Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История зарождения и развития религиозной периодики в странах Европы и Российской империи
Идеологическая миссия религии и необходимость распространения вероучения всегда обязывали служителей церкви ориентироваться на коммуникативные особенности человеческой природы и на самые эффективные каналы распространения информации. Хорошо известно, что исторически церковь стала первым институтом, который начал весьма эффективно пользоваться современными ей достижениями воспроизведения и передачи информации. Развитие и распространение мировой печати и литературы вообще началось с латинской Библии – первом образце книжной продукции, который Иоганн Гутенберг напечатал на изобретенном им типографском станке еще в середине XV века. Предшественниками христианской периодики были многочисленные религиозные «летучие» листки и брошюры, появившиеся вслед за изобретением книгопечатания, и массово выпускавшиеся на ряде европейских языков и латыни в периоды Реформации и Контрреформации. В начале XVII века появились регулярно выходившие листки новостей, то есть газеты. После возникновения во Франции и Германии во второй половине XVII века универсальных по содержанию регулярных научных периодических изданий журнального типа, в XVIII веке стали издаваться первые богословские журналы, имевшие регулярные тематические приложения и указатели. Вслед за этими изданиями во многих европейских странах появились богословские, практические (например, проповеднические), нравоучительные (в том числе, пиетистские) журналы, а также издания, посвященные новостям церковной жизни отдельных земель. Бурный рост числа религиозных периодических изданий в Западной Европе происходил на протяжении XIX века. Немецкий журналист, писатель и историк Саламон Людвиг отразил это в своей трехтомной фундаментальной истории печати: «В начале 1850-х гг. на всю Германию приходилось лишь пять католических газет, которые сколько-нибудь значительного влияния не имели; в 1873 г. число их возросло до 120, а ныне, в 1907 г., одних ежедневных газет этого типа имеется 330, не считая еще многочисленных еженедельников, ежемесячников и иллюстрированных изданий. Надежным оплотом католического журнализма в Германии служит основанный в 1878 г. «Августинский союз для поощрения католической прессы, находящийся в Дюссельдорфе»[26]. В 70-х годах этого же века в ряде европейских стран и на территории Северной Америки появились специализированные богословские журналы, а также периодические издания, содержащие рецензии и обзоры богословской литературы.
В XIX веке в православных поместных Церквях восточноевропейских стран появились печатные органы церковных учреждений и духовно-просветительные журналы, в XX веке к ним добавились общие и специальные богословские издания журнального типа. В ХХ веке сложился тип научного богословского и религиоведческого журнала международного и межконфессионального статуса. Издания освещали тематику самого широкого спектра: библеистику и библейскую археологию, церковную историю и патристику, агиографию, литургику, религиозную философию, библиографию богословской литературы. Российская духовная литература и периодика зарождались как преемницы западноевропейских мистических журналов периода XVIII - начала XIX веков и наполнялась, благодаря заимствованиям из аскетических, пиетистских, визионерских, масонских сочинений западных писателей. Первые русские религиозные журналы этого периода полностью принадлежали к мистическому направлению. Христианские журналы широко использовали тогда переводы с немецкого языка всевозможных духовных книжных изданий. Первый российский богословский печатный журнал «Христианское чтение» выпускался Санкт-Петербургской духовной академией и стал самым длительным по времени выпуска периодическим изданием в России (1821-1917 годы). С этого времени начали выходить журналы при духовных школах, еженедельник для воскресного чтения, академические журналы с научными трудами, богословско-философские, духовно-назидательные, миссионерские и несколько специализированных изданий. В 60-х годах XIX века появились богословско-публицистические журналы, основанные общественными организациями или частными лицами и призванные как удовлетворять, так и возбуждать интерес к духовному чтению. В них, наряду с оригинальными и переводными богословскими и философскими статьями, аскетическими творениями и церковно-историческими исследованиями, публиковались проповеди и назидания, жития святых и жизнеописания подвижников, очерки церковной истории и быта, стихи духовного содержания, обзоры новинок духовной и светской литературы, отклики на актуальные события. Для этой церковной публицистики было характерно смелое обсуждение церковных и церковно-общественных проблем, ранее не допускавшееся в печатных изданиях. Официальные церковные издания первоначально организовались на епархиальном уровне. В период 1860-1922 годов ими были охвачены почти все епархии. Как правило, эти издания они состояли из двух отделов: официального и неофициального. С 1875 года журнал «Церковный вестник» стал официальным органом Святейшего Синода и состоящих при нем центральных учреждений. В 1888 году появился собственный печатный орган Святейшего Синода - журнал «Церковные ведомости», состоявший из официальной части и прибавлений, который издавался до 1918 года. Центральными официальными православными изданиями журнального являлись также специализированные «Вестник военного духовенства», «Вестник военного и морского духовенства», а также «Церковно-общественная мысль» и «Народное образование». В конце XIX - начале ХХ веков по примеру светских иллюстрированных развлекательных изданий, получивших распространение в Европе, в России появился ряд популярных духовно-назидательных журналов: «Русский паломник» (позже возрожденный на территории США), «Воскресный день», «Кормчий», «Приходская жизнь», «Сеятель» и др. Часть подобных журналов выходила при православных монастырях и лаврах, которые даже после революции в России выпускали более 30 периодических изданий (в том числе «листки»). В них богословские и церковно-общественные вопросы отступили на второй план, а главное место заняли духовные рассказы, описания паломнических поездок и миссионерских путешествий. В начале ХХ века церковными братствами, обществами трезвости и даже частными лицами начали проводиться антиалкогольные кампании. При этом с помощью их средств и участия выпускался целый ряд журналов, посвященных борьбе с пьянством и пропаганде трезвого образа жизни. Некоторые из таких духовно-назидательных журналов по примеру светских изданий создавали популярные тематические приложения в виде книг, брошюр и листков. В последней четверти XIX - начале ХХ веков возник целый ряд специальных изданий, посвящённых апологетике, церковной педагогике, миссионерской деятельности, изучению старообрядчества, других конфессий христианства, борьбе с сектантством и так далее. Появились и издания, рассказывающие о церковном искусстве, церковной истории (в том числе локальной) и археологии, а также посвященные исследованию и развитию церковной библиографии. Таким образом, русская православная печать Америки должна была содержать родовые признаки как российской, так и европейской конфессиональной печати, - ведь как ее издатели, так и аудитория русской прессы были выходцами из России и ряда европейских стран. Однако, иные геополитические и исторические условия, в которых она формировалась, особенности читательской аудитории стало залогом формирования ее собственных оригинальных характеристик. Date: 2016-05-15; view: 493; Нарушение авторских прав |