя развернутую, хотя и во многом противоречивую картину мира у своего читателя. Православная церковь
Союзы, фонды, ассоциации и др. организации Патриархия Частные лица Рубрики, отдельные материалы в светских изданиях
Синодальная Пресса
Епархиальная Пресса
Приходская Пресса
Для того, чтобы максимально полно охарактеризовать весь массив русскоязычной конфессиональной и конфессионально-ориентированной прессы, выходившей в Северной Америке в течение более, чем столетнего периода, необходимо рассмотреть периодические издания с точки зрения основных требований типологического анализа. При этом необходимо выделить и описать как основные, так и второстепенные типоформирующие факторы. В первую очередь, необходимо проанализировать такую типологическую категорию, как учредитель, или издатель. «Ключевой фигурой в процессе развития СМИ на основе политического плюрализма и рыночной экономики стал Учредитель, – пишет исследователь средств массовой информации Л.Л. Реснянская. –...Посредством своих законодательно оформленных функций учредитель способен реально участвовать в разработке и реализации концепции издания и тем самым влиять на его качественное самоопределение»[134]. Сходно определяются его функции и в западной журналистике: «издатель является главным администратором, ответственным за всю деятельность газеты»[135]. В ряде работ по истории журналистики выделяется детерминирующая типологическая роль учредителя (или издающего органа), которая в течение многих десятилетий была не просто ярко выражена, но и открыто провозглашалась. Это позволило исследователю профессору А.И. Акопову сделать вывод о том, что «зная только издателя, можно с достаточной степенью приближенности судить о типе издания»[136]. Таким образом, констатируется, что учредителю принадлежит основное право влиять на разработку и реализацию концепции любого издания, и тем самым определять и его качественные характеристики. В соответствии с такой иерархической организационной структурой в основном происходит развитие не только светской, но и конфессиональной печати. В деятельности последней статус и влияние издателя становится весьма и весьма значимым, так как между различными конфессиями, как, впрочем, и между различными идеологиями достаточно сильно напряжение конкурентных отношений. «Развитие периодической печати тех или иных конфессий во многом определяется положением и социальным статусом соответствующей церкви в государстве и обществе», указывается в обзорном исследовании «Система средств массовой информации России»[137]. И в условиях зарубежья Русская Православная Церковь также обладает значительным набором преимуществ перед другими конфессиональными организациями, хотя и не обладает самым большим количеством приходов. По тому же принципу, по которому структурирована вся система организаций православной церкви в России (епархии, приходы, монастыри, семинарии и т.д.), структурирована и вся система ее официальной периодики. Таким образом, в системе православной церковной периодики Америки в наиболее сильной степени выражен иерархический принцип построения системы печати, соответствующий системе печати, исторически сложившийся в метрополии. Ориентируясь на избранный для рассмотрения типоформирующие фактор, и учитывая указанную особенность данной системы, православную периодику США представляется закономерным рассмотреть самой первой, обозначив ее основные подгруппы. 1. Официальные издания церкви. Вершину иерархической системы представляют официальные издания православной церкви и ее организаций самых высоких рангов. Они адресуются, прежде всего, священнослужителям, одновременно стремясь привлекать внимание и соответствовать более широкой аудитории читателей – как тех, кто только интересуется, так и тех, кто уже приобщен к вере. Потому, в них публикуется не только «центральный» церковный официоз, но и материалы духовно-назидательного характера, фрагменты из святоотеческих и богословских произведений, проповеди, материалы об истории и традициях православия. Таблица 7. Официальные конфессиональные институты и их периодика
Первым из них был «Журнал православной церкви» («The Oriental Church Magazine»), основанный в г. Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк) прибывшим из просвещенной Европы датским подданным, перешедшим в православие, Николасом Бьеррингом. Он издавал его в 1878-1881 годы на английском языке при первом православном приходе посольской, или консульской церкви, основанном еще в 1870 году. В период с конца 1879-го и по 1881 год этот журнал выходил в свет ежеквартально. Здесь публиковались многочисленные переводы церковных служб, статьи о религии, науке, литературе и искусстве. Большинство материалов, конечно же, служили делу распространения знаний о православии, которое было новым для страны. Необходимо отметить, что к этому времени у РПЦ имелась не только необходимость работать с инославным населением, но и опыт. В доказательство этого можно обратиться к исследованию Нетужилова К.Е.[138], в котором рассказывается о случае конфликте протестантского населения Лифляндии с государственной администрацией и церковными (православными) властями, возникшем в 1840-е годы. Среди местных крестьян распространились слухи о том, что в случае их перехода в православие правительство будет наделять их землей на юге страны. В результате крестьяне стали тысячами переходить в православие. Православной церковью было открыто несколько своих приходов, в Риге организовано православное богослужение на латышском языке и основано духовное училище. Было также задумано издание в Риге православного журнала, выходящего одновременно на русском, латышском и эстонском языках и сочетающего духовно-нравственное поучение, привычное для вчерашних лютеран, с православным просвещением в доступной форме[139]. Одной из серьезных проблем было почти полное незнание русского языка местным населением, что существенно затрудняло деятельность православной церкви. В 1852 году Святейший Синод разрешил издавать журнал, утвердив предложенные архиепископом Платоном название и программу издания. По утвержденной Синодом программе, в нем должны были выходить статьи исключительно духовно-нравственного и исторического содержания, заимствованные из книг и периодических изданий. Хотя журнал выходил сразу на двух, а иногда и на трех языках, но успеха не имел и со своей функцией просвещения православных латышей и эстонцев не справлялся. Как пишет исследователи, причина неудачи крылась в несоответствии принципов формирования его содержания поставленным задачам. Журнал предназначался для миссионерской работы среди номинально православной, а реально далекой от православия аудитории. Но формы и методы такой работы еще не были выработаны. В результате, к новообращенным «Училище благочестия» апеллировало, используя ту же стилистику, систему образов и стереотипов, характерную для район традиционного многовекового православия, что не оправдалось[140]. «Журнал православной церкви» Н. Бьерринга также не мог просуществовать долго, так как в те времена мог представлять интерес только для совсем небольшой образованной верхушки русской аудитории, у которой был уже сформирован вкус к чтению прессы, в том числе духовной или религиозной. В Соединенных Штатах Америки второй половины XIX века еще не сложился круг просвещенных православных читателей, объединенных сходным образованием, менталитетом и культурными традициями. Только они могли представлять потребительскую основу для достаточно качественных периодических изданий, которые, в свою очередь, должны были стать значимым повседневным источником их информирования. Ни о какой стабильной аудитории по тем временам говорить не приходилось, ведь основная часть выходцев из России была крестьянской по происхождению, в большинстве не имевшей привычки к чтению и просто неграмотной. Историк М. И. Семевский так характеризовал уровень грамотности в среде российских крестьян, в частности, Псковской губернии: «…едва 1/3 из этого числа могут быть названы людьми вполне грамотными, остальные же знают молитвы, читают печать церковную, не все читают гражданскую, например, воспитанники и воспитанницы частных старообрядческих школ не читают ее, а только немногие способны разобрать писанное, а еще реже сами написать письмо» [141]. Все необходимые сведения о церковных делах, праздниках, религиозных подвижниках, чудотворных иконах, реликвиях и мощах распространялись из уст в уста, либо сообщались духовными наставниками. Неудивительно, что конфессионального издания после закрытия первого из них в русской колонии не было почти два десятка лет. Следующим учрежденным официальным изданием был патриархальный журнал «Американский Православный Вестник»[142], который начал издаваться в стране с благословения святителя Тихона (Беллавина) в период его служения на Северо-Американской кафедре. Издание выходило с перерывами в период с 1896 по 1973 годы, а с 1899 года журнал стал издаваться в качестве официального органа епархии Русской Православной Церкви в Америке. Журнал несколько раз менял названия: с сентября 1896 по август 1897 года он назывался «Православный американский вестник», в 1930 и 1936-1973 годах – «Русско-американский православный вестник». С 1897 года включал тексты на английском языке, которые с 1902 по сентябрь 1910 годов оформились в ежемесячное приложение «Russian Orthodox American Messenger» («Русский Православный Американский Вестник»). Издание играло большую роль в распространении православия в Америке. Будучи официальным органом Русской Православной Церкви, он представлял аудитории богатый и достоверный материал, позволяющий восстановить сложный процесс исторического и эволюционного развития православной миссии США в последней трети XIX – начале XX веков. С начала XX века стала выходить газета «Правда» («The Truth»)[143] – ежемесячное приложение к «Американскому Православному Вестнику», издававшееся