![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
В условиях дошкольного учреждения
В целях определения педагогических условий, способствующих формированию сюжетно-ролевой игры у детей 2-го и 3-го года жизни, было проведено экспери- ментальное исследование, задача которого состояла в определении наиболее эффективных педагогических ситуаций, влияющих на становление элементарной самостоятельной детской игры (воспроизведение в условном плане ряда предметных действий). Мы полагали, что одной из таких ситуаций будет совместная игра взрослого с детьми, которую он должен строить на основе самых простых по тематическому содержанию и структуре сюжетов. Для проверки правильности этого предположения были проведены три последовательные серии экспериментов, в каждой из которых использовался один из следующих методов руководства детской игрой: 1. Взрослый рассказывал сюжет игры и предлагал детям после этого поиграть с соответствующими теме сюжета игрушками. 2. Взрослый один играл с игрушками, а ребенок наблюдал, за игрой; после игры взрослого ребенку предлагалось поиграть с теми же игрушками. 3. Взрослый включал ребенка в совместную с ним игру; после совместной игры ребенку предлагалось поиграть одному. Проведению экспериментальной работы предшествовало наблюдение за самостоятельной детской деятельностью. Было обнаружено, что она носила характер индивидуального манипулирования с пирамидками, вкладышами, кубиками, мячами и т. п. Лишь четверо детей «кормили» кукол, возили их в колясках, завертывали в одеяло. В целом наблюдения показали однообразие действий детей второго года жизни, отсутствие предметно-игровых действий в их самодеятельных играх. В группе малышей третьего года жизни детская деятельность была разнообразнее по своему содержанию и характеру. Кроме «кормления» куклы, «укачивания», завертывания в одеяло дети «стирали белье», «гладили». Игровые действия определялись игрушками, которые попадались в поле зрения ребенка. Игры отличались кратковременностью (от 3 до 12 мин). До описания методики проведения экспериментов приведем примеры некоторых конкретных сюжетов игр, которые предлагались детям. «Мишка и кукла обедают». Сидят за столом кукла и мишка, хорошенькие, чистенькие, около них стоят тарелки. Девочка (мальчик) взяла ложку и стала кормить сначала куклу, потом мишку. Всех покормила, молодец! 3 М. И. Лисина, обсуждая проблему взаимосвязи деятельности общения и других видов деятельности, пишет: «В онтогенезе совершается также и обратный процесс—переход некоторых коммуникативных действий из сферы общения в область иных видов деятельности. Такой переход представляет собой один из путей влияния общения на общее психическое развитие ребенка» [Развитие общения у дошкольников, 1974, с. 266]. 50-52 «Бычок». Идет бычок, качается, вздыхает на ходу: «Ох, доска кончается, сейчас я упаду». (А. Барто.) Бах, упал бычок, встал, опять идет — топ-топ. А вот мишка дет __ топ-топ, бах — тоже упал. А вот лошадка идет...«Спать пора». Спать пора. Уснул бычок, лег в коробку на бочок. Сонный мишка лег в кровать, только слон не хочет спать. Головой кивает слон. Он слонихе шлет поклон. (А. Барто.) «Шофер едет на машине». Машина стоит красивая, большая, в машине руль круглый. Пришел шофер. В машину сел, руль крутит, машина гудит и едет. Стоп. Остановилась машина, колесо сломалось, надо починить. Постучал шофер молоточком по колесу, починил, сел в машину и опять поехал. Эксперимент проводился в привычных для детей условиях комнаты детского сада. Игрушки, которые использовались экспериментатором, были внесены в комнату за неделю до начала проведения эксперимента для предварительного ознакомления детей с ними. Кроме того, использовались игрушки, с которыми дети играли ранее. В начале эксперимента в непринужденной форме детям предлагалось: «Посмотри, какие у нас игрушки, какой слон серый, симпатичный! А вот бычок смотрит на тебя, хочет с тобой поиграть». Когда с ребенком был установлен контакт, ему говорилось: «Послушай, я тебе расскажу, как с этими игрушками можно играть...» Дети, как правило, очень охотно и внимательно слушают описание сюжета. Затем им предлагали поиграть. Анализ результатов показал, что из 55 детей в возрасте 1;2—3; 0, участвовавших в первой серии экспериментов, только десять детей старше 2 лет откликнулись на наше предложение и начали играть. В качестве примера приведем запись такой игры. Оля Л. (2; 8). Экспериментатор предлагает Оле игрушки. Оля внимательно их рассматривает, берет в руки слона. Оля. Слоник. Это нос. (Показывает на хобот.) Тот-топ, он гуляет, спал! Экспериментатор. Оля, и бычок, и мишка хотят спать. Послушай: «Спать пора, уснул бычок, лег в коробку на бочок. Сонный мишка лег в кровать. Только слон не хочет спать. Головой качает слон, он слонихе шлет поклон». Вот тебе коробка, вот кровать. Если хочешь, поиграй так! Оля берет бычка, кладет его на кровать: «Нет, бычок... в коробку лег». Кладет бычка в коробку, вынимает, приносит тряпочку, кладет ее в коробку и только после этого укладывает бычка, приговаривая: «Лег в коробку на бочок. Спи!» Оля, не обращая никакого внимания на