Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 3. Российские музеи
Лекция 19. Источники и литература по истории российских музеев История музееведения – один из структурных элементов музееведения, раскрывающий историю появления музеев, особенности музейного дела в различные исторические периоды, музейную политику, формирование музейной сети, а также проблемы их освещения в научной литературе и историю самой науки. · Отправной точкой изучения истории музеев в России считают сочинение И. Бакмейстера «Опыт о библиотеке и кабинете редкостей и истории натуральной Санкт-Петербургской Императорской Академии наук» (1779). История русского коллекционирования и история музеев представлена работами И. Е. Забелина (о коллекциях Я. Брюса), А. И. Кытманова (о Енисейском музее), В. В. Стасова (о Румянцевском музее), Н. Поликарпова (о Воронежском музее), монографией Ф. Я. Кона по истории Минусинского музея, очерком С. Ф. Огородникова о Морском музее, книгой А. М. Ильина о музее Ростова-на-Дону и др. (1859–1916). Много очерков по истории отдельных музеев появилось в советское время (введения к альбомам и атласам музейных коллекций, путеводители по музейным экспозициям и музейным коллекциям); очерки в «Трудах» и «Ученых записках» музеев. Информация появлялась и в музееведческой периодике – журналах «Краеведение», «Советское краеведение», «Советский музей»; в отдельных изданиях (Казанский губернский музей, Третьяковская галерея, Эрмитаж, Керченский музей и др.), опубликованы десятки очерков по отдельным музеям. Но работы не отражали всего потенциала музейной сети, всего массива источников по истории музеев. Только в конце 1950-х гг. ставится проблема изучения истории музеев и охраны памятников в нашей стране в рамках систематических курсов: история музейного дела и охраны памятников, история отдельных музейных собраний. В результате сформировалось несколько направлений изучения истории музейного дела (В. К. Горданов, О. В. Ионова, Д. А. Равикович, А. Б. Закс и др.): – история дореволюционного музейного дела; – история коллекционирования, история исторических, военно-исторических музеев; – история художественных музеев; – история выставок и промышленных музеев; – история краеведческих музеев; – история музейного дела советской эпохи. Первым теоретическим исследование по источниковедческой базе по истории музейного дела считается работа А. Б. Закса («Источники по истории музейного дела в СССР»), в которой подчеркнута значимость изучения истории музейного дела: этот органичный элемент отечественной истории имеет непосредственное отношение при решении практических вопросов музееведения (теория, организация, строительство музеев). А. Б. Закс предлагает следующую классификацию источников по истории музейного дела: документальные (письменные и фотодокументы), литературные. К документальным источникам относятся: указы, повеления государей, директивные документы правительства, организационные материалы руководящих музеями организаций, организационные документы музеев различных профилей, протоколы межмузейных совещаний, съездов: Законы, законодательные акты, указы, постановления, решения партийных съездов, конференций, архивные материалы 1. Первым известным документом по истории музейного дела считается Указ Петра I от 13 февраля 1918 г. о поиске древностей и предоставлении информации и самих редкостей в Сенат или Синод (для кунсткамеры) считается первым документом по истории музейного дела. В 1720 – 1724 гг. было издано несколько указов с реестрами, рассчитанных на пополнение собрания Кунсткамеры. Достаточно известным документом является Указ Александра I о превращении Оружейной палаты Московского Кремля публичным музеем; 2. Декреты и постановления советского правительства 1918 г.: о национализации музеев и музейных собраний (Третьяковская галерея, Художественная галерея Щукина, частные собрания), охране памятников науки и культуры, запрету вывоза предметов художественного и исторического значения за границу. В 1918–1920 гг. декреты ЦИК и Совнаркома РСФСС о возвращении национальных реликвий украинскому, польскому, литовскому народам, хранившихся в частных собраниях; 3. Постановления ВЦИК и СНК РСФСР об утверждении музейной сети РСФСР 1920-х гг. (1928 г. – Постановление о музейном строительстве – раскрыты задачи музеев, значимость культурно-просветительной работы; 1934 г. – Постановление ВЦИК о состоянии и задачах музейного строительства –утверждение высших музейных курсов и аспирантуры, создание головных музеев, научно-методического совета при Музейном отделе Наркомпроса; первая половина 1930 -х г. – постановления об учете и охране памятников, организации краеведческой работы, об антирелигиозной пропаганде; 1941 