Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные способы построения сюжетно-ролевой игрыСтр 1 из 8Следующая ⇒
4305000000—065 005(01)—87 -34—87 ББК 88.8 © Издательство «Педагогика», 1987 Предисловие В решениях XXV съезда КПСС указывается на необходимость «создания единой системы непрерывного образования» (Материалы XXV съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986. С. 106), а также совершенствования процесса воспитания подрастающих поколений, подготовки их к жизни и труду. Дошкольный возраст — одно из звеньев этой системы, важный этап жизни ребенка, когда у него формируются, развиваются способности, качества личности, от которых во многом зависит успешность его дальнейшей учебы в школе, благополучие в отношениях с окружающими людьми и т. п. Наше общество всегда придавало большое значение дошкольному воспитанию детей, а в настоящее время, в условиях проведения реформы общеобразовательной и профессиональной школы, вопросы, связанные с развитием дошкольного воспитания, становятся еще более актуальными. Так, в постановлении Совета Министров СССР «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе» перед учеными ставится задача «повысить качество фундаментальных исследований, направленных на разработку проблем дошкольной педагогики и психологии, на изучение основных закономерностей развития детей дошкольного возраста...» (Правда. 1984. 19 мая). В современной советской науке сюжетно-ролевая игра определяется как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, имеющая огромное значение для развития ребенка. Поэтому психолого-педагогическое исследование этой проблемы полностью отвечает поставленным задачам. Теоретические основы педагогики дошкольной игры были заложены выдающимися педагогами-марксистами Н. К. Крупской, А. С. Макаренко и в дальнейшем развивались отечественными учеными Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой и другими, которые вскрыли широкие воспитательные возможности игры. В советской психологии А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими была разработана концепция социально-исторической обусловленности игры, создавшая основу дальнейших исследований в области психологии и педагогики игры. Однако в связи со сложностью сюжетно-ролевой игры как объекта исследования, а также из-за сравнительно небольшого временного периода, в течение которого существует научная психология и педагогика игры, в этой области имеется еще много нерешенных вопросов. Многие из этих вопросов концентрируются вокруг проблемы формирования игровой деятельности у детей с целью их развития и воспитания: каким образом можно осуществлять формирование игры у детей, каковы его пути и средства; как активизировать самостоятельную творческую игру детей; как эффективно использовать игру в качестве средства психического развития и воспитания детей. В исследованиях, представленных в этой книге, авторы пытаются подойти к решению этих вопросов с целью уточнения теоретических представлений об игре и разработки научных основ организации игры в детском саду. Монография содержит в себе теоретическое исследование строения сюжетно-ролевой игры и проблемы ее формирования на этапах раннего и дошкольного детства. На основе психолого-педагогического анализа сюжетно-ролевой игры, представленного во введении и первых двух главах, формулируется авторская концепция педагогического руководства и управления детской' игрой. Экспериментальное обоснование выдвигаемых авторами ряда гипотез представлено в последующих шести главах: в —V главах — материал по формированию сюжетно-ролевой игры, в V, V — по изучению роли игры в воспитании и развитии детей. Данная книга — итог многолетней работы группы сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Главы книги написали: предисловие — Н. Н. Поддьяков; введение, главы … параграф 1 главы V, параграф 1 главы V, главу V и заключение — Н. Я. Михайленко; главу, параграф 2 главы V — Н. А. Короткова, параграф 2 главы V — Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова; главу V — Р. Б. Стеркина (параграф 2 — совместно с Р. А. Иванковой); параграфы 1, 2 главы V — Р. А. Иванкова, параграф 3 главы V — Л. В. Артемова
3-5 Введение Несмотря на то, что психологи и педагоги уже давно проявляют интерес к детской игре, проблема целенаправленного формирования игры у детей дошкольного возраста с целью их развития и воспитания возникла лишь во второй половине нашего века. Для того чтобы понять, в чем заключается суть этой проблемы и что привело к ее возникновению, необходимо обратиться к истории развития взглядов на детскую игру. Как известно, в трудах психологов XX и начала XX в. игра рассматривалась как одно из проявлений спонтанно развивающегося сознания, душевной жизни ребенка [К. Бюлер, 1924; Т. Рибо, 1901; В. Штерн, 1915; и др.]. Отмечаемый уже в то время факт относительного постоянства, единообразия форм игры от поколения к поколению детей, признание игры неотъемлемой принадлежностью именно детского возраста способствовали поиску причин, объясняющих это универсальное свойство детей. Это и привело к пониманию игры как биологически обусловленной формы поведения. Игра — наследственно передаваемая форма поведения, назначение которой — упражнение инстинктов, необходимых для будущей. взрослой жизни, — такова точка зрения К- Грооса [1916], получившая чрезвычайно широкое распространение в начале нашего века. Таким образом, игра перестала интерпретироваться как принадлежность индивидуальности; ее надындивидуальная природа сводилась к свойствам человека как представителя биологического вида. Естественно, что такого рода объяснения природы игры мало что могли дать практической педагогике. В данном случае рекомендации для педагога сводились к следующему: не мешать спонтанному развитию ребенка, обеспечивая лишь время и место для его игры [Д. Селли, 1901; Ф. Кейра, 1908; и др.]. Однако педагогика, всегда стремившаяся к активному воздействию на ребенка с целью его развития и воспитания, не могла удовлетвориться такими рекомендациями.
Уже в системе игр, разработанной Ф. Фребелем [1913] в первой половине XX в., просматривается стремление влиять на развитие ребенка, предлагая ему постепенно усложняющиеся игры. В системе воспитания Ф. Фребеля игра, пожалуй, впервые в истории педагогики была выделена в качестве особого средства, необходимого для развития детей дошкольного возраста. Фребелевская система игр дала толчок к активному включению в деятельность детей «педагогически целесообразных» игр, в основном подбиравшихся по сфере своего влияния (игры, способствующие физическому, умственному, нравственному развитию ребенка) [Д. Колоцца, 1909; и др.]. Однако подбор этих игр основывался главным образом на интуиции педагога и на задачах воспитания, т. е. на представлениях о том, каким должен быть ребенок. Стремление практической педагогики исходить из задач воспитания зачастую приводило к произвольному вмешательству педагога в детскую деятельность (примером может служить распространившаяся в 20-х гг. нашего века практика стимулированных игр, полностью исключавшая какую-либо самостоятельность ребенка) '. Итак, к первой трети нашего века сложились весьма противоречивые отношения между психологией и педагогикой игры; тезис психологии об имманентном развитии ребенка и игре как спонтанном проявлении этого развитии (или проявлении инстинктивных форм поведения) явно не удовлетворял практическую педагогику, которой надо было определить содержание и методы общественного воспитания детей в связи с массовым развитием сети детских садов и яслей. Выход из этого противоречия мог заключаться только в разработке теоретических оснований, объясняющих действительные успехи педагогики игры и в то же время задающих научную платформу для использования игры как средства воспитания и развития ребенка. Это противоречие было снято отечественной наукой, развитие которой привело к возникновению представлений об игре как специфической деятельности детей, социальной по своему происхождению и содержанию. Игра стала рассматриваться как феномен социокультурного, а не биологического порядка. 1 Более подробно об этом см. в работе С. С. Моложавого [1929].
