Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика совместной сюжетно-ролевой игры детей
Более или менее полное описание сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста не может быть построено без анализа ее как совместной детской деятельности. Как отмечают многие исследователи [Д. Б. Эльконин, 1978а, б; А. П Усова, 1966; J. Paget, 1945; С. Garvey, 1977; и др.], совместная сюжетно-ролевая игра становится преобладающей формой игры во второй половине дошкольного детства, в связи с чем анализу подвергалась в основном совместная игра детей дошкольного возраста. В отечественной психологии и педагогике принято выделять две основные образующие совместной сюжетно-ролевой игры детей — ролевые отношения, которые составляют содержание совместной игры, и отношения, возникающие по поводу игры и в связи с игрой, которые являются регулятором совместной деятельности. Для обозначения последних исследователи используют различные термины: отношения по поводу игры [Р. Г. Надежина, 1967; Г. П. Щедровицкий, Р. Г. Надежина, 1973: и др.], реальные отношения [А. П. Усова, 1966; и др.]. организационно-деловые [Д. Б. Эльконин, 1978а]. Следует отметить, что само содержание, включаемое исследователями в понятие «реальные отношения», является очень разным, многослойным. Это действия *по налаживанию совместной игры (подготовка и процесс игры), * пояснение и оценка действий в ходе игры. Сюда же относят и *действия, не связанные с содержанием игры, а являющиеся выражением межличностных отношений детей, реализующие нормативные требования к организации поведения. По сути дела, это уже отношения между участниками, возникающие в любой совместной деятельности, а не только в ходе игры. Поэтому для детального анализа совместной детской игры требуется выделение наиболее специфичного для нее слоя реальных отношений, который тесно связан с процессом ее развертывания, является необходимым условием ее осуществления. Этот специфический слой может быть выделен лишь при соотнесении процесса совместной игры с другими видами совместной деятельности, а также при сопоставлении совместной игры с индивидуальной. Известно, что совместная деятельность может иметь различное строение. К примеру, Л. И. Уманский [19771 выделяет три возможных типа организации совместной деятельности: 1) совместно-индивидуальная деятельность (каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других; примером может служить производственная бригада, где у каждого свое задание); 2) совместно-последовательная деятельность (общая задача выполняется последовательно каждым участником; типичный пример — работа на конвейере); 3) совместно-взаимодействующая деятельность (здесь имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными; пример — спортивная команда). Психологический характер взаимодействия участников в каждом из этих случаев различен. Но в любом случае совместная деятельность предполагает наличие у ее участников общей цели, исходной задачи, на достижение (решение) которой и направлены их усилия. Так, например, совместная продуктивная деятельность характеризуется тем, что в ней заданы общая для всех участников цель в виде требования, предъявляемого к конечному результату деятельности (описание «продукта» или его материальный образец), и исходный материал. Каждый из участников, выполняя определенные действия по преобразованию материала, должен внести свой вклад в достижение общего результата. В связи с этим в совместной продуктивной деятельности должны быть жестко определены и функции ее участников. Специфика совместной сюжетно-ролевой игры детей по отношению к другим видам совместной деятельности заключается в особом характере представленности в ней общей цели участников. По типу ее строения она ближе всего примыкает к деятельности с наименее жесткими взаимосвязями ее участников. Совместная самостоятельная сюжетно-ролевая игра детей характеризуется тем, что в ней не задан конечный результат (цель), и в связи с этим не могут быть жестко определены вклады каждого из участников в общий процесс деятельности.
А. Н. Леонтьев [1983] в психологическом анализе игровой деятельности детей показал, что она обладает «внутренним» мотивом, который лежит в самом процессе деятельности. Уже из этого следует, что детская игра не может иметь логического конца (ее содержание не может быть исчерпанным) и является как бы потенциально бесконечной.
