Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 18. Новые тенденции в музейном мире конца XX – начала XXI вв





Последние десятилетия XX в. стали временем активного участия музеев в современной жизни общества, проводя конференции, концерты, вечера, международные выставки, превращаясь в центры общественной жизни. Такое понимание задач музея соотносится с пониманием роли музея в различных зарубежных странах. Современные задачи музеев связывают с постановкой актуальных проблем, в частности с воспитанием и обучением. Так, американские музеи основные задачи видят в сохранении культурного и научного наследия, интерпретации прошлого и настоящего, проведении учебно-воспитательной и просветительной работы среди населения, отражения социальных изменений, организации досуга.

С 1980-х гг. происходит осмысление роли музея как центра культуры, обладающего образовательными возможностями в широком смысле этого слова. Эта точка зрения тесно связана с такими понятиями, как национальное наследие, культурный статус, общинная музеология и др. В 1990-х гг. понимание музея соединено с развитием теоретического музееведением и новой музеологии, которое позволяет на современном уровне осмыслить социокультурное назначение музея. В рамках такого подхода музей рассматривается как специфическое средство извлечения информации, содержащейся в овеществленных формах прошлой и современной культуры и средство рефлексии, формирования самосознания общества. С конца 1990-х гг. XX в. обсуждается идея живого музея как синтеза духовного и плотского, храма и форума. Музей воспринимается как творческая лаборатория, сокровищница, машина времени, собор лиц, способ диалога культур и времен, театр культуры, кладовая ценностей и др. Эти характеристики в определенной степени раскрывают возможности решения задач, которые ставит перед музеем общество.

Вторая половина XX в. предложила и новые формы музейных объединений, музейной коммуникации, музейного документирования, среди которых сегодня уже выделяют:

· музеи общин – этот музей близок к полезному музею Дж. К. Дана (США). Смитовский институт в негритянском квартале со 100-тысячным населением осуществил проект Общинного музея в Анакостии (территория негритянского гетто);

· экомузеи (Франция) – это разработка общинной музеологии, но в иных социокультурных условиях: это музей промышленных и сельскохозяйственных общин (Центральная Франция);

· городские экомузеи (Португалия, Бразилия) – в качестве исторического ресурса используются системы памятников, воссоздающих историю страны в широком хронологическом диапазоне;

· экомузеи культуры коренного населения (Скандинавские страны, Россия) – система национальных парков, музеев, промысловых центров;

· экомузеи постколониального мира (Африканский континент), разрабатывающие идеи этнической деликатности и культурной самоидентификации;

· уникальные исторические территории (Россия), получившие начало своего развития в 1989 г. через Советский фонд культуры – сохранение памятников истории, культуры, природы с сохранением традиций коренного населения (монастырские комплексы, малые исторические города, усадебные комплексы, исторические районы проживания малочисленных народов, исторические центры крупных городов, мертвые города).

Сегодня существуют параллельно музееведение и музеология, последняя, можно сказать, и меняет представление о наследии, музейном предмете, музейном фонде, и о музее в целом. Музеология исходит из того, что музейная модель как невербальный образ действительности (историческая анимация) обладает большими гносеологическими возможностями. Фактически сложился самостоятельный научный метод познания – музеология, где музей становится способом моделирования реалий действительности через обобщение, документирование, презентацию феноменов истории, культуры, современной жизни.

Компьютеризация музеев открывает перед музеями новые возможности как в вопросах документирование и тезаврирования, так и решения проблем музейной коммуникации. Компьютеризация в музее используется:

– для проектирования экспозиции музея;

– для создания эмпирической части научного исследования;

– для каталогизации и систематизации.

Впервые компьютер был применен для автоматизированной каталогизации музейных коллекций в 1963 г. в США специалистами Национального музея национальной истории (SELGAM). Для использования современных методов информатизации в музеях с 1960-х создаются:

– внутри музейные базы данных – этотпроцесс продолжается и наращивается и сегодня;

– автоматизированные системы учета музейных коллекций (в 1990-х гг. – текстовые базы данных, сегодня уже и оцифрованные изображения);

– системы, ориентированные на научные исследования (VASARI, NARCISSE, BRANCUSI).

Кроме того используются следующие технологии:

– мультимедиа – в маркетинге и музейной коммуникации;

– сеть Интернет.

Средства мультимедиа позволяют:

– создать нетривиальный изобразительный ряд;

– сформировать домашние коллекции живописи;

– организовать консультационные центры для посетителей по вопросам атрибуции исторических и художественных реликвий;

– расширить возможности оперативной коммуникации (почта, музейные сайты, решение координационных вопросов, организации сотрудничества).

Для обслуживания посетителей и для практической деятельности сотрудников активно используется система виртуальной реальности в музеях, она может выступать в качестве:

– самостоятельных демонстрационных средств в экспозициях;

– дополнения к существующим в музее экспонатам;

– помощи при создании экспозиций.

Для этого созданы компьютерные программы информационного, музейно-образовательного, научно-исследовательского плана: web-клубы, интернет-кафе, web-лаборатории. Посетители современных музеев могут самостоятельно приводить в действие глоссарии, выбирать информационные аудиовизуальные программы, логические и дидактические игры, приводить в движение машины, макеты и др., получать доступ к научной и технической информации через медиатеки. Так, в Центре Ла Виллет с помощью новейшей проекционной и звуковой системы в 1000 кв. метров демонстрируются аудиовизуальные программы.

Сетевая революция позволила сформировать глобальную музейную сеть через создание web-сайтов отдельных музеев. Медиа возможности электронных носителей тем не менее не могут заменить собственно музейный предмет, поэтому одно из направлений современного музееведения – организация региональных и международных выставок, которые становятся презентациями культурных материальных и духовных ценностей народов мира: праздники традиционной культуры, сопровождающиеся выставками музейных раритетов. Достаточно популярными в мире становятся выставки примитивного искусства африканских, южно-американских и азиатских народов, которые стирают границы восприятия культур различных народов.


Date: 2016-05-15; view: 678; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию