Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Условия овладения детьми способами совместного сюжетосложения ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Сюжет детской игры, как и любой продукт творческого воображения, представляет собой результат выделения ребенком отдельных элементов действительности и их последующего объединения, комбинирования, а не простого перенесения ряда реальных событий в игру. Как уже указывалось, специфика сюжетно-ролевой игры заключается в том, что сюжет строится детьми по ходу самой игры, а не планируется заранее. Сложность совместной игры обусловлена тем, что дети, вступая в нее, имеют свои индивидуальные замыслы (представле- jjjjh о направлении развертывания сюжета), связанные с их личными интересами, опытом, возможностями. Принятие игрового замысла партнера и изменение собственного замысла с тем, чтобы выработать общую сюжетную линию в игре, требуют от ребенка известной гибкости, свободы оперирования образами событий, персонажей. Если в индивидуальной игре,' которая строится как реализация внутренних аффективных программ ребенка, смена сюжетных событий может быть случайной, неосознанной, обусловленной прихотью ребенка, то в совместной игре, требующей понимания смысла разыгрываемой ситуации всеми участниками, становится необходимым выделение и осознание ребенком отдельных сюжетных событий, определение (обозначение) их для партнеров по игре и в то же время выделение партнеров как носителей собственного замысла. На более ранних возрастных этапах основным содержанием взаимодействия детей в игре являются простые последовательности действий, согласованное развертывание которых имеет опору в виде игровых предметов, или простые взаимодополнительные связи ролей, обозначение которых партнерами как бы автоматически включает несложную цепочку сюжетных событий. К старшему дошкольному возрасту, в связи с возросшими опытом и знаниями детей, развитием их воображения, усложняется содержание игры; игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности событий (как они существуют в реальной жизни), а комбинирование, преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка. Часто возникают ситуации, когда представления партнеров о развитии сюжетной линии расходятся, или участники игры стремятся к реализации ролей, по содержанию не зависимых друг от друга (не взаимодополняющих); в этом случае успех в объединении их в совместной игре зависит от умения предложить партнеру сюжетное событие, объединяющее по смыслу эти роли, или достроить, последовательно продолжить развитие сюжетного события, введенного в игру партнером. Отсутствие таких умений, как показывают наблюдения, приводит к появлению в совместной игре детей так называемых круговых сюжетов (когда дети разыгрывают одно и то же сюжетное событие, бесконечно его повторяя, не умея согласованно развернуть дальнейший ход событий) или непересекающихся сюжетов (когда каждый из участников развертывает свою сюжетную линию, не учитывая действий партнера, хотя игра начинается как совместная и осуществляется в общем игровом пространстве). Все это дает возможность выдвинуть предположение о необходимости выделения в процессе формирования игры этапа сюжетосложения в старшем дошкольном возрасте, где у детей формировались бы умения выделять целостные сюжетные события, обозначать их для партнера по игре и комбинировать в различные смысловые последовательности, что позволит ребенку развертывать свой игровой замысел с учетом замысла партнера, т. е. строить общий сюжет игры. Гипотезой экспериментального исследования, проведенного нами совместно с Н. Я. Михайленко, служило предположение о том, что формирование способов согласования замыслов в совместной сюжетной-ролевой игре может быть связано с такой организацией совместной деятельности, где собственно «сюжетно-событийная» сторона игры отделена от преметно-игровых и ролевых действий и становится предметом осознания детей. Овладение согласованным сюжетным движением происходит за счет осознания ребенком расхождений собственного замысла с замыслом партнера и предупреждения