32- 33 Действительно, скорее можно говорить не об общей цели совместной сюжетно-ролевой игры, а об общем смысле исходной игровой ситуации. Определяется он детьми при включении в игру формулированием ее темы (например: «Давайте играть в больницу»), принятием ролей (например: «Давай я буду мама, а ты папа»), выбором игрушек (например: «Давай в «солдатиков» играть»). Дальнейшее развертывание совместной игры зависит от понимания участниками принятой темы, содержания ролей и т. п. Что касается жестких функциональных связей, то они могут быть заданы в совместной деятельности через предварительное планирование действий участников. Как показывают исследования [С. Garvey, 1977; Н. А. Короткова, 1982; Н. Я. Михайленко, 1983], даже игре детей старшего дошкольного возраста не свойственно предварительное планирование - 2. К. Гарви [С. Garvey, 1977] описан феномен многократной смены ролей участниками в процессе совместной игры. Мы в процессе наблюдений за самостоятельной игрой детей 5—6 лет фиксировали не только смену ролей детьми, но и постоянную замену ребенком партнеров по взаимодействию. В группах из 3—4 играющих дети до 7—8 раз на протяжении 15-минутного игрового сеанса меняют партнеров по взаимодействию, что вместе со сменой ролей делает совместную игру очень гибкой, динамичной системой (с постоянно меняющимися содержанием и участниками взаимодействия). Содержание совместной сюжетно-ролевой игры определяется индивидуальными замыслами ее участников (представлениями каждого ребенка о смысле человеческих действий и отношений, событий окружающей жизни, воссоздаваемых в игре). В связи с этим совместная игра требует от ребенка учета замыслов партнеров, постоянного соотнесения своих игровых действий с действиями партнеров. В этом отличие совместной игры от индивидуальной, которая развертывается лишь в соответствии с внутренней программой (замыслом) ребенка. Необходимость соотнесения игровых действий и замыслов с действиями партнеров, «незамкнутость» игры (отсутствие общей конечной цели) и нежесткость функциональных связей (взаимодействий) участников и определяют специфику совместной сюжетно-ролевой игры. Если это так, встает вопрос: а чем же определяется успешность поддержания совместной игры, согласованное развертывание ее содержания участниками? Психологическая сложность совместной сюжетно-ролевой игры связана с взаимопониманием партнеров, поскольку замыслы детей реализуются через условные (небуквальные) игровые действия. Взаимодействие в игре связано с постоянным преодолением неопределенности замыслов и многозначности игровых действий партнеров. Специфичным именно для совместной игры (в отличие от других видов совместной деятельности) является тот слой «реальных отношений» между партнерами, который обеспечивает преодоление этой многозначности. В зарубежной психологии [G. Bateson, 1976; С. Gar-vey, 1977; Р. В. Reynolds, 1976; G. Fen, 1981] для обозначения этого специфического слоя при анализе совместной игры введено понятие «метакоммуникация». Под метакоммуникацией понимается особого рода разговор детей — обмен высказываниями, поясняющими условное, игровое значение действия, что позволяет устанавливать смысловые связи игровых действий, которыми обмениваются партнеры. По мнению К. Гарви [С. Garvey, 1976, 1977], успешность совместной игры в значительной степени связана с умением детей переходить с уровня ролевой коммуникации (игры) на уровень метакоммуникация (неигры) и наоборот. Мы в своем исследовании [Н. А. Короткова, 1982] совместной игры детей старшего дошкольного возраста обнаружили, что общая сюжетная линия в ней вырабатывается детьми посредством так называемого пошагового планирования. В совместной игре детей присутствуют высказывания, которые определяют последующие игровые действия партнеров в их отношении к ранее осуществленным (типа: «А давай теперь...»). Часто такие планирующие высказывания слиты, соединены с самими условными действиями и их обозначением. Очевидно, что для развертывания совместной игры важны как обозначающие, так и планирующие высказывания. На наш взгляд, и те и другие выполняют функцию согласования в игре: первые — в отношении преодоления многозначности условного действия, вторые — в отношении преодоления неопределенности замыслов (задают содержание каждого последующего момента игры в отношении к предыдущему). Поэтому в понятие метакоммуникации должны быть включены и обозначающие, и планирующие высказывания детей, которые появляются на границе перехода от собственного игрового действия ребенка к действию партнера как последующему.