Тезис о социальной природе детской игры, понимаемой как особое культурное образование, выработанное обществом в ходе его исторического развития, достаточно исчерпывающе рассмотрен в работах Д. Б. Эльконина [1960, 1966, 19786]. Игра появляется на определенном этапе развития общества и служит средством, реализующим стремление детей участвовать в жизни взрослых, так как усложняющаяся структура производственной деятельности взрослых не позволяет ребенку непосредственно быть в нее включенным. Игра является, с одной стороны, принадлежностью детства, «живет» именно в детских поколениях (см. об этом: Этнография детства. М., 1983), а с другой стороны — элементом системы воспитания, целенаправленно используемым обществом для подготовки детей к «взрослой» жизни [Г. П. Щед-ровицкий, 1966; Н. С. Пантина, 1966; и др.]. Специфика игровой деятельности заключена в ее замещающем по отношению к настоящей деятельности взрослых характере. Изменение взглядов на природу детской игры повлекло за собой переход от отождествления игры с психическими процессами (столь свойственного психологии XX в.) к интерпретации ее как деятельности, определяющей психическое развитие ребенка. В основу такого понимания значения игры для детей была положена разработанная в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова и других теория общественно-исторического происхождения психики, позволившая кардинально изменить традиционные взгляды на развитие ребенка. Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в советской психологии, в основном сводятся к следующему: игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью; игра занимает свое место в ряду других «воспроизводящих» деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста; развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка, т. е. социальных влияний. Последний тезис подкрепляется фактическими данными, накопленными педагогикой раннего детства [Н. М. Аксарина, 1948; Н. М. Щелованов, Н. М. Акса-рина, 1935]. В педагогике раннего детства было отмечено явление крайне замедленного психического развития детей (и, в частности, отсутствие у них даже самых элементарных игровых форм) при дефиците их общения со взрослым, имевшем место в детских домах для детей раннего возраста, лишившихся родителей.
Позднее психологические и педагогические исследования, проведенные с детьми раннего возраста [Н. Я-Ми-хайленко, 1975; С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина, 1979; Н. С. Пантина, 1962; Ф. И. Фрадкина, 1949; и др.], показали, что сюжетно-ролевая игра не возникает у ребенка вне специальным образом организованного общения со взрослым, в ходе которого ребенок первоначально овладевает элементарными игровыми умениями. С необходимостью специально организовывать обучение игровым умениям помимо психологии и педагогики раннего возраста столкнулась и сурдопедагогика [Г. Л. Выгодская, 1964, 1966]. Итак, впервые проблема обучения игре, формирования ее как деятельности выделилась и была наиболее отчетливо сформулирована в психологических и педагогических исследованиях детей раннего возраста и аномальных детей. Эта проблема отчетливо сформулирована А. В. Запорожцем: «Чтобы она (сюжетно-ролевая игра. — Ред.) появилась, ребенку необходимо овладеть некоторыми способами игрового воспроизведения действительности, научиться пользоваться игрушками, приобрести умение разыгрывать известные сюжеты и подчиняться правилам игры. В условиях семейного воспитания эти игровые формы обычно усваиваются стихийно, в результате непосредственного общения со взрослыми, со старшими братьями и сестрами. Именно потому, что этот процесс проходит стихийно, без сознательно поставленных педагогических целей, он производит впечатление спонтанного и часто трактуется именно так в психологической и педагогической литературе...» [1965, с. 74]. В результате названных выше психологических исследований практическая педагогика оказалась ориентированной на формирование собственно игровой деятельности у детей раннего возраста. Однако по отношению к детям дошкольного возраста педагогическое руководство игрой сводилось в основном к обогащению конкретного содержания игры, к организации положительных отношений детей в игре [Р. И. Жуковская, 1963; Д. В. Менджерицкая, 1982; А. П. Усова, 1976; и др.].
7-8
Между тем условное игровое действие, формирующееся в раннем детстве и являющееся, безусловно, основой более сложной игры дошкольника, еще не обеспечивает перехода к ней (с лежащими в центре ее ролевым поведением и творческим построением сюжета). В результате игра дошкольников зачастую крайне бедна и однообразна. Часто даже к Старшему дошкольному возрасту игровая деятельность детей не достигает своих развитых форм. Такое положение дел вряд ли можно объяснить недостатком знаний и впечатлений современных дошкольников, который мешал бы организации ими сложной и разнообразной по содержанию самостоятельной игры. Причины этого, по-видимому, связаны с некоторыми особенностями условий жизни детей дошкольного возраста в настоящее время. Стихийно возникающим традиционным средством передачи детям игровых умений является общение младших детей со старшими в разновозрастных группах. В 60—80-х гг. в связи с интенсивным развитием широкой сети многокомплектных детских учреждений, где дети распределены по одновозрастным группам, а также в связи с установками родителей на раннее специализированное обучение детей (музыкальные школы, спортивные и художественные кружки и т. п.), увеличением числа однодетных семей уменьшается реальная возможность включения дошкольника в совместную деятельность и общение со старшими детьми. Поэтому функция передачи детям дошкольного возраста усложняющихся способов игровой деятельности все больше и больше должна переходить к взрослому, основной задачей которого является воспитание детей, т. е. воспитателю детского сада. Все это заставляет ставить проблему формирования игровой деятельности более широко — как проблему постепенной передачи детям все более усложняющихся способов игровой деятельности на протяжении всего дошкольного детства. В связи с этой проблемой встает ряд более частных задач, требующих решения: 1) какие способы игры должны формироваться у ребёнка и в какой последовательности, 2) какими по характеру должны быть формирующие воздействия взрослого и при каких условиях они будут наиболее эффективными, 3) какие формы игры будут в наибольшей степени способствовать психическому развитию ребенка на каждом этапе дошкольного детства. Подойти к решению этих задач можно, лишь предварительно рассмотрев вопрос о значении игры для развития ребенка. Большинство современных зарубежных исследователей указывают на значение игры для развития у ребенка как когнитивных, так и аффективных и социальных сфер функционирования [J. Bruner et al., 1976; С. Gar-vey, 1977; G. Fen, 1981; H. B. Schwartzman, 1978; и др.]. Более четко развивающие функции игры определены в советской психологии и педагогике. Д. Б. Эльконин [19786], рассматривая развивающую функцию игры, останавливается прежде всего на ее значении для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Д. Б. Эльконин пишет: в игре «происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым... Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных, аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности» [19786, с. 277]. На развитие в игре воображения, образного мышления ребенка указывают Л. С. Выготский [1967], В. В. Давыдов,[1976], А. В. Запорожец [1986], С. Л.Рубинштейн [1940]. В работах педагогов-исследователей анализируется значение игры для морально-нравственного развития ребенка, прежде всего роль самого содержания игры, посредством которого происходит овладение ребенком нормами и правилами взаимоотношений между людьми [Р. И. Жуковская, 1963; Д. В. Менджерицкая, 1982; Т. А. Маркова, 1951; и др.]. В ряде исследований четко сформулировано значение игры как формы самоорганизации детей. Совместная игра создает условия для возникновения «детского общества» и реальных отношений в нем между детьми. А. П. Усова [1966] усматривает основное воспитательное значение игры именно в наличии в ней реальных отношений, обеспечивающих развитие у детей качеств «общественности», т. е. качеств, позволяющих успешно взаимодействовать с другими.