этих расхождений посредством планирующих действий. В качестве такой деятельности в экспериментальных ситуациях использовалась совместная деятельность по преобразованию (трансформации) знакомого сюжета. В выборе содержания деятельности и при организации экспериментальных ситуаций мы руководствовались следующим. Сюжет игры может быть представлен как последовательность определенным образом взаимосвязанных событий, и в этом смысле он может рассматриваться как аналогичный любому повествовательному тексту. Совместная деятельность по составлению такого повествования или рассказа может строиться по принципу последовательного обмена фрагментами этого повествования, где каждый из участников должен «подхватить» фрагмент партнера и развить его дальше, учитывая замысел партнера и дополняя его своим очередным фрагментом, с целью получения общего продукта — рассказа. Как показали предварительные наблюдения, дети дошкольного возраста самостоятельно не справляются с 116 данной задачей. Такое совместное рассказывание, даже если определена тема рассказа, сводится либо к монологу одного из детей, либо к обмену детьми отдельными высказываниями, не охватывающими смысловой отрезок повествования и не позволяющими учесть намерения партнера относительно дальнейшего развертывания сюжета (т. е. феномену, сходному с описанным Ж. Пиаже «коллективным монологом» дошкольников [1932]). Мы предположили, что для совместного «рассказывания» необходимо общее нормативное основание, задающее некоторые опорные пункты, которые позволят «собрать» расходящиеся траектории сюжетных линий и тем самым определять общую сюжетную канву3. В качестве такого нормативного основания была выбрана сюжетная схема волшебной сказки. Выбор сказочных сюжетов обусловлен прежде всего близостью сказки и игры, на что обращают внимание психологи, детские писатели и исследователи детского фольклора [А. В. Запорожец, 1948; Г. С. Виноградов, 1978; Д. Родари, 1978; К. И. Чуковский, 1960; и др.]. А. В. Запорожец подчеркивает, что деятельность ребенка по восприятию сказки «по своей психологической природе очень близка к игре. Но если в игре ребенок реально действует в воображаемых обстоятельствах, то здесь и действия, и обстоятельства являются воображаемыми» [1948, с. 37]. Сказка и ее преломление в деятельности детей — пересказ, разыгрывание — оказывают влияние на развитие психических процессов, в первую очередь воображения, стимулируют детское творчество [А. В. Запорожец, 1948; Е. Г. Ковальская, 3. К. Гейне, 1951; и др.]. Экспериментальные данные группы американских исследователей [Е. Saltz et al., 1977] свидетельствуют о том, что игра по сказочным сюжетам обеспечивает гораздо большие сдвиги в познавательном развитии, чем игра по традиционно принятым бытовым сюжетам. Этот эффект достигается, по мнению исследователей, за счет действия таких факторов: четкость и структурированность сказоч- 3 Это основание не должно быть ни слишком полным и определенным, ибо тогда снимается задача совместного развертывания сюжета и мы будем иметь дело с репродуктивной деятельностью, ни слишком неопределенным —■ в таком случае развитие сюжета будет осуществляться как бы независимо (именно поэтому обозначенная тема не может быть таким основанием — внутри нее возможны разные пути развития сюжета). ного сюжета; характерность, образность сказочных персонажей; релевантность их проблем внутренним проблемам детей, что делает идентификацию с персонажами в игре по сказке более глубокой; больший отход от конкретных стимулов окружающего. Большое значение имеет сказка и для нравственного воспитания ребенка [Д. М. Арановская-Дубовис, 1955; Р. И. Жуковская, 1953; и др.]