2 Мы имеем здесь в виду именно самостоятельную игру детей, хотя возможны такие педагогические формы организации, которые сближают ее с другими типами совместной деятельности. 34- 35 В этом смысле можно говорить о метакоммуникации, с одной стороны, как слое «реальных отношений», характерном для любой совместной деятельности, а с другой стороны, как о слое взаимодействия, принадлежащем самой игре, являющемся ее органичной частью. Поскольку совместная игра представляет собой динамическую систему взаимодействия, включающего обмен игровыми действиями и метакоммуникацию, необходимо рассмотреть игровое взаимодействие как исходную единицу анализа совместной игры, задать его формальные и содержательные характеристики. К. Гарви [С. Garvey, 1976] определяет игровое взаимодействие как чередование небуквальных (условных) действий. Анализируя структуру игрового взаимодействия, она выделяет его единицу — игровой цикл (единичный обмен действиями) и задает следующие его формальные характеристики: симметричный обмен (ответное действие тождественно инициативному) и несимметричный обмен (ответное действие дополняет инициативное по смыслу). По характеру связи игровых циклов друг с другом взаимодействие может быть повторяющимся (каждый последующий игровой цикл не отличается от предыдущего) и более сложным, «продолжающимся» (каждый последующий игровой цикл дополняет по смыслу предыдущий, отличаясь от него). Однако К. Гарви анализировала лишь эпизоды «чистого» взаимодействия детей, выделенные из целостного процесса игры. Как показывают наши собственные наблюдения, совместная сюжетно-ролевая игра представляет весьма сложную систему, включающую как эпизоды «чистого» (непрерывного) взаимодействия, так и действия, не обращенные непосредственно на партнера, которые тем не менее оказывают существенное влияние на совместное развертывание содержательно-смысловой стороны игры. В самом деле, в совместной игре можно выделить две линии действий ребенка, как бы два ортогональных вектора. Одна линия — скрепление с партнером (соответствие их действий), вторая — линия развертывания игрового замысла. Преобладание первой (ориентация на партнера, «слияние» с ним) делает совместную игру содержательно застывшей. Преобладание второй (ориентация на развертывание смысловой стороны игры) снижает влияние на действия партнера, учет его действий. Совместное развертывание содержательно-смысловой стороны игры зависит от сопряжения этих двух линий, двойной ориентации ребенка — и на партнера, и на содержание игры, что и рождает метакоммуникацию. Поскольку эти линии могут расходиться, при анализе совместной игры необходимо учитывать не только «игровые циклы» и их характер, но и действия, не обращенные непосредственно на партнера, связанные с развертыванием игрового замысла, т. е. самого содержания игры (назовем их условно независимыми). Как отмечалось в главе, способы построения сюжетно-ролевой игры (воплощение игрового замысла) усложняются с возрастом, происходит переход от выстраивания последовательности условных предметных действий к последовательности ролевых действий и последовательности событий. Очевидно, что должны существовать и соответствующие уровни игрового (содержательного) взаимодействия: 1) предметно-игровое, 2) ролевое воздействие и 3) совместное сюжетосложение. Совместное развертывание игры на каждом из этих уровней требует от ребенка осознания своего вклада в нее и вклада партнера и регулирования их посредством обозначающих и планирующих действий, которые должны носить специфический характер на каждом уровне взаимодействия. Формы этого обозначения и планирования могут быть различными, начиная от самых простых — экспрессивно-выразительных, предметно-действенных — и кончая вербальными (которые только и обладают возможностью полностью преодолеть многозначность игрового действия и неопределенность замысла). Именно вербальную форму и относят обычно к метакоммуникации. Появление ее свидетельствует о наиболее отчетливом осознании ребенком своего вклада и вклада партнера в совместную игру. Таким образом, совместная игра требует от ребенка постоянной и одновременной ориентации на само ее содержание и на партнера. Очевидно, что на разных возрастных этапах двоякая ориентация осуществляется различными способами, с разной степенью осознания ре бенком содержания собственных действий и осознания партнера как активного носителя игрового действия. Различие этих способов выступает как различие в содержании и характере метакоммуникации. Данные об особенностях взаимодействия детей в игре должны быть использованы в процессе формирования сюжетно-ролевой игры — определения наиболее эффективных способов, которые должен использовать взрослый, включаясь в совместную игру с ребенком.