9-10 Существенными для понимания развивающего значения игры представляются соображения, высказанные Л. А. Венгером [1978], подчеркнувшим необходимость четкого определения специфического влияния игры на развитие ребенка. Л. А. Венгер исходит из того, что каждая конкретная деятельность требует определенных, специфических для нее способностей и создает условия для их развития. Для игровой деятельности (рассматривается развитая форма игровой деятельности дошкольников— совместная сюжетно-ролевая игра) такими способностями являются: 1) способность действовать в плане представлений; 2) ориентироваться в сфере человеческих отношений; 3) координировать действия с другими. Развитие этих способностей осуществляется в самостоятельной игре детей. Неспецифическое развивающее значение игры Л. А. Венгер связывает с регламентированными взрослым формами игры, через которые в нее вносится определенное развивающее содержание или ставятся определенные дидактические задачи. Через содержание игры, а также поставленные перед ней дидактические задачи может происходить усвоение самых различных знаний, умений, развитие тех или иных способностей. Таким образом, Л. А. Венгер предлагает четко различать специфическое развивающее значение игры и неспецифическое влияние на развитие ребенка через содержание игры и использование игровых приемов. Как пишет Л. А. Венгер, «именно специфическое воздействие игры имеет наибольшую ценность и должно быть максимально использовано в педагогических целях» [1978, с. 35]. Итак, игра выполняет свои развивающие функции в полной мере лишь тогда, когда она является самостоятельной деятельностью детей. Только в этом случае реализуется специфическое воздействие игры на развитие ребенка: происходит расширение его действий в плане представлений, развитие комбинаторных способностей, совершенствование ориентации в человеческих отношениях, овладение способами группового взаимодействия. Однако здесь имеются еще нерешенные вопросы, связанные с определением содержания развития ребенка на разных этапах становления игры. Действительно, Л. А. Венгер и другие исследователи рассматривают специфическое значение игры, имея в виду ее развернутую форму — совместную сюжетно-ролевую игру старших дошкольников. Но, как следует из многочисленных психологических и педагогических исследований, сама игра является изменяющейся на протяжении дошкольного детства деятельностью [А. Н. Леонтьев, 1983; Д. Б. Эльконин, 19786; J. Paget, 1945; и др.]; игра ребенка 2 лет существенно отличается, например, от игры ребенка 6 лет. Несмотря на то что магистральная линия психического развития ребенка-дошкольника связана с игрой, на него оказывают воздействие и другие виды деятельности— общение со взрослым, познавательно-практическая деятельность. В итоге на каждом возрастном этапе складывается та или иная конфигурация способностей, определяющая характер и формы самостоятельной игры ребенка. Очевидно, что на каждом этапе становления игры влияние ее на развитие ребенка будет различным. Уже имеющиеся представления о развивающем значении развернутой формы игровой деятельности нуждаются в дополнении данными о том, как влияет игра на развитие ребенка на каждом возрастном этапе. Пока психологическая наука не располагает такими конкретными данными. Но это только одна сторона дела. Как уже указывалось выше, стихийно складывающаяся игра у ребенка часто не достигает развития своих сложных форм. Поэтому необходимо подойти к этому вопросу и с другой стороны: какой должна быть самостоятельная игра ребенка на каждом возрастном этапе, чтобы в максимальной степени продвигать развитие его способностей? Иначе говоря, необходимо рассмотреть игровую деятельность с точки зрения последовательного усложнения ее строения и проследить возможности и особенности овладения ею детьми на различных возрастных этапах. Решение этого вопроса требует смыкания психологии и педагогики в новом типе исследования — психолого-педагогическом, где особенности развития игровой деятельности ребенка изучаются в процессе ее активного формирования. На необходимость такого типа исследований указывал еще Л. С. Выготский. Дальнейшее раз витие эта мысль получила в трудах советских психологов В. В. Давыдова [1976], Д. Б. Эльконина [19786] и других.
11-12 Действительно, наблюдение за индивидуальной игрой детей — традиционный метод, использовавшийся в психологии игры, не позволял определить максимальные возможности детей в игре. Этим методом можно лишь фиксировать то, что делает ребенок, но не то, что он может делать, т. е. какая по сложности игра ему доступна. Так же мало дают и широко распространенные за рубежом коррелятивные исследования, где форма игры, преобладающая у детей, лишь соотносится с уровнем развития определенных психических функций — мышления, воображения и т. п. (см. об этом: [G. Fen, 1981]). Небольшое количество исследований, имеющих целью изучить развивающее значение определенного вида игры, носит частный характер, где прослеживается влияние упражнения ребенка в этом виде игры на какие-либо (часто произвольно выбранные исследователями) психические функции. При этом одни исследователи рассматривают в качестве развивающего фактора свободную игру ребенка [К- Slva et al., 1976], другие — игру, организованную взрослым [Е. Saltz et al., 1977]. Эти немногочисленные исследования не могут дать целостной картины, какой по сложности должна быть игра ребенка на каждом возрастном этапе и каково ее конкретное развивающее значение. Все это делает настоятельно необходимым проведение психолого-педагогических исследований, уточняющих представления об особенностях овладения детьми все более сложными формами игровой деятельности на разных возрастных этапах. Только проведение цикла таких исследований может обеспечить решение сформулированных выше задач, возникающих в связи с проблемой формирования игры, и определить научные основы формирования игры у детей дошкольного возраста. Данная книга представляет собой попытку психолого-педагогического исследования, направленного на выявление особенностей овладения детьми все более сложными способами построения игры на протяжении дошкольного детства, перестраивающими их самостоятельную игру в более сложную форму деятельности. Программа экспериментальных исследований, результаты которых изложены в книге, определялась следующими общими предположениями: специфика игровой деятельности (ее «замещающий» характер) требует одновременного овладения детьми двойной системой средств ее построения — условным игровым действием, а также его обозначением. Эта система средств может быть названа способом построения игры; формирование игровой деятельности предполагает поэтапную передачу детям постепенно усложняющихся способов построения игры: предметно-игрового — в раннем возрасте, ролевого — в младшем дошкольном возрасте, сюжетосложения — в старшем дошкольном возрасте; передача детям способов построения игры осуществляется в их совместной деятельности со взрослым, где последний выступает партнером, живым носителем формируемого способа в его целостности; наиболее эффективно овладение ребенком новым способом осуществляется при условии исключения возможности использования ребенком в совместной игре со взрослым привычного, более простого способа. Иначе говоря, новый способ при его формировании должен быть отделен от других, выделен для ребенка в наиболее «чистом» виде, но таким образом, чтобы игра не теряла своей естественности и привлекательности. На чем основаны эти предположения? В психологических исследованиях А. Н. Леонтьева [1983], Д. Б. Эльконина [1960, 19786] и других развитие детской игры рассматривалось с точки зрения динамики мотивации и изменения психологического содержания деятельности. Первый этап развития игры связывался с овладением ребенком специфическими функциями предметов, недоступных ему в его практической деятельности (предметная игра); второй — с овладением отношениями между людьми, опосредствующими отношение к предмету (ролевая игра); третий этап — с выделением скрытых в этих отношениях задач и правил человеческих действий и отношений (игра с правилами) и сдвигом мотива с процесса деятельности на ее результат (игра-драматизация и игра-фантазирование). В то же время развитие игры представлялось этими исследователями как движение от индивидуальных ее форм к совместным, обусловленное изменением психологического содержания игры (воссоздающихся в игре моментов деятельности и отношений взрослых). Уже при психологическом анализе индивидуальной игры ребенка исследователи указывали на расхождение в ней смысла и буквального значения игрового действия [Л. С. Выготский, 1966; А. Н. Леонтьев, 1983; J. Paget, 1945; и др.]