. Образность и яркость сказочных персонажей, олицетворение в них добра и зла способствуют развитию у ребенка внутреннего содействия, сопереживания героям, в которых воплощены определенные нравственные качества человека. Использование сказочного сюжета в качестве нормативной схемы, регулирующей деятельность детей по совместному построению сюжета, определяется также особенностями сказочного повествования. Сказочное повествование является наиболее простым и четко структурированным повествовательным текстом [Ю. М. Лотман, 1970; В. Я. Пропп, 1969]. Единая композиционная схема, основанная на стабильной последовательности функций или поступков персонажей, была выделена В. Я. Проппом [1969] в результате структурно-типологического исследования русских волшебных сказок. В. Я. Пропп выделил 31 функцию в сказочном повествовании, но если обобщить их, то схема классической волшебной сказки будет состоять из следующих основных блоков: 1) первоначальная потеря, беда, недостача; 2) отсылка героя за недостающим объектом, предварительное испытание героя (проверка его свойств, знаний, правил поведения); 3) получение героем волшебного средства от дарителя; 4) основное испытание героя (борьба с антагонистом или решение трудной задачи); 5) ликвидация первоначальной недостачи; 6) награда4. В сущности, любая сказка представляет собой вариант этой композиционной схемы. Вот как пишет об этом В. Я. Пропп: «Можно самому создавать новые сюжеты в неограниченном количестве, причем все эти сю- 4 Можно еще более сократить число функций, как это делает, например, К. Бремон [1972], определяя структуру повествовательного текста вообще. К. Бремон выделил три основные функции: возможность поступка (или события) — актуализация события — финал. Как показано К. Гарви [С. Garvey, 1977], многие игровые сюжеты, наблюдаемые у детей, также раскладываются на.такие трех-звенные цепи. Однако для наших целей такая схема является слишком общей. }Кеты будут отражать основную схему, а сами могут быть непохожими друг на друга... При этом любые элементы могут опускаться (кроме, разве А или а)5, или повторяться утроенно, или повторяться в различных видах. Если распределить затем функции по действующим лицам из сказочного запаса или по собственному вкусу, то схемы оживают, они становятся сказками» {1969,с. 101]. Основные блоки сказочной схемы связаны с главными персонажами сказки, которых обычно бывает не больше 6—7 (это герой, искомый персонаж, отправитель, даритель, помощник, антагонист). Существуют определенные каноны для персонажей сказки, например: Иван или Иванушка-дурачок — типичный герой, Змей — типичный антагонист, Баба Яга — типичный даритель. Для нас особенно важно отметить то, что сказка основана на пространственном перемещении героя, однако само пространство в ней условно, развитие сюжета происходит по остановкам героя. На каждой из таких остановок (или в каждой ситуации, соответствующей одному из блоков схемы сказки) герой взаимодействует с одним из остальных персонажей сказки. В соответствии с числом блоков композиционной схемы в сказке может быть выделена последовательность из 6—7 ситуаций парного взаимодействия персонажей. Переход к каждой последующей ситуации (или блоку сказки) связан с появлением нового персонажа, взаимодействующего с героем6. Важно еще отметить, что уже первая, начальная, ситуация сказки задает конечную цель героя и тем самым задает целостность сказки. К. Бюлер в своем психологическом анализе сказки [1924, 1930] указывал, что в ней могут быть выделены почти самостоятельные отдельные происшествия, связь между которыми осуществляется через предварительное изложение хода действия в форме предсказания, требования или запрещения. Вся цепь событий развертывается по этому пред- 5 В терминологии В. Я. Проппа «А» (беда или потеря) или «а» ('недостача) — функции, определяющие завязку сказки и задающие дальнейшее сюжетное.движение. 8 Иначе говоря, сказка может быть рассмотрена с точки зрения не только последовательности событий, но и последовательного изменения ролевых связей. Поэтому она является удобным материалом еще и для формирования у детей способов ролевого взаимодействия в игре (ролевого диалога, последовательной смены ролей И ролевых позиций). сказанию и, таким образом, в известной мере предопре-делена. Задавая четкую последовательность событий, схема сказочного сюжета вместе с тем представляет собой как бы костяк, на который может нанизываться различное содержание (взятое из собственного опыта детей, литературных произведений и