36 - 37 2. Исследование возрастных особенностей игрового взаимодействия детей Представления о развитии игры от индивидуальных ее форм к совместным [А. П. Усова, 1966; Д. Б. Эльконин, 19786; М. В. Parten, 1932; и др.] обусловливают и определенный характер педагогических воздействий в процессе руководства игрой. На ранних возрастных этапах у детей культивируется индивидуальная игра (задаются элементарные способы игровой деятельности), затем — игра рядом (умение спокойно играть со своей игрушкой, не мешать играющему сверстнику и т. п.), и только при овладении детьми достаточно сложными игровыми умениями педагогические воздействия начинают направляться на объединение детей в игре на основе общего сюжета. Возраст перехода к самостоятельной совместной игре определяется обычно 4,5—5 годами [А. П. Усова, 1966; Д. Б. Эльконин, 19786; и др.]. Имеются исследования [К. Rubn et al., 1976, 1978; и др.], показывающие, что формы индивидуальной и совместной игры сосуществуют в дошкольном детстве. Преобладание тех или иных форм игры зависит в значительной степени от широкой культурной среды, условий воспитания ребенка (семейного или общественного). В условиях общественного воспитания (когда ребенок очень рано попадает в группу сверстников и должен сотрудничать с ними) формирование различных форм совместной деятельности, в том числе и совместной игры, начиная с возможно более ранних возрастных этапов становится очень важной педагогической задачей. В настоящее время есть основания полагать, что предпосылки совместной сюжетно-ролевой игры в виде элементарного игрового взаимодействия детей возникают на значительно более ранних возрастных этапах, задолго до того, как дети в полной мере овладеют всеми способами построения сюжетно-ролевой игры. Это предположение основывается на фактах, полученных в ряде психологических исследований общения и взаимодействия детей раннего возраста. В работе Лисиной и Л. Н. Галигузовой [1979] конец второго— начало третьего года жизни определяется как период окончательного становления потребности общения со сверстником, что проявляется в ярко эмоционально окрашенном игровом взаимодействии. К. Гарви [С. Garvey, 1976, 1977], прослеживая развитие игрового взаимодействия у детей дошкольного возраста 3—5 лет, зафиксировала переход от его простейших форм (обмен одинаковыми, повторяющимися действиями, преобладающий в 3 года) к более сложным (обмен продолжающимися по смыслу действиями, принимающими характер сложного предметного и ролевого взаимодействия к 5 годам). Она отмечала появление метакоммуникации уже у детей 3 лет, однако не анализировала подробно ее возрастную динамику. Для того чтобы более полно представить на протяжении всего дошкольного возраста характер изменения игрового взаимодействия вообще и способов согласования действий (метакоммуникации) в частности, мы провели наблюдение за совместной игрой детей следующих возрастных групп: 1) 2—3 года; 2) 3—4 года; 3) 4—5 лет; 4) 6—7 лет (по 20 детей каждой возрастной группы). Наблюдение проводилось за диадами детей в лабораторных условиях; каждый ребенок дважды участвовал в 15-минутном игровом сеансе с партнером-сверстником. Условия наблюдения были одинаковыми для всех возрастных групп, что позволило провести сопоставительный анализ результатов- 3. Полученные данные позволяют описать общую картину изменения игрового взаимодействия. В возрастном диапазоне 2—4 года преобладающим является предметно-игровое взаимодействие, постепенно переходящее от единичных или двукратных обменов условными предметными действиями у детей 3-го года жизни к последовательно связанным обменам у детей 4-го года жизни. К 4 годам предметно-игровое взаимодействие достигает своего пика и в более поздних возрастах уже не может быть выделено в чистом виде.