. О том, что сам ребенок понимает, осознает эту двойственность игрового действия, можно судить по специфическим экспрессивным, предметным и вербальным обозначениям его смысла. Впервые на это указала К. Гарви [С. Garvey, 1977], наблюдая за свободным игровым взаимодействием детей в диадах. 13-14 Следует отметить, что проблема взаимодействия детей в разных видах деятельности вызывает сейчас большой интерес исследователей. При этом взаимодействие (кооперация) детей рассматривается, с одной стороны, как метод выявления способов действия, использующихся детьми при построении деятельности, с другой стороны, вслед за Л. С. Выготским f 1982], как основание индивидуальных форм деятельности, средство формирования рефлексии на способы своих действий, средство освоения обобщенных способов действия [В. В. Рубцов, Р. Я. Гузман, 1983; и др.]. Анализ игрового взаимодействия детей в наших исследованиях позволил вскрыть ряд феноменов детской игры, ускользающих от внимания исследователей при использовании таких традиционных методов изучения игры, как наблюдение за свободной индивидуальной игрой и за руководимой взрослым коллективной игрой с заранее заданным детям сюжетом, и дать более полное описание способов, которыми пользуются дети при построении сюжетно-ролевой игры, т. е. описание игры как субкультуры детства. Оказалось, что процесс игры не представляет собой непрерывное движение ребенка в условном плане, но строится как постоянный переход из плана условных игровых действий в план обозначения смысла этих действий и обратно. Такие «поясняющие», «обозначающие» действия органично входят в процесс игры, выполняя функции планирования ребенком собственных игровых действий и согласования их с действиями партнера. Все это и позволяет говорить о способе построения игры как о двойной системе средств — собственно игровом действии и его обозначении. Так же как и психологическое содержание деятельности, эти способы должны быть представлены как последовательно изменяющиеся (усложняющиеся) на протяжении дошкольного детства. Можно выделить три постепенно усложняющихся способа построения игры. Наиболее простым является развертывание и обозначение условных предметных действий в игре. Следующий по сложности способ — ролевое поведение, связанное с обозначением и реализацией условной ролевой позиции и подчиняющее себе предметно-игровые действия, смысл которых уже определяется ролью. Третьим способом построения игры является сюжетосложение, связанное с развертыванием последовательности целостных ситуаций (определяющих собой игровые роли и реализующие их действия), их обозначением и планированием. Каждый последующий способ является более сложным по отношению к предыдущему и «вбирает» его в себя. По отношению к возрасту эти способы могут быть представлены как последовательные этапы формирования игры. Выделение сюжетосложения как особого этапа формирования игры обусловлено тем, что ребенок к старшему дошкольному возрасту обнаруживает тенденцию к воссозданию в игре все более сложных и многообразных содержаний, для которых рамки' ролевого поведения как уже сложившегося способа построения игры становятся тесны. Сюжетосложение в его совместной форме, включающее умение комбинировать, сочленять и согласовывать с партнером целостные сюжетные ситуации, способствует расширению содержания игры, активизации творческого потенциала ребенка и подводит детей, во-первых, к игре-фантазированию (где ценным для ребенка становится не просто сам процесс игры, но и создание нового сюжета как творческого продукта деятельности), во-вторых, к самостоятельной игре с правилами как более сложной форме совместной деятельности (где на первое место выступает умение ребенка согласовывать свои действия с действиями и намерениями партнеров). При такой системе формирования самостоятельная игровая деятельность детей должна претерпевать прогрессивную перестройку за счет усвоения ребенком новых, более сложных способов построения игры. Как уже указывалось, возникнув в ходе исторического развития общества, игра стала особой субкультурой детства, образцы (способы построения) которой передавались по традиции от старших поколений детей к младшим в естественном процессе их совместной игры. При отмечающихся в настоящее время «разрывах» поколений детей передача детям способов построения игры может быть целенаправленно осуществлена в процессе их совместной деятельности со взрослым, где последний, демонстрируя новые способы действий, как бы создает ребенку «зону ближайшего развития» его игровой деятельности. - 15 - 16 Очевидно, что успешность формирующих воздействий во многом будет зависеть от того, насколько взрослому удастся сохранить естественность процесса детской игры. Это возможно только при условии изучения самостоятельной совместной игры детей, извлечения образцов процесса игры из детской субкультуры, вычленения наиболее существенных их характеристик и последующего педагогического использования в таком, уже «отрафинированном», «чистом» виде (что в известной мере позволяет влиять на детскую субкультуру, постепенно менять ее в педагогически целесообразном направлении). Поэтому так важно изучение совместной самостоятельной детской игры как в группах сверстников, так и & разновозрастных группах детей. Выделение для ребенка в процессе совместной деятельности со взрослым нового способа построения игры становится возможным при особой организации предметно-игровой среды и развертывании взрослым в ходе игры такого сюжета, сама структура которого требует от участников игры перехода к новому способу ее построения, исключает возможность обращения к привычному, более простому способу. Предположение о том, что структура сюжета — одно из важных средств, с помощью которых осуществляется формирование игры, рассматривается в ряде глав данной книги. В тексте книги под понятием «формирование игры» мы будем понимать процесс постепенной передачи детям усложняющихся способов построения игры, который осуществляется в совместной игре взрослого и детей. Под «управлением игрой» мы будем понимать такие педагогические воздействия на детскую игру, которые осуществляются без непосредственного включения в нее взрослого (отбор игрового материала, предварительные беседы с детьми о теме игры и т. п.). Говоря о возрастных этапах дошкольного детства, мы будем иметь в виду такую их периодизацию: 1— 3 года — ранний возраст, 3—5 лет — младший дошкольный, 5—7 лет — старший дошкольный возраст.