т. п.). Как указывал В. Я. Пропп, трансформация или изменение канонической сказки может идти в различных направлениях — по линии замены персонажей, характера их действий; могут появляться одни ситуации и опускаться другие при соблюдении их композиционной последовательности. Можно предположить, что опыт такого рода трансформаций сюжета, связанный с преобразованием отдельных его компонентов, должен облегчить детям выделение и осознание сюжетных событий, при этом схема сказочного повествования должна выступать в качестве нормативного основания деятельности, определяя общее направление развертывания сюжета. Узловые точки композиционной схемы сказки (переход от одного ее смыслового блока к последующему) должны становиться предметом осознания детей и облегчать согласованное развертывание сюжета. В экспериментальных ситуациях, направленных на совместную трансформацию канонической сказки7, нормативная схема сказочного сюжета задавалась взрослым (экспериментатором) через включение его в процесс деятельности детей на правах равного участника. Процедура проведения эксперимента заключалась в следующем. Детям предлагалось вдвоем рассказать знакомую сказку, по очереди, продолжая друг друга: кусочек рассказывает один, кусочек — другой и так до конца. Очередность контролировалась экспериментатором, ограничивавшим рассказчика смысловым отрезком текста. В случаях затруднений при пересказе экспериментатор сам вводил очередной фрагмент сказки. Использовались известные детям сказки, которые за 1—2 недели до проведения эксперимента прочитывались в группе детского сада8. 7 Здесь под канонической сказкой мы будем понимать ту, ко 8 Были использованы следующие канонические сказки: «Гуси- После этого детям предлагалось самим сочинить сказку, похожую на пересказанную, но с другими персонажами или событиями, причем делать это надо было вместе, как при пересказе, чтобы получилась одна, общая сказка. Экспериментатор задавал возможный вариант трансформации в виде начальной ситуации сказки, изменяя героя канонической сказки или его задачу и предлагая детям развить этот вариант дальше. При затруднениях в последующем развитии сюжета (главным образом, при переходе к следующему сюжетному событию) экспериментатор оказывал детям помощь в виде: а) постановки общих вопросов, стимулирующих переход к следующей ситуации (типа: «А что же было дальше?»); б) вопросов, содержащих намек на возможное содержание следующего события («Что же, Иван-царевич встретил потом кого-то?»); в) путем включения собственного фрагмента, содержащего конкретное определение следующего события («Давайте я дальше кусочек расскажу...»). При расхождении сюжет-' ных линий участников или возникновении разногласий по поводу хода дальнейшего развития сюжета экспериментатор организовывал обсуждения, фиксируя конфликт или разрыв в повествовании и обеспечивая каждому из партнеров возможность высказать свое мнение. Эксперимент проводился на протяжении 2 мес с диадами детей 7-го года жизни, посещавшими подготовительную группу детского сада (всего 20 детей). С каждой диадой было проведено 5—6 экспериментальных серий, предусматривавших трансформацию содержания трех канонических сказок (каждая серия занимала по времени 15—20 мин). До проведения эксперимента и после него велись наблюдения за самостоятельной игрой детей в диадах, что дало возможность зафиксировать сдвиги в самостоятельной игровой деятельности. Анализ экспериментального материала позволил выделить несколько этапов в процессе овладения способами совместного построения сюжета детьми. На первом этапе задача совместного придумывания сказки вызывала известный протест со стороны детей (например: «Он ведь не знает моей сказки, лучше я вам свою историю расскажу...»). Соблюдение правила очередности рассказчиков приводило к чисто внешнему, ассоциативному привязыванию своего фрагмента рас- сказа к предыдущему, предложенному партнером по игре. К примеру, детям предлагается исходная ситуация в которой перед героем сказки ставится задача добыть новогоднюю елку9. Оля К. (6; 1), Вова В. (6; 8) Жил-был Емеля, и однажды отец