г. – Постановление о едином государственном учете музейных фондов в системе Наркомпроса РСФСР; 1948 г. – Положение об охране памятников культуры (1948) и др. На рубеже XX–XXI вв. вопросы о статусе музеев отражаются в «Основах законодательства о культуре», «Гражданском кодексе» (1996). Важной вехой в разработке нормативно-правовой базы по сохранности культурного наследия явилось принятие Федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях российской Федерации» (1996), Федеральной целевой программы на 2006–2010 гг. «Культура России»; 4. Декреты по охране памятников, регистрации и учету музейных фондов, юридических прав музеев. Первым основным документом считается специальное постановление ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 230 августа 1928 г. об идеологическом содержании музейной работы; 5. Решения и приказы Наркомпроса, музейного отдела Главнауки об организации массовой работы при одновременном снижении внимания к научно-исследовательской и фондовой работе (1929-1930-е гг.); 6. Материалы музейных совещаний, конференций, съездов. Первая всероссийская конференция по делам музеев состоялась в 1919 г. в Эрмитаже (по словам А. В. Луначарского, это «первый форум музейных работников»). Съезд музейных работников организован в 1921 г. на Урале обществом любителей естествознания. Здесь присутствовали представители музеев Уфы, Шадринска, Красноуфимска, Екатеринбурга. В результате при Уральском государственном университете (г. Екатеринбург) были открыты курсы музееведения и кафедра музейного дела, прозвучало даже предложение о создании Музея музейного дела. В 1928–1929 гг. проведено несколько совещаний, конференций на различных территориях РСФСР, в Москве, Ленинграде. В 1930 г. собрался Первый Всероссийский музейный съезд. Вопросы музейного строительства поднимались и на Всероссийских краеведческих конференциях, организуемых Центральным бюро краеведения при Академии наук (первая состоялась в декабре 1921 г.); 7. Архивные материалы по деятельности обществ, кружков, музейных учреждений. К первому известному обществу, решающему проблемы музейного дела, можно отнести Румянцевский кружок. Его силами были разработаны проекты общенационального музея (1810–1820-е гг.). Материалы по организации музеев можно найти в документах губернских статистических кабинетов, которые являлись первыми научными обществами в регионах и формировали и содержали местные архивы и музеи (XIX–начало XX в.). Поскольку музеями занимались разные ведомства, материалы по истории музеев и музейному строительству находятся не только в разных государственных архивах, но и в фондах различных фондообразователей в пределах одного архива. Документы Музейного отдела хранятся: Государственном архиве Российской Федерации, областных и региональных архивах, в ГИМе и других музейных архивах. В архивных фондах хранятся: отчеты и планы музеев, отчеты о посещаемости музеев, экспозиционной и научной работе, переписка руководства музеев, типовые положения и документы о реорганизации музеев, материалы комиссий, разрабатывающих вопросы музейного дела (задачи и методы работы, типология музеев и музейной сети, управление музеями, работа музейных архивов и библиотек); печатные труды и рукописи сотрудников музеев, тематико-экспозиционные планы, эскизы оформления, описи экспозиций, фотодокументы по вопросам экспозиционной, массовой работе музеев, фото сотрудников музеев, книги поступлений, полевые описи и отчеты экспедиций и др.; личные архивы руководителей и сотрудников музеев. К литературным источникам относится музееведческая литература, труды музеев, музееведческие журналы: · музееведческие труды по общим и отдельным вопросам музееведения (Ф. И. Шмит, Г. Л. Малицкий, М. Цвибака, Н. М. Дружинин, И. Грабарь, Н. А. Гейнике, Ф. Я. Кон и др.); · издания справочного характера – путеводители, каталоги, труды по профильности музеев; · специальные музееведческие журналы: «Краеведение»; «Советское краеведение», «Советский музей», «Казанский музейный вестник», «Музей» (Петроград), «Среди коллекционеров», «Экскурсионное дело», «Известия Центрального бюро краеведения», «Курьер ЮНЕСКО», «Museum». Первое профессиональное периодическое издание по вопросам музейного дела выходит в 1877 г. («Журнал по музеологии и антиквароведению», ред. Дж. Грессе). В начале XX в. новые журналы появляются в Великобритании, Германии. В 1927–1946 гг. Международная музейная служба издает журнал «Mouseion», с 1980 г. – «Museological Working Paper». В 1930-е гг. начинается выпуск журнала «Советский музей». На рубеже веков в Российской Федерации функционируют такие журналы, как «Мир музея», «Музей» и различные периодические издания в регионах (журналы, вестники, газеты); · научные труды музеев: «Труды Государственного Исторического музея»; «Записки Историко-бытового отдела Русского музея»; сборники Музея Революции СССР, издания краеведческих музеев. Первые научные труды по вопросам музейного дела публиковались в России Московским институтом историко-художественных изысканий и музееведения (1919), Высшим экскурсионным институтом (1921–1924), Комиссией по музееведению при Академии истории материальной культуры (1920-е), Отделом теоретического музееведения при ГИМе (1918–1933), ЦНИИ методов краеведческой и музейной работы (с 1935)/ НИИ музееведения (с 1955); · биографии, документы видных деятелей музейного дела: Петра I, Екатерины II, Н. П. Румянцева, А. С. Уварова, И. Е Забелина, В. О. Ключевского, Ф. И. Шмита, Н. И. Бартрама, И. Грабаря и многих др. В музееведческой литературе отражены различные стороны музейной деятельности. Становление основной проблематики музееведческих исследований проходит в 1920–1980-е гг. В целом исследования можно разделить на несколько групп (организация музейного дела, музейная экспозиция, сохранность музейных памятников, музейное источниковедение). Тематика постоянно расширяется, многие проблемы – еще в стадии разработки. В современной музееведческой литературе историография вопросов музееведения/музеологии распределена в целом по четырем направлениям, хотя требует серьезной хронологической и тематической доработки. Музееведческая терминология. Появление проблемы научного языка музеологии связано с утверждением музееведения/музеологии как учебной дисциплины в 1970–1980-х гг. Эта проблема была озвучена ИКОМ в 1970-е гг. В 1974 г. в СССР выходит первый терминологический словарь, который был дополнен в 1983 и 1986 гг. В 1981 г. увидел свет «Dictionarium museologicum» (1600 терминов на 20 языках). Важной вехой в терминологическом становлении сыграли учебные пособия: под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста «Музееведение. Музеи исторического профиля» (1988); под ред. М. Е. Каулен, И. М. Косовой, А. А. Сундиевой «Музейное дело России» (2003–2006); под ред. Э. А. Шулепова «Основы музееведения» (2005). В 1993 г. ИКОМ начинает разрабатывать сборник «Базовые понятия музеологии». В первом десятилетии XXI в. в России подготовлен к изданию «Словарь актуальных музейных терминов» (сост. М. Е. Каулен, А. А. Сундиева, Л. И. Скрипкина и др.). Теория музейного дела, общие вопросы организации музеев, научно-фондовая работа. Одним из первых методических трудов в области музейного дела в начале 1920-х гг. стала книга Н. И. Романова «Как устраивать местные музеи» (М., 1919), где предлагаются соображения о музейном здании, планировке, архитектуре музейных залов. В 1919 и 1929 гг. Ф. И. Шмит издает работы теоретико-практического характера, где раскрывает историю зарубежных и отечественных музеев, приводит классификацию музеев по типам (научные, учебные, публичные), сравнивая музей с книгой. В 1923 г. выходит «Музейная техника краеведения» (Вологда) В. В. Богданова, в которой поставлена проблема взаимоотношений краеведческого движения и отражения краеведческих исследований в экспозициях музеев. Проблемы музейного строительства, опыт музейного строительства отражается в журнальных статьях. Одной из первых стала работа Н. Г. Машковцева «Принципы музейного строительства» (Художественная жизнь, 1920). Ряд музееведческих проблем затрагивается в первом советском журнале «Казанский музейный вестник» (издается с 1920). Материалы по теории и истории музейного дела собирал кабинет теоретического музееведения (рук. Г. А. Малицкий). В середине 1920-х гг. Г. С. Ятманов сформулировал основные проблемы музейного строительства – музейный предмет и научная работа с музейным предметом (ленинградский сборник «Музей»). В 1925–1927 гг. этнографический отдел Государственного русского музея выпустил серию методических работ под названием «Музейное дело» (обобщение работы музея с 1895 г., вопросы учета, хранения, реставрации и экспозиции, анализ зарубежного опыта). В 1920–1930-е гг. А. У. Зеленко, Я. П. Мексин, Н. Д. Бартрам рассматривали концепции детских музеев (статьи в прессе, отдельные монографические работы). Методический сборник «Музей Революции СССР» в 1927–1935 гг. раскрывал вопросы экскурсионной и экспозиционной работы. В 1930-е гг. А. А. Мансуров рассматривал такие темы, как организация научно-исследовательской работы, архитектура музейных зданий, организация хранения предметов в музеях. Н. Н. Ивашев, Е. И. Дракохруст изучали музейного зрителя, активизацию посетителей. В военные и послевоенные годы методическую литературы по музееведению стали издавать главным образом ведущие музеи страны и НИИ музееведения. В первую очередь – это вопросы реставрации, консервации и хранения музейных