Лабораторная комната была оборудована набором игрушек, вызывавших интерес у детей разных возрастных групп и позволявших развернуть различное по характеру и содержанию взаимодействие
38 -39 На 5-м году преобладающим становится ролевое взаимодействие, представленное в форме обмена предметными действиями, специфичными для роли (будем называть их предметно-ролевыми), сопровождающегося ролевым диалогом, предметно-игровое взаимодействие теряет свое самостоятельное значение, включаясь в ролевое взаимодействие. Цепочки последовательно связанных ролевых обменов прерываются индивидуальными («независимыми») действиями партнеров, в которых продолжает развертываться содержание роли. Обозначение смысла независимости действия одним из партнеров часто служит толчком для возобновления взаимодействия. В 6—7 лет вербальное взаимодействие становится почти непрерывным, включая, наряду с эпизодически возникающим ролевым диалогом, высказывания партнеров, направленные на обозначение смысла развертываемых в игре событий и планирование дальнейших игровых действий. На этом фоне предметно-игровые действия все больше отделяются от вербальных и приобретают характер независимых действий, «сосуществующих» с речевым взаимодействием. Рассмотрим подробнее, как осуществляется согласование действий (индивидуальных «вкладов») участников— как совмещаются в совместной игре линии скрепления партнеров и содержательного развертывания игры. У детей 3-го года жизни побуждение к ответному действию партнера осуществляется через само инициативное предметное действие (протянуть партнеру чашку, погрузить кубики в грузовик и передать его партнеру и т.п.), а также через вербальное требование ответного действия (например: «Давай!», «Кати!», «Теперь мне» и т.п.). Очень редко бывает, чтобы в вербальном требовании содержалось указание на условное значение ожидаемого от партнера действия (например: «Ешь!», «Грузи!» и т.д.). Независимые действия детей представляют собой специфические и неспецифические манипуляции игровыми предметами, которые часто носят характер подражания сверстнику (около четвертой части всех независимых действий — подражательные). В таких случаях осуществляется как бы синхронный переход партнеров от одного действия к последующему. Здесь исчезает момент управления действиями партнера. К концу 3-го года жизни появляются цепочки повторяемых, одинаковых игровых циклов (до 5—6 подряд)- Обычно они связаны с неожиданным, противоречащим требованию ребенка ответным действием партнера, что вызывает смех обоих участников игры. Ребенок повторяет свое действие, стимулируя партнера к воспроизведению ответного («Еще так!»). Многократное повторение таких игровых циклов доставляет детям удовольствие («ритуальная игра», по К. Гарви), но не ведет к содержательному развертыванию игры (игра становится стереотипной). Таким образом, на 3-м году жизни у детей уже появляются зачатки метакоммуникации, выступающей как планирование каждого конкретного действия партнера, однако смысл игрового действия для партнера еще вербально не обозначен, он улавливается только через предмет-игрушку. У детей 4-го года жизни появляются содержательно связанные между собой игровые циклы. Взаимодействие определяется уже не только планированием каждого ответного действия партнера, а обозначением для партнера смысла сюжетного события в вербальной форме (например: «Давай, мы обедали»), т. е. здесь уже можно говорить о метакоммуникации. Обозначенное событие реализуется цепочкой предметно-игровых циклов. В игре развертываются простые события, связанные с лечением, приготовлением пищи, кормлением и т. п. Реализующие их действия детей уже содержат в себе функциональное (ролевое) разделение (например: один ребенок «готовит еду» и подает, второй «ест»). Цепочки игровых циклов выступают в двоякой форме. Во-первых, это игровые циклы, различающиеся между собой, но продолжающие друг друга, последовательно реализующие смысл события. Во-вторых, это повторяющиеся одинаковые игровые циклы, но сюжетно осмысленные (например, не просто колоть друг Друга палочками, а «фехтовать», не просто бросать друг другу мяч, а «забивать голы» и т.п.). Для последних характерно еще и то, что действия партнеров (инициативное и ответное) тождественны друг другу, симметричны, а переход к каждому последующему циклу определяется самим предметным действием (например, переходом мяча от одного партнера к другому).