ему говорит: Сегодня настал Новый год... Наступил Новый год, а отец ему говорит: «Ну-ка, Емеля, поезжай.... поезжай за елкой...» А Емеля... А Емеля ему ответил... «Дай мне шубку, тогда поеду...» Дал стец ему шубку, и он поехал... (Что же было дальше?) Вова, давай! Поехал Емеля на лошади... Едет-едет... Заехал в лес. (Оля, как ты думаешь, что было дальше?) Заехал в лес. Видит — одна елка стоит, серебристая. Емеля говорит: «Вот эту елку я себе и возьму. Поехал он обратно... Поехал он... в следующую деревню. Начался лес... А в лесу елка одна стоит... И Кощей Бессмертный... В этом случае очередным рассказчиком повторяется конец фрагмента или весь предыдущий фрагмент партнера, что приводит к застреванию на одном эпизоде сказки. 8 других случаях предыдущий фрагмент может пол 9 Далее будет использоваться такая форма записи: в каждом 10 По сути, возникал описанный Ж. Пиаже «коллективный мо
К примеру, герой отправляется за жар-птицей и БСтречает препятствие в виде Кощея: Лена С. (6; 8) Люба У. (6; 7) .Тогда Кощей Бессмертный поехал к себе и сказал слугам, чтобы они стояли около царства, где Иванушка будет я<ить... Давай, Люба! ...Кощей отнял жар-птицу и полетел в свой дом... А Иванушка пришел без жар-птицы... А сам он, Кощей, на следующее утро обратно пошел... Он собрал всех братьев и по Такие сюжетные зацикливания или двойное сюжетное движение снимались экспериментатором в процессе обращения внимания детей на неувязки в ходе повествования («Ведь сказка у нас должна быть одна, а получается у каждого своя»); путем демонстрации экспериментатором непонимания смысла повествования («Что-то я не понимаю, как же все-таки было»), вызывающего обсуждение предшествующего хода событий; включения экспериментатора в совместную деятельность в качестве очередного рассказчика, снимающего своим фрагментом текста обнаруженное противоречие («Ребята, давайте дальше я кусочек расскажу...»). Такого рода вмешательства экспериментатора приводили к осознанию ребенком фрагмента повествования партнера и, соответственно, выделению партнера как носителя собственного сюжетного замысла. Второй этап овладения способами совместного построения сюжета характеризовался тем, что очередной фрагмент, предложенный партнером, начинал восприниматься как помеха, нарушающая замысел ребенка, мешающая его последовательному развертыванию. Почти каждый фрагмент очередного рассказчика начинался с реплики: «Нет, не так...» или: «Ты не так рассказал, не так было...» Указывая на неправильный с его точки зрения ход рассуждений партнера, ребенок вносил свои поправки, обосновывая их предшествующими событиями сказки. Этот этап связан с сопоставлением детьми их сюжетных замыслов и вызывал максимальное количество обсуждений хода повествования. Обсуждения начи- нали инициироваться самими детьми (в отличие от спровоцированных экспериментатором на первом этапе) и носили характер спора по поводу «неправильного» хода рассуждения партнера. Леня Т. (6; 1) Слава М. (6; 5) ...Потом поднялась метель и унесла эту елку... Так ведь она уже в царстве стояла! Ну и что, она же срубленная, вот метелью ее и унесло! Нет, не так все было! Еще один пример такого спора: Виталик К. (6; 3) Сережа Г. (6; 5) ...И в эту минуту все пальмы попадали, и выстроилась крепость... Потом едет царь морской Там царя-то не было! Был! Мы же другую сказку начали, без царя! Ну ладно, едут слуга и солдаты! Чьи? Ну, солдаты просто! Ладно! Увидели эту крепость... И т. п. При этом у детей часто возникало нежелание передавать ход рассуждения партнеру (например: «Лучше я дальше расскажу, а то мой кусочек к Олиному не подойдет»), замысел которого рассматривался ребенком как помеха. Третий этап овладения способами совместного построения сюжета связан с тем, что стремление изменить фрагмент сюжета, уже введенный партнером, сочеталось у ребенка с изменением собственного замысла (например: «А я хотел, чтобы он серого волка встретил, ну ладно, пусть будет, как Сережа рассказал!»). Обсуждения, инициированные самими детьми, начинали носить характер «предваряющих» возможные направления повествования. Можно