Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 23. Музеи СССР и сохранение культурного наследия в 1920–1930-е гг
В новом государстве потребовалось определение места музеев в системе общества. В первые годы после Октября была поставлена задача сохранения культурного богатства и огосударствления музеев для дальнейшего их использования в общегосударственных интересах. В октябре 1917 г. Петроградский военно-революционный комитет назначил комиссарами по защите музеев и художественных коллекций Б. Д. Мандельбаума и Г. С. Ятманова. В мае 1918 г. в составе Наркомпроса был образован отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины. При отделах народного образования в губерниях формировались подобные отделы, которым подчинялись местные музеи, тем самым включая их в идеологическую систему государства. В 1918–1923 гг. принимаются декреты и постановления, определяющие место музеев в государственной системе: – «О запрете вывоза за границу художественных и исторических ценностей»; – «О регистрации, приеме на учет, хранении памятников искусства и старины, находившиеся у частных лиц, в обществах и учреждениях»; – «Об учете и регистрации предметов искусства и старины»; – «О концентрации музейного имущества Республики». Началась глобальная национализация музеев, предметов, памятников культуры и старины. В 1918 г. был образован Государственный музейный фонд – структурное подразделение органов управления музейным делом, осуществлявшее хранение, инвентаризацию, перераспределение предметов музейного значения между музеями страны и антикварной торговлей. Музеям предоставлялось право продажи тех памятников истории и культуры, которые были дубликатными, либо не вписывались в музейные фонды по идеологическим причинам. Госмузфонд просуществовал до 1927 г., когда было принято решение о реализации накопленных им богатств через систему антиквариата Наркомвнешторга для обеспечения социалистического строительства в стране средствами. Задачи развития музеев определила в феврале 1919 г. Первая всероссийская конференция по делам музеев. С докладом выступал А. В. Луначарский (нарком просвещения): «Считать музей неприкосновенной сокровищницей – значит уделять слишком мало внимания живой жизни, но если мы станем подходить к нему без чувства поклонения, то мы посечем корни человеческой культуры, ибо музей – грандиозная памятная книга человечества». [46, 278] В 1920-е гг. музеи имели право самостоятельного развития, находясь в общем краеведческом и научном русле развития. В 1920-е гг. страна переживала музейный бум. В 1918–1921 гг. создано более 450 различных музеев: национализированы усадьбы, церкви, монастыри, велось их преобразование в общедоступные музеи; в 1917 г. музеем становится Зимний дворец в Петрограде; следом за ним историко-бытовыми музеями стали Царское Село, Петергоф, Гатчина, Кусково, Останкино, Архангельское и др.; национализировались и становились историко-мемориальными музеями Ясная Поляна, Михайловское, Спасское-Лутовино. Но часть усадеб перешла в руки финансистов – если в 1925 г. мемориальных музеев и музеев-усадеб насчитывалось 43, то в 1934 г. их осталось только 15. Одновременно с национализацией церковного имущества осуществлялась и музеефикация наиболее интересных историко-культурных памятников: резиденция патриарха Никона Новый Иерусалим (Истра под Москвой); Троице-Сергиева лавра и Новодевичий монастырь (Москва), Ферапонтов (фрески Дионисия) и Кирилло-Белозерский монастыри близ Вологды. В 1923 г. музеем становится Покровский собор (храм Василия Блаженного), церковь Троицы в Никитниках (Москва). В 1920-е гг. началось бездумное уничтожение и распродажа церковных реликвий, в том числе и памятников истории и культуры. В 1924 г. произошла музеефикация загородной резиденции российских государей – Коломенское (церковь Вознесения 1532 г., церковные и гражданские постройки, природный ландшафт). По инициативе П. Д. Барановского в Коломенском в 1920-х гг. был организован первый в стране музей под открытым небом, куда свозились памятники деревянной архитектуры (домик Петра I из-под Архангельска, проездная башня Николо-Корельского монастыря). В 1920-е гг. начинается формирование государственной музейной сети: центральные, областные, местные музеи разных профилей. Музеи создавались на базе частных и государственных коллекций коллекционерами-собирателями, учеными, научными учреждениями, общественными организациями. К 1921 г. в стране, не считая Москвы и Петрограда, насчитывалось более 300 музеев. Появляются музеи, вошедшие сегодня в золотой фонд России: Суздаль, Калуга, Смоленск, Ярославль, Мстера. Формируются национальные и местные музеи в Саранске, Ижевске, Нальчинке, Чебоксарах, Перми, Челябинске (результат деятельности Приуральского общества любителей естествознания), Шадринске (музей и архив на основе коллекции В. П. Бирюкова), и др. Формируются художественные собрания, коллекции складывались из собраний национализированных усадеб и из предметов Госмузфонда. Появляются новые мемориальные музеи: И. С. Тургенева в Орле, Л. Н. Толстого в Хамовниках, А. Н. Скрябина, А. С. Пушкина на Мойке в Петрограде, Ф. М. Достоевского в Москве. Расширение мемориальных музеев связано с идеологическими и образовательными функциями, которые декларировались в программах музеев: Н. Г. Чернышевского, П. А. Кропоткина, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина в Симбирске (1923). В 1936 г. принял первых посетителей Центральный музей В. И. Ленина в здании Московской городской думы. Политизация музеев отразилась больше всего на создании музейных экспозиций и выставок. В 1917–1919 гг. в Москве и Петрограде появляются Музеи революции, открываются историко-мемориальные музеи «Красная Пресня», «Подпольная типография ЦК РСДРП 1905-1906 гг.». Появляются пролетарские музеи и музеи общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев «Каторга и ссылка». В их основе – частные историко-художественных собрания. Такие музеи выполняли просветительские функции, но существовали недолго – 1918–1924 гг. (музеи «Каторга и ссылка» – до середины 1930-х гг.). В 1920-е гг. продолжает формироваться сеть профильных музеев: историко-бытовых, историко-промышленных (Музей волгаря в Саратове), музеи мореплавания и портов, естественно-научные музеи. С 1928 г. музеям приписывается роль идеологического орудия партии. В 1930 г. принимается постановление Главполитпросвета РСФСР «О музеях и политпросветработе». Под политико-просветительную работу перестраивается фондовая, экспозиционно-выставочная, массовая работа музеев. В 1929 г. принят циркуляр Президиума ВЦИК «О выявлении и охране памятников революционных движений», который определил главной задачей отражение только историко-революционных движений. Эти задачи были поставлены в 1930 г. на Первом всероссийском музейном съезде. Суть решений съезда определена в докладе И. К. Луппола (зав. сектором Наркомпроса) «Диалектический материализм и музейное строительство». Для этой работы нужны были новые кадры, новое комплектование и состав фондов, перестройка экспозиционной работы. В результате увеличилось количество сотрудников музеев рабоче-крестьянского происхождения, сократилось количество музейных сотрудников с высшим образованием, иногда в музеях научными сотрудниками работали лица, имеющие 1-2 класса образования (почти 10 % от общего числа). Среди положительных решений съезда можно определить следующие: об издании музееведческих трудов, необходимость начать теоретические разработки в области музееведения, вести подготовку музейных кадров. Но одновременно с 1928 г. происходила распродажа музейных ценностей, в том числе и эрмитажных коллекций. Появляются музеи, посвященные партийным и советским деятелям, широкая сеть литературно-мемориальных музеев, атеистических (Исаакиевский и Казанский соборы, 1931–1937 гг.), профильных, военно-исторических и др.
Date: 2016-05-15; view: 699; Нарушение авторских прав |