40 - 41 Такое симметричное предметно-опосредствованное взаимодействие наиболее устойчиво (до 8 игровых циклов подряд), однако содержательно оно выхолащивается, переходя в буквальные, настоящие действия с предметом- 4. Раз возникшие цепочки игровых циклов на протяжении всей игры часто повторяются в неизменном виде, представляя собой эпизоды содержательного взаимодействия, чередующиеся с независимыми действиями детей. Обозначенное и предложенное партнеру сюжетное событие может в дальнейшем развертываться не через взаимодействие детей, а через их независимые действия. Содержательное развертывание игры вне ориентации на партнера представлено у детей 4-го года предметно- ролевыми действиями («ролью в действии»), нацеленными на партнера-игрушку (кормление куклы, уклады- ванне ее спать и т.п.), изредка сопровождающимися ролевым диалогом с куклой или направленными на специфический для роли игровой предмет (например, манипулирование рулем). Здесь еще нет вербального обозначения роли, однако по содержанию действий можно судить, что роли партнеров либо совершенно не связаны по смыслу (например, один ребенок манипулирует рулем, а другой прослушивает фонендоскопом куклу) и, соответственно, реализуются разными цепочками действий, либо идентичны (одинаковы), тогда совпадающими являются, как правило, и действия партнеров (одна «мама» кормит куклу-«дочку» и вторая делает то же самое и т.д.). В последнем случае ролевые действия подражательны. Итак, на 4-м году жизни в игре появляется метакоммуникация, связанная с обозначением для партнера сюжетного события, т. е. тенденция к согласованию замыслов. Однако в ходе развертывания игры эта тенденция ослабевает, что приводит либо к «слиянию» с партнером, что выражается в повторении привычных цепочек взаимодействия, подражательном развертывании независимых действий, либо к полному расхождению их игровых действий. На 5-м году жизни отмечается переход в совместной игре к ролевому взаимодействию — обмену предметно-ролевыми действиями и сопровождающему его ролевому диалогу. Ролевой диалог становится новой линией скрепления партнеров по игре. Если на 4-м году жизни серия предметно-игровых обменов задавалась предваряющим ее обозначением смысла сюжетного события, то здесь серия ролевых обменов задается предваряющим ее определением связки игровых ролей (например: «Я буду мама, а ты — папа»). Вербальное обозначение ролевой связки оказывается достаточным для развертывания согласованного взаимодействия при принятии детьми взаимодополнительных ролей (дополняющих друг друга по смыслу: мама — дочка, врач — больной и т.п.). Принятие и обозначение взаимодополнительных ролей влечет за собой интенсивный обмен ролевыми действиями и высказываниями (ролевой диалог). Но в целом игра строится как повторение одного и того же сюжетного события, определенного смыслом данной ролевой связки (например, многократное повторение «лечения» практически с теми же репликами и действиями, когда один из детей берет роль врача, другой — больного). Иначе говоря, взаимодополнительные роли хотя и облегчают адекватное реагирование на игровые действия партнера (снимают многозначность действия и неопределенность замысла), но торомозят содержательное развертывание игры, приводят к «круговым сюжетам». «Круговые сюжеты» не что иное, как стереотип взаимодействия на уровне совместной ролевой игры. Наиболее эффективный способ, который позволяет выходить за рамки кругового сюжета и совмещать ролевое взаимодействие с содержательным развертыванием игры, — смена и обозначение новой роли одним из партнеров, что ведет к новой цепи ролевых обменов. Тогда согласование действий осуществляется за счет обозначения ребенком своей новой ролевой позиции как по отношению к партнеру, так и по отношению к своей предыдущей роли, т. е. обозначается ролевая связка и планируется дальнейшее развертывание сюжета (например: «Давай, ты — врач, а я теперь не больная, я — медсестра»). Однако в самостоятельной игре детей 5-го года жизни смена роли редко обозначается ребенком. Не обозначенная для партнера смена роли ребенком приводит к распаду взаимодействия (действия партнеров перестают соответствовать друг другу).