экспериментатора, действует самостоятельно, увлеченно. Разговаривает с игрушками; «Мишка, давай спать. Сонный лег в кровать». Укладывает в кроватку мишку. Кровать подвигает к коробке с бычком. Смотрит на слона. Оля. Слон головой кивает. (Берет в руки слона, сама кивает головой.) Нет, все спят, уже на улице ночь, и ты спи! (Кладет слона на кровать рядом с мишкой.) Все спите, я буду вам петь. Баю-баю, баю-бай, спи, собачка, засыпай. (Обращаясь к экспериментатору.) А где собачка? Экспериментатор. Не знаю. Оля бежит в кукольный уголок, берет собачку, укладывает ее. Оля. Все вставайте, потом опять спать будете. Однако большинство детей в такой ситуации самостоятельно играть не стали. При этом часть из них (14 человек) пыталась включить в игру экспериментатора. Другая группа детей (16 человек) в прямой форме отказалась от игры («я не могу», «не знаю», «я не умею так»). Третья (15 человек) - заменяла сюжет, рассказанный ранее воспитателем. В качестве примеров такого поведения детей приводим выдержки из протокола экспериментатора. Сережа С. (2; 0). Экспериментатор. Я тебе сейчас расскажу, как с бычком поиграть. (Рассказывает стихотворение.) Бери бычка, поиграй! Сережа берет бычка, держит его в руках, гладит. Сережа. Ты играй, на! (Протягивает бычка экспериментатору.) Экспериментатор. Нет, я не могу! Сережа ставит бычка на стол, молча отходит от экспериментатора. С детьми, не сумевшими развернуть симостоятельную игру, после того как взрослый рассказал им сюжет, была проведена вторая серия эксперимента. Изложив сюжет игры, экспериментатор показывал, как следует играть, говоря при этом: «Теперь я поиграю, а ты посмотри. Вот у меня машина, сел шофер за руль, крутит его. Машина едет, гудит — би-би! Стоп! Остановилась машина, сломалось колесо» и т. д. Во второй серии экспериментов участвовали 45 детей: 32 из них после показа игры экспериментатором начали играть самостоятельно. Их игра в основном копировала взрослого, при этом некоторые дети (14 человек) добавляли к сюжету-образцу и другие, известные им из личного опыта действия, расширяли и усложняли его. Деятельность детей при этом носила эмоциональный характер. Длительность отдельных игр доходила до 35 мин. Приведем запись фрагмента такой игры.
53-54 Валерик Б. (2; 6). После рассказа и показа сюжета «Спать пора» Валерик Б. берет и переносит все игрушки в кукольный уголок. Расставляет их на ковре. Не обращая внимания на экспериментатора, начинает играть. Валерик. Всем пора спать, темно. (Берет мишку, кладет его на кровать.) Сейчас мишку положу. А где подушка? (Увидел подушку на другой кровати. Приносит ее, кладет под голову мишке, накрывает его одеялом.) А, ручку высунул, спрячь, холодно! (Прячет лапу мишки под одеяло.) Бычок тоже спит. Нет кроватки, спит в коробке. (Кладет на дно коробки тряпочку, укладывает бычка.) Темно, темно! Слон стоит, не спит! (Ставит слона рядом с кроваткой мишки.) (Мишке) «Отвернись к стенке и спи! (Поворачивает мишку к стенке.) Всё сбил, надо поправить. Поправляет постель, укладывает мишку, садится на стул рядом с кроваткой. Некоторое время молча сидит. Увидел слона.) Головой кивает слон! (Берет слона в руки и сам несколько раз наклоняет свою голову.) Все уже спят, и ты спи. Сейчас дам пить. Анализ результатов второй серии экспериментов показал, что игра взрослого на глазах у детей значительно облегчает ребенку организацию самостоятельной деятельности, но не всегда приводит к появлению у них собственно игры. В-большинстве случаев (в 18 из 32) действия детей с игрушками не отличались от предметных действий; выполнение их носило обязательный характер действий, осуществляемых по инструкции взрослого. В третьей серии экспериментов взрослый включал ребенка в совместную игру. При этом он старался действовать так, чтобы ребенок уловил, почувствовал его искреннюю заинтересованность, увлеченность игрой, выражая интонацией, мимикой, жестами отношение к игрушкам и действиям с ними. Кроме того, в этой серии экспериментов ставилась задача уравнять позиции ребенка и взрослого, «снять» обязательность в их отношениях. Начиная играть, обращались к ребенку: «Знаешь, мне хочется поиграть с этими игрушками. Я поиграю. Хочешь вместе со мной?» После этих слов ребенка непосредственно привлекали принять участие в игре, говоря: «Вот мишка, он за столом сидит, есть хочет. Я ему кашу сварю, а ты ему пока салфетку завяжи. Всё, кашу сварила. А где стул? Куда я его посажу? Ну, всё теперь готово. Надо нам его кормить. Ешь, мишка! Не хочет, чтобы я его кормила, просит тебя. Покорми его сам». Дети с большим удовольствием включались в совместную игру, внимательно наблюдали за тем, как играет экспериментатор. Вместе со взрослым они играли с большим интересом, активно действовали с игрушками. Уже после 2—3 совместно проведенных игр инициатива в игре фактически переходила к детям. Контрольные наблюдения за самостоятельной игрой детей показали, что происходил переход от однообразных, единичных, многократно повторяемых разрозненных действий с предметами к сюжетно-ролевой игре с рядом действий с игрушками, объединенных определенной смысловой ситуацией. Особенности