фондов, научного описания музейных предметов (Ю. А. Алмазов, М. В. Фармаковский, А. М. Разгон). В 1955 г. появляется первый труд, касающийся всех сторон деятельности музеев «Основы советского музееведения», поддержанный сегодня работами Т. Ю. Юреневой, С. И. Сотниковой, М. Е. Каулен, А. А. Сундиевой и др. Литература по методике построения экспозиции. Большая часть изданий XIX–XX вв. давно стали библиографической редкостью. Дореволюционная литература о методике экспозиции весьма немногочисленна. Однако среди изданий, посвященных музеям, имеются составленные видными учеными передовые программы построения музеев (А. П. Богданов – для Политехнического музея в Москве; В. В. Докучаев – для Почвенного музея в Петербурге). В них заложены основы построения научно-просветительных музеев, предназначенных для широких масс. Советское музееведение стало поднимать вопросы построения экспозиции и экспозиционной техники. Первые методические работы по музейному делу стремились помочь работникам музеев собрать, систематизировать культурные ценности и сделать их доступными через экспозиционный показ. В работе Н. И. Романова «Как устраивать местные музеи» (М., 1919) предлагаются три системы размещения музейных собраний (систематическая, биологическая, художественная); отбор предметов для экспозиционного показа. В начале 1920-х гг. А. Я. Тугаринов (Казанский музейный вестник) рассматривает вопросы организации экспозиции в краеведческих музеях (структура экспозиции по отдельным отраслям наук с использованием краеведческих материалов), обращает внимание на дизайн/облик музейных залов. В отдельных выпусках «Музейного дела» (1925–1927 гг.) освещались вопросы классификации, методики и техники экспозиции этнографических материалов. В 1920-е гг. активно публиковались статьи, анализирующие опыт построения музейных экспозиций историко-бытового характера, вариативных выставок на основе нескольких приемов: декоративность, системность и комплексность, социалистическая система (симбиоз формы быта и классовых отношений) (М. В. Фармаковский, М. Д. Приселков). В 1930-х гг. Н. М. Дружинин, К. А. Соловьев в серии статей рассматривали вопросы научной подготовки экспозиции (предварительная научно-исследовательская работа, программа экспозиции, тематический план «овеществленную научную концепцию»); показа реликвий, моделей, документов, фотографий; монтажа экспонатов. В этот период появляется точка зрения (Л. Резцов) об иллюстративном характере экспозиции (результатом стало засилье текстов в экспозициях). Эта позиция была подтверждена Первым съездом музейных работников. В 1930-е гг. выходит большое количество работ по вопросам: художественное оформление экспозиций, методика экспонирования музейных предметов различных типов, экспозиционная техника и технология, описание методики построения конкретных экспозиций. Большую роль для экспозиционно-выставочной работы сыграли материалы об опыте построений ВСВ (с 1939 г.)/ВДНХ, советский павильон в Париже (1937), Нью-Йорке (1939). Уже в 1944 г. были созданы новые музеи, посвященные событиям Великой Отечественной войны, а в 1950–1960 гг. появились первые пособия о методике построения экспозиций, посвященные этой странице истории. В 1951 г. вышел труд А. И. Михайловской «Организация и техника музейной экспозиции», который отразил общую методику, систематизировал опыт, выявил основные направления построения экспозиции, показал единство содержания и формы, обосновал методы и приемы экспозиционной деятельности. В 1960-е гг. появляются работы по методике построения музейных экспозиций разных профилей и разного предметного материала (литературные музеи, музеи природы, комплексные краеведческие музеи, музеи по истории послевоенных лет). Одна из интереснейших работ этого периода связана с исследованиями А. З. Крейна. Сегодня ведущими трудами по научному проектированию экспозиций считаются исследования Т. П. Полякова, М. Б. Гнедовского, В. И. Ревякина и многих других. Литература по вопросам организации музейного дела, управления и комплектования. Развитие музейного дела привело к актуализации различных вопросов музейной деятельности: организации и хранению музейных коллекций. На заре советского музееведения эти вопросы разрабатывались реставраторами института материальной культуры, но наиболее значимым с точки зрения организации хранения музейных фондов являются работы Алмазова, в 1970–1980-е гг. эти вопросы решались в трудах Е. К. Кроллау. В 1980–1990-е гг. появляются новые направления музееведческих исследований по музейной педагогике (Б. А. Столяров), по вопросам автоматизации музейного дела Л. Я. Ноль). Список проблем и авторов постоянно расширяется.
Date: 2016-05-15; view: 708; Нарушение авторских прав |