4 По отношению к сюжетно-ролевой игре этот тип взаимодействия является, по-видимому, тупиковой ветвью. Здесь на первое место начинает выступать ловкость, умение оперировать предметом наравне со сверстником, а не условное значение этого оперирования. Можно полагать, что именно из этой ветви взаимодействия рождается игра с правилами. 42 - 43 В игре детей 5-го года жизни часто появляются и одинаковые роли, однако это связано уже не просто с подражанием, как на предыдущем этапе, а с желанием детей выбирать наиболее интересные роли. Это приводит также и к принятию партнерами совершенно разных по смыслу ролей. В последнем случае ролевое взаимодействие не возникает, содержание игры развертывается партнерами независимо друг от друга. В случае принятия одинаковых ролей детьми между ними возникают метакоммуникативные обмены высказываниями, направленными на пояснение (обозначение) смысла разыгрываемого независимо от партнера события (например, два «шофера»: «Я на дачу поехал», «А я поехал на море») и планирование собственных действий («А потом я поеду к бабушке»). Уже здесь в мета-коммуникации прослеживается тенденция к пошаговому планированию сюжетных событий. Однако здесь происходит лишь экспликация (пояснение) собственного замысла без учета в нем замысла партнера, т. е. это еще не согласование сюжетных замыслов, а «соэкспликация» их. В целом в игре детей 5-го года жизни преобладает стереотипное ролевое взаимодействие, сочетающееся с независимым ролевым поведением. Метакоммуникация выступает главным образом в форме вербального обозначения детьми взаимосвязанных ролевых позиций и планирования собственных независимых от партнера развертываемых игровых действий. Совместная игра детей 6—7 лет представляет собой сложную картину переплетающихся предметно-игровых обменов, ролевого диалога и метакоммуникации, причем метакоммуникативные обмены составляют более половины всех игровых обменов. В метакоммуникативных высказываниях сливается компонент обозначения вводимого события и компонент планирования действий партнера по его развертыванию. Сливаются также ме-такоммуникативное определение сюжетного события и ролевая речь. Все это делает трудным для ребенка понимание замысла партнера, который по своему содержанию становится значительно сложнее, чем игровые замыслы детей более раннего возраста. Включение в игру разнообразных событий и слитность их обозначе ия с предметными и ролевыми действиями приводят к феномену «независимых» сюжетов — расхождению сюжетных движений партнеров в совместно начатой игре распаду игрового взаимодействия. В ряде случаев стремление ребенка к содержательному развертыванию игры (наиболее полной реализации своего замысла) приводит к непрерывному обозначению и планированию все новых сюжетных событий для партнера (типа: «А давай, случилась авария, а давай...»). Если такая тенденция имеется у обоих партнеров, возникают «скачкообразные» сюжеты, причем предметный и ролевой планы взамодействия совершенно исчезают, остается лишь построение сюжета в вербальном плане. Однако, несмотря на активное стремление каждого из партнеров к развертыванию разнообразных событий, они не связываются в последовательный ряд; осуществляется «соэкспликация» замыслов, только, в отличие от предыдущей возрастной ступени, она происходит в чисто вербальном плане. Чаще в совместной игре можно наблюдать случаи повторения достаточно простой последовательности, состоящей из 2—3 сюжетных событий, т. е. стереотипные сюжеты. Более того, тенденция к стереотипным повторениям «отлаженного» сюжета наблюдается не только на протяжении одного игрового сеанса, но и на протяжении нескольких сеансов. Причем число метакоммуникативных обменов при повторении игры уменьшается, что говорит о преобладании ориентации на сверстника, а не на содержательное развитие игры. Итак, к концу дошкольного детства отмечается усиление метакоммуникации, направленной на обозначение и планирование последовательно развертывающихся сюжетных событий. Однако слитность метакоммуникации с предметно-игровыми и ролевыми действиями приводит к расхождению сюжетных движений участников игры. Таким образом, на каждом возрастном этапе мы сталкиваемся с тенденциями детей к содержательному развертыванию игры и слаженному взаимодействию с Партнером. Однако развертывание содержательного взаимодействия в игре требует понимания партнерами друг друга. Материал наблюдений показывает, что в совместной игре детей мы имеем дело скорее с «слиянием» или расхождением их действий, нежели с «согласованием» (учетом в каждом последующем действиисодержательного «вклада» партнера).