самостоятельных сюжетно-ролевых игр малышей заключались в том, что, сохраняя событийную сторону сюжета совместной с экспериментатором игры, дети трансформировали его за счет включения в нее новых предметов — игрушек и повторения с ними усвоенных ранее действий, а также за счет включения в известную канву событий действий из собственного опыта детей. В самостоятельных играх детей в возрасте до 2 лет сюжет преимущественно расширялся в процессе усвоения действий с новыми, не употреблявшимися ранее в совместной игре со взрослыми игрушками. Дети от 2 до 3 лет самостоятельно включали действия, известные им из собственного опыта. В качестве иллюстрации к сказанному приведем запись контрольной игры. Во второй половине дня дети играли самостоятельно. Костя М. (2; 7) попросил у воспитательницы руль, построил машину из двух стульев, сел в нее и, подражая звуку машины, «поехал». Через 2 мин вышел из машины, подошел к воспитательнице и сказал: «Я поеду к бабушке Нюше». Опять вернулся к машине, сел в нее, К нему подошел Андрюша О. (2; 6), молча сел в машину. Костя, обращаясь к нему, сказал: «Можно, можно!» Взял руль, загудел: «Би-би, поехали». Через некоторое время Костя М. вышел из машины, подошел к игрушечному телефону, взял трубку: «Дедушка Ваня, слышишь? Хочешь ко мне приехать? Приезжай!» (Это действие, которого не было в совместной с экспериментатором игре.) Обращается к стоящей рядом Лене Ф.: «Хочешь поговорить с дедушкой Ваней?». Отдает ей трубку, идет к машине, опять усаживается в нее, берет руль. Андрюша О. уходит от Кости, подходит к воспитательнице и просит дать руль ему. Андрюше дают руль, сделанный из картона. Он отказывается от него, просит другой, с которым играл в экспериментальных условиях. Очень обрадовался, когда получил этот руль. Строит себе машину из стульев. Просит дать ему красный стул (тот, которым пользовался экспериментатор). Воспитательница показывает ему, где этот стул стоит. Андрюша играет в «поездку на машине» очень долго, с большим удовольствием изображает звук мотора, сажает рядом с собой куклу. Игра его основывается на событиях, которые были включены в сюжет совместной с экспериментатором игры.
Дети в возрасте от 1,5 до 2 лет выполняли сюжетные действия с игрушками, в основном повторяя то, что они усвоили в экспериментальных ситуациях: кормили кукол, мишек, лошадку и т. п., изображали, как идет бычок, кукла, лошадка, как они падают; варили «кашу»; укладывали спать слона, бычка, мишку; «купали». В процессе наблюдения была зафиксирована привязанность детей к тем игрушкам, с которыми первоначально действовал взрослый. Спать укладывали только слона, бычка, мишку, кормили куклу и мишку. Для купания куклы брали только ту ванночку, с которой действовал взрослый. Отнимали ее друг у друга (хотя рядом стояла другая ванночка, отличная по цвету и материалу).
55- 56
При этом сюжетные игрушки, с которыми дети до эксперимента только манипулировали (у алюминиевой плиты открывали и закрывали дверцу, вытаскивали из нее противни, переворачивали плиту вверх дном и клали в отверстие кубики), теперь использовались детьми «по назначению» (на плиту ставили кастрюлю и «варили» кашу, «жарили» яичницу, по телефону разговаривали, а не «возили» его за трубку как машину). Результаты проведенного исследования показали, что наиболее эффективной педагогической ситуацией формирования сюжетной игры является совместная игра взрослого с ребенком, в то время как показ игры и ознакомление с ее сюжетом оказывают свое действие лишь на тех детей, у которых уже был сформирован первый способ построения игры — выполнение ряда условных предметно-игровых действий. В процессе экспериментальной работы выявились дети (13 человек в возрасте от 1,5 до 2 лет), которые не смогли усвоить сюжет как ряд игровых действий ни в одной из разработанных нами педагогических ситуаций, не сумели перейти от уровня простых предметных манипуляций к сюжетной игре. Возник вопрос: каковы причины этого факта? Мы предположили, что эта группа детей находится на более ранней стадии развития, чем другие, что у них не сформировалась необходимейшая предпосылка сюжетно-ролевой игры — умение воспроизводить сами игровые Действия — движения. Как их формировать? Чтобы решить эту педагогическую задачу, необходимо было провести специальное исследование строения самого игрового действия. Определение специфики игрового действия осуществлялось в процессе сравнения его с продуктивным действием. А. Н. Леонтьев [1983] достаточно глубоко проанализировал психологическое содержание игрового действия, показал такую отличительную особенность его от продуктивного неигрового действия, как несоответствие цели действия и операции, с помощью которых оно осуществляется, расхождение смысла и содержания игрового действия. Необходимо (особенно для дальнейших педагогических исследований) провести также анализ структуры игрового действия. Рассматривая вопрос о структуре игрового и продуктивного действия, прежде всего заметим, что эти действия включены в разные деятельности и могут быть поняты только в контексте той или другой. Продуктивное действие включено в деятельность, связанную