Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Становление игры у детей раннего возраста в условиях семейного воспитания
Как уже отмечалось выше, игра появляется у детей в общении со взрослыми. Д. Б. Эльконин [19786] связывает процесс возникновения игры с формированием под руководством взрослых предметных действий1 в раннем детстве. «Носителями предметных действий, — пишет Д. Б. Эльконин, — являются взрослые люди [там же, с. 158]. Не отрицая возможности открытия ребенком функций отдельных предметов при самостоятельном их использовании, Д. Б. Эльконин считает, что этот путь не может считаться основным: «Основным является путь совместной деятельности со взрослыми, в которой взрослые постепенно передают ребенку общественно выработанные способы употребления предметов. В такой совместной деятельности взрослые организуют действия ребенка по образцу, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом осуществления и формирования этих действий» [там же, с. 158]. 1 Предметными действиями Д. Б. Эльконин называет «исторически сложившиеся, закрепленные за отдельными предметами общественные способы их употребления» [19786, с. 158].
46 - 47 Это принципиальное положение советской психологической науки, четко сформулированное Д. Б. Элькониным, мы принимаем как безусловно верное и основополагающее для разработки и проведения наших теоретико-экспериментальных исследований. Анализируя строение предметного действия, Д. Б. Эльконин обнаружил, что оно содержит общую схему действия, связанную с общественным значением предмета, и технические операции, которые выполняются с учетом физических свойств предмета. Д. Б. Эльконин справедливо указывает, что значение действия и общая его схема усваиваются раньше, нежели его операционная сторона: «В ходе формирования предметных действий ребенок прежде усваивает общую схему действий с предметом, связанную с его общественным назначением, и лишь затем происходит прилаживание отдельных операций к физической форме предмета и условиям осуществления действий с ним» [там же, с 161]. Из двух составляющих практического действия Д. Б. Эльконин выводит сугубо утилитарную деятельность, в которой существенно важными являются осуществляющие ее операции и деятельность со значениями вещей, с общими схемами их использования. «Деятельность с предметами только по их значению и есть предметная игра детей раннего возраста» [там же]. . Как показывают наблюдения, первые игры, носящие сюжетный характер, входят в жизнь ребенка уже на 8—10-м месяце жизни с помощью матери (или другого близкого взрослого), которая, желая его позабавить, вызвать активность, читает ему известные всем короткие, несложные стихотворные тексты типа «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза рогатая» и т. п. При этом мать не просто говорит, что «Сорока-ворона кашу варила...», но и условно демонстрирует действия помешивания каши, подкрепляя их соответствующей интонацией, мимикой. Вначале асе игровые действия выполняет взрослый. спустя некоторое время он начинает стимулировать действия самого ребенка: рассказывая стихотворение, он спрашивает малыша: «Как сорока варила кашу? Покажи!» И ребенок отвечает, к большой радости родителей, соответствующими действиями. Что представляет собой такого рода деятельность взрослого и ребенка? Мы полагаем, что это одна из форм общения взрослого с ребенком. Общение взрослого с ребенком в ситуации игры «Сорока-ворона» может быть отнесено к форме ситуативно-личностного общения (М. И. Лисина, 1986). Средством, которое дает возможность взрослому наладить контакт с ребенком, является игра. Важно отметить, что взрослый использует игру как средство общения с ребенком, как целостную деятельность, включающую в себя все компоненты сюжета игры: персонажей, их действия, предметы- 2. Игра взрослого с ребенком на самых ранних ступенях его развития (конец первого полугодия — начало второго) создает возможность расширить содержание общения взрослого с малышом, вызвать его активные действия. На основании данных, полученных М. И. Лисиной (Развитие общения у дошкольников, 1974), Д. Б. Эль-кониным [19786] и другими, а также наших исследований и наблюдений можно полагать, что дальнейшее расширение содержания игрового общения взрослого с ребенком происходит за счет увеличения тематического разнообразия сюжетов и включения в это общение предметов — игрушек. Взрослый постепенно расширяет кругозор ребенка все более разнообразными и сложными, часто совершенно не знакомыми ему по личному опыту смысловыми содержаниями. Какие же средства он использует для расширения и обогащения детского кругозора? Ведь ребенок еще только начинает овладевать речью — основным средством получения информации. Ответ на поставленный вопрос напрашивается как бы сам собою — при помощи игровых средств, которые облегчают ребенку первоначальное понимание незнакомых жизненных ситуаций при одновременном использовании взрослым речи, игровых действий, сюжетных игрушек. Игра, таким образом, выступает как особая, эмоционально окрашенная форма общения взрослого с ребенком; она помогает ему осваивать окружающий мир, наполняет его внутренний мир радостью и интересным для него содержанием3. Итак, первоначально сюжетная игра появляется на 8—10-м месяце жизни ребенка в процессе его общения со взрослым. Играет вначале взрослый, ребенок включен в игру в основном как зритель; его участие в ней выражается лишь в повторении отдельных, очень простых действий. Постепенно взрослый увеличивает меру участия ребенка в игре, предлагает ему включиться в совместную игру: «Вот и сварила Мишке кашу. Возьми ложку, покорми его!» Или: «Вот какая у нас машина! Кто будет кататься? Кого повезем к бабушке? Сажай Лялю, вези! Вот как поехала Ляля. Приехала. А я—бабушка. Здравствуй, моя девочка Ляля (обращаясь к кукле)! Приехала? Вот тебе конфета!» и т.п. Так игра из средства общения с ребенком превращается в совместную игровую деятельность взрослого и ребенка.
2 В первых играх с ребенком взрослый сначала использует в качестве предметов действия руки и пальцы — свои и ребенка (например, при играх «Сорока-ворона», «Ладушки»), а в дальнейшем — сюжетные игрушки. 48- 49 В совместной игре на фоне эмоционального контакта со взрослым ребенок накапливает опыт игровых действий с предметами, а в возрасте 1,8—2, 0 — уже и опыт элементарного ролевого поведения. Ребенок начинает дифференцировать ситуации игры и неигры, улавливать небуквальность игровых действий. Опираясь на анализ эмпирически полученного материала, можно выделить два момента, соответствующих этой дифференциации, различению ребенком ситуаций игры и неигры. Во-первых, это эмоциональное поведение взрослого в той или иной ситуации. Во-вторых, введение в игру и выполнение действий с полифункциональными игрушками, так называемыми предметами-заместителями. Ребенок полутора лет, играя во время обеда, сбрасывает на пол тарелку. Мать строго говорит ему: «Что ты сделал? Как нехорошо! Плохой ты мальчик!» иребенок, даже не понимающий всех слов, с которыми обращаются к нему, по выражению лица, интонации угадывает отрицательное отношение взрослого к его действиям. Такая же реакция возникает у матери и в ситуации, когда ребенок, пытаясь сам действовать ложкой, проливает суп на скатерть. Во всех этих случаях мать указывает, что так нельзя поступать, и учит, как надо делать, направляя действия малыша на строгое соблюдение указаний и образцов поведения. Совсем другое дело в игре. Здесь и ложку можно держать по-своему, и кукольную пластмассовую тарелку можно уронить, и кормить куклу непосредственно из кастрюльки и руками, без ложки. Мать не сердится. Игра, как справедливо отмечает К. Гарви [С. Garvey, 1977], сопровождается улыбкой, шуткой. В ней отсутствует строгая обязательность в выполнении действий и в отношениях взрослого и ребенка. Ребенок, уже усвоивший назначение наиболее часто употребляемых при уходе за ним предметов, с удивлением наблюдает за матерью, которая, играя с ним, ставит кукле вместо градусника палочку, или причесывает куклу кубиком, или «дает» Мишке конфету, которой в руке нет, да еще «пробует» ее сама и, смеясь, говорит: «Как вкусно! На, Мишка, откуси!» В таких ситуациях на глазах у ребенка и происходит отрыв действия от предмета, с которым оно обычно было связано в продуктивной деятельности, и перенос его на другой (в том числе и на воображаемый) предмет. Это облегчает осознание ребенком смысла условности игрового действия. Каков механизм процесса осознания ребенком небуквальности, условности действий и ролевого поведения? Это сложная и нерешенная еще проблема, требующая проведения специального теоретического и экспериментального исследования. Date: 2016-05-15; view: 543; Нарушение авторских прав |