Глава Содержание и структура сюжетно-ролевой игры 1. Сюжет игры Сюжетно-ролевую игру отличает от других видов игр (подвижных, дидактических и др.) прежде всего наличие сюжета (что и отразилось в ее названии). Если в подвижной и дидактической игре главным является соблюдение правила, а предмет, с которым производится действие, строго определен (мяч, фишки, карточки, кубики и т. п.), то в сюжетно-ролевой игре нет заранее сформулированных правил, в ней допускаются широкие вариации в выборе и использовании предметов. Употребляться могут самые разнообразные материалы — игрушки и так называемые предметы-заместители, порой лишь отдаленно напоминающие те, которые предусмотрены в сюжете. Более того, сюжетно-ролевая игра может протекать с минимальным количеством предметов, многие могут просто подразумеваться. Однако если отсутствует сюжет, то не будет как такрвой и сюжетно-ролевой игры. Это обстоятельство и заставляет в первую очередь анализировать проблемы построения сюжета, его тематического содержания и структуры. Содержание развернутой формы сюжетно-ролевой окружающей действительности (быт семьи, производственная деятельность взрослых, общественные события). Д. Б. Эльконин определяет сюжет игры следующим образом: «Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты игр... чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка» [19786, с. 31]. Как показывают исследования Е. А. Аркина [1948], Д. В. Менджерицкой [1979, 1982], Д. Б. Эльконина [19786], содержание сюжетов детских игр изменяется с возрастом детей. Преимущественными темами сюжетов игр детей от 2 до 4 лет являются жизнь семьи, детского •сада, в то время как в старшем дошкольном возрасте в играх детей отражаются профессиональная деятельность взрослых, их отношения друг с другом и общественные события. Д. В. Менджерицкая отмечает, что «деление игр на бытовые, производственные и общественные условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта, труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на фабрику; родители с детьми идут на праздничную демонстрацию, на стадион. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение»-[1979, с. 9]. Нам представляется очень важной мысль Д. В. Менджерицкой о зависимости содержания сюжета игры от преобладающего мотива детской деятельности. Д. Б. Эльконин основным мотивом детской игры считает желание-ребенка действовать, как взрослый: «Ребенок хочет действовать, как взрослый, он весь во власти этого желания. Именно под влиянием этого очень общего желания, сначала при помощи подсказки взрослого (воспитателя, родителей), он начинает действовать, как будто бы он взрослый. Аффект этого настолько силен, что достаточно небольшого намека — и ребенок с радостью превращается, конечно чисто эмоционально, во взрослого» [19786,. с. 276]. Содержание развернутой формы сюжетно-ролевойигры Д. Б. Эльконин определяет как воссоздание отношений между людьми, которое осуществляется ребенком через действия с предметом. «А так как воссоздание, а тем самым и освоение этих отношений, — пишет Д. Б. Эльконин, — происходят через роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок, то именно роль и органически связанные с нею действия и являются единицей игры. Так как в реальной действительности конкретная деятельность людей, их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты иго чрезвычайно многообразны и изменчивы» [19786, с. 31]. Безусловно, взрослый человек и его отношения с другими людьми составляют содержание сюжетов значительного числа детских игр. Но наши наблюдения, а также факты, приводимые Д. В. Менджерицкой [1979],. К- Гарви [С. Garvey, 1977), обнаруживают, что содержание сюжетов игры может также заключаться в воссоздании ребенком эмоционально значимых для него событий. При этом дети могут брать на себя роли сказочных персонажей, животных и т. п. 1 Здесь и далее возраст детей мы будем указывать следующим образом: первая цифра означает количество лет, вторая — месяцев.
18-19 (Сережа Г., 5; 21: «Я собака Шарик, я ищу мины и езжу в танке вместе с танкистами»; Андрюша Л., 5; 4: «Я играю в пожар, я сейчас как будто дым от огня»; Даша С, 4; 9: «Я буду черепахой Тортиллой, живу на болоте и охраняю золотой ключик»), а могут и не брать никаких ролей, воображать именно себя как действующее лицо, участвующее в каком-то событии (Алеша Ш., 4; 11: «Я как будто поехал на дачу, а по дороге встретился со своим другом, и он меня позвал путешествовать в горы»; Алеша И., 4; 8: «Я как будто опять плыву с мамой на туристском пароходе. Сейчас будет остановка, я пойду купаться один и опоздаю. Надо плыть самому и догонять пароход, я плаваю очень быстро»). Данные ряда исследований [Т. В. Антонова, 1983; О. М. Гостюхина, 1984; А. А. Рояк, 1974; А. П. Усова, 1966; Д. Б. Эльконин, 1978а, б; и др.] показывают, что детская игра связана с реализацией ребенком самых разных мотивов, таких, как воссоздание эмоционально значимых реальных событий; воссоздание действий эмоционально значимого взрослого, старшего ребенка, сверстника через принятие его роли; общение со сверстником (по данным Н. Я. Михайленко, около 40% детей включаются в ту или иную игру не потому, что их привлекает ее содержание, а потому, что в нее играет близкий друг, с которым хочется быть вместе) и, наконец, придумывание, фантазирование, создание в игре особой действительности. Фантазирование мы выделили как наиболее характерный мотив для игры, так как в нем представлена одна из основных особенностей детской игры— относительная независимость от внешних обстоятельств, возможность комбинировать события, менять места и отношения действующих лиц и т. п. Мотивы игры формируются у ребенка под влиянием социальных факторов и зависят от впечатлений и знаний, которые он получает из самых разных источников: каждодневного жизненного опыта и специального, педагогически организованного ознакомления с явлениями окружающей действительности. Детей водят на экскурсии и показывают им, как люди трудятся в разных сферах культурно-бытового обслуживания (почта, библиотека и т. п.), на производстве (строительство дома, сбор урожая, шитье одежды и т. п.); им читают об этом книги, показывают диафильмы. Чем ярче впечатления, полнее знания, тем содержательнее сюжеты детских игр и сильнее их воспитательное влияние на ребенка: [Р. И. Жуковская, 1975; Т. А. Маркова, 1951; Д. В. Менджерицкая, 1979; и др.]. Но как ни велико влияние специальных мероприятий, проводимых воспитателями детских садов для обогащения содержания сюжетов детских игр, необходимо отметить, что жизненный опыт, который дети получают каждодневно (в семье, в детском саду, при поездках на транспорте, при посещении поликлиники и др.), все-таки чаще определяет содержание игры, особенно у детей 2—5 лет [Д. В. Менджерицкая, 1979; Е. Saltz et al., 1977; и др.]. По-видимому, глубина впечатлений и знаний ребенка в большой степени зависит от того места, которое отведено ему самому в деятельности окружающих людей. Проведенный нами анализ различных жизненных ситуаций позволил обнаружить, что они различаются по степени активности и включенности в них ребенка дошкольного возраста. Можно выделить по крайней мере три типа таких ситуаций. 1. Ситуация, в которой ребенок активно действует наравне со взрослым (как папа и мама, сам ест, одевается, умывается и т. п.). 2. Ситуация, в которую ребенок непосредственно включен, но где он является объектом направленных на него действий взрослых (его лечит врач, стрижет парикмахер, везет на машине папа и т. п.). 