с материальным преобразованием объектов (О), которое схематически можно изобразить так: О1 -› О2. На схеме показано, что объект (О1) в результате деятельности преобразования меняется и превращается в другой объект (О2), горизонтальная стрелка обозначает преобразование, а вертикальная — непременное наличие особых средств преобразования. В известном смысле продуктивное действие можно представить состоящим из ряда операций. Операцией мы называем отрезок, часть действия, в результате которого обязательно получается частичное преобразование объекта; или иначе: операция — это часть действия, связанная с получением промежуточного продукта (ПП). На схеме действие, разделенное на операции, выглядит следующим образом: О1 -› nn1 -› nn2 -› nn3 -› nn4 -› О2 Целостность действия определяется конечным продуктом, преобразованным объектом. На данной схеме конечный продукт изображен как О2, а действие представляет прямая линия в целом. Операция выполняется в жестко заданной последовательности (что и изображено на схеме). Например, при скреплении двух досок при помощи гвоздя надо сначала сделать одну операцию — метить место, в которое будет забит гвоздь, а потом ударить по гвоздю, поставленному на намеченное место. Если изменить порядок операций (сначала ударить мотком по гвоздю, а потом наметить место, в которое должен быть забит гвоздь), вряд ли удастся получить требуемый результат. Важно отметить, что помимо получения результатов и определенной последовательности операций действие может быть охарактеризовано еще с одной сторо-ны: оно имеет определенную траекторию, как бы внешний рисунок. Конечно, сам по себе внешний рисунок является второстепенным, сопутствующим компонентом действия, однако его выделение и описание, как мы это покажем позже, приобретет решающее значение для понимания сути игрового действия. Общий внешний рисунок действия складывается из рисунков отдельных операций. Для каждого действия' есть 1—2 наиболее характерные операции, благодаря которым и отличают одно действие от другого по внешнему рисунку. Например, операция забивания гвоздя молотком имеет следующую траекторию: равномерное чередующееся поднимание руки вверх и опускание вниз; а операция, включенная в действие причесывания, имеет другую траекторию: поднятие руки до уровня головы, затем движение назад (либо вперед — в зависимости от прически). Процесс преобразования объектов обязательно связан с осуществлением соответствующих внешних траекторий действий. На схеме это может быть изображено следующим образом: О1 -› О2, где сплошная линия обозначает реальный процесс преобразования, а пунктирная— сопутствующую траекторию движения. В продуктивном действии траектории движения всегда жестко связаны с реальным процессом преобразования. 57-58
Рассмотрим вопрос о том, что представляет собой игровое действие. Прежде всего это действие, включенное в контекст совсем другой деятельности, нежели продуктивная. Игровая деятельность не связана с вещным, материальным преобразованием объектов. В игре, например, не готовят настоящий обед, в результате «игрового» глажения кукольная рубашка остается такой же, какой была до него, и т. п. (Правда, бывает и так, что дети иногда реально стирают, игрушечным ножом режут свеклу, морковь, готовят винегрет. Однако в данном случае мы будем иметь дело не с игровыми действиями, а с продуктивными, включенными на определенном этапе в игровую деятельность.) Выше мы отмечали, что сюжеты представляют собой как бы структурно-тематическое основание реального процесса детской игры, который осуществляется прежде всего посредством игровых действий, являющихся свое- образным «языком» игры. Игровые действия в большей или меньшей степени воспроизводят внешний рисунок продуктивного действия, эксплицируя тем самым его смысл. Игровое действие может быть понято лишь в контексте определенного сюжета. Уже самая элементарная структура сюжета предполагает наличие игровой ситуации, хотя бы одного действующего лица и указание на действия, которые им выполняются. Сюжет игры может быть реализован детьми за счет действий — движений, словесных обозначений. Определив функцию игрового действия в контексте игровой деятельности, мы вновь возвращаемся к вопросу: почему же так часто игровое действие отождествляют или сравнивают (в поисках различий) с предметно-орудийным, продуктивным действием? Ведь, как видно из анализа, эти действия разные по функциям: одно служит для преобразования объектов, другое — для реализации сюжета. Происходит это потому, что игровое действие является своеобразной копией продуктивного — оно воспроизводит траекторию движения, рисунок продуктивного действия4. То, что в продуктивном действии было производным, сопутствующим, в игровом действии становится основным средством реализации деятельности. Обсудим теперь вопрос о том, как может воспроизводиться в игре траектория движений, рисунок продуктивного действия. Во-первых, может быть произведен рисунок действия всех операций, составляющих его в совокупности. Например, процесс принятия пищи (еда ложкой) может быть воспроизведен детализированно: зачерпывание пищи, поднесение ее ко рту, опрокидывание ложки в рот; во-вторых, может быть воспроизведен рисунок движения лишь отдельных, как правило, наиболее характерных для данного действия операций, отличающих его от других, т. е. сокращенная траектория движения. Например, тот же акт принятия пищи может быть воспроизведен простым движением ложки от тарелки ко рту; при изображении действия открывания дверного замка может быть произведен рисунок одной операции — поворота ключа и не воспроизведен момент вкладывания ключа в замочную скважину; при изображении действия стрельбы из ружья — момент прицеливания или нажимания на курок и т.