полностью на английском языке. Все остальные ветви христианства, конечно, также были заинтересованы в системном и систематическом влиянии на свою паству. Однако организация любого печатного органа в период конца XIX и почти всего XX века была делом весьма затратным и сложным в воплощении ввиду малочисленности первоначально – достаточно грамотной и культурной аудитории, а затем – дефицита профессиональных кадров газетчиков. Все газеты того периода, включая светские, страдали нерегулярностью выхода и малочисленности тиража. Единственной православной юрисдикцией в США в то время была Русская Православная Церковь, так как только она имела в Америке собственную епархию. И потому, именно она и могла позволить себе организацию официальных, полностью церковных изданий. Все остальные церковные конфессии должны были в разной степени «универсализировать» содержание своих изданий. А самая многочисленная, но пребывавшая единой совсем непродолжительное время униатская составляющая русской эмиграции Америки получила возможность распределиться среди целого спектра издающейся в ее интересах периодики, в том числе «великорусской». И знание особенностей мировоззрения, в том числе религиозного, этой части русских по национальной самоидентификации людей, сможет также помочь прояснить типологическую характеристику ряда самых влиятельных и популярных изданий этой группы. Весьма расширился набор периодики конфессиональной ориентации в течение XX века. Среди них к официальным СМИ можно отнести открывшийся в конце 20-х годов журнал «живой церкви» «Наш Путь», газету Русского Православного Братства «Любовь» с одноимённым названием; в начале 30-х годов – официальный орган Греко-Католического Русского Братства «Русский Вестник», в 1963 году – еженедельную газету «Православная Церковь» («The Orthodox Church»), а также выходившие ежемесячно журналы «Русский Православный Вестник» («The Russian Orthodox Messenger»), «Православный Вестник» («The Orthodox Herald») и «Русский Православный журнал». Православная церковь в Америке, выросшая из бывшей американской митрополии РПЦ и получившая в 1970 году статус автокефалии[144], сегодня имеет собственный издательский центр – «Orthodox Christian Publication Center», который публикует и распространяет книги, брошюры, церковные календари и периодику на английском языке. Каждое из этих периодических изданий должно было совмещать назначение официального печатного органа с рядом других функций, присущих конфессиональной прессе, периодически предоставляя ключевые места на страницах своих изданий официальным новостям собственных издателей, церковных организаций. Например, Греко-католический «Американский Русский Вестник» публиковал информацию такого рода под организованной на постоянных правах рубрикой «Церковные торжества». Газета «Любовь» постоянно вела хронику религиозной, приходской и культурной жизни г. Майфилд (шт. Пенсильвания), где находился центр организации-издателя. Целые полосы отдавались в газете под хронику организационной деятельности братства, а также под финансовую отчётность общества. Епархиальная печать Еще в конце XIX века Русская Православная Церковь в России начала разворачивать деятельность церковных изданий следующей, более низкой ступени иерархии, к которым относится, в первую очередь, епархиальная печать. Идея принадлежала херсонскому архиепископу Иннокентию (Борисову). Подготовку этого отряда печати в России Русская Церковь тщательно готовила для своих епархиальных управлений: еще в 1853 году была составлена примерная программа епархиального повременного издания, созданного по примеру губернских ведомостей, Архиепископ Дмитрий (Муретов) предложил эту программу на обсуждение Святейшему Синоду в 1959 году, прося разрешение на издание с середины 1860 года первой в Российской Империи епархиальной газеты[145]. Примечательно, что, обосновывая практическую полезность организации епархиального издания, епископ Дмитрий опирался на сведения о полезности изданий недавно созданной в России гражданской губернской периодической печати. Причем, автор предложения мотивировал это, в первую очередь, исходя из возможности облегчения администрирования всей иерархии: как общения руководящего духовенства с подчиненными клириками, так и для обеспечения обратной связи с вышестоящей организацией. В программе епархиальных ведомостей в значительной мере повторялась программа губернских ведомостей, с учетом специфики и потребностей религиозной деятельности и церковной жизни епархии. По предложению епископа Дмитрия, издание должно было состоять из официального и неофициального разделов. Первый часть предназначалась для публикации документов и материалов строго официального характера, к которым относились высочайшие манифесты и указы по церковному ведомству, а также распоряжения и документы Святейшего Синода, объявления о вакансиях, годовые отчеты и другое. В программу второй части издания должны были входить