3. Ситуация, где дети не включены в деятельность взрослых, не принимают в ней непосредственного участия, а либо наблюдают ее (строители возводят дом, библиотекарь выдает книги и т. п.), либо узнают о ней из рассказов, сказок, диафильмов, телевизионных передач и др. Сюжеты детских игр отражают все три названные выше ситуации. Однако большая часть сюжетов связана с воссозданием содержания ситуаций второго типа. С одной стороны, они непосредственно представлены ребенку в плане как действий, так и отношений между людьми, а с другой стороны, действия взрослого в этих ситуациях реально недоступны ребенку (он не может сам водить машину, как папа; лечить, как доктор, и др.), но вместе с тем они привлекательны и интересны для него. Складывающееся противоречие между возможностями и желаниями ребенка и находит свое разрешение в игре [Л. С Выготский, 1966; А. Н. Леонтьев, 1983]. 20 -21 Анализ сюжетов детских игр, проведенный рядом исследователей [Н. Я. Иванова (Михайленко), 1965: Н. А. Короткова, 1982; Р. Г. Надежина, 1967; Н. С. Пан-тина, 1966; и др.], показывает, что они различаются не только по тематическому содержанию, но и по структуре. Если тематическое содержание сюжетов зависит от конкретных условий жизни детей и анализировалось выше в связи с ними, то структура сюжетов может быть определена только на основе объективно-логического анализа. Сюжет игры состоит из следующих элементов: действие, персонажи (или действующие лица), предметная ситуация. В зависимости от количества элементов и типа связи между ними можно выделить следующие структуры сюжетов игры: 1. Сюжеты (предпосылочные, «усеченные»), включающие в себя одного персонажа, одно действие в одной Усложненным вариантом этой структуры будет сюжет, включающий не одно, а несколько действий — 2—3 и более (мама варит кашу, моет посуду, накрывает на стол). Связь элементов в этой структуре определяется одной предметной ситуацией. 2. Сюжеты, включающие в себя несколько персона Усложнение этой структуры может быть связано с увеличением количества персонажей. 3. Сюжеты, включающие два взаимодополнительных Усложнение структуры может быть представлено как увеличение количества предметных ситуаций (мама кормит дочку дома, потом идет с ней гулять на улицу), а также как увеличение количества дополнительных ролей (не одна дочка, а две, не один больной, а три и т. п.). Связь между отдельными элементами сюжета задается как бы через функциональное взаимодействие персонажей. 4. Сюжеты, где наряду с функциональным взаимодействием персонажей заданы отношения между ними{дети должны подчиняться требованиям воспитателя, медсестра—требованиям врача и т. п.). Варианты таких сюжетов зависят от стабильности позиций руководства и подчинения персонажей. Например, руководство сохраняет один центральный персонаж, все другие подчиняются ему (командир и солдаты). Другой вариант — руководящий персонаж меняется со сменой предметной ситуации (например, дети в детском саду подчиняются воспитателю во время занятий, которые юн проводит с ними в групповой комнате, затем врачу, проводящему медицинский осмотр в своем кабинете, и т. п.). Таким образом, объективная простота или сложность игры может быть охарактеризована не только с точки зрения ее тематического содержания, но и через структуру сюжета. Основные способы построения сюжетно-ролевой игры Каков же механизм превращения сюжета как описания деятельности в реальный процесс игры? Таким механизмом, по-видимому, является замещение. Процесс замещения у детей изучался как отечественными, так и зарубежными психологами [Л. С. Выготский, 1966; Е. Д. Кежерадзе, 1966; Н. В. Котетишвили, 1966; Н. И. Непомнящая, 1975; Ф. И. Фрадкина, 1949; Д. Б. Эльконин, 19786; J. Paget, 1945; G. Fen, 1981; и др.]. Исследователей интересовал вопрос о символической функции игрового действия и предмета, а также проблема возрастных особенностей предметно-действенного замещения. Единодушным является мнение, что процессом замещения дети успешнее овладевают в игре, нежели в какой-либо иной деятельности, поскольку наличие в игре предметной опоры — игрушки — помогает преобразованию настоящего реального действия в заместительное, условное. Л. С. Выготский [1966] полагал, что, хотя изначально в игре замещающий предмет должен иметь сходство с реальным объектом, требование этого сходства уменьшается, как только «значение» отрывается от непосредственной внешней ситуации. Замещающий предмет, указывал Л. С. Выготский, выступает как «опорный», облегчая сдвиг от действия к мысли.
22-23 Анализ фактов, описанных в экспериментальных исследованиях Н. В. Котетишвили [1966], Е. Д. Кежерадзе [19661, Н. И. Непомнящей [1975], Ф. И. Фрадкиной [1949], Ж. Пиаже [J< Paget, 1945], Г. Фейн [G. Fen, 1981], показывает, что дети уже в раннем и младшем дошкольном возрасте овладевают элементарным замещением. Это овладение происходит на фоне целостного смыслового контекста игры — сюжета — в совместной со взрослым деятельности. Как отмечалось выше, основными составляющими сюжета игры детей дошкольного возраста являются действие, роль, ситуация. Воплощенные в игре, они становятся по отношению к реальности, к действительному миру замещающими настоящие действия людей в различных ситуациях. В игре действительность представлена «условно», по словам самих детей, «понарошку», «как будто». Каким же образом реальность воплощается в игре? Замещение как основной механизм осуществления игрового процесса выступает в двух формах — предметно-действенной и вербальной. Опираясь на факты, зафиксированные в исследованиях [Д. Б. Эльконин, 19786; и др.], можно сказать, что развитие игровой деятельности связано с переходом от предметно-действенного замещения к вербальному. Однако, как показывают наши наблюдения, лишь на самых ранних этапах — до появления активной речи (11—16 мес) ребенок самостоятельно использует вслед за взрослым (всегда дублирующим свои действия речью) предметно-действенное замещение в «чистом» виде. Как только появляется активная речь, предметно-действенное замещение подкрепляется и дополняется речью детей. Развитые формы игры (у детей старшего дошкольного возраста) характеризуются более широким включением речи, поясняющей условное значение предметной ситуации, роли, действия. Однако, несмотря на такую общую тенденцию, индивидуальные вариации использования разных форм игрового действия могут быть очень велики (что связано с индивидуальными особенностями, темпом речевого развития и психического развития ребенка в целом). Кроме указанной тенденции увеличения удельного веса речевого пояснения условного значения действий, ситуаций, ролей в ходе развития игровой деятельности отмечается и изменение функций самих игровых предметов. Если на начальных этапах становления игры игровые предметы выступают как объекты непосредственного оперирования, то по мере развития игры они дифференцируются и начинают выполнять различные функции в реализации сюжета: появляются специфические предметы-маркеры игрового пространства, роли и др. Предваряя описание специально проведенных нами исследований, мы считаем целесообразным проиллюстрировать изложенные выше положения фактическими материалами наших наблюдений за игрой детей дошкольного возраста. Первоначально игровое действие с необходимостью связано с предметом, в функции которого выступает сюжетная игрушка- 2. Свои первые игровые действия ребенок выполняет с