п. Но независимо от того, как воспроизводится траектория действия — рисунок всех операций, входящих в действие, или рисунки отдельных, наиболее характерных операций, нам необходимо еще раз подчеркнуть, что в игре воспроизводится лишь траектория движений продуктивных действий. Итак, мы обнаружили общий момент в игровом и продуктивном действии. Это общее — одинаковый рисунок и одно и то же вербальное обозначение. При этом необходимо иметь в виду, что далеко не все игровые действия-движения являются копиями с продуктивных действий, даже если сравнивать их по внешнему рисунку. По мере овладения способами построения игры дети начинают вовлекать в игру целый ряд условных действий, которые могут и не иметь вообще никакого сходства с действительными внешними траекториями продуктивных действий. Например, изображая космонавтов или летчиков, дети могут махать руками-крыльями, имитировать звук мотора автомобиля и т.д. На определенной стадии развития игры происходит полное замещение действий символическими обозначениями, и лишь по словесному контексту становится возможным определить, во что играют дети. Данные, полученные в результате анализа структуры игрового действия, позволили предположить, что на первоначальных этапах формирования детской игры следует использовать в основном такие игровые действия, внешние рисунки движений которых сохраняют сходство с внешними рисунками продуктивных действий. Это, с одной стороны, облегчит ребенку процесс овла дения игровым действием, а с другой — приблизит его к пониманию условного модуса действия. 4 Безусловно, траектория движений, внешний рисунок продуктивного действия могут воспроизводиться и в других ситуациях. Скажем, в ситуации обучения, как подготовительный (разъяснительный) этап выполнения действия. Например, прежде чем нарисовать мяч, взрослый просит ребенка «нарисовать» его в воздухе пальцем и т. п. Здесь смысл его действия в том, чтобы потренироваться и правильно выполнить задание. Особенность же игрового действия в том, что оно всегда включено в целостный сюжетный контекст и без него теряет смысл. 59- 61 Игровое действие необходимо каждый раз обозначать словом; первоначальные игровые действия следует формировать с опорой на внешние предметы (в против-кой опорой являются сюжетные игрушки, копирующие имитацию, утратить сюжетный контекст). Поначалу такой опорой являются сюжетные игрушки, копирующие реальные предметы; затем вводятся в игру предметы-заместители, игрушки, не имеющие ярко выраженного назначения (палочки, кубики и т.п.). Для проверки вышеизложенных предположений были проведены две серии экспериментов. В первой серии участвовало 19 детей от 1,5 до 2 лет. Эти дети, как показывают наши предыдущие эксперименты и наблюдения, совсем не умели выполнять игровые действия, либо выполняли 1—2 элементарных действия (катание.куклы, машины) на уровне предметного манипулирования с ними. Группу детей второго года жизни (19 человек) мы разделили на две подгруппы — «а» и «б». В подгруппу «а» входило 10 человек. На фоне разных по тематике сюжетов игр им показывался образец сокращенной траектории игрового действия — рисунок 1 — 2 наиболее характерных операций. В подгруппу «б» входило 9 человек; им показывались образцы игровых действий, в которые включались рисунки всех операций, входящих в действие. Например, детей подгруппы «а» с процедурой кормления куклы, мишки и т. п. знакомили так: опускали ложку в тарелку и поднимали ее до уровня рта куклы. Детям подгруппы «б» образец данного игрового действия демонстрировался иначе: опускалась ложка в тарелку, зачерпывалась пища, подносилась ложка в строго горизонтальном положении до уровня рта и затем наклонялась в его сторону. В первой серии были использованы только прототипические игрушки, которые по размеру и по форме были приближены к реальным предметам; в некоторых случаях вводились в игру и настоящие предметы (ложки, алюминиевые миски, детская мебель). Все другие условия проведения эксперимента для детей обеих групп были одинаковыми. Детям были показаны и названы 1—2 игровых действия и предложено: «Теперь ты покорми куклу», «Теперь, если ты хочешь, погладь утюжком» или «Дай кукле попить, очень она пить хочет» и т. п. После показа образца в подгруппе «а» из 10 детей действие самостоятельно произвели 4 ребенка. Движения детей были вначале очень робкими. Однако после 2—3 самостоятельно выполненных движений дети начинали действовать более решительно, проявлять интерес К тому, что делают. Обнаружилось, что для 6 детей одного показа недостаточно. С ними экспериментатор выполнял действие совместно (например, экспериментатор и ребенок одной ложкой «кормили» или «поили» куклу и т.