следующие материалы: – краткие выписки из творений святых отцов и духовных писателей, относящиеся к духовным нуждам паствы и к пастырскому руководству, применительно к местным обстоятельствам; – указания приходскому духовенству тем для проповедей, применительно к праздничным, воскресным или постным дням с соответствующими рекомендациями; – описание местных церковных достопримечательностей; – образцовые проповеди и беседы; – пастырские наставления по каким-то особым случаям и событиям в епархии; – назидательные размышления, духовные советы, примеры благочестия, заимствованные из житий святых и пр.; – библиографический список литературы назидательного содержания[146]. Таким образом, используя особенности этого разряда периодики, подведомственные епархиальному управлению учреждения в Северо-Американских Штатах теперь также могли намного более оперативно получать актуальную информацию. Епархиальное руководство, в то же время, приобретало бы и новый способ пастырского воздействия на прихожан, обращаясь с помощью печатного слова к массовой аудитории со словом назидания, утешения и прочее. На своем заседании Святейший Синод признал полезным распространение этих изданий во всех епархиях, для чего особым циркулярным указом разослал программу будущей епархиальной газеты «Херсонские епархиальные ведомости» к сведению церковного руководства на местах. Работа над содержанием нового для церкви типа периодики продолжалась, и, учитывая актуальные перемены, в 1888 году Святейший Синод подготовил и утвердил изменения в программах ряда епархиальных ведомостей – к утверждённому набору тем были добавлены «сведения о действиях духовенства, направленных к возвышению религио-нравственной жизни паствы, а также… сведения о печальных явлениях жизни в назидание пастве; сведения о сектантстве и борьбе с ним»[147]. Таким образом, епархиальные газеты и журналы стали составлять единую типологическую группу с другими официальными изданиями системы периодики Русской Православной Церкви, как в России, так и в Америке. Все они имели и общую функциональную характеристику, которую можно обозначить как соответствующую духовно-просветительским и справочно-информационным типам периодических изданий. Несмотря на единообразную для всех структуру и типизированную программу, каждое из епархиальных изданий имело собственные отличительные качества. Эти локальные отличия находили отражение в жанрово-тематическом характере неофициального раздела. Помимо необходимых нравоучительных и просветительских материалов, в ведомостях организовывали рубрики, либо публиковали отдельные материалы исторического, церковно-исторического, краеведческого, культурного или этнографического характера, что существенно повышало общее культурно-просветительское и историческое значение этих изданий. Сегодня они служат также хронологическим источником сведений об истории развития православия на территории Америки. Таким же образом, в полном соответствии с этой одобренной и утверждённой высшим церковным руководством программой, создавалась система ведомственной печати Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде. На их территории церковные издания следующей ступени иерархии, и, в первую очередь, епархиальная печать, развернули свою деятельность еще в конце XIX века. Это были такие издания, как «Американский Православный Вестник» – официальный орган Североамериканской епархии, «Православный вестник Нью-Йоркской и Канадской епархии», «The Vigil» («Бодрствование») – епархиальный журнал Православной Церкви штатов Среднего Запада США, «Епархиальный листок» – ежемесячное издание Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии православной церкви, а также «Справочный Листок» – епархиальный журнал г. Нью-Йорка и другие. В системе религиозной прессы русской диаспоры имелось и издание, имеющее статус международного - «Православный вестник Нью-Йоркской и Канадской епархий». Этот ежемесячный церковный печатный орган РПЦ выходил в Нью-Йорке и Монреале (Канада) в период с 1987 по 1993 годы[148]. Для иноязычной православной паствы под патронажем сирийско-арабского архиепископа Евфимия выпускалось в 1919-1921 годах ежемесячное «Православно-кафолическое обозрение» на английском языке. С новостями, произошедшими в каких-либо епархиях могли знакомить, за неимением широко разветвленной системы периодики этого типа в Америке, и издания различных других направлений. Например, информацию о важных событиях из жизни Питтсбургской епархии доставлял аудитории «орган соединения Русских Православных Братств в Америке» газета «Русский Вестник» («Русский Православный День – отпуст Питтсбургской Епархии»[149]). Таким образом, можно отметить, что епархиальные газеты и журналы составляют единую типологическую группу наряду с другими официальными изданиями. Эту группу функционально можно обозначить как информационные духовно-просветительские издания. Date: 2016-05-15; view: 894; Нарушение авторских прав |