44-45 Действительно, согласование действий предлагает первичное противопоставление «я — другой», осознание ребенком себя и партнера как носителей различных по содержанию действий (замыслов), каждомоментное преодоление этого различия с предложением дальнейшей возможности иного действия партнера. Наблюдения показывают, что устойчивое игровое взаимодействие на каждом возрастном этапе связано с тем, что, раз преодоленное, это различие больше не выступает для партнеров как таковое; далее они продолжают действовать как одно целое. Об этом свидетельствует стереотипное повторение игровых циклов, планирование дальнейших действий от лица «мы» (типы: «Давай еще так сделаем», «Будем кушать» и т. п.). Даже, когда мы наблюдаем ролевое взаимодействие, оно, как правило, осуществляется в рамках взаимодополнительных ролей (представляющих собой смысловое целое, где ответное действие партнера предопределено этим целым). В игре старших дошкольников об этом свидетельствует повторение отлаженной совместной игры (привычной последовательности событий). Независимые действия в игре, которые перемежаются с игровым взаимодействием, либо свидетельствуют о полном игнорировании содержания игровых действий партнера, либо указывают на «слияние» с ним, которое здесь выступает как подражательное «делание того же самого» (принятие одинаковых ролей, развертывание одинаковой последовательности действий и событий). Описанные нами по результатам наблюдений детские способы согласования в игре (метакоммуникация) на каждом возрастном этапе имеют определенные изъяны (отсутствие постепенного, пошагового планирования и обозначения смысла действий, осуществляемых в игре, слитность обозначающих и планирующих высказываний с самими игровыми действиями и т.п.), ведущие к стереотипному взаимодействию или распаду его на независимые действия партнеров. Успешное развертывание детьми содержательного взаимодействия требует восполнения недостатков метакоммуникации (того или иного ее компонента) и преодоления тенденции детей к стереотипному взаимодействию в игре. В традиционной педагогике выделяется задача формирования положительных взаимоотношений между детьми в игре (Р. И. Жуковская, 1963; Р. А. Иванкова, 1969; И. Б. Теплицкая, 1978; и др.), однако решается она через внесение взрослым для детей правил регуляции совместной деятельности, носящих нормативный характер (не мешать другому, не отбирать игрушки, справедливо распределять роли и т.п.). Такого рода педагогические воздействия являются весьма важными для организации поведения детей в группе сверстников вообще, но мало что дают для собственно совместной сюжетно-ролевой игры, повышения в ней уровня содержательного взаимодействия детей. Проведенный анализ совместной сюжетно-ролевой игры позволяет полагать, что устойчивое предметно-опосредствованное игровое взаимодействие (которое обнаруживается у детей лишь на 4-м году жизни) может быть сформировано уже у детей 3-го года жизни, поскольку объединение партнеров здесь определяется самим предметным действием с игрушкой и требует минимальной метакоммуникации (речевого общения). На 4-м году, когда дети свободно общаются друг с другом, появляется возможность перевода к элементарному ролевому взаимодействию (которое обычно фиксируется у детей лишь на 6-м году), а в дальнейшем — к совместному сюжетосложению. Глава Формирование предметно-игровых действий у детей Date: 2016-05-15; view: 822; Нарушение авторских прав |