единичными игрушками — куклами, мишками и т. п., которые создают возможность отобразить в игре действия типа «укачать», «пожалеть» и т. п. Игровая ситуация, представленная не одной, а 2—3 сюжетными игрушками, дает возможность выполнить 2— 3 действия. Если наряду с куклой ребенку предлагают посуду, коляску, ванночку и т. п., то ряд действий увеличивается — куклу кормят, катают в коляске и т. п. Усложнение игровых действий связано с введением в игровую ситуацию (в качестве дополнительных) полифункциональных игровых предметов -3 — предметов-заместителей. К сюжетным игрушкам, определяющим игровую ситуацию, скажем -к кукле и посуде, добавляется палочка, выступающая в качестве ложки, или кубик — в качестве мыла. Такое изменение предметно-игровой ситуации обусловливает переход от простого к более сложному типу предметно-действенного замещения: игровые действия с полифункциональными предметами-заместителями становятся более свернутыми и условными по сравнению с игровыми действиями, связанными с сюжетными игрушками. Переход к единичным действиям с заместителями является, по-видимому, показателем осознания ребенком функционального назначения предмета и отделения действия от предмета. (Отсюда — требования ребенка к функциональным свойствам предмета-заместителя: он должен по своей форме и величине 2 Под сюжетной мы имеем в виду игрушку, в которой воспроизводится с той или иной мерой условности образ реального предмета (чашка, автомобиль и т. п.). 3 Под полифункциональным игровым материалом подразумеваются реальные предметы, не имеющие четко очерченного функционального назначения (палочки, бруски и т. п.). 24 - 25 соответствовать реальному, например вместо градусника годится палочка, а не мяч и т. п.). "С появлением в игре предметов-заместителей в сознании ребенка возникают воображаемые предметы (каша, которой нет в игрушечной кастрюльке, но которой ребенок кормит куклу, приговаривая: «Ешь, вкусная каша!», или воображаемая конфета, которую ребенок протягивает взрослому, кукле, и т. п.). При этом следует обратить.внимание на любопытную особенность. Ребенок никогда не «кормит» куклу, черпая «кашу» с пола или дивана. Обязательно должна быть при этом кастрюля или другая емкость для каши, сжатая в кулачок рука при передаче воображаемой конфеты (а не расставленные в стороны руки, как при переноске большого предмета) либо сумка, корзинка, из которой ребенок «достает» воображаемый предмет. Иначе говоря, действие с воображаемым предметом у младших дошкольников требует обязательного опорного предмета и, как правило, сопровождается поясняющей это действие речью. Кардинальное изменение игрового действия связано с более широким введением в игру полифункциональных предметов, с отрывом действия от конкретного-предмета и переходом к «чистому» действию - 4. Такое действие-движение особенно часто встречается в сюжет-но-ролевых играх старших дошкольников, где центральным моментом является роль, ролевое взаимодействие, а также сюжет с развертывающимися в нем событиями. В качестве иллюстрации приведем один из типичных фрагментов игры. В ходе игры в «детский сад» дети должны умыться, прежде чем приступить к завтраку. Действие умывания дети изображают при полном отсутствии каких-либо предметов: трут руки одна о другую, проводят ими по лицу, взмахивают кистями рук, «стряхивая» воду, затем идут к столу. «Воспитательница» спрашивает: «А почему не вытираетесь? Вы же мокрые!» На что один из играющих детей после паузы отвечает: «Мы как будто уже вытерли руки и лицо, мы сухие». Такой ответ не встречает возражения «воспитательницы», и игра продолжается. В приведенном примере помимо действия-движения мы обнаруживаем и речевое замещение. Многочисленные факты, описанные в литературе, и наши наблюдения показывают, что с усложнением игровой деятельности дети все чаще используют речевое замещение, причем не только отдельных действий, но и целых событий. Заметим, что нам удавалось наблюдать игры шестилетних детей, где большее место занимало «проговари-вание» событий, нежели их действенная реализация, но при этом «действенная» часть игры все же была. При изучении самостоятельных форм игры дошкольников мы не встречали «чистой» речевой ее формы. Хотя исследования, приведенные Н. А. Коротковой [1982], показывают, что в соответствующих психолого-педагогических условиях при участии взрослого дети старшего дошкольного возраста могут овладеть чистыми речевыми формами игры. Теперь обратимся к рассмотрению еще одного пути замещения в игре — созданию и обозначению игрового пространства. Начиная игру, дети говорят: «Здесь будет наш дом», «Это у нас автобус» или: «Здесь поликлиника» и т. п., т. е. обозначают определенное игровое пространство, создают аналог реальной предметной ситуации. По-видимому, обозначение игрового пространства есть особый вид игрового действия, которое также развивается от предметного к условному, вербальному. Ребенку, еще только осваивающему игровую деятельность, взрослые, как правило, стараются оформить, предметно обозначить игровое пространство (а следовательно, и помочь «войти» в воображаемую ситуацию). Например, игровая ситуация «комната» или «дом» оснащаются игрушечной мебелью, отгораживаются ширмами или стульями. В детских садах так называем-ый кукольный уголок, представляющий собой не что иное как своеобразный макет «спальной» или «столовой» комнаты, располагается на ковре. Ковер в этом случае выступает ограничителем игрового пространства. С развитием игры, со смещением центра тяжести на роль и ролевые отношения или события игровое пространство начинает замещаться и ограничиваться все более условными средствами. Так, достаточно меловой черты, чтобы выделить «дом», «лес» или картинки с изображением красного креста, чтобы беседка на участке стала больницей, и т. п. Но при использовании такого рода замещения дети всегда сопровождают его словесным обозначением (типа: «Здесь как будто река», «Это будет больница, сюда повесим эту картинку»). (4 Будем называть условно такой тип игрового действия действием-движением.) 26- 27 Следует отметить, что одна из линий усложнения игры заключается в развертывании событий не в одной, а в нескольких ситуациях. В этих случаях происходит переход от одной ситуации к другой путем речевого переименования или смены символического маркирования (например: «Это была поликлиника у нас, а сейчас я уберу все это... что было для врача и халат сниму. Теперь здесь наш дом. Приходи, звони!»). Однако фактический материал показывает, что чаще всего это происходит в форме «выхода» из уже обозначенной так или иначе игровой ситуации в другую, которая, как правило, маркируется уже только словесно: «Я из дома ушел, я теперь на фронте» (при этом ребенок 5 лет на 3—4 шага перемещается из пространства, обозначенного как «дом»; «фронт» никак не обозначен предметно, только словом и действием сражения, которое там развертывается). Какова картина замещения в случае принятия ребенком роли? На первоначальных этапах развития игры еще не происходит явного принятия роли: роль воспроизводится как ряд действий, характерных для какого-либо персонажа («кормить» куклу, «лечить» куклу), однако, как правило, она не называется: она имплицитно содержится в действиях, направленных на сюжетную игрушку. В развитых формах игры принятие роли связано с ее называнием, обозначением словом. Мы не будем сейчас обсуждать содержание ролевых действий и отношений, а лишь опишем общую тенденцию