п.). После совместно выполненного движения все 6 детей смогли самостоятельно осуществить действие, получая при этом явное удовлетворение, что выражалось в их возгласах, улыбках. Проведенные эксперименты показали, что дети, усвоив рисунок движения, неоднократно и с удовольствием повторяют его. Приводим выписку из протокола экспериментатора. Ира С. (1; 9) (подгруппа «а»). Экспериментатор. Ирочка, хочешь подержать в руках большую куклу? Ира (кивает головой). Да. Экспериментатор дает Ире куклу. Ира берет ее осторожно на руки, очень довольна, улыбается. Экспериментатор. Кукла хочет есть, давай я ее посажу за стол и покормлю. Ладно? Ира, улыбаясь, протягивает куклу экспериментатору, кивает головой. Экспериментатор сажает куклу за стол. Экспериментатор (обращаясь к кукле). Сейчас я тебе дам каши, буду тебя кормить. Где ложка? Вот она. Сиди тихонечко и ешь кашу. Экспериментатор кормит куклу, медленно делает движения ложкой от тарелки- вверх ко рту куклы. Движения- повторяются 3 раза. Экспериментатор. Вот как я кормлю куклу. Кукла рада, каша очень вкусная. Ирочка, теперь ты покорми ее, вот бери ложку. Ира берет ложку, молча стоит около куклы, перекладывает ложку из одной руки в другую, смотрит на экспериментатора. Экспериментатор делает вид, что занят своими записями и не обращает внимания на Иру. Ира стоит около куклы. Действий нет. Экспериментатор. Ирочка, покорми куклу, она хочет есть. Ира подходит ближе к столу, держит ложку, останавливается около куклы совсем рядом, но опять никаких действий не Производит. Экспериментатор. Давай вместе покормим ее. Ну-ка я тебе помогу ее кормить. Экспериментатор берет ложку, которую держит девочка, и делает вместе с ней несколько движений. Экспериментатор. Вот как Ира кормит куклу хорошо. Так, еще давай дадим кашки, ешь, ешь, куколка! Ну а теперь я немножко попишу, а ты сама играй, корми куклу. Экспериментатор отходит от стола и садится в стороне. Ира некоторое время стоит молча, потом начинает кормить куклу, очень внимательно, осторожно и медленно делает первые движения. По том начинает действовать быстрее и приговаривать: «Ешь, ешь, каша». Действие повторяет самостоятельно 12 раз. Наблюдения в последующем показали, что в самостоятельной деятельности Иры С. появилась игра в «кормление» куклы. Ира воспроизводит рисунок движения кормления. «Кормит» куклу долго, по 10—12 мин, все время разговаривая с ней.
62-63 В подгруппе детей «б», которым предлагался детальный образец рисунка-движения всех операций, входящих в действие, результаты эксперимента были иными. Из 9 детей только одна девочка смогла выполнить действие по показу (тогда как в подгруппе «а» таких детей было четверо). После первого совместного выполнения действия с экспериментатором самостоятельно смогли повторить детальный рисунок движения 3 ребенка, остальные 5 детей — лишь после того, как были организованы с ними игры. При выполнении действий дети, как правило, были очень старательны и сосредоточены: в 7 случаях наблюдалось «соскальзывание» на себя, т. е. вместо куклы через 2—3 движения дети «кормили», «причесывали» и т. п. себя. Продолжительность деятельности была короче, чем в подгруппе «а», — всего 2—5 мин. Сделав 5—8 движений, дети прекращали игру. Наблюдения за деятельностью детей подгруппы «б» вне экспериментальной ситуации показали, что все они при наличии соответствующих условий (определенного набора игрушек) переносят в самостоятельную деятельность действия, усвоенные в ходе экспериментов, причем выполняют их только с теми игрушками, которые использовались в эксперименте (6 случаев из 9). Действия выполнялись в основном по типу того образца, который им был показан; почти все дети подгруппы «б» (7 человек из 9) воспроизводят детально рисунки всех операций. Эксперименты подтвердили наши предположения о том, что дети значительно легче и быстрее усваивают образцы сокращенных действий-движений. Эксперименты показали также, что для маленьких детей важную роль в усвоении действия имеет не только показ, но совместное со взрослым выполнение действия. На наш взгляд, это дает ребенку возможность почувствовать соответствующие мускульные усилия и связать их с предметно-игровым действием. Анализируя результаты экспериментов, мы пришли к выводу, что действия детей с игрушками, усвоенные в процессе экспериментальной работы, в большинстве случаев не были еще игровыми. Они скорее носили характер простой имитации. На это указывало постоянное «соскальзывание» с игрушки на себя, многократное повторение одного и того же действия, точное следование образцу-движению, показанному экспериментатором, и стремление детей действовать только с теми игрушками, с которыми ранее они имели дело в эксперименте. Между тем процесс становления действий в качестве игровых связан с развитием умения вносить разнообразие в деятельность, со способностью несколько отходить от образца, с умением превращать в игровые действия другие, взятые из собственного опыта.