проиллюстрировать это следующим примером: Сережа Г. (6; 5) Виталик К. (6; 3) Поглядели они в окошко, а ''аМ злой колдун летит. Испугались зайчата. Зайчиха Ну ладно! • Сказал зайчишка: «Елки-палки, черные иголки!» Появились богатыри на конях и охотники... И т. п. Такие «предваряющие» замечания, обсуждения постепенно начинают как бы свертываться, и бывает достаточно короткой реплики партнера, чтобы начать согласованно развертывать сюжет. К примеру, очередной фрагмент рассуждения партнера, описывающий встречу героя сказки с противником, может перебиваться репликой второго участника: «Давай, ему Дед Мороз помог». Очень показательной является динамика характера обсуждений общего направления развития сюжета в ходе проведения формирующего эксперимента. В первой серии в ходе трансформации содержания сказки все обсуждения инициируются экспериментатором (в среднем 4 обсуждения). Внимание детей фиксируется экспериментатором на сюжетном замысле партнера, практически при переходе к каждому последующему смысловому блоку сказки. Иначе говоря, на этом этапе ребенок сам просто не принимает во внимание замысел партнера. Уже в ходе третьей экспериментальной серии дети переходят к самостоятельным обсуждениям (в среднем 2 самостоятельных обсуждения и 4 — инициированных экспериментатором), направленным на сопоставление замыслов при их расхождении. В ходе проведения пятой серии возникает в среднем 3—4 самостоятельных обсуждения в моменты перехода к следующему событию сказки (дети, предвидя возможные расхождения, преодолевают их посредством «предваряющих» обсуждений). Полученные данные позволяют говорить о том, что овладение способами совместного построения сюжета связано с выделением ребенком партнера-сверстника как носителя собственного замысла и проходит ряд этапов-осознание замысла сверстника как отличного от собственного, сопоставление сюжетных замыслов и стремление изменить ход развития уже введенного партнером" сюжетного события, предвосхищение возможных рас. хождений и их преодоление через планирование пере, хода к следующему сюжетному событию, определение его для партнера в общем виде. Выделению сюжетных событий и обозначению пере, хода от одного события к последующему способствовало постоянное сопоставление замыслов детей не только друг с другом, но и с сюжетом канонической сказки (ее смысловыми блоками). Действительно, как показал анализ результатов экс-перимента, на первых его этапах детьми не выделяется сюжет как последовательность взаимосвязанных событий. Как правило, построенный детьми сюжет включал одно, повторяемое с незначительными вариациями, событие. Осуществляемое первоначально экспериментатором сопоставление придумываемой сказки со смысловыми блоками канонической сказки («Что было дальше в сказке «По щучьему веленью»?... А в нашей сказке что будет дальше?») приводило к появлению в рассказе детей цепочки различающихся между собой, но последовательно связанных событий. Если в начальных опытах сюжет включал одно, многократно повторенное событие, то к концу эксперимента общий рассказ детей включал 4—7 последовательно связанных между собой событий, отражающих основные блоки сказочного повествования. При этом дети самостоятельно начинали сопоставлять свой рассказ с канонической сказкой, фиксируя необходимость введения того или иного смыслового блока (т. е. представленного в обобщенном виде события). Об этом свидетельствуют высказывания детей в ходе придумывания сказки (типа: «В конце сказки добрые должны победить», «Нет, сначала он должен встретить кого-нибудь, кто ему путь покажет, поможет», «Пошел за жар-птицей и ее увидел? Нет, так сразу в сказке не бывает» и т. п.). Таким образом, в ходе совместного построения сказки дети овладевали не только способами согласования замыслов, но и умением комбинировать, соединять различные события в логически связанный ряд. Мы полагали, что сформированные умения совместно строить сюжет в «чистом» виде (отделенном от предмет- но игровых и ролевых действий) будут перенесены детьми в самостоятельную игру, способствуя ее обогащению й согласованности действий