Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 20. Формирование собраний памятников искусства и старины в XIII – XVIII ВВ. В России
Все музеи формируются на основе коллекций, собраний памятников, раритетов. В России появление коллекционирования относится ко времени Киевской Руси, коллекционирование имело утилитарное значение, т. е. способствовало сохранению общественно-значимых раритетов. Первые такие собрания находились в церковных резиденциях, в них входили предметы церковного богослужения и наиболее почитаемые памятники светского характера. В киевском соборе Святой Софии в XI – XII вв. хранились одежды первых русских князей. В Троицком Соборе Пскова – мечи князей Довмонта и Всеволода Мстиславича. В ризнице Псково-Печерского монастыря –мемориальные вещи Ивана Грозного и Бориса Годунова. В церковных ризницах сохранялись документальные памятники, книги, памятники живописи, прикладного искусства. На основе их впоследствии возникли церковные и светские музеи. В период монголо-татарского владычества в монастырских стенах концентрировались образцы русской культуры. Это было практически единственное место сохранения русских древностей, в большей степени все же церковных (книги, предметы декоративно-прикладного искусства, документы, летописи, иконы). Заботу о церковных памятниках древнерусской традиции в XVII – XIX вв. продолжили старообрядцы. Скрывая ценности от уничтожения новой церковной властью, они сохранили уникальные памятники древнерусского искусства (книги, иконы), вошедшие в состав частных коллекции уже XIX в. К XIII в. относится создание государственной сокровищницы в Московском Кремле. Здесь хранились символы власти, ценности и святыни Русской земли, предметы декоративно-прикладного искусства русских ремесленников, посольские дары. Первоначально сокровищница помещалась в нижних этажах теремных покоев и подклете Благовещенского собора. В 1485 г. между Благовещенским и Архангельскими соборами Кремля было возведено специальное здание для хранения сокровищ – Казенный двор. Государственные сокровища хранились также в Постельной Казне и в Конюшенной казне. Родовая сокровищница приобрела характер государственной казны. Организовывалось даже посещение казны по приглашению государя. Сокровища не только собирались, но и жаловались, поэтому коллекция постоянно менялась. Оставались в неприкосновенности только раритеты, связанные со знаками царской власти. Поступающие предметы описывались дьяками, получали ярлык, в котором указывались вес, цена, имя дарителя, время поступления. В XVII в. было выделено специальное помещение Казенной палаты для показа особо ценных государственных сокровищ послам и именитым иностранцам. В 1718 г. Петр I продолжал устраивать показ сокровищ Оружейной палаты, но для избранного круга лиц. Только спустя 100 лет (в 1806 г.) Оружейная палата стала публичным музеем. Активизация коллекционирования в конце XVII – XVIII вв. связана с деятельностью Петра I и его ближайшего окружения. В этот период происходит накопление научного потенциала и изменение общественной роли нового государства, в котором немалая роль отводилась музеям на основе частных и государственных коллекций. После поездки в Европу Петр I создает свой Государев кабинет, постоянно пополнявшийся европейскими и российскими древностями (через закупки). Естественно-научные коллекции и часть библиотеки размещались в здании Московской главной аптеки (на месте современного здания ГИМа). Коллекция оружия, посольские дары, чертежи, инструменты хранились в Кремле. В 1703 г. при Московском госпитале был открыт Анатомический театр. Из петровского частного собрания чертежей и моделей судов появилась в 1709 г. Модель-камера (основа современного Центрального военно-морского музея). После перенесения царского двора в Санкт-Петербург часть коллекций Петра переезжает в северную столицу. В 1717 г. в петергофском дворце Монплезир открылась первая в России дворцовая картинная галерея (около ста полотен Рубенса, Рембранта, Стена, Брейгеля и др.). В 1714 г. Петром открыт первый российский публичный музей – Кунсткамера. В кругу сподвижников Петра одним из самых ярких коллекционеров был Я. В. Брюс, в кабинете которого сложилась целая энциклопедическая библиотека русских и иностранных изданий, рукописи, карты, планы, монеты, минералы, предметы этнографии. В усадьбе Глинки в Богородском уезде Московской губернии по выходе в отставку Я. Брюс организовал «подмосковную кунсткамеру», которая после его смерти была передана в Петербург. Другим известным коллекционером был Д. М. Голицын. В имении Архангельское под Москвой он основал первую в России оранжерею, собрал коллекцию книг, редкостей, картин, естественно-научных материалов. Часть книжных редкостей этой коллекции хранится в центральных библиотеках. Граф Б. П. Шереметев собирал картины, гравюры, мебель, европейский и китайский фарфор, предметы прикладного искусства в подмосковном имении Кусково. Менее значительными были коллекции А. Д. Меньшикова (картинная галерея), Демидовых, Строгановых. Коллекционная деятельность Петра и его сподвижников создала условия для появления первых российских музеев и сформировала направления музейной деятельности: · коллекционирование: естественно-научное, историческое (книги, раритеты, оружие, археологические и церковные древности), художественное (живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства); · демонстрация коллекций – публичные музеи; · научно-исследовательские и просветительские цели. Date: 2016-05-15; view: 583; Нарушение авторских прав |