Для нас важно было выяснить, в каких педагогических условиях и с помощью каких средств более целесообразно учить детей самостоятельно воспроизводить внешние рисунки продуктивных действий, для того чтобы они выступили в качестве игровых для самих детей. Мы предположили, что одним из действенных средств включения детей в самостоятельную игровую деятельность является введение в игру так называемого неоформленного материала (палочки, кубики и т.п.). Выполняя такие действия, как «кормление», «умывание», «причесывание» и т. п., дети с необходимостью будут вынуждены видоизменять движения в соответствии с особенностями употребляемого ими игрового материала. Мы полагали, что отход от точного копирования орудийно-предметного действия создаст условия для самостоятельного включения в игру ряда других игровых действий. Для проверки этого предположения была проведена вторая серия экспериментов, в которой участвовали все дети подгруппы «а» и подгруппы «б» (19 человек). Условия были такими же, как в первой серии: эксперимент проводился индивидуально, в привычной для детей обстановке. Однако среди игрушек, предлагаемых ребенку, отсутствовала та, с помощью которой нужно было выполнять основное действие. Вместо нее предлагался предмет-заместитель (например, вместо ложки— палочка, вместо утюга — кубик и т.п.). Эксперименты показали, что только 2 ребенка из 19 (в возрасте 1 г 10 мес. и 2 лет) смогли по словесному предложению выполнить игровое действие с предметом-заместителем. Эти дети в результате проведения первой серии экспериментов входили в подгруппу «а», которой в качестве образца предлагался сокращенный рисунок движения. 10 детей (3 из подгруппы «б» ц 7 из подгруппы а») смогли выполнить действие с предметами-заместителями лишь после показа этого действия экспериментатором. При этом мы столкнулись с фактом самостоятельной замены детьми одного предмета-заместителя другим (7 случаев из 19). Например, палочка-ложка замещалась игрушечной сковородкой с ручкой, и дети (из подгруппы «б») фактически действовали с нею как с ложкой; кубик-расческа замещался собственной рукой с расставленными в стороны пальцами. Был отмечен и другой факт: для успешного выполнения действия с предметом-заместителем имеет значение не только предмет, с помощью которого осуществляется игровое действие, но и объект, на который действие направлено. Так, если малышам предлагалось причесывать куклу с париком, имитирующим настоящие волосы, то дети требовали расчески или употребляли свою руку; в случае, если у куклы был лепной парик, они выполняли действие с помощью кирпичика, который был взят из строительного набора.
64-65
В 10 экспериментальных занятиях (с каждым ребенком проводилось по два занятия), прежде чем предложить детям предмет с невыраженной функцией (например, палочку вместо ложки), им предлагали в первой части эксперимента предмет с закрепленной функцией (например, карандаш вместо ложки), предварительно выяснив, известна ли им функция данного предмета. 9 детей категорически отказались выполнять действия с карандашом. Отказ следовал в форме: «Нельзя этим кормить», «Я писать буду»; при этом дети пытались «писать» на столе. Было два случая, когда они прерывали действия «кормления» куклы карандашом, которое изображал взрослый, и говорили: «Пиши», «Нельзя, ложкой надо». Когда же этим детям во второй части экспериментального занятия предлагалась палочка вместо карандаша, то они (после показа) выполняли действие кормления куклы. Необходимо отметить, что дети подгруппы «б» с трудом усваивали условное действие с предметом-заместителем. Им требовалось большее число показов и совместно с экспериментатором осуществленных действий. Особенно важным для нас явилось то обстоятельство, что дети самостоятельно переходили от выполнения ри сунков движений всех операций к сокращенному. 5 детей в возрасте от 1;6—1;9 не смогли воспроизвести игровое действие с предметом-заместителем. Они либо отказывались в прямой форме, заявляя: «Нет», убирали руку за спину, когда им предлагали действовать палочкой совместно, либо требовали тот предмет, действие с. которым было ранее усвоено, либо вообще старались обойтись без предмета-посредника (например, «кормили» куклу, прикладывая к ее рту тарелку). У этих детей была очень слабо развита активная речь. Ниже мы приводим выписки из протоколов.