обозначения, маркирования роли, опираясь на фактический материал. На ранних генетических этапах принятие роли связано с предметно-атрибутивным и вербальным маркированием роли одновременно. Причем «пусковым» является предметное маркирование. К примеру, бинокль, попавший в поле зрения ребенка, провоцирует его к принятию роли капитана, военного командира и т. п. Присоединение к биноклю матросской шапки более жестко предопределяет выбор роли и последующее называние ее. Часто при разногласиях по поводу распределения ролей наличие предмета играет решающую роль: «У меня бинокль, значит, я и капитан» или «У меня халат — я врач». Детям младшего дошкольного возраста трудно принять роль без какого-либо ее предметно-атрибутивного обозначения. Мы столкнулись с интересным, на наш взгляд, фактом — дети 3; 0—4; 6, посещавшие детский сад, очень редко берут на себя роль воспитателя в достаточно популярном сюжете «Детский сад». Гораздо" чаще принимается роль музыкального руководителя. Мы обнаружили, что эта роль «запускается» через игрушечное пианино, которое есть в каждом игровом уголке, а вот специфического предмета, связанного с ролью воспитателя, детям выделить не удается. Был проведен специальный опыт — ввели в качестве обозначения роли воспитателя предмет — бубен, который воспитатель использует на утренней гимнастике. Выделение атрибутивного предмета, связанного с деятельностью воспитателя, привело к принятию детьми и этой «трудной» роли. Отсюда роли, которые с трудом поддаются предметному маркированию, появляются в играх детей значительно позже, когда дети уже не нуждаются в обязательной опоре на предметы как «пусковые», «представительские» при выборе и принятии роли. Обратим внимание на очень существенный факт: развитые формы совместной игры детей старшего дошкольного возраста характеризуются «чистыми» вербальными формами ролевого обозначения, т. е. одним называнием. Этот момент перехода к вербальному обозначению роли связан с перемещением центра игры с роли и ролевых отношений на события и развертывание их последовательности, т. е. собственно на построение сюжета. Как показывает эмпирически собранный материал, освобождение роли от предметно-атрибутивного представительства создает возможность смены роли, попеременного выполнения в рамках одного сюжета нескольких ролей. Овладение детьми чисто вербальным способом обозначения роли создает широкую возможность для сюжетно-событийного движения в игре. Чем обусловлен факт вербального замещения в игре тех или иных действий или целых событий? Почему в игре одни события и действия «свертываются», проговариваются, а другие реализуются с помощью развернутых предметных действий? По-видимому, это обусловлено рядом причин: отсутствием игрового предмета, который нужен для выполнения действия; неумением изобразить в движении то или иное действие (например, «ходьбу» в условиях невесомости в игре в «космонавтов»); многоплановостью игровых ситуаций и трудностями, связанными с их организацией; индивидуальным опытом детей, их эмоциональным отношением к различным действиям, и событиям. 28-29 Какие из этих причин являются доминирующими и как они связаны с общим ходом развития игры и индивидуальными особенностями детей — вопрос недостаточно ясный, требующий специального психологического исследования. Широкое включение в игру вербального замещения знаменует собой спад сюжетно-ролевой игры и переход к другим формам игровой активности '(игра-фантазирование, игра-драматизация, игра с правилами). Итак, специфика сюжетно-ролевой игры заключена прежде всего в основном ее механизме — замещении. Фактический материал и специальные исследования дают основание утверждать, что наиболее характерным для дошкольного детства является предметное игровое замещение. Предметное замещение, связанное с расхождением смысли действия и операций, с помощью которых оно осуществляется [А. Н. Леонтьев, 1983], предполагает осознание ребенком двойственности игрового действия — выделение и обозначение смысла этого действия и того, что он реально делает (например, ребенок «скачет на •коне», подпрыгивая на стуле), т. е. осознание сходства и различия «замещаемого и замещающего», по Ж. Пиаже [J. Paget, 1945]. С появлением у ребенка этой дифференциации можно говорить о развитой (непредпосылочной) форме сюжетно-ролевой игры, реальный процесс которой включает в себя органично связанные, но различные по своему психологическому содержанию действия: действия условные, небуквальные и действия, обозначающие условность первых. Игра уже не представляет собой непрерывной цепи условных предметных действий, а строится как постоянный переход ребенка из плана условных действий в план их обозначения и обратно. План обозначения выступает особенно ярко, когда ребенок сталкивается с трудностями осуществления условного предметного действия, или когда оно направлено на партнера но игре (взрослого, игрушку, сверстника) [Н. А. Короткова, 1982; Н. С. Пантина, 1962]. Развертывание структурно-содержательной стороны игры (сюжета) в единстве этих двух планов мы будем называть способом построения игры. Конкретный способ построения игры характеризуется тем, какой из элементов структуры сюжета выступает для ребенка определяющим и в каком по форме игровом действии он реализуется. Так, можно говорить о последовательности предметно-игровых действий как способе построения игры (основным в сюжете для ребенка выступает реальное предметное действие, имитируемое через действие с игровым предметом и обозначамое в. речи). Другим способом построения игры является ролевое поведение (основным в сюжете для ребенка выступает персонаж, имитация характерных для него действий),, связанное с обозначением условной ролевой позиции (через предмет или речь) и подчиняющее себе предметно-игровые действия, смысл которых определяется ролью. Наконец, третьим способом построения игры является сюжетосложение (где для ребенка ведущими выступают не отдельные элементы сюжета, а целостное событие, включающее персонажей и их действия). Сюжетосложение представляет собой обозначение и развертывание последовательности событий, преимущественно в речевом плане с минимальным их опредмечиванием через предметно-игровые действия, имитирующие функции заданного через событие персонажа. Многочисленные феноменологические описания детской игры [J. Paget, 1945; А. Н. Леонтьев, 1983; Ф. И. Фрадкина, 1966; Д. Б. Эльконин, 19786; и др.] позволяют говорить о том, что способы построения игры в дошкольном детстве, появляются именно в такой последовательности. Однако если первым способом, раньше или позже, овладевают практически все дети, то относительно двух последних этого сказать нельзя. Материалы К. Гарви [С. Garvey, 1977] и наши собственные наблюдения показывают, что при стихийном развитии игры дети могут не перейти к последнему способу, «застряв» на втором, или, напротив, не овладеть способом ролевого поведения в игре, перейдя сразу от предметно-игрового действия к сюжетосложению в его самых примитивных формах. Вместе с тем каждый из этих способов построения игры имеет важное, специфическое именно для него„. развивающее значение. Использование каждого последующего по сложности способа позволяет ребенку развертывать все более сложные сюжеты игры со стороны тематического содержания и структуры. Своевременное формирование их у детей обеспечит полноценную самостоятельную сюжетно-ролевую игру. 30- 31 Глава Date: 2016-05-15; view: 2929; Нарушение авторских прав |