партнеров. Для проверки этого предположения осуществлялся сопоставительный анализ самостоятельной совместной игры детей в диадах до и после проведения формирующего эксперимента. Как показали результаты наблюдений, осуществляемых до проведения формирующего эксперимента, сюжеты детских игр включали 1—2 многократно повторяющихся события (представляли собой «круговые» сюжеты) или сюжет игры развертывался каждым из участников независимо от другого. Наблюдения за игрой, проведенные после эксперимента, показали, что развернутые детьми сюжеты включают в среднем 5 последовательно связанных и совместно разыгрываемых сюжетных событий. Практически исчезли «круговые» сюжеты и независимые сюжетные линии. Игра всегда развертывалась как совместная. Причем оказалось, что характер переноса сформированных умений совместно строить сюжет в самостоятельную игру в разных диадах различен. В одних случаях совместное придумывание сюжета игры предшествует самой игре и полностью отделено от нее. Оля К. (6; 1) предлагает Вове В. (6; 8) играть в сказку «Три медведя», которую она тут же рассказывает Вове. Однако Вова не проявляет интереса к сказке. Тогда Оля вносит новое предложение: «Ну, давай в другую сказку играть, а то я тебе всё подсказываю». Вова: «Лучше давай сначала придумаем, а потом будем играть». Далее дети от начала до конца придумывают вместе новую сказку, а затем начинают ее разыгрывать. В игре сохраняются лишь начальные события придуманной сказки, дальше сюжет изменяется уже в ходе самой игры. В других случаях придумывание сюжета лишь частично отделено от игры, т. е. игра начинается с совместного придумывания сюжета (в вербальном плане), а затем оно постепенно начинает сопровождаться ролевыми и предметно-игровыми действиями. Саша П. (6; 3) предлагает Виталику К. (6; 3) играть в «Ко-Щея Бессмертного». Виталик: «Нет, я хочу в «зиму» играть. Давай, я зайчик». Саша: «А я волк». Виталик: «Давай, сначала сочиним». Дети придумывают несколько сюжетных событий, где героями являются заяц и волк, а затем переходят к ролевому диалогу. Дальнейшие события сюжета вводятся уже на фоне развернутых предметно-ролевых и игровых действий. В большинстве диад дети начинали игру сразу, без предварительного придумывания сюжета, однако пере-ходы от одного сюжетного события к другому четко вьь делялись партнерами в ходе игры посредством вербального обозначения и планирования следующего события Более того, игра часто прерывалась эпизодами повествования (т. е. время от времени переходила в чисто вербальный план), выявлявшими сюжетные замыслы детей. Как показали наблюдения, игра детей не сводится к простому разыгрыванию известных или придуманных в ходе проведения эксперимента сказочных сюжетов (т. е. не является игрой-драматизацией по готовому тексту), а представляет собой действительно творческую игру — самостоятельное развертывание новых сюжетов, что и позволяет говорить именно об усвоении способов совместного построения сюжета (а не о переносе в самостоятельную игру сюжета-образца). Следует отметить, что и" тематика игры у детей экспериментальной группы стала гораздо разнообразнее. Это обусловлено тем, что дети, усвоив в формирующих опытах способы совместного построения сюжета, легче комбинируют в самостоятельной совместной игре различные содержания (элементы знакомых сюжетов, впечатления от книг, кинофильмов и др.). Таким образом, исследование показало, что, как и предполагалось, согласованное развертывание детьми сюжета игры связано с выделением и осознанием отдельных сюжетных событий и обозначением, планированием переходов от одного сюжетного события к другому, а также с выделением и осознанием партнера как носителя собственного сюжетного замысла. Отмеченные нами сдвиги в самостоятельной игре детей позволяют сделать вывод об эффективности самой методики формирования, построенной по принципу отделения формируемого способа построения игры от более простых способов, которыми дети уже владеют (в данном случае — отделения сюжетосложения от ролевых и предметных действий в игре). Date: 2016-05-15; view: 1492; Нарушение авторских прав |