Ира С. (1; 9). Экспериментатор. Покорми куколку, я ей уже салфетку подвязала, она ждет. Ира подходит к столу, где сидит кукла, смотрит на стол, ищет ложку. Ложки на привычном месте нет. Вопросительно смотрит на экспериментатора, разводит руки в стороны, ладошками вверх. Ира. Нет. Экспериментатор. Ложки нет? Я тебе палочку дам, будешь палочкой кормить. Возьми. Корми куклу. Дает Ире палочку. Ира берет палочку, проводит по ней пальчиком, смотрит на экспериментатора, кладет палочку на стол. Экспериментатор. Это у тебя как будто ложка. Корми куколку, а то ей очень каши хочется. Дает Ире палочку. Та некоторое время держит ее в руке, смотрит на куклу, на тарелку. Кладет палочку на стол, улыбаясь берет тарелку и подносит ее ко рту куклы. Экспериментатор. Так ей плохо кушать, горячо. Ира. Горячо. Ставит тарелку на стол. Экспериментатор. Давай, я покормлю. Берет палочку и кормит с ее помощью куклу. Повторяет движение 4 раза. Экспериментатор. Ира, теперь хочешь, ты ее покорми. Ира молча берет палочку и кормит ею куклу: дотрагивается палкой до тарелки и подносит ее ко рту куклы. При выполнении первых двух движений на лице Иры явно выражено удивление; они У нее неуверенные. Потом Ира начинает действовать решительнее, при этом разговаривает с куклой. Ира. Ешь кашу, еще дам. Вера С. (1; 10). На ковре в кукольном уголке стоят две игрушечные кроватки, «а них лежат куклы, укрытые одеялом. Одна кукла с волосяным париком, другая — с лепным. Экспериментатор приглашает Веру посмотреть, что делают куклы. Экспериментатор. Верочка, пойдем посмотрим, что там наши куклы делают. Наверное, кашу едят. В е ра. Кашу едят. Идет к куклам сама, взяв экспериментатора за руку. Экспериментатор. Ой, они всё еще спят. Вставайте, куклы! Доброе утро! Поднимает кукол, сажает их на стулья. Экспериментатор. Какие вы у нас некрасивые, лохматые! Надо вас причесать. Вера. Надо чесать. Действие «причесываний» в первой серии Вера научилась выполнять с расческой из набора «Маленький парикмахер:». Экспериментатор. А где расческа? Нет, убрали все расчески. Вера ходит по комнате, ищет расческу. Вера. Нет расчески. Повторяет слова экспериментатора, разводя при этом, как экспериментатор, руками. Экспериментатор берет кирпичей из строительного набора, подходит к куклам. Экспериментатор. Вот расческа. Причешу вас, будете красивые. Делает движения причесывания. Вера улыбается. Экспериментатор. Вера, теперь ты причеши! Вера подходит к кукле с лепным париком. Повторяет движение «по воздуху», не дотрагиваясь кубиком до головы куклы. Сделав 4 движения, подходит к кукле с волосяным париком. Стоит около нее в нерешительности, пытаясь повторить причесывание кубиком. Потом откладывает его в сторону и причесывает куклу растопыренными пальцами своей руки. 66-67 Миша Ф. (1; 11). Экспериментатор. Миша, иди сюда, я тебе дам тарелку, в тарелке каша, а есть она не умеет: еще совсем маленькая. Миша. Ложку надо, дай ложку. Экспериментатор. А ложки нет. Где она? А... тетя Надя взяла мыть, они грязные. Миша отходит от стола. Экспериментатор. Миша, иди. сюда, я тебе дам карандаш, и мы будем им кормить. Миша возращается к экспериментатору, смотрит на карандаш. Экспериментатор. Вот это будет ложка. Бери. Миша берет карандаш, рассматривает его, затем возвращает экспериментатору. Миша. Пиши. Экспериментатор. Нет, я буду куклу кормить. Делает карандашом движение кормления. На третьем движении -Миша протестует, отводит руку экспериментатора в сторону от тарелки.. М и ш а. Нельзя. Писать надо письмо. Берет со стола куклу, уносит ее в кукольный уголок. Возвращается к экспериментатору. Миша. Пиши дедушке письмо. Результаты второй серии экспериментов показали, что значительный процент детей в возрасте конца второго года жизни в состоянии при соответствующих педагогических условиях выполнить игровые действия с предметами-заместителями, не имеющими жесткого функционального назначения. Любопытно сравнить данные нашего исследования с теми, которые были получены Я. 3. Неверович [1948]. Я. 3. Неверович предлагала детям в форме инструкции воспроизвести знакомые им действия с помощью палочки. В этих условиях дети второго года жизни отказывались действовать. Очевидно, введение игровой ситуации, целостного смыслового контекста (сюжета) в наших опытах имело решающее значение: оно способствовало переносу действий с одних предметов на другие. Вместе с тем вторая серия экспериментов показала, что дети испытывают серьезные трудности на первых порах при переносе действия на предмет, за которым уже закреплена определенная функция. Любопытным представляется выступивший в опытах факт, когда дети отказывались употреблять в качестве заместителя такой предмет, как карандаш. По-видимому, слово «карандаш» для детей уже получило какое-то особое значение, закрепившись в связи с совсем другим действием. В целом для детей 1,5—2 лет характерна инерция, привязанность действий к тем предметам-заместителям, которые взрослый ввел в игру при первом показе. Для преодоления этой инерции необходимо разнообразить игру: 1) с разными предметами выполнять одни и те же действия, 2) для выполнения разных действий использовать одни и те же предметы. Учитывая результаты экспериментального исследования, можно наметить определенную последовательность употребления педагогических средств с целью формирования сюжетно-ролевой игры в соответствии с уровнем развития детей. Самой элементарной ступенью развития игры следует считать ту, когда игровое действие само еще находится в процессе становления. На этой ступени для овладения внутренним механизмом осуществляемого движения необходимы совместные Действия взрослого с ребенком, когда взрослый, например, управляет рукой последнего. Для осознания детьми условности игровых действий необходимо вводить в совместную игру взрослого с ребенком сначала сюжетные игрушки, максимально репрезентирующие реальные предметы, а в дальнейшем — 8 дополнение к ним — предметы-заместители. 68 - 69 Date: 2016